Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема: Познавательные способности



Человека

1. Единица мысли, содержащая систему существенных признаков предмета,

называется …

объективной

практика

понятием

Решение:

Отражение предметов и явлений действительности посредством фиксации

общих и специфических признаков составляет такую форму познания, как

понятие. Объект познания характеризуется в понятии обобщенно, что

достигается за счет применения таких мыслительных действий, как

абстрагирование, идеализация, обобщение, сравнение, определение. При

помощи понятий отображаются как фрагменты действительности,

рассматриваемые в отвлечении от изменения и развития, так и сам процесс

изменения действительности, а также процесс углубления знаний о ней.

2. Рациональное познание, в отличие от чувственного, отражает действительность

Решение:

Рациональное познание, в отличие от чувственного, отражает действительность

в существенных связях и закономерностях. Осуществляемое посредством

рассудка и разума, рациональное познание фиксирует не изменчивые и

преходящие свойства объектов, а общие и устойчивые, в силу чего происходит

обнаружение внутренних, причинно-следственных связей между явлениями.

Рациональное познание выходит за границы непосредственного опыта и

формулирует общие законы действительности.

3. Чувственное и рациональное познание …

Решение:

Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, так как представляют

собой познавательные способности человека, граница между которыми

довольно условна: абстрактное __________мышление имеет своим содержанием данные

живого созерцания, а чувственные представления, в свою очередь,

формируются под влиянием лингво-понятийной, языковой структуры сознания.

Рациональное познание упорядочивает, систематизирует данные чувственного

опыта, а в опыте фиксируется связь субъекта с объективной

действительностью.

4. Существование «врожденных идей» признают представители …

в существенных связях и закономерностях

взаимосвязаны

рационализма

Решение:

Существование «врожденных идей» признает такое направление как

рационализм – учение, согласно которому разум является основой познания (Р.

Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза). Обосновывая безусловную достоверность

научных принципов и положений, рационализм решает вопрос о том, как

знание приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер: разум

обладает способностью постигать не только частное, случайное, но и всеобщее,

что дает основание для законов логики и аксиом математики, следовательно,

существуют врожденные идеи – предрасположения и задатки мышления

субъекта, независимые от чувственности. В противоположность рационализму

сенсуализм и эмпиризм полагают сознание изначально «чистым»: «нет ничего в

разуме, чего прежде не было бы в чувствах».

5. С точки зрения сенсуализма, основой знания являются …

Решение:

С точки зрения сенсуализма (лат. sensus – чувство), основой знания являются

ощущения. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести

все содержание познания из деятельности органов чувств. Материалистический

сенсуализм (например, Эпикур, Дж. Локк, Ж. Ламетри К. Гельвеций, Л.

Фейербах) усматривает в чувственной деятельности человека связь его

сознания с внешним миром. Идеалистический сенсуализм (Беркли, Юм) видит

в чувственной деятельности некую самостоятельную сферу сознания.

Тема: Сущность и природа познания

1. Носителем познавательной активности является …

Решение:

Источник познавательной активности – субъект, носитель предметно-

практической деятельности и познания. Субъектом может быть как отдельный

человек, так и социальная группа. При этом необходимо различать понятия

«субъект» и «человек», так как человек может выступать и в качестве объекта,

если на него направлено познание, и существовать как биосоциальное целое,

если он не вовлечен в процесс познания.

ощущения

субъект

2. Гносеологический оптимизм утверждает, что …

Решение:

Гносеологический оптимизм утверждает, что не существует ограниченности

познания, объективный мир принципиально познаваем, так как познание

представляет собой более или менее верное отображение действительности.

Существование непознанного свидетельствует лишь об исторической

ограниченности человеческого познания, но не о принципиальной

невозможности проникновения в сущности вещей. В процессе исторического

развития научная картина мира постоянно уточняется и углубляется.

3. С позиции агностицизма, сущность и явление …

Решение:

С позиции агностицизма, сущность (предмет сам по себе) и явление (предмет,

каким он предстает для нас) не связаны друг с другом. Так, с точки зрения И.

Канта, сущность – «вещь в себе», недоступная ни чувственному, ни

теоретическому познанию. Человеку доступны лишь явления – вещи, данные

нашему сознанию. Наука, какой бы степени развития она ни достигла, всегда

изучает лишь явления и их взаимосвязи, но не отвечает на вопрос о том, что

стоит за явлениями.

4. Философским направлением, разделяющим позицию агностицизма, является …

Решение:

Философским направлением, разделяющим позицию агностицизма, является

конвенционализм (лат. convention – соглашение), согласно которому в основе

математических и естественнонаучных теорий лежат произвольные соглашения

ученых, выбор которых регулируется соображениями удобства,

целесообразности, принципом «экономии мышления» и т.п. (Э. Мах,

Авенариус, А. Пуанкаре, Р. Карнап). Наряду с софистикой, скептицизмом,

прагматизмом конвенционализм полагает, что наука всегда изучает лишь

явления, но не отвечает на вопрос о том, что стоит за явлениями, признавая тем

самым существование непознаваемой реальности.

объективный мир принципиально познаваем

не связаны друг с другом

конвенционализм

5. Учение, сторонники которого полагают, что субъект познания пассивно

воспринимает и отражает свойства воздействующего на него объекта, называется

Решение:

Учение__________, сторонники которого полагают, что субъект познания пассивно

воспринимает и отражает свойства воздействующего на него объекта, есть

созерцательный, или метафизический, материализм, представленный,

например, Л. Фейербахом. Эта точка зрения близка обыденному пониманию

процесса познания, отождествляющему субъект познания с познающим

человеком, а объект – с вещью, существующей вне и независимо от субъекта. В

противоположность созерцательному материализму субъективный идеализм,

диалектический материализм, феноменология, герменевтика, структурализм,

агностицизм строят более сложную картину субъект-объектных отношений и

признают активную, созидательную роль субъекта в процессе познания.

Тема: Сознание и познание

1. Главными свойствами человеческого сознания являются …

Решение:

Главными свойствами человеческого сознания, являются идеальность,

интенциальность и идеаторность.

Сознание – это человеческая способность идеального воспроизведения

действительности. Сознание идеально по своей природе; это означает, что

возникающие в голове человека образы не являются материей.

Интенциональность – направленность сознания, мышления на какой-либо

предмет. Сознание не может быть беспредметным.

Идеаторность – способность творить и воспроизводить идеи, выходящие за

рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстрактные идеи

является коренным отличием сознания человека от животных инстинктов.

2. Формами биологического отражения являются …

созерцательным материализмом

идеальность

интенциональность

идеаторность

Решение:

Формами биологического отражения, являются раздражимость и

чувственность. Биологическое отражение является особым видом отражения,

специфичным только для живой природы.

Раздражимость – реакция живых организмом на предметы и явления

окружающего мира (пример – высыхание, сворачивание листьев на жаре).

Чувствительность – способность живых организмов отражать окружающий мир

в виде ощущений.

У животных отражение играет активную роль, обеспечивая приспособительный

тип поведения и способствуя развитию.

3. Основными формами сознания являются …

Решение:

Основными формами сознания являются индивидуальное и общественное

сознание. Индивидуальное сознание – это духовный мир отдельного человека,

восприятие им отдельных сторон бытия и самого себя. Общественное сознание

– духовная жизнь общества, идеальная сторона исторического развития

человечества.

4. Элементарными формами отражения действительности, являются …

Решение:

Элементарными формами отражения действительности, являются

механическое, физическое и химическое отражение. Под отражением

понимается способность, свойство тел воспроизводить особенности других,

воздействующих на них тел.

На уровне неорганической материи отражение объединяются в

добиологическую или механико-физико-химическую форму, которая

выражается в виде механической деформации, сокращения или расширения в

зависимости от колебаний окружающей температуры, отражения света,

изменения электромагнитных волн, отражения звуковых волн, химических

раздражимость

чувствительность

индивидуальное

общественное

механическое

физическое

химическое

изменений и т.д.

5. Представителями гилозоизма, признававшими одушевленность всей материи,

были …

Решение:

Представителями гилозоизма, признававшими одушевленность всей материи,

были античный мыслитель Фалес, а также представитель эпохи Возрождения

Дж. Бруно. Так, согласно Фалесу, магнит притягивает железные опилки, т. к. он

обладает душой. В эпоху Возрождения ярким представителем гилозоизма был

Дж. Бруно, который полагал, что все вещи и явления природы обладают

жизненным началом. Его гилозоистические представления были связаны с

пантеизмом, отождествлявшим Бога и природу.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 984; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь