Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос №11. Философское учение о материи. Свойства, виды, атрибуты, формы движения материи.



В философии существует несколько подходов к понятию (категории) " материя" :

• материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

• объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

• субъективно-идеалистический подход - материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, " галлюцинация" ) субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

• позитивистский — понятие " материя" ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производны от нее.

Элементами структуры материи являются:


• неживая природа;

• живая природа;

• социум (общество).


Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

Уровнями неживой природы являются:

• субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны -мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом);

• микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны);


• ядерный (ядро атома);

• атомарный (атомы);

• молекулярный (молекулы);

• уровень единичных вещей;

• уровень макротел;

• уровень планет;

• уровень систем планет;

• уровень галактик;

• уровень систем галактик;

• уровень метагалактик;

• уровень Вселенной, мира в целом.


К уровням живой природы относятся:


• доклеточный (ДНК, РНК, белки);

• клеточный (клетка);

• уровень многоклеточных организмов;

• уровень видов;

• уровень популяций;

• биоценозы;

• уровень биосферы в целом.


К уровням социума относятся:


• отдельный индивид;

• семья;

• группа;

• коллективы разных уровней;

• социальные группы (классы, страты);

• этносы;

• нации;

• расы;

• отдельные общества;

• государства;

• союзы государств;

• человечество в целом.


Характерными чертами материи являются:

• наличие движения;

• самоорганизация;

• размещенность в пространстве и времени;

• способность к отражению.

Движение - неотъемлемое свойство материи. Выделяются:


• механическое движение;

• физическое движение;

• химическое движение;

• биологическое движение;

• социальное движение.


Движение материи:

• возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);

• всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов — работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики - во Вселенной);

• постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения). Движение также может быть:

• количественным - перенос материи и энергии в пространстве;

• качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

Количественное движение (самоизменение материи) делится на:


• динамическое;

• популяционное.


Динамическое движение - изменение содержания в рамках старой формы, " раскрытие потенциала" прежних материальных форм.

Популяционное движение — кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и " эмержментно" (путем ничем не обусловленного " взрыва" ).

Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация — постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения.

В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуаций) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи — материя приобретает новое состояние, так называемую " диссипативную структуру", которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

1) " диссипативная структура" укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии — притока энергии из внешней среды — и затем развивается по динамическому типу;

2) " диссипативная структура" распадается и гибнет - либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии — притока энергии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.

Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский философ И. Пригожин.

Материя имеет расположение во времени и пространстве.

По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:


• субстанциональный;

• реляционный.


Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпикур) — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

Сторонники второго — реляционного (от лат. relatio — отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

• время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

• пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, открытая в середине ХХ в. Альбертом, Эйнштейном:

• подтвердила правильность реляционной теории — то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи;

• перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение.

Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема.

Отражение бывает:


• физическим;

• химическим;

• механическим.


Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии:


• раздраженности;

• чувствительности:

• психического отражения.


Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно материалистической концепции сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

Вопрос №12. Категории философии, их особенности и системный характер. Категории «движение», «развитие».

Выражением прогресса в развитии научных знаний Новейшего времени явилась разработка систем философских и общенаучных категорий. Категории — это такие наиболее общие понятия философии, которые не могут быть подведены ни под какие другие более широкие понятия: материя, сознание, дух, диалектика, метафизика и т.д. В различных философских системах, школах и течениях налицо собственные системы категорий. Они различны у тех, кто опирается на диалектическую и метафизическую методологию, у материалистов и идеалистов, у субъективных и объективных идеалистов, материалистов-метафизиков и материалистов-диалектиков.

Философское знание основано на особых философских понятиях и категориях.

Любое знание, которым владеет человек, основано на тех или иных понятиях. Сами понятия представляют собой абстракции, что означает, что их содержание не представляет собой конкретного наглядного образа, а выступает образом обобщающим, абстрактным. В абстракции человек отвлекается от каких-то черт или особенностей явлений или процессов, выделяя наиболее общее и существенное. Любое понятие – человек, страна, студент, растение и пр. – это абстракция. Конечно, при этом всегда остается вопрос о том, насколько истинна та или иная абстракция.

Философские абстракции – это особые абстракции. Абстрактность философских понятий, абстрактность всего философского знания в целом носит предельно возможный на каждом уровне познания характер. Философские понятия – это знание всеобщее, содержащее в себе максимальную степень обобщения, отвлечения от случайного и несущественного и сосредоточивания на существенном и всеобщем. В самом деле, именно такими характеристиками обладают такие понятия, как материя, сознание, движение, пространство, время, жизнь, качество, количество, сущность и т.д. Все эти понятия – философские абстракции, ввиду своей предельной общности называемые философскими категориями. Многие философские понятия объединяются в некоторые системы – категории познания (объект познания и субъект познания, истина и её критерии, истина и практика и пр.), онтологические категории (бытие, материя, движение, пространство и время и др.), категории диалектики (сущность и явление, противоречие, качество и количество, отрицание, развитие, соотношение объективного и субъективного и др.). Особенно плодотворно работал в области создания системы категорий великий философ античности Аристотель.

Однако, деление на виды категорий достаточно условно, так как все категории – онтологические, гносеологические, категории диалектики и другие виды категорий – теснейшим образом между собой связаны.

Философские абстракции не являются неизменными по своему содержанию. Развитие философского знания – это, в первую очередь, развитие содержания философских абстракций: расширение и углубление этого содержания, их философская конкретизация.

Философские категории, с одной стороны самостоятельны и самоценны, с другой стороны, они неразрывно связаны с развитием жизни и познанием мира. В своих обобщениях философия исходит из того материала, который представляет реальная жизнь и развивающееся знание во всех его видах, прежде всего, наука и искусство. В философии существует собственная философская традиция, то есть история философии, но и она складывается на основе всей совокупности знаний.

Кроме собственно философских категорий в философское знания входят понятия, которые не являются исключительно философскими. Например, такие понятия, как человек, общество, жизнь, пространство, время и т.п. – не только философские абстракции. Но все они имеют те аспекты своего содержания, те ракурсы его, которые носят философский характер. С помощью этих понятий развивается и обогащается не только философия, но и вся духовная культура, осуществляется взаимообогащение её различных граней.

Философское знание обладает не только предельной степенью абстрактности. Оно трансцендентно. Основы философских идей не только отражают конкретные обстоятельства развития мира и его познания. Философия выходит за рамки этих обстоятельств. Она ищет всеобщую точку отсчета при взгляде на мир и его познание, на человеческую жизнь, и именно это обстоятельство требует мыслительного выхода за пределы конкретности.

Трансцендентность как выход за пределы осмысливаемой реальности создает предпосылки для теоретического освобождения от границ конкретной реальности. Широта обзора приносит свободу суждений, преодоление включенности только конкретно данного в предмет познания. Трансцендентность создает основу для того, чтобы не останавливаться на однозначных выводах, уйти от категоричности и догматизма, рассматривать мир и его познание в вечном движении.

Именно эти обстоятельства определяют внутреннюю диалектичность подлинно философского сознания. Осознание того, что такое диалектика, в чем её противоположность метафизике как способу понимания предмета философского познания – важнейшая характеристика философского знания. Внутренняя диалектичность философского знания определяет собой особый смысл, который приобретает в философии проблема противоречия.

Философское отношение к миру по природе своей – критическое отношение, потому что оно открывает такие стороны бытия, которым не соответствует эмпирическая реальность, непосредственно данное. Философское сознание – это преодоление строгой привязанности к реалиям жизни, непомерного восхищения ими, поскольку философия стремится понять жизнь в развитии, а жизненные реалии как исторические моменты в этом развитии. В этом смысле философия выражает свободу человеческого духа, его мощный диалектический потенциал.

Разумеется, критическое отношение к реалиям жизни не является абсолютным и доминирующим в философском сознании. Подлинная философия развивается в своем стремлении найти точки опоры человеческому существованию, помочь человеку в формировании его жизненных идеалов. Философия отрицает что-то в жизненных реалиях для того, чтобы предложить людям нечто позитивное, найденное ею в понимании основ жизни. Таким образом, настоящее в философии содержит в себе прошлое и будущее, будучи диалектически противоположным и тому, и другому.

Постигая противоречивые стороны бытия, философия отражает их в своих идеях. Альтернативность граней бытия отражается в альтернативности философских суждений о нем.В философских учениях отражается напряженность сосуществования в бытии разумности и абсурда, добра и зла, трагичности и комичности и т.д. Наиболее глубоко осознал эту специфику философского знания немецкий философ И. Кант (1724-1804) в своем учении об антиномиях.

После Канта философия поднялась на качественно новую ступень своего самопознания, осознавая, что мир философии – это мир неразрешимых в конечном варианте противоречий, мир разрешаемых, но вечных проблем, вопросов, на которые невозможны привычные и обычные для человека в обыденной жизни ответы.

Все эти особенности философии определяют оценочный характер философских суждений. В культуре философия стоит на особом месте. Она занимает основополагающее место в становлении, развитии, существовании теоретически развитого мировоззрения человека и общества. Таким образом, философия – это мировоззренческое знание, более точно философию можно определить как основу мировоззрения.

Делая вывод из всего отмеченного, можно заключить, что философия – это теоретический абстрактный образ бытия, характеризующийся трансцендентностью и антиномичностью, носящий мировоззренческий характер. Философский образ создается для постижения смысла бытия, смысла человеческого существования.

Любая форма бытия может существовать и проявлять свои специфические особенности лишь при взаимодействии с другими. Всеобщие внутренние и внешние взаимодействия приводят к изменениям взаимодействующих явлений и объектов. Всякое изменение в философии обозначается понятием «движение».

В современной ситуации движение принято понимать как не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются данными взаимодействиями. Однако, насколько движение абсолютно? с древних времен сущность движения, природу его многообразных форм трактуют по-разному. Со времен античности сложились три основных моделей понимания движения и его роли в мировом процессе.

Первая модель была представлена милетской школой (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклитом. Движение здесь понималось как перманентное возникновение и уничтожение вещей, как бесконечное становление всего сущего. Вторая (противоположная) модель трактовки движения получила рассмотрение в элеатской школе (Ксенофан, Зенон, Парменид). Не отрицая движение как таковое – они ставили под сомнение его всеобщность. По Пармениду бытие неподвижно, едино и замкнуто. Мир сохраняет свою устойчивость в движении. Третья модель, представленная Эмпедоклом, который попытался объединить противоположные взгляды и стал рассматривать изменчивость и устойчивость как две стороны процесса движения. Своеобразный итог данным спорам подвел Аристотель, который дал общую классификацию видов изменения, среди которых выделил возникновение, уничтожение и собственно движение, понимаемое как осуществление сущего в возможности, переход его в действительность. Античная мысль справедливо понимала движение как противоречивый процесс, который является одной из граней мира. Другой гранью выступает понятие вечности, неизменности. Это хорошо просматривается на примере соотношения временного и вечного, раскрытого А.Ф. Лосевым «время не есть только время, т.е. чистая длительность, ибо эта длительность или когда-нибудь кончается, или никогда не кончается. а) Если она когда-нибудь кончается, то время содержит в своей природе конец, т.е. оно не есть только время, но и…не-временное. b) если же время никогда не кончается и не кончится, то оно есть вечность».

Таким образом, указанные модели подчеркивают противоречивость понятия движения. Это означает необходимость введения новых понятий и классификации форм и типов движения. В самом общем виде принято выделять два основных типа движения. 1) движение, когда сохраняется качество предмета (определенный набор признаков, позволяющий говорить о каком-либо предмете как именно о данном предмете, отличном от других). Подобные процессы принято называть функционированием и 2) движение, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект. Подобные процессы, связанные с преобразованием качества также называют развитием.

Таким образом, развитие – это процесс качественных изменений взаимодействия объектов, связанный с возникновением новых свойств или возникновением нового объекта. Выделяют две разновидности развития: 1) когда процессы качественных превращений не выходят за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня его организации (напр. эволюция звезд) и 2) когда процессы переходят от одного уровня организации к другому (эволюция неорганического мира по направлению к органическому, возникновение человека).

Как атрибут бытия развитие характеризуется рядом фундаментальных характеристик: всеобщность (на всех уровнях бытия имеется развитие, хотя и носящее разный качественный характер), необратимость (возникновение качественно новых возможностей не существовавших ранее и невозможность возвращения к прошлым состояниям), направленность (движение объектов и систем по определенным предпочтительным траекториям).

В истории философии и науки сложилось несколько основных моделей понимания развития. Модель регрессивного развития (конфуцианство, К.Н. Леонтьев, Р. Генон) утверждает, что необратимые качественные изменения идут в направлении постоянного понижения качественных характеристик бытия. Эволюционная модель (Г. Спенсер) обосновывает положение о всеобщей постепенной эволюции природы от простого к сложному, где все системы эволюционируют путем появления новых элементов (дифференциация) и их последующего объединения (интеграции) в рамках новой целостности. Эмерджентизм (Л. Морган, Д. Александер, Г. Плеснер, А. Бергсон) утверждает преимущественный характер революционных скачков в процессе развития. Высшая ступень не может быть полностью объяснена низшей. Теория равновесия (ле Дантек, Л.Ф. Уорд) любое развитие есть процесс достижения равновесия, которое является главным свойством бытия.

Анализ феномена развития предполагает - учение утверждающее всеобщую причинную обусловленность событий называется детерминизмом (от лат. Determine - определяю). Несмотря на то, что причинно-следственных цепочек и вариантов развития событий может быть очень много – принято выделять три основных вида детерминизма – механический, телеологический и статистический. Механический детерминизм (Демокрит, Лаплас, Ньютон) понимает причинную связь как однозначную. В подобном развитии отсутствует случайность. Еще одним видом детерминизма является телеологический детерминизм (Аристотель), который утверждает важную роль цели в будущем как определяющего фактора движения объекта. Причинно-следственная связь здесь не менее жесткая, чем в механическом детерминизме. Развитие науки в течение XIX-XX вв. привело к пониманию вероятностного характера мира, что существенно трансформировало и традиционные представления о причинности. От ньютоновской механической детерминации (в причине – одна возможность) совершается переход к статистической детерминации, многозначному соответствию между причинами и следствиями (в причине ряд возможностей). Статистическая детерминированность – результат взаимодействия большого числа элементов, у каждого из которых своя индивидуальная детерминация. Это и порождает множество альтернатив. Детерминизму в истории философии и науки противостоит индетерминизм – философское учение, утверждающее отсутствие всеобщих причинно-следственных связей. Мир в подобном ракурсе оборачивается потоком случайностей, понимание и прогноз которых невозможны.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 3476; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь