Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Человек может общаться с кем угодно, но свои тайны он предпочитает держать при себе. 1. Возникновение Философии. Предметная область философии.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Человек может общаться с кем угодно, но свои тайны он предпочитает держать при себе. 1. Возникновение Философии. Предметная область философии. Термин ф-я возник в древней Греции – на рус. «любовь к мудрости» - философами называли людей стремящихся к познанию как к самостоят. цен. человеческого познания. Развитие античн. ф-ии было прервано в результате крушен. рабовладельческого строя, распада Римской империи, войн и т.д., но эти социальные потрясения способствовали укреплению и распространению религии, Р – становится на долгие годы господствующей формой общественного сознания. Различные конкурир. течен. в борьбе за умы пытались привлечь на свою сторону философов, используя опыт ф-еого анализа для обоснования истинности своего учения. Христианская церковь считает, что ф-я должна быть только служанкой богослов.. Это резко меняет проблематику, сам предмет ф-ю. Место физики занимает богопозн. этика подчиняется задачам религиозного воспитания.На матер. бог-ских дискуссиях развивается диалектика, породив современную логику и схоластику. ® Постепенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления ф-кого атеизма. Но это не исключает того, что многие ф-фы остаются верными религии. Происходит как бы распад прежней проблематики: познания природы, человека самого процесса познания. Сэтого времени ф-ия приобретает статус науки. Антич. физика становится натурф-ей или ф-ей природы. ® Постепенно познание природных явл. специализ., учен. все больше заним. сбором фактического материала его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс формирования наук и выделения их из ф-фии. Сформир. науки заним. изучением конкретного материала, а ф-ия перестав быть «наукой наук» стала заним. мировозренчискими вопросами. Развитие представлений о материи в истории философии. Философское понятие материи. Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека. Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией ). Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты). Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную. Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер. Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты). Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к пониманию материи. В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта: 1. логический – материя как философская категория; 2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность; 3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение; 4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений. В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов: 1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения; 2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека; 3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление. 8. Понятие движения. Свойства движения. Движение и развитие, их соотношение. Существуют различные подходы к понятию движения. Материализм: движение – это 1) изменение вообще; 2) способ существования материи. Субъективный идеализм: движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в сознании. Объективный идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение, возникновение, прохождение, гибель и т.д.” Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Основные свойства движения: 1) объективность, 2) абсолютность, 3) относительность, 4) противоречивость.
9. Формы движения материи, их взаимосвязь. Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе классификации наук: 1. механическое – пространственное перемещение тел; 2. физическое – перемещение атомов, молекул; 3. химическое – различные химические реакции; 4. биологическое – обмен веществ; 5. социальное – общество (мышление, сознание). Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности взаимосвязи: 1. движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в другую; 2. высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные явления). Каждая форма имеет свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы не сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое. Простые формы движения материи могут характеризоваться как сложные только в том случае, если их рассматривать в сложных полях (гравитационные, ядерные и т.д.). Свойства пространства и времени. 1. Общие свойства: 1) объективность; 2) абсолютность – движение, как и пространство и время, носит всеобщий характер; 3) относительность – содержанием пространства и времени является движущаяся материя, поэтому пространство и время меняются в различных частях света, на разных уровнях, в движущейся материи; 4) бесконечность – понимается в смысле бесконечности всеобщности бытия. 2. Специфические свойства: 5) непрерывность и прерывность – свойство связано с движением пространства и время прерывно, поскольку в движении осуществляется переход от одних пространственно-временных структур к другим; 6) мерность – пространственно-временные отношения м.б. описаны при помощи трех пространственных отношений и одного временного отношения; существует понятие n-мерного пространства, т.е. добавляются другие характеристики: t, p. 7) Время одномерно – т.е. оно необратимо, это свойство обусловлено характером причинно-следственных отношений. Пространство – это, когда любой объект занимает место, т.е. обладает протяженностью, находится на каком-то расстоянии от других объектов, т.е. взаимодействует с ними и обладает определенной конфигурацией. Время – 1) длительность явления; 2) следование сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно измерение. Проблема сознания в философии. 1. Развитие представления о сознании в истории. 2. Понятие отражения, уровни и формы отражения действительности. 3. Сознание человека и психика животных. 4. Единство языка и мышления. 5. Основные категории: ¨ Отражение ¨ Пантеизм ¨ Психофизический параллелизм ¨ Сознание ¨ Раздражимость ¨ Ощущение ¨ Восприятие ¨ Представление 1. Самые первые представления о психике и сознании возникли в первобытные времена, тогда же появились представления и о душе. Под душой древние люди понимали совокупность психических процессов: думать, чувствовать, переживать и т. д. Демокрит. Душа есть особого рода огонь и теплота. Она состоит из атомов, имеющих круглую форму, тела этой формы способны проникать всюду и двигать другие тела. Душа – материальное образование. Она телесна и отсюда ее другая особенность – она дар природы и возникла под влиянием естественных сил, не нуждающихся в существовании сил, стоящих над ней. Платон. Придерживался противоположной точки зрения. Считал, что души существовали прежде, чем появились в облике человека. Существовали без тел, но имели разумение. Душа существует до человека, вне человека, как особая надприродная сущность. Дуализм. Декарт. Считают, что душа – особая, чуждая материи духовная субстанция. Он считает душу и тело независящими друг от друга началами. Пантеизм. - отождествление Бога с природой. Бенедикт Спиноза пытался отождествить материю с мировой духовной субстанцией. Субъективный идеализм. - отождествляет вещи с ощущениями, восприятиями, мыслями. Такое отождествление приводит к выводу, будто ощущения существуют вне мозга человека. Иной позиции придерживался позитивизм. Бертран Рассел пытался отождествить психическое с физическим, а это означает, что материальные предметы превращаются в ощущения и что ощущения выносятся за пределы нервной системы, то есть Рассел сближает материю и дух, т.к. под материей он понимает мысль, а под духом ощущения. Под мозгом он понимает совокупность ощущений и мыслей. Отсюда не мысль в мозгу, а мозг в мыслях. Фохт, Бюхнер. Мысль так выделяется мозгом, как желчь печенью. Диалектический материализм. Сознание – это функция мозга; свойство высокоорганизованной материи и форм отражения действительности.
12. Теория отражения. Развитие форм отражения. Отражение – всеобщее свойство материи воспроизводить в своих особенностях особенности взаимодействующих тел. Особенности отражения: 1. Зависимость отражения от отображаемого объекта. 2. Отражение вторично по отношению к отображаемому объекту. 3. Момент подобия ли сходства отражения с отображаемым объектом. 4. Географическая среда накладывает отпечаток на процесс отражения. Для отражения необходимо взаимодействие, но не любое взаимодействие приводит к отражению, а лишь такое, результатами которого являются внутренние изменения. Отражение, присущее неживой природе, носит внешний механический характер. С возникновением жизни появляются более сложные формы отражения. Различают несколько уровней отражения действительности: 1. Механический. 2. Физический. 3. Химический 4. Биологический 5. Социальный. Биологический – растительный и животный мир. У животного мира формы отражения действительности носят психический характер, потому что животные в отличие от растений обладают нервной системой.
Познание: сущность, уровни. Процесс познания человек может общаться с кем угодно, но свои тайны он предпочитает держать при себе. 1. Возникновение Философии. Предметная область философии. Термин ф-я возник в древней Греции – на рус. «любовь к мудрости» - философами называли людей стремящихся к познанию как к самостоят. цен. человеческого познания. Развитие античн. ф-ии было прервано в результате крушен. рабовладельческого строя, распада Римской империи, войн и т.д., но эти социальные потрясения способствовали укреплению и распространению религии, Р – становится на долгие годы господствующей формой общественного сознания. Различные конкурир. течен. в борьбе за умы пытались привлечь на свою сторону философов, используя опыт ф-еого анализа для обоснования истинности своего учения. Христианская церковь считает, что ф-я должна быть только служанкой богослов.. Это резко меняет проблематику, сам предмет ф-ю. Место физики занимает богопозн. этика подчиняется задачам религиозного воспитания.На матер. бог-ских дискуссиях развивается диалектика, породив современную логику и схоластику. ® Постепенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления ф-кого атеизма. Но это не исключает того, что многие ф-фы остаются верными религии. Происходит как бы распад прежней проблематики: познания природы, человека самого процесса познания. Сэтого времени ф-ия приобретает статус науки. Антич. физика становится натурф-ей или ф-ей природы. ® Постепенно познание природных явл. специализ., учен. все больше заним. сбором фактического материала его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс формирования наук и выделения их из ф-фии. Сформир. науки заним. изучением конкретного материала, а ф-ия перестав быть «наукой наук» стала заним. мировозренчискими вопросами. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы