Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос №7. Философия эпохи Возрождения.



Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

• совершенствование орудий труда и производственных отношений;

• кризис феодализма;

• развитие ремесла и торговли;

• усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

• укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

• появление первых парламентов;

• отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

• повышение уровня образованности в Европе в целом;

• великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

• научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

• гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

• неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

• натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

• реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

• политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

• утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);

• перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

• принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

• большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

• торжество индивидуализма;

• широкое распространение идеи социального равенства

 

Вопрос №8. Философия Нового и Новейшего времени.

Основными направлениями философии Нового времени являются эмпиризм (в основе познания лежит опыт), сенсуализм (единственным источником достоверных знаний о мире является чувственное восприятие) и рационализм (источником достоверных знаний о мире является разум).

Ф. Бэкон — основатель эмпиризма (в основе познания лежит исключительно опыт). Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, его философское кредо: «Знание — сила». Бэкон создал индукцию — метод познания от частных эмпирических (опытных) данных к общим выводам, им предпринята первая попытка классифицировать науки, выделив исторические науки, поэзию, философию.

Т. Гоббс — ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона. Решительно отвергал теологическую схоластическую философию; целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, которые способствовали научно-техническому прогрессу. В споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступал на стороне эмпиризма; считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; разработал теорию государства в своем произведении «Левиафан» («Чудовище»), где утверждал, что право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», поэтому необходимо ограничивать свободу людей, спасая их от самих себя, а это может сделать государство, с этой целью необходимо заключить общественный (совместный) договор.

Дж. Беркли (субъективный идеализм) утверждал, что материи нет, существовать — значит быть воспринимаемым. Источником всех наших ощущений, за которыми ничего нет, является Бог (все мы снимся Богу и одновременно друг другу). Мир состоит из духов и идей (люди и предметы). Идеи не могут быть причиной чего-либо, их причина — дух. Идеи духа нет, о существовании других духов мы узнаем по идеям их действий. Дух — это ум и воля. Законы природы — это связь идей. Мировой Дух (Бог) производит идеи, не зависящие от нас («Трактат о принципах человеческого знания»).

Р. Декарт — основоположник рационализма (основой как бытия, так и познания является разум), считал, что в основе всякого познания лежат сомнения и интеллектуальная интуиция («Я мыслю, следовательно, я существую»), остальное постигается методом дедукции (определение неизвестного через ранее познанное). Основал дуализм (наша психическая жизнь полностью автономна), утверждал, что человек совмещает в себе две субстанции (материальную и духовную), следовательно, дуалистичен (двойственен). Материя и сознание существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

Б. Спиноза — рационалист, представитель пантеизма (Бог является синонимом Вселенной). Природа Бога постижима через его атрибуты — протяженность и мышление. Они комбинируются и создают бесконечное многообразие аспектов (модусов). Ум человека — один из модусов бесконечной Мысли, тело — модус протяженности. Через размышление человек может подняться над иллюзией чувств и найти покой в союзе с Богом. Субстанция Природа — Бог имеет внутреннюю причину самой себя, самостоятельна и независима от кого-либо, бесконечна в пространстве и времени.

Философия Просвещения утверждала, что общество можно улучшить путем просвещения масс. Д. Дидро отстаивал идею деизма (бог создал мир и больше не вмешивается в его дела). Ф. Вольтер выступил против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину! »). Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею воспитания естественного, т.е. неиспорченного цивилизацией человека («Новая Элоиза»). По его мнению, только искажение и ущемление цивилизацией природного начала в человеке приводит к злу и несправедливости. Гердер предложил теорию постепенного развития Вселенной от неживых форм к органической природе и к человеку. Философия Просвещения критиковала основы феодальной идеологии, религиозных суеверий и предрассудков в борьбе за свободу философской и научной мысли; за науку против мистики; за разум против веры и основная рационалистическая идея: переустройство жизни на разумных началах.

Историческое значение немецкой классической философии (конец XVII — первая половина XIX вв.) состоит в систематической разработке диалектики, диалектического метода, диалектической логики, учения о закономерностях процесса развития, переориентации философских исследований на сущность человека, его разум, понимании истории как целостного процесса, обосновании идеи социального прогресса и свободы и т. п.

Основными представителями немецкой классической философии являются И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Ф. Гегель, Л. Фейербах.

И. Кант исследовал пределы человеческого понимания, подверг критике идеи о неограниченных возможностях разума (критическая философия). Он учил, что восприятию доступна только поверхность вещей («вещь для нас»), а их сущность непознаваема (агностицизм). Кантовский практический разум провозгласил что, в то время как природа вещи не может быть постигнута разумом, факт существования морали доказывает существование свободной воли, бессмертия и Бога. Категорический императив — твои действия в любой момент должны стать всеобщим правилом поведения.

И. Фихте считал, что известное есть просто содержание сознания познающего. Реальны только факты нашего умственного опыта (субъективный идеализм). Утверждая противоположность «Я» и «Не Я», Фихте прослеживает пути снятия этой противоположности, т.е. совершает движение от субъективного идеализма к объективному.

Ф. Шеллинг рассматривал бесконечный ум (абсолют) как причину всего. Осуществление абсолюта делает возможной интеллектуальная интуиция, которая способна отделить себя как от объекта, так и от субъекта и наиболее ярко проявляется в искусстве («Философия искусства»). Абсолют в процессе саморазвития делает три движения: 1) попытка бесконечного включить в себя конечное; 2) попытка вернуться к бесконечному; 3) синтез.

Ф. Гегель — представитель объективного идеализма (стержневым понятием которого является абсолютная идея — Мировой дух), впервые в философии в систематической форме изложил диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Диалектика (понятие впервые четко сформулировано Гегелем) — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Рассматривает механизм развития (от абстрактного к конкретному): существует определенный тезис — исходный путь развития («бытие»); данному тезису всегда находится антитезис («небытие») — его противоположность; в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития.

Л. Фейербах считал, что человек придумал Бога по своему образу и подобию (антропологический материализм). Он предлагал специфическую религию любви, утверждающую гуманистические отношения между людьми и отрицающую Бога в качестве объекта поклонения (человек человеку — Бог). Человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 870; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь