Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Случайность, вероятность, закономерность



Теория вероятностей – область математики, изучающая закономерности в случайных явлениях. Случайное явление – это явление, которое при неоднократном воспроизведении одного и того же опыта может протекать каждый раз несколько по-иному.

Очевидно, что в природе нет ни одного явления, в котором не присутствовали бы в той или иной мере элементы случайности, но в различных ситуациях мы учитываем их по-разному. Так, в ряде практических задач ими можно пренебречь и рассматривать вместо реального явления его упрощенную схему – «модель», предполагая, что в данных условиях опыта явление протекает вполне определенным образом. При этом выделяются самые главные, решающие факторы, характеризующие явление. Именно такая схема изучения явлений чаще всего применяется в физике, технике, механике; именно так выявляется основная закономерность, свойственная данному явлению и дающая возможность предсказать результат опыта по заданным исходным условиям. А влияние случайных, второстепенных, факторов на результат опыта учитывается здесь случайными ошибками измерений (методику их расчета рассмотрим далее).

Однако описанная классическая схема так называемых точных наук плохо приспособлена для решения многих задач, в которых многочисленные, тесно переплетающиеся между собой случайные факторы играют заметную (часто определяющую) роль. Здесь на первый план выступает случайнаяприродаявления, которой уже нельзя пренебречь. Это явление необходимо изучать именно с точки зрения закономерностей, присущих ему как случайному явлению. В физике примерами таких явлений являются броуновское движение, радиоактивный распад, ряд квантово-механических процессов и др.

 

Причина и следствие, основные аспекты взаимодействия. ( учебник по философии стр 476)

Категории причины и следствия разрабатывались целым рядом философов. Первое серьезное исследование причин дал Аристотель, который указывал на четыре их вида – форму, материю, источник движения и цель. С этого момента начинает развиваться философская концепция детерминизма.

Причина и следствие сейчас понимаются как философские категории, отображающие одну из форм всеобщей связи явлений. Причина – какое-либо явление, вызывающее, изменяющее или уничтожающее другое явление. Следует различать понятия причины и повода. Поводом называют определенное условие, непосредственно приводящее к проявлению действия причины. Можно сказать, что повод – это спичка, поднесенная к пороху (причине). Следствие – это явление, вызываемое той или иной причиной.

Всеобщность причинно-следственных связей с необходимостью заставляет задуматься о первопричине, т.е. причине, имеет причину своего возникновения в себе самой. Аристотель называл такую причину «перводвигателем», и сравнивал устройство мира с вращающимся колесом. Обод движется, но не является причиной никакого движения; спицы движутся сами и являются причиной движения обода; ось же, являясь причиной движения спиц, сама остается неподвижной. Впоследствии понятие перводвигателя было широко использовано в теологических построениях средневековой философии.

Появление механики Ньютона и связанной с ним формирование первого научного мировоззрения привело к изменению взглядов на категории причины и следствия. Возможность точного описания состояния механической системы в любой момент прошлого и предсказания такого состояния в любой момент будущего вызвало к жизни появление так называемого «жесткого детерминизма», который, по имени его автора Пьера Лапласа называется также лапласовским. Лаплас утверждал, что всякое взаимодействие строго обусловлено и является не более, чем влиянием одних движущихся элементов материи на другие, причем движение понимается как механическое перемещение. Зная точное положение всех частиц Вселенной, а также скорость и направление их движения, можно рассчитать судьбы мира на сколь угодно большой срок со строгой достоверностью результатов. При таком подходе, очевидно, нет места случайности. «случайность есть неосознанная закономерность».

В диалектике Гегеля и его материалистическом развитии у Маркса. На смену жесткому приходит диалектический детерминизм, в котором категории причины и следствия являются диалектически взаимосвязаны, и, согласно одному из законов диалектики, обладают качествами единства и борьбы. Случайность вновь занимает достойное место в системе философских взглядов. Такая взаимообусловленность проявляется, например, в законах больших чисел. Примером может послужить разница в поведении отдельного человека и больших масс людей. Как ни странно, каждый конкретный человек обладает значительно большей непредсказуемостью, нежели людская масса, это явление хорошо известно социологам и психологам.

Возможность и действительность. Роль человеческого фактора в превращении возможности в действительность.( учебник по философии страница 509)

Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Действительность и возможность - противоположности. Действительность - это то, что имеет наличное бытие, существует как данность. Возможность - то, что хотя и имеет бытие, но не имеет наличного бытия, однако для появления которого из достаточных условий есть хотя бы одно или более условий. Возможность и действительность — это категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи. Возможность и действительность — соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого

процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие. При наличии одного условия существует формальная возможность. Если для превращения возможности в действительность недостает лишь одного условия, то такая возможность называется реальной. Если наличие условий иное – это означает превращение формальной возможности в реальную или наоборот. Если все условия налицо, возможность неизбежно превращается в действительность. Ни формальная, ни реальная возможности не являются неизбежностью. Неизбежным что-то становится только при наличии достаточных условий. Если этого нет, возможность может не превратиться в действительность, если в силу действия определенной причины не будет нужного условия. Любая действительность содержит ту или иную возможность и делает невозможным что-то, исключает иное. В обществе необходимым условием превращения реальных возможностей в действительность является деятельность людей. Ни один замысел не становится действительностью сам собой. Не придут сами собой благосостояние, духовность, правовая защищенность личности без усилий, действий.

Содержание и форма. Роль формализации в научном познании.

Содержание обычно характеризуется или как материальный субстрат вещи, или как внутреннее состояние последней, как совокупность процессов, определяющих взаимодействие образующих субстрат элементов между собой и со средой и обусловливающих их существование, развитие и смену. Содержание – это то, что наполняет форму и тем самым осуществляет ее. Оно является, можно сказать, " что" в " как" формы.

В самом общем смысле форма – это внешнее очертание, фигура, наружность, образ, а также план, модель, штамп.

Понятие формы Платон употреблял в том же смысле, что и понятие " идея", " эйдоса", для обозначения всеобщего, неизменного и подлинно сущего, являющегося прообразом индивидуальных и изменчивых явлений. Аристотель утверждал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и формы, причем последняя является как активным фактором, благодаря которому вещь становится существующей , так и целью процесса становления. Согласно Фоме Аквинскому, бог есть чистая форма, сущность и существование вещей возникают из формы, душа есть форма тела, чистые духовные субстанции – это отделенные от материи формы.

Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Формализация базируется на различении естественных и искусственных языков. Выражение мышления в естественном языке можно считать первым шагом формализации. Дальнейшее углубление формализации связано с построением искусственных (формализованных) языков, предназначенных для более точного и строгого выражения знания, чем естественный язык, с целью исключить возможность неоднозначного понимания — что характерно для естественного языка (язык математики, логики, химии и др.). Символические языки математики и других точных наук преследуют не только цель сокращения записи — это можно сделать с помощью стенографии. Язык формул искусственного языка становится инструментом познания. Он играет такую же роль в теоретическом познании, как микроскоп и телескоп в эмпирическом познании. Именно использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного языка. В формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен. Как универсальное средство для коммуникации и обмена мыслями и информацией язык выполняет множество функций. Важная задача логики и методологии — как можно точнее передать и преобразовать существующую информацию и тем самым устранить некоторые недостатки естественного языка. Для этого и создаются искусственные формализованные языки. Такие языки используются прежде всего в научном познании, а в последние годы они нашли широкое распространение в программировании и алгоритмизации различных процессов с помощью компьютеров. Достоинство искусственных языков состоит прежде всего в их точности, однозначности, а самое главное — в возможности представления обычного содержательного рассуждения посредством вычисления. Значение формализации в научном познании состоит в следующем.

• Она дает возможность анализировать, уточнять, определять и разъяснять понятия. Обыденные представления (выражаемые в разговорном языке), хотя и кажутся более ясными и очевидными с точки зрения здравого смысла, оказываются неподходящими для научного познания в силу их неопределенности, неоднозначности и неточности.

• Она приобретает особую роль при анализе доказательств. Представление доказательства в виде последовательности формул, получаемых из исходных с помощью точно указанных правил преобразования, придает ему необходимую строгость и точность.

• Она служит основой для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации не только научно-технического, но и других форм знания.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1120; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь