Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Комплект экзаменационных билетов ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Хранится на кафедре
Примерная тематика рефератов 1. Концепция возникновения философии. 2. Система абсолютного идеализма Гегеля. 3. Идея гуманизма в философии Возрождения. 4. Учение Сократа и его место в античной философии. 5. Учение Платона об идеях. 6. Философия всеединства в России: представители и направления. 7. Славянофильство и западничество в русской философской мысли. 8. Средневековая схоластика (общая характеристика, основные представители). 9. Учение о методе Ф.Бекона. 10. Философия Французского Просвещения 18 в. (Общая характеристика, основные представители, системы и школы). 11. Философское содержание структурализма. Постструктурализм в современной философии. 12. Общая характеристика философии И.Канта: ее истоки, проблемы. основные понятия. 13. Экзистенциональная диалектика С.Кьеркегора. 14. Волюнтаристическая философия А.Шопенгауэра. 15. Философия жизни. Общая характеристика и основные представители. 16. Позитивизм в философии 19 века: основные представители, школы, этапы эволюции. 17. Философская герменевтика: истоки и современное состояние. 18. Феноменологическое направление в философии. Э.Гуссерль. 19. Онтология как философское учение о бытии. 20. Гносеология: ее предмет, структура и основные направления. 21. Философия неофрейдизма. 22. Постмодерн в философии: истоки, представители, принципы. 23. Философские науки: понятие, исторические формы, главные представители. 24. Природа и специфика философских проблем: классика и современность. 25. Социум и культура. Философия общества и философия культуры. 26. Социально-философский смысл техники. 27. Философия: предмет, структура, теория и метод. 28. Проблема человека в философии. 29. Проблема субъекта в теории познания. 30. Проблема истины в философии.
Примерная тематика курсовых работ
Этика Аристотеля. Субъективный идеализм Джорджа Беркли. Этика долга Иммануила Канта. Проблема человека в философии Сократа. Проблема метода в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта. Смысл любви в философии Платона. Учение Августина Аврелия. Концепция любви в философии Вл.Соловьева. Тоталитаризм: социально-философский аспект. Культурфилософские идеи Ницше Идея любви в философии Платона. Пифагор и его школа. Понятие сверхчеловека в философии Ницше. Элейская школа философии. Сравнительная характеристика теорий государства Платона и Аристотеля. Проблематика личности и морали в философии Ницше. Философские знания Зигмунда Фрейда, работа со сновидениями Мифология как исторический тип мировоззрения.
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Цель контрольных работ – проверить знания студентов по отдельным вопросам и темам курса и их способность применять усвоенную философскую культуру в практике сегодняшнего дня. Являясь одним из видов самостоятельного изучения курса, контрольная работа помогает приобрести навыки конспектирования первоисточников, а значит, более детального и глубокого осмысления философских произведений. Контрольная работа помогает также приобрести навыки подбора дополнительной литературы, изложения содержания темы на основе изученного материала. Написание контрольной работы требует, безусловно, творческого подхода. Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно, соответственно букве алфавита, на которую начинается его фамилия. Например, фамилия студента на букву А – тема контрольной работы соответственно 1 или 29 (на выбор одна из тем). Тема должна быть изложена на основе первоисточников в соответствии с указанными в плане узловыми вопросами, последовательно и аргументировано, иметь естественную связь с современностью. Приводимые в тексте цитаты должны иметь точные, соответствующие стандартам указания, откуда они заимствованы (сноски внизу страницы). В сносках указываются: ФИО автора, название работы, выпуск, место издания, год издания, страница. Кавычки не применяются. В конце контрольной работы приводится список использованной литературы в алфавитном порядке. Работа должна быть подписана автором, указана дата ее выполнения. Если работа получает неудовлетворительную оценку, она должна быть переработана целиком, исходя из рецензии преподавателя, затем отправлена на повторную проверку. При оформлении контрольной работы должны соблюдаться определенные правила: страницы должны быть пронумерованы, иметь поля. Не разрешаются сокращения и вставки. Объем работы составляет примерно 15 страниц формата А4, через 1 интервал (компьютерный вариант), либо 25 страниц школьной тетради (рукописный вариант – РАЗБОРЧИВО!!! ). На титульном листе указать Ф.И.О., университет, факультет, курс, номер контрольной работы, тему, домашний адрес.
Тема 1. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ (А, Ц) 1. Понятие мировоззрения. Мифология как тип миросозерцания. 2. Основные черты мифологического мышления. 3. Соотношение мифологии, религии, философии. 4. Конспект работы: Кессиди. От мифа к Логосу.
Дополнительная литература:
Введение в философию.Ч.1. М., 1989, с.21-73. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. Кессиди. От мифа к логосу. М., 1972. Мир философии. М., 1991. Ч.1, с.10-129; ч.П, с.375-405. Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1987, главы «Пространство и время», «Модель мира». Топоров В.Н. Миф. Образ. Ритуал. Символ. М., 1995. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. Статьи: «Мировоззрение», «Философия», «Религия», «Мифология». Философская энциклопедия. В пяти томах. Том 3. «Мифология». Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.
Тема 2. МИРОСОЗЕРЦАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ (Б, Ч). 1. Специфика философии. Ее отличие от религии и мифологии. 2. Философия как основа мировоззрения. 3. Конспект работы: Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.
Дополнительная литература:
Введение в философию. М., 1989. Ч.1, с.21-73. Гватари Ф., Делез Ж. Что такое философия? СПб., 1999. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1991. Мир философии. М., 1991. Ч.1, с.10-129; ч.П, с.375-405. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1995. Философский энциклопедический словарь.М., 1983, статьи: «Основной вопрос философии», «Философия», «Религия», «Мифология». Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21.
Тема 3. РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ МИРОСОЗЕРЦАНИЯ. (В, Ш). 1. Понятие веры. Соотношение веры и знания. 2. Специфика религиозного сознания, его отличие от мифологии и философии. 3. Конспект работы: Фрейд З. Будущее одной иллюзии. Кант И. Религия в пределах только разума (по выбору).
Дополнительная литература:
Гегель. Философия религии. В 2-х т. Т.1. М., 1989. Кант И. Религия в пределах только разума// Кант И. Трактаты и письма (любое издание). Кимелев Ю.А. Философские концепции религиозной веры// Современная западная философия религии. Гл.V. М., 1989, с.139-155. Маркс К. Тезисы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.3. Мень А. Три рода веры// История религии. Т.1, ч.1. М., 1991, с.27-84. Фрейд З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов. М., 1989. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
Тема 4. ДРЕВНИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАЧАЛЕ СУЩЕГО (Г, Щ).
1. Древневосточные представления о начале мира и его строении. 2. Античное представление о Космосе. 3. Роль учений о первоначале в становлении рационалистического мышления.
Дополнительная литература:
Антология мировой философии. М., 1962. Т.1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, религия, наука. М., 1989. Введение в философию. М., 1989. Ч.1, с.93-99. Кессиди Ф.Х. Гераклит. М., 1982. Его же: Сократ. М., 1988. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997. Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум: античная парадигма. Л., 1990. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. Его же: Элейская предфилософия. М., 1975. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998. Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра.// Разговор на проселочной дороге. М., 1991.
Тема 5. ЧЕЛОВЕК И ВСЕЛЕНСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ В ФИЛОСОФСКОМ НАСЛЕДИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ (Д, Э).
1. Представления о человеке в индуизме и буддизме. 2. Человек и Космос. 3. Пути духовного возвышения.
Дополнительная литература:
Антология мировой философии. В 4-х томах. Т.1, ч.1. М., 1969. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. М., 1991. Кейпер Ф. Труды по ведийской мифологии. М., 1996. Немировская Л.З. Философия. М., 1996. Чаттерджи Саттиачандра. Датта Дхирендрамохан. Индийская философия. М., 1994.
Тема 6. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА И ДАОСИЗМА (Е, Ю).
1. Основные принципы этического учения Конфуция. 2. Даосские принципы «не-деяния», «не-знания» и спокойствия. 3. Даосизм и конфуцианство как философская основа китайских боевых искусств. 4. Конспект работы: Конфуций. Суждения и беседы.
Дополнительная литература:
Антология мировой философии. Т.1, ч.1. М., 1969. Дао и даосизм в Китае. М., 1982. Древнекитайская философия. Собрание текстов. Т.1, 2. М., 1972. История китайской философии. М., 1989. Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. Конфуций. Я верю в древность. М., 1995. Краткий очерк истории философии. М., 1969. Гл. II, § 2. Лао-цзы. Книга о пути и силе. Новосибирск, 1992. Немировская Л.З. Философия. М., 1996.
Тема 7. СОФИСТЫ И СОКРАТ (Ж, Я).
1.Понятие образования в Древней Греции. 2. Роль софистов в становлении древнегреческой культуры. 3. Этический рационализм Сократа. 4. Конспект работы: Платон. Апология Сократа.
Дополнительная литература:
Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976. Введение в философию. М., 1989, ч.1, с.104-108. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1988. Лосев А.Ф. Античность, мифология, культура. М., 1991. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997. Платон. Апология Сократа. Сочинения. Т.1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
Тема 8. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИКА: ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ (З). 1. Учение Платона об идеях. 2. Основные категории Аристотеля. Понятия «энергия» и «энтелехия». 3. Конспект работы: Платон. Государство.
Дополнительная литература:
Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976. Аристотель. Метафизика. Соч. в 4-х томах. Т.1. М., 1976. Введение в философию. М., 1989, ч.1, с.110-113. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. Зубов В.П. Аристотель. М., 1964. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. «Платон», «Аристотель». Мир философии. М., 1991, ч.П, с.8-9, 144-146, 232-235. Платон. Сочинения: В 4-х томах. Т.2 (диалоги «Пир», «Теэтет»); т.3 (диалог «Государство»). Хайдеггер М. Учение Платона об истине// Время и бытие. М., 1993.
Тема 9. ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ (И, Й). 1. Общая характеристика средневековой философии: основные принципы, проблематика, представители. 2. Смысл понятий «схоластика», «патристика», «номинализм», «реализм», «догмат». 3. Проблема веры и знания в средневековой философии. 4. Конспект работы: Августин Аврелий. Исповедь.
Дополнительная литература:
Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1992. Введение в философию. М., 1989, ч.1, с.115-135. История средних веков. Ч.1. М., 1990, с.142-184. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии.М., 1997. Мир философии. М., 1991, ч.1, с.14-15, 483, 612, 613; ч.П, с.375-377. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2.СПб., 1997. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. Статьи: «Августин Аврелий», «Фома Аквинский», «Схоластика», «Номинализм», «Реализм». Фома Аквинский. О сущем и сущности// Историко-философский ежегодник-88. М., 1988. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
Тема 10. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА (К).
1. Общая характеристика философии Возрождения: основные принципы, проблематика, представители. 2. Учения о человеке Фичино и Мирандолы. 3. Конспект работы: Макиавелли Н. Государь.
Дополнительная литература:
Введение в философию. М., 1989, ч.1, с.135-145. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. Кузанский Николай. Соч. в 2-х томах. М., 1980 (Об ученом незнании). Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. Макиавелли Н. Государь (любое издание). Мир философии. М., 1991, ч.1, с.196; ч.П.с.9-10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. СПб., 1997. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVIII вв. М., 1984. Философский энциклопедический словарь. М., 1983, статьи: «Гуманизм», «Возрождение».
Тема 11. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: ПРОБЛЕМА МЕТОДА ПОЗНАНИЯ (Ф.БЭКОН, Р.ДЕКАРТ). (Л).
1. Предпосылки и основная проблематика философии Нового времени. 2. Эмпирическая и рационалистическая линии в философии. 3. Конспект работы: Декарт Р. Рассуждение о методе.
Дополнительная литература:
Антология мировой философии: В 4-х томах.Т.2. М., 1969. Бэкон Ф. Новый органон// Соч.: В 2-х томах. Т.2. М., 1972. Введение в философию. М., 1989, ч.1, с. 146-163. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987. Декарт Р. Рассуждение о методе// Соч.: В 2-х томах. Т.1. М., 1989. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993. Мир философии. М., 1991, ч.1, с.249-254, 262-264, 485-491, 498-499. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984. Философский энциклопедический словарь. Статьи: «Методология», «Метод», «Наука», «Бэкон», «Декарт», «Рационализм», «Эмпиризм».
Тема 12. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ: ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА (М).
1. Человек, природа, общество в концепциях французских просветителей. 2. Общественно-правовой идеал просвещения. 3. Конспект работы: Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре.
Дополнительная литература:
Введение в философию. М., 1989, ч.1, с.163-169. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Н. Западноевропейская философия ХVIII века. М., 1986. Мир философии. М., 1991, ч.1, с.284-285, 414-441; ч.П, с.17-25. Момджян Х.Н. Французское просвещение XVIII века. М., 1983. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1973. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2, 3. СПб., 1994, 1996. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969 и посл.изд. Философия эпохи ранних буржуазных революций. Под ред.Т.И.Ойзермана. М., 1983. Философский энциклопедический словарь. Статья «Просвещение». Французское просвещение и революция. М., 1969. Тема 13. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И.КАНТА (Н). 1. Система «критической» философии. 2. Этическая концепция. Понятие категорического императива. 3. Конспект работы: Кант И. Критика чистого разума. Введение.
Дополнительная литература:
Васильев В.В. Кант, Юм и проблема дедукции категорий. // Вопросы философии, 1995, № 4. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М., 1998. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1992. Кант И. Соч.: В 6-ти томах. М., 1965. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. Введение. С.32-46. Кант И. Лекции по этике// Этическая мысль-1988; Этическая мысль-1990. Кассирер Э. Жизнь и учение И.Канта. СПб., 1998. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX вв. М., 1989, с.11-126. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М., 1997. Мир философии. М., 1991, ч.1, с.198, 508-521; ч.П, с.24, 146-148, 435-445. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М., 1976. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3, 4. СПб., 1996-1997. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики.
Тема 14. СИСТЕМА АБСОЛЮТНОГО ИДЕАЛИЗМА ГЕГЕЛЯ (О).
1. Метод и система Гегеля: общая характеристика. 2. Понятия «абсолютный дух» и «абсолютная идея». 3. Конспект работы: Гегель. Энциклопедия философских наук, раздел «Абсолютный дух».
Дополнительная литература:
Асмус В.В. Диалектика необходимости и свобода в философии Гегеля// Вопросы философии, 1995, № 1. Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3-х томах. М., 1974-1977. Т.1. Разд. «О трех отношениях мысли и объективности». Т.3. Разд. «Абсолютный дух», §§ 523-577. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1982. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. М., 1989, с.186-389. Мир философии. М., 1991, ч.1, с.53, 141-150, 383-384, 521-527, 632; ч.П, с.27, 194. Нарский И.С. Западноевропейская философия Х1Х века. М., 1976. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3, 4. СПб., 1996-1997. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21.
Тема 15. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА (П). 1. Сущность антропологического гуманизма. 2. Этические и социально-политические воззрения Л.Фейербаха. 3. Конспект работы: Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Главы 1, 3// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21.
Дополнительная литература:
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1982. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVШ – начала Х1Х вв. М., 1989, с.394-460. Мир философии. М., 1991, ч.1, с.54, 150-154, 264-269, 528-530; ч.П, с.388-393. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3.4. СПб., 1996-1997. Фейербах Л. Собрание произведений. В 3-х томах. М., 1967. Фейербах Л. Необходимость реформы философии// Избр. философские произведения: В 2-х томах. М., 1955, т.1.с.107-113. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл.1, 3// Маркс К., Энгельс Ф. Соч..т.21.
Тема 16. КАРЛ МАРКС: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ИДЕИ КОММУНИЗМА И КРИТИКА «КАЗАРМЕННОГО КОММУНИЗМА» (О.Р).
1. Материалистическое понимание истории. 2. Проблема отчуждения в философской концепции Маркса. 3. Понятие коммунизма. 4. Конспект работы: Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42.
Дополнительная литература:
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. Разд.: Карл Маркс. Маркс К. Немецкая идеология// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.3.с.15-73. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. – Там же, т.42, с.113-127. Марксистская философия в Х1Х веке: В 2-х томах. М., 1979.
Тема 17. СУДЬБЫ РОССИИ В ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ П.Я.ЧААДАЕВА (Н, С).
1. П.Я.Чаадаев о месте России во всемирно-историческом процессе. 2. Роль религии в философских построениях П.Я.Чаадаева. 3. Конспект работы: Чаадаев П.Я. Первое философическое письмо.
Дополнительная литература:
Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия 1Х-Х1Х вв. Л., 1989, с.249-261. Ермичев А.А. Философия в России. СПб., 1998. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Т.2.Л., 1991. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991, с.50-55. Новиков А.И. История русской философии. СПб., 1998. Русская философия: Словарь. М., 1995. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995. Тойнби А. Постижение истории.М., 1991, с.140-142. Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989 (Философические письма. Пология сумасшедшего). Щукин В.Г. Христианский Восток и топика русской культуры// Вопросы философии, 1995, № 4. Янов А. Три лика русского деспотизма// Свободная мысль, 1992, № 10, с.53-74.
Тема 18. НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО (М, Т). 1. Христианство и социализм как источники взглядов Ф.М.Достоевского. 2. Критика Достоевским нигилистической этики буржуазной революции. 3. Защита личности в творчестве Достоевского. 4. Конспект работы: Достоевский Ф.М. Легенда о великом инквизиторе.
Дополнительная литература:
Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия 1Х-Х1Х вв. Л., 1989, с.433-450. Достоевский Ф.М. Легенда о великом инквизиторе.// Соч.: В 30-ти томах. Т.14. Л., 1984. Ермичев А.А. Философия в России. СПб., 1998. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. Кудрявцев Ю.Т. Три круга Достоевского. М., 1991. Новиков А.И. История русской философии. СПб., 1998. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Л., 1972, с.106-117. Русская философия: Словарь. М., 1995. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
Тема 19. ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЛЬВА ТОЛСТОГО (Л, У).
1. Влияние пессимистической тенденции в западноевропейской философии на взгляды Толстого (Руссо, Шопенгауэр). 2. Религиозно-этические воззрения Толстого. 3. Социальная философия Толстого. 4. Конспект работы: Толстой Л. Исповедь// Собр.соч., т.16. М., 1983.
Дополнительная литература:
Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия 1Х-Х1Х вв. Л., 1989, с.559-569. Ермичев А.А. Философия в России. СПб., 1998. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. Новиков А.И. История русской философии. СПб., 1998. Русская философия: Словарь. М., 1995. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995. Толстой Л.Н. Исповедь. Так что же нам делать? Собр.соч. Т.16. М., 1983. Толстой Л.Н. Не могу молчать. М., 1985, с.39-97.
Тема 20. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ ВЛ.СОЛОВЬЕВА (К, Ф). 1. Философия всеединства В.Соловьева. 2. Соловьев о национальной идее. 3. Идея всемирной теократии. 4. Конспект работы: Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории.
Дополнительная литература:
Акулинин В.И. Философия всеединства. От Соловьева к П.А.Флоренскому. Новосибирск, 1990. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьева// Вопросы философии, 1994, № 6. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990, с.293-329. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. Мир философии. М., 1991, ч.1, с.92-97, 166-175, 217-225, 310-313, 554-563, 639-642; ч.П, с.43-48, 108-115, 208-209, 356-361, 472-474. Русская философия: Словарь. М., 1995. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995. Соловьев Вл. Соч.: В 2-х томах. М., 1990. Т.2. (На пути к истинной философии. Жизненная драма Платона. Идея сверхчеловека. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории). Соловьев В.С. Соч.: В 2-х томах. М., 1988 («Русская идея», «Византизм и Россия»). Философский энциклопедический словарь. Статьи: «Всеединство», «Вл. Соловьев». Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. Щукин В.Г. Христианский Восток и топика русской культуры.// Вопросы философии, 1995, № 4.
Тема 21. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ФЕДОРОВА Н.Ф. (И, Х).
1. Идея преодоления смерти как путь к спасению. 2. Роль России в мировом историческом процессе. 3. Значение научно-технического прогресса в решении глобальных общественных проблем. 4. Конспект работы: Федоров Н.Ф. Философия общего дела.
Дополнительная литература:
Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия 1Х-Х1Х вв. Л., 1989. Ермичев А.А. Философия в России. СПб., 1998. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Л., 1991. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. Мир философии. М., 1991, ч.1, с.269-271; ч.П, с.121-126, 207-208, 332-335, 465-472. Новиков А.И. История русской философии. СПб., 1998. Русская философия: Словарь. М., 1995. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995. Русский космизм. Антология философской мысли// Сост. Семенова С.Т., Гачева А.Г. – М., 1993. Щукин В.Ф. Христианский Восток и топика русской культуры// Вопросы философии, 1995, № 4.
Тема 22. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.ГЕРЦЕНА (З, Ц). 1. А.Герцен о свободе воли. 2. Роль государства в общественной жизни общества. 3. Роль масс в политических процессах. 4. Конспект работы: Герцен А. С того берега.
Дополнительная литература:
Ермичев А.А. Философия в России. СПб., 1998. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Л., 1991. Лебон Г. Психология народов и масс. Горбовский А., Семенов Ю. Человек толпы// Диалог, 1992, № 3, с. 26-29. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. Мир философии. М., 1991, ч.1, с.86-88, 159-166; ч.П, с.201-206, 244-247. Новиков А.И. История русской философии. СПб., 1998. Русская философия: Словарь. М., 1995.
Тема 23. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И НАСИЛИЯ В ФИЛОСОФИИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО (Ж, Х, Ч). 1. Учение Чернышевского об историческом процессе. 2. Принцип «разумного эгоизма» как фактор свободы личности. 3. Теория общинного социализма. 4. Конспект работы: Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии.
Дополнительная литература:
Ермичев А.А. Философия в России. СПб., 1998. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии.М., 1996. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. Мир философии. М., 1991, ч.1, с.158-159, 397-401, 530-531. Новиков А.И. История русской философии.СПб., 1998. О России и русской философской культуре. М., 1990. Русская философия: Словарь. М., 1995. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
Тема 24. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА (Е, Ф, Ш). 1. Существование человека и его сущность. 2. Бытие между жизнью и смертью. 3. Пограничная ситуация и современное человечество. 4. Конспект работы: Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм.
Дополнительная литература:
Введение в философию. М., 1989, ч.1, с.314-332. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. М., 1990. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1998. Камю А. Бунтующий человек. М., 1993. Камю А. Избранное. М., 1989. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде// Сб.: Сумерки богов. М., 1989. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. Мир философии. М., 1991, ч.П, с.60-61, 71-76, 222-227, 546-558. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм// Сумерки богов. М., 1989. Современная зарубежная философия. Компаративистский подход. Т.1, 2. СПб., 1998. Современная западная философия: Словарь. М., 1991. Сумерки богов. М., 1989. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Тема 25. ПОЗИТИВИЗМ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ (Д, У, Щ). 1. Истоки позитивизма. 2. Позитивистский принцип «верификации». 3. Сущность и формы неопозитивизма. 4. Конспект работы: Арон Р. Этапы развития социологической мысли (Разд. «О.Конт»).
Дополнительная литература:
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М., 1969. Введение в философию. М., 1989, ч.1, с.60-63, 310-314. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины Х1Х-начала ХХ века. М., 1988. Мир философии. М., 1991, ч.1, с.57-65, 67-75, 343-350, 586-597; ч.П, с.403-405, 538-541. Русский позитивизм. СПб., 1995. Современная западная философия: Словарь. М., 1991.
Тема 26. ПРОБЛЕМА ИРРАЦИОНАЛЬНОГО (Т, Г, Э). 1. Новая картина мира и идеи «творческой эволюции». 2. Бессознательное и психоанализ. 3. Иррационализм и его формы в ХХ столетии. 4. Конспект работы: Ницше. Так говорил Заратустра (любое издание).
Дополнительная литература:
Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1999. Введение в философию. М., 1989, ч.1.с.293-310. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. М., 1990. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1998. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде// Сумерки богов. М., 1989. Мир философии. М., 1991, ч.1.с.65-67, 154-158, 386-387; ч.П, с.127-138, 285-295, 355-356, 461-463, 478-482. Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М., 1989. Ницше Ф. Сочинения. В 2-х томах. («Так говорил Заратустра»). Современная западная философия: Словарь. М., 1991.
Тема 27. ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ – СПОСОБ И ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ (В, С, Ю). 1. Пространство и время как атрибуты материи. 2. Неразрывность материи и движения. 3. Основные формы движения материи, их особенности и взаимосвязь, новые достижения в их классификации. 4. Конспект работы: Гартман Н. Старая и новая онтология.
Дополнительная литература:
Аксенов Г.П. О причине времени// Вопросы философии, 1996, №1. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982. Введение в философию. М., 1989, ч.П.с.66-94. Гартман Н. Старая и новая онтология// Историко-философский ежегодник-88. М., 1988. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн.собр.соч., т.18, с.131, 147-151, 181-195. Мир философии. М., 1991, ч.1, с.303, 303-304, 309-310, 310-313. Основы онтологии: Учебное пособие. СПб., 1997. Проблема связей и отношений в материалистической диалектике. М., 1990. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987, с.255. Философский энциклопедический словарь. М., 1988.
Тема 28. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА (Б, Р, Я). 1. Понятие общества. Общество и его структура. 2. Человек в системе социальных связей. 3. Гражданское общество и государство. 4. Конспект работы: Зиммель Г. Как возможно общество?
Дополнительная литература:
Барулин В.С. Социальная философия. М., 1994. Введение в философию. М., 1989, ч.П, с.416-432, 455-478. Гайденко П.П., Давыдов Ю.М. История и рациональность. М., 1991. Гегель. Философия права. М., 1990. (Разделы: «Гражданское общество», «Государство»). Зиммель Г. Избранное, в 2-х томах. Т.2. М., 1996. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1996. Маркс К., , Энгельс Ф. Немецкая идеология. – Маркс К., Энгельс Ф.Соч., 2-е изд., т.3, с.15-78. Мир философии. М., 1991, ч.П, с.156-159, 194-195, 208-209. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. Очерки социальной философии: Учебное пособие для высших учебных заведений// Отв.ред.Шевченко В.Н. М., 1994. Очерки социальной философии: Учебное пособие// под ред. проф. К.С. Пигрова. СПб., 1998. Пигров К.С. Социальная философия. Самара, 1996. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Социальная философия: Хрестоматия// Сост. Арефьева Г.С. М., 1994.ч.1, 2. Философия истории: Хрестоматия. М., 1994.
Тема 29. ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (А, П). 1. Единство и многообразие мировой истории. 2. Проблема смысла истории. 3. Глобальные проблемы современности. 4. Конспект работы: Новая технократическая волна на Западе (любая статья по выбору).
Дополнительная литература:
Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР: год 2000. М., 1986. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1994. Ч.1.2. Введение в философию. М., 1989, ч.П, с.585-620. Какое будущее ожидает человечество? Прага, 1964. Кантор К.М.Два проекта всемирной истории// Вопросы философии, 1990, № 2. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1996. Кобищанов Ю. Распад пространства – возрождение цивилизации? // Век ХХ и мир, 1992, № 5, с.34-41. Ковалев А. Еще раз о формационном и цивилизационном подходах// Общественные науки и современность, 1996, № 1. Мир философии. М., 1991, ч.П, с.497-512, 522-538, 538-541, 546-558, 558-585. Пигров К.С. Социальная философия. Самара, 1996. Социальная философия: Хрестоматия. М., 1994. Ч.1, 2. Философия истории: Хрестоматия. М., 1994. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
Лекция 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества. План. 1. Проблемное поле философии. Специфика философского мышления. 2. Структура философского знания. 3. Проблема возникновения философии. 4. Философия и мировоззрение. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и наука.
Основные понятия: философия, мировоззрение, научная картина мира, миф, религия, наука.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое мировоззрение и каковы его исторические типы? 2. В чем состоят особенности философского познания? Назовите основные характерные черты философского способа освоения мира. 3. Перечислите основные отличия философского мышления от мифологического. 4. Религиозная философия и религия – это одно и то же или между ними существуют принципиальные различия? Укажите их. 5. Что общего и что различного между философией и наукой? 6. Когда примерно возникла философия и в силу каких обстоятельств?
Лекция 2. Мифологическое мышление и древневосточное мировоззрение.
План. 1. Специфика и сущностные черты мифологического мышления. 2. Формирование философских учений в Древней Индии. 3. Основные философские учения Древнего Китая. Этико-политическая концепция Конфуция.
Основные понятия: Веды, Брахман, Атман, Карма, Нирвана, Майя, буддизм, даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, Дао, дэ.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоят существенные различия между философией Запада и философией Востока? 2. Какова историческая связь между школами индийской философии и Священным Писанием индуизма – «Ведами»? 3. «Инь» и «Ян» - которое из этих понятий китайской философии выражает начало творчески активное и которое – пассивное? 4. Раскройте смысл ключевых понятий индийской философии: «Брахман», «Атман», «Карма», «Майя», «Нирвана». Постарайтесь вскрыть смысловые связи между данными понятиями. 5. Какую роль играет в философии конфуцианства понятие «Жень»? 6. Как вы понимаете утверждение Конфуция о том, что он ничего нового не создает, а лишь собирает старое – традиции? Действительно ли Конфуций не сотворил ничего нового? 7. Означает ли даосский принцип «не-деяния» проповедь бездействия или же здесь скрыт некий иной смысл? Какой? 8. В чем заключается принцип единства физического и психического в философских концепциях Востока? 9. Основателем какой школы китайской философии был Лао-цзы?
Лекция 3. Античная философия.
План. 1. Основные принципы античной философии и этапы ее развития. 2. Раннегреческая (досократическая) философия. 3. Классический этап развития философии. 4. Эллинистическая философия.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы