Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Свойства пространства и времени.
1. Общие свойства: 1) объективность; 2) абсолютность – движение, как и пространство и время, носит всеобщий характер; 3) относительность – содержанием пространства и времени является движущаяся материя, поэтому пространство и время меняются в различных частях света, на разных уровнях, в движущейся материи; 4) бесконечность – понимается в смысле бесконечности всеобщности бытия. 2. Специфические свойства: 5) непрерывность и прерывность – свойство связано с движением пространства и время прерывно, поскольку в движении осуществляется переход от одних пространственно-временных структур к другим; 6) мерность – пространственно-временные отношения м.б. описаны при помощи трех пространственных отношений и одного временного отношения; существует понятие n-мерного пространства, т.е. добавляются другие характеристики: t, p. 7) Время одномерно – т.е. оно необратимо, это свойство обусловлено характером причинно-следственных отношений. Пространство – это, когда любой объект занимает место, т.е. обладает протяженностью, находится на каком-то расстоянии от других объектов, т.е. взаимодействует с ними и обладает определенной конфигурацией. Время – 1) длительность явления; 2) следование сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно измерение. Проблема сознания в философии. 1. Развитие представления о сознании в истории. 2. Понятие отражения, уровни и формы отражения действительности. 3. Сознание человека и психика животных. 4. Единство языка и мышления. 5. Основные категории: ¨ Отражение ¨ Пантеизм ¨ Психофизический параллелизм ¨ Сознание ¨ Раздражимость ¨ Ощущение ¨ Восприятие ¨ Представление 1. Самые первые представления о психике и сознании возникли в первобытные времена, тогда же появились представления и о душе. Под душой древние люди понимали совокупность психических процессов: думать, чувствовать, переживать и т. д. Демокрит. Душа есть особого рода огонь и теплота. Она состоит из атомов, имеющих круглую форму, тела этой формы способны проникать всюду и двигать другие тела. Душа – материальное образование. Она телесна и отсюда ее другая особенность – она дар природы и возникла под влиянием естественных сил, не нуждающихся в существовании сил, стоящих над ней. Платон. Придерживался противоположной точки зрения. Считал, что души существовали прежде, чем появились в облике человека. Существовали без тел, но имели разумение. Душа существует до человека, вне человека, как особая надприродная сущность. Дуализм. Декарт. Считают, что душа – особая, чуждая материи духовная субстанция. Он считает душу и тело независящими друг от друга началами. Психофизический параллелизм. - разновидность дуализма ( Декарт ). Природа и дух выступают как два различных начала: основным свойством материи является протяженность, а основным свойством духа – способность мыслить. Отсюда: идея не имеет протяженности, а тело не может мыслить. Идеализм + религия. Продолжают линию первобытного анимизма, то есть одушевление окружающих предметов. Первобытные люди наделяли все уголки добрыми и злыми духами. Пантеизм. - отождествление Бога с природой. Бенедикт Спиноза пытался отождествить материю с мировой духовной субстанцией. Субъективный идеализм. - отождествляет вещи с ощущениями, восприятиями, мыслями. Такое отождествление приводит к выводу, будто ощущения существуют вне мозга человека. Иной позиции придерживался позитивизм. Бертран Рассел пытался отождествить психическое с физическим, а это означает, что материальные предметы превращаются в ощущения и что ощущения выносятся за пределы нервной системы, то есть Рассел сближает материю и дух, т.к. под материей он понимает мысль, а под духом ощущения. Под мозгом он понимает совокупность ощущений и мыслей. Отсюда не мысль в мозгу, а мозг в мыслях. Фохт, Бюхнер. Мысль так выделяется мозгом, как желчь печенью. Диалектический материализм. Сознание – это функция мозга; свойство высокоорганизованной материи и форм отражения действительности.
12. Теория отражения. Развитие форм отражения. Отражение – всеобщее свойство материи воспроизводить в своих особенностях особенности взаимодействующих тел. Особенности отражения: 1. Зависимость отражения от отображаемого объекта. 2. Отражение вторично по отношению к отображаемому объекту. 3. Момент подобия ли сходства отражения с отображаемым объектом. 4. Географическая среда накладывает отпечаток на процесс отражения. Для отражения необходимо взаимодействие, но не любое взаимодействие приводит к отражению, а лишь такое, результатами которого являются внутренние изменения. Отражение, присущее неживой природе, носит внешний механический характер. С возникновением жизни появляются более сложные формы отражения. Различают несколько уровней отражения действительности: 1. Механический. 2. Физический. 3. Химический 4. Биологический 5. Социальный. Биологический – растительный и животный мир. У животного мира формы отражения действительности носят психический характер, потому что животные в отличие от растений обладают нервной системой.
Сознание как форма отражения действительности. Сознание человека и психика животных. Раздражимость, ощущение (чувствительность ), восприятие и представление. Раздражимость – ответная реакция организма на воздействие внешней среды. Связана с обменом веществ. Это позволяет судить о внутреннем механизме человека. С появлением жизни формируется избирательное отношение к некоторым веществам, и у организмов происходит формирование органов чувств. Для растительного мира характерна раздражимость. Для социального уровня характерны: раздражимость, ощущение, представление, сознание, восприятие. 3.Человека отличает от животного: 1) Наличие абстрактного мышления в понятиях. 2) Наличие самосознания, которое является неотъемлемой частью сознания. Для животных характерно наличие безусловных и условных рефлексов, которые составляет первую сигнальную систему, а человеку свойственна и вторая сигнальная система. Первая сигнальная система связана с наличием органов чувств, сигналами для животных являются воздействие внешнего мира на органы чувств. Вторая сигнальная система присуща только человеку, поскольку сигналами этой системы являются слова, видимые, слышимые, произносимые. Слово заменяет непосредственный сигнал, и те самым заменяет определенные действительности, системы. Поэтому слово является сигналом сигналов. Слово может быть материальной оболочкой чьей-то мысли. Познание: сущность, уровни. Процесс познания Понятие истины. Объективность истины. Абсолютная и относительная истины. Познание – это процесс проникновения мысли в объект. Познавательной мыслью (целью) этого процесса является постижение истины. Познание – это процесс отражения действительности в сознание человека. ИДЕАЛИЗМ практикует истину как согласие или как некую вечную идею, существующую помимо сознания человеческого царствия чистой лжи. МАТЕРИОЛИЗМ: истина – это такое содержание наших представлений, которое адекватно (или верно отражает объект). Всякое знание, если оно верно, отражает действительность есть объективно-истинное. В процессе познания человек не может сразу полностью познать действительность. Всякая теория обусловлена исторически, и потому заключает в себе неполную истину, а относительную истину. Относительная истина – это неполное, неточное, незавершенное знание о предмете. Познание есть развитиеистины. Истина есть процесс бесконечного накопления знаний. В процессе познания человек всё больше и больше преодолевает относительность истины, прибавляя к познанию моменты абсолютного знания. Абсолютная истина – это более полное, более точное, более завершённое знание о предмете. Она складывается из относительных истин. По мере формирования абсолютной истины постоянно наблюдается взаимосвязь абсолютной и относительной истин, и в этом проявляется диалектический характер истины.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы