Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этические проблемы науки в конце ХХ столетия.



Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности, со­вокупность ценностных принципов, принятых в научном сообще­стве. По определению Р. Мертона, этос науки — это эмоционально окрашенный комплекс пра­вил, предписаний и обычаев, ценностей, которые считаются обязательными для ученого. Со­временная техника помещает человека в условия, далекие от его нормального функционирования, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Сейчас присутствует реальная угроза и риск здоровью и существованию человека. Наиболее важным в сфере этики ученого мира является про­блема авторства научных открытий, проблема плагиата, компе­тентности и фальсификации научных открытий. В научном сооб­ществе принято устанавливать достаточно жесткие санкции за со­вершение подобных актов. Ученый может ошибаться, но не мо­жет фальсифицировать. Научное сообщество отторгает исследо­вателей, занимающихся плагиатом, бойкотирует их, прерывает с ними всяческие научные контакты, отказывается от совместной работы. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, благодаря которому фикси­руется авторство тех или иных идей. Ученый также ответствен лишь за достоверность предлагае­мых знаний, а не за последствия их практического применения. Этические проблемы, которые были порождены областью ядерной физики, стали очевидными в силу открытия расщепления атома урана. На повестку дня стал вопрос о практическом применении атомного и ядерного оружия. В области генети­ки проблемными оказались вопросы о влиянии половых разли­чий на умственную деятельность, генетические и интеллектуаль­ные различия между расами и народностями. Выводы теории генетического различия умственной деятель­ности подводили к принятию расизма и геноцида. На стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэти­ки. В настоящее время идет процесс выработки основ­ных критериев, допускающих экспериментирование на человеке, применение раз­личных методов искусственной репродукции человека, замены по­раженных органов и тканей, замещение поврежденных генов. Особые проблемы вызывает связь науки и бизнеса, которая ведет к коммерциализации всех сфер взаимодействия: и в области оказания жизненно важных медицинских услуг, и в области транс­плантации органов, и в области лекарственных препаратов и тех­нологических новаций. Генная инженерия за весьма непродолжительный период ока­залась на передовой научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она дает возможность вмешиваться в гене­тический код человека и изменять его. Этот путь мыслится как позитивный в случаях лечения ряда наследственных болезней. Проблемы манипуляции над человеческой психикой, воз­действия на человеческий мозг составляют особую группу про­блем. Сред­ства манипуляции психикой по своему воздействию сравнивают­ся с транквилизаторами и наркотиками. Другой животрепещущей проблемой современности является технология клонирования. Революционная ситуация в генетике и удавшийся эксперимент клонирования — создания клона. Клонирование человека – вызов природе, всемирной религиозной морали, нравственности человечества. Неизвестны последствия такого эксперимента и возможные патологии.



Сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм – провозглашение науки как высшей ценности развития человеческой цивилизации. Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение.

К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука, знание оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема. Они совершенно справедливо подчеркивают, что наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности.

Сциентисты намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации.

Антисциентизм, напротив, исходит из негативных последствий НТР, требует ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.

Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем. Они испытывают предубежденность против научных инноваций; подчеркивают критическое отношение к науке, считая что человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения; придерживаются негативного пути развития человечества. Антисциентисты уверены, что вторжение науки во все сферы человеческой жизни делает ее бездуховной, лишенной человеческого лица и романтики.

Крайний антисциентизм приводит к требованиям ограничить и затормозить развитие науки. Однако в этом случае встает насущная проблема обеспечения потребностей постоянно растущего населения в элементарных и уже привычных жизненных благах, не говоря уже о том, что именно в научно-теоретической деятельности закладываются проекты будущего развития человечества.

Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. Человечество делает основную ставку на науку в вопросе прогрессивного развития цивилизации.



Наука и паранаука.

Наука — специализированная когнитивная дея­тельность сообществ ученых, направленная на полу­чение и использование в практике нового научного знания о различного рода объектах, их свойствах и отношениях. Научное знание должно отвечать определенным критериям: предметности, воспроизводимо­сти, объективности, эмпирической и теоретической обоснованности, логической доказательности, полез­ности. Сегодня наука является сверхсложной социаль­ной системой, обладающей огромной степенью само­организации, мощной динамикой расширенного вос­производства, результаты которой образуют основу развития современного общества.

Научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полное отделение науки от ненауки так и не увенчалось успехом до сих пор. Всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими нормами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отнесенные к вненаучному знанию, объединяются общим понятием - эзотеризм.

Паранаука — идеи и концепции, относительно которых не существует твердого консенсуса среди членов соответствующего сообщества ученых в при­знании их полноправными элементами системы науч­ного познания (парапсихология, евгеника и др.). В паранауке фиксируется ряд фактов и опытных данных, которые либо недостаточно объективны, либо противоречивы современным теориям. Паранаука м.б. как точкой будущего научного прогресса, так и отвлекаю­щим фактором в ее развитии.

Существует также иные формы вненаучного знания: 1. ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира; 2. донаучное, выступающее предпосылкой науки; 3. лженаучное - это ошибочное предрассудочное знание, не обладающее систематичностью, универсальностью; 4. квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения, идеологию; 5. антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Особую форму вненаучного знания представляет собой народная наука. Она обращена к самым элементарным и жизненно важным сферам человеческой деятельности – здоровье, земледелие, скотоводство, строительство.

Известна следующая классификация вненаучного знания: паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука. 1. Паранормальное знание включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями (мистика и спиритизм); 2. Псевдонаука характеризуется сенсационностью тем, признание тайн и загадок, которые исследуются через истолкование; 3. Девиантной наукой занимаются люди, имеющие научную подготовку, но выбирающие весьма расходящиеся с общепринятыми представлениями методы и объекты исследования. Иногда вненаучное знание именует себя как иной способ истинного познания.

Паранаука- это знания, которое стремится принять научную форму, утверждает, что паранаука имеет преимуществу перед наукой. Во-первых, паранука изучает другие формы реальности. Объектом является другая онтолгия. Во-вторых, паранаука утверждает, что существуют способы познания этих фундаментальных глубоких связей. В третьих, паранаука- это когда познанные знания можно использовать в интересах человека.

Содержание понятия несколько отличается от понятия псевдонаука. Паранаучные представления бытуют не только у менее просвещенной части общества, но и в среде его культурной элиты. Той самой, которая занята производством классических ценностей науки и искусства. Более того, именно научная элита стояла в конце прошлого века у истоков парапсихологии – этого айсберга псевдонауки! Стараниями этой элиты во второй половине ХХ века парапсихология приобрела внешнее подобие раздела естествознания. Это показывает, что возникновение и существование псевдонауки, как феномена культуры, нельзя объяснить исключительно доступностью и привлекательностью предмета, причины этого более глубоки и разнообразны.

Паранаучное знание возникло из проблем и трудностей науки. Многие проблемы бывают не по зубам науке, а паранаука их объясняет, выдавая это объяснение за научное знание. Считают, что в мире есть причины, которые им управляют, более глубокие, чем учит наука. 2. Наука принципиально бессильна их познать, это доступно только паранауке. 3. Цель этих знаний – использование в интересах человека. По Лишкевич 4 направления паранауки: герметизм, кабалистическое, оккультно-магическое, Ю мистико-спиритическое.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь