Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Объективность рассмотрения познаваемого предмета



2. наши восприятия, представления — идеальные образы предметов

3. проверка этих образов, отделение истинных от ложных даётся практикой

Познание — высшая форма отражения и обладает своей спецификой:

1. познание — сущностное отношение к миру

2. познание — творческое отражение окр. мира

3. познание регулирует преобразующую деятельность человека

Основная проблема гносеологии — вопрос о соотношении объекта и субъекта познания. В истории философии долго не учитывалась активность субъекта познания. Субъект познания — представитель общества, включённый в систему различных общественных отношений с др. людьми, использующий инструменты, предметы и средства духовной и материальной культуры.

Объект познания — совокупность предметов и процессов окр. действительности, которая была или будет вовлечена в деятельность общества как коллективного субъекта познания.

Познание — активный творческий процесс.

Гносеология («гносис» - знание)- наука о познании, в которой изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможность познать мир.
Категории гносеологии - истина, достоверность, сознание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера.
Эпистемология --- теория научного познания есть часть гносеологии.
Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа познания:
· Чувственное
· Рациональное
Чувственное познание является начальным этапом познания. Для познания объектов необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущения, такая форма познания называется чувственным познанием. Есть три формы чувственного отражения: ощущение, восприятие и представление.
Ощущения - простейший и исходный элемент познания. На первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.
Ощущения синтезируются и превращаются в восприятие. Восприятие- это уже целостный образ предмета, данного посредством наблюдения.
Представление - это целостный образ предмета, удержанный в нашей памяти. В отличие от ощущения и восприятия представление существует и без непосредственного наблюдения за объектом.
В чувственном восприятии есть еще один важный элемент, который присущ только человеку. Человек способен наглядно представить не только то, что видит собственными глазами, большую часть своих знаний он получает из описаний ( результаты опыта ряда его предшественников).
С чувственным познанием неразрывно связано рациональное познание, оно гармонично вытекает из чувственного познания и находится в постоянном взаимодействии с ним.
Рациональное познание делится на три формы: понятие, суждение и умозаключение, т.е. вывод.

 

51. Познаваемость мира. Скептицизм и агностицизм. Неотъемлемой, органической частью любой философской системы является теория познания. Процесс познания сопровождает нас всю жизнь.Познание мира - это задача не только философии, но и других наук. Философия дает общую теорию познавательного процесса и его закономерности. Гносеология как раздел философии делает предметом своего исследования само знание. Она производит знание о знании. Поэтому гносеологию можно определить как учение о знании, его возникновении, закономерностях развития и функционирования, о видах и формах знания, их взаимосвязи, о превращении одних форм в др., о способах, получения, производства знания, а также критериях его достоверности.

Познание - процес деятельности человека по воспроизведению в своей голове действительности. Знание – это результат познавательных усилий человека.

Одним из важнейших вопросов теории познания является вопрос: познаваем ли мир? В решении данного вопроса в истории философской мысли традиционно выделяют следующие основные позиции: скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм.

Скептицизм признает существование вещей вне его сознания. Но человеческие чувства могут давать разные показания о вещах. Поэтому скептики подвергают сомнению возможность познания, достижения адекватного знания. Его наиболее крупные представители: Пиррон, основатель скептической школы, его ученик Тимон, Секст Эмпирик. Они считали, что органы чувств могут давать нам разные показания, об одних и тех же явлениях и проц-сах (в зависимости от сост-ия нашего организма) и что всякому утверждению о предмете (его сущности) может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему. Поэтому скептики предлагали воздерживаться от каких-либо суждений для достижения душевного спокойствия и тем самым счастья, которое и есть цель философии.

В Новое время скептицизм развился в агностицизм. Принято говорить о двух разновидностях агностицизма: юмовского и кантовского.

Д. Юм утверждал, что наши ощущения имеют неизвестную природу. С позиций материализма источник ощущений – тела, вещи, объекты материального мира. С позиций идеализма – мировой дух или сознание субъекта. Как проверить истинность утверждений? Для этого надо стать вне своих ощущений и посмотреть на себя как бы со стороны. Но этого ни один человек сделать не может. Значит, не надо и ставить вопроса об источнике ощущений. Надо довольствоваться ощущениями и восприятиями И. Кант, родоначальник утверждал, что тела, существуют независимо от сознания человека-объективно. Но человек не способен постичь сущность этих вещей. Они остаются «вещами в себе» и никогда не смогут стать «вещами для нас», т.е. раскрыться. Человек может познать лишь мир «явлений», т.е. ощущений, которые эти вещи в нас производят, а не мир сущностей. Ощущения не адекватны вещам и человеческое сознание не может совершить переход из одной области в другую, т.е. от мира явлений к миру сущностей. Такой переход возможен только для веры. Агностицизм вызывал критику современников. Гегель высмеивал И. Канта за его агностицизм. Но, будучи представителем объективного идеализма, Гегель не мог дать достаточно обоснованной и последовательной критики агностицизма.

 

52. Адекватность отражения (изоморфизм и гомоморфизм) Изоморфизм и гомоморфизм — понятия, характеризующие соответствие между структурами объектов. Две системы, рассматриваемые отвлеченно от природы составляющих их элементов. являются изоморфными друг другу, если каждому элементу первой системы соответствует лишь одни элемент второй и каждой связи в одной системе соответствует связь в др., и обратно. Такое взаимооднозначное соответствие называется Изморфным. Полный Изоморфизм может быть лишь между абстрактными, идеализированными объектами, напр. соответствие между геометрической фигурой и ее выражением в виде формулы. И. связан не со всеми, а лишь с нек-рыми фиксированными в познавательном акте свойствами и отношениями сравниваемых объектов, к-рые в др. своих отношениях и свойствах могут отличаться. Гомоморфизм отличается от Изоморизма тем, что соответствие объектов (систем) однозначно лишь в одну сторону. Поэтому гомоморфный образ есть неполное, приближенное отображение структуры оригинала. Таково, напр., отношение между картой и местностью, между грамзаписью и ее оригиналом — звуковыми колебаниями воздушной среды. Понятия “И.” и “Г.” широко применяются в математической логике и кибернетике, физике, химии и др. областях знания. В теории познания эти понятия применяются при анализе сходства (соответствия) между образом и предметом, теорией и объектом, при анализе преобразования информации. И. и г. тесно связаны с понятием “модель” (Моделирование).

53. Принцип объективности – научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальное положение дел. Это один из важнейших принципов научного анализа конфликтов. Он требует от конфликтолога минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, др. субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов. Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, каковы они на самом деле, не приукрашивать сложившуюся ситуацию, не выдавать желаемое за действительное, не забегать вперед, трезво оценивать обстановку, учитывать как позитивные, так и негативные моменты в развитии событий. Только на основе знания реального положения дел можно принять верное решение, реально, не на словах, управлять людьми, конфликтами, организациями. Быть высоко профессионально подготовленным, чтобы понять суть вещей, увидеть и узнать правду, быть мужественным и честным конфликтологом, чтобы не отвернуться и не «закрыть глаза» на нее тогда, когда она горька и нелицеприятна, – в этом сегодня одно из главных требований объективного подхода к анализу конфликтов. Чем выше уровень конфликта, тем сложнее при его исследовании выполнять требования.

 

53. Объективное и субъективное в познании. Принцип объективности

Раскрытие законов развития научного знания и выработка критериев различения объективного и субъективного в результатах познания - важнейшие направления методологии науки в XX столетии. Научное знание — как объективно установленные факты или надындивидуальные схемы познания и теоретизирования, стоящие за их получением, - является опосредствованным.

Субъективное знание — это система представлений субъекта о непосредственно знаемом, т. е. получаемом в результате непосредственного наблюдения за внешним миром или во внутреннем плане движения мысли.

Хотя объективное знание невозможно вне или безотносительно к субъективному, логика и рост его не могут описываться, психологическими концепциями.

Принцип объективности-объект познания существуют вне и независимо от субъекта и самого процесса познания. Отсюда вытекает методологическое требование: вещи и явления нужно познавать такими, каковы они есть сами по себе, т. е. объективно. В получаемые результаты познания человек не должен вносить нечто от себя. Теория познания и методология науки разработали целую систему требований и правил, обеспечивающих обоснованность, доказательность получаемых в научном исследовании выводов и результатов. Требование объективности выступает и как принцип научной этики: ученый не должен скрывать научную истину, не должен без достаточных оснований, из одних лишь конъюнктурных соображений отказываться от своих научных убеждений.

Но может ли субъект обладать знанием, которые было бы объективным во всех своих характеристиках? Многочисленные данные, накопленные историей науки, физиологией, психологией, лингвистикой и другими науками, свидетельствуют о том, что любой процесс познания, на каком бы уровне он ни совершался, представляет собой диалектическое единство субъективного и объективного. Если бы идущий от субъекта вклад в результаты познания был равен нулю, само требование объективности было бы лишено актуального смысла. Присущее каждому познавательному акту единство субъективного и объективного столь важная характеристика познания, что ее можно рассматривать как один из принципов гносеологии. Можно сказать больше: соотношение субъективного и объективного вообще задает основной контекст, основное измерение всех гносеологических проблем.

 

54. Истина как синтез односторонних определений ( точного ответа не нашёл)

Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей

Синтез- соединение, сочетание, составление

Истина имеет ряд особенностей:

1) Истина формируется в результате взаимодействия субъекта и объекта познания и поэтому представляет собой единство объективного и субъективного.

2) Истина объективна по своему содержанию, т.е. представляет собой адекватное отражение действительности, не зависящее от субъекта познания, и субъективна по форме, по способу существования, т.к. не существует вне человека, ее носителем является человеческое сознание.

3) Истина может быть научной и обыденной, что обусловлено наличием разных уровней знания. Обыденное знание основано на повседневном опыте и не требует особых доказательств, научное знание основано на логичности суждений и доказательности.

4) В истине выделяются абсолютная и относительная стороны. Абсолютная истина содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предмета или явления, она не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития познания. Относительная истина – это правильное в своей основе положение, которое не обладает полнотой знания и может углубляться и уточняться в процессе познания.

5) Истина всегда конкретна. Конкретность истины определяется свойствами, закономерностями, условиями существования объекта познания, пространственно-временными отношениями. Конкретность истины означает, что знание истинно лишь при определенных условиях.

6) Истина имеет бытийственный, аксиологический и праксиологический аспекты. Бытийственный аспект связан с отражением в истине природного и духовного бытия. Аксиологический связан с отражением в истине нравственных и эстетических ценностей. Праксиологический подчеркивает связь истины с практической деятельностью человека.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь