Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос №31. Понятия духовной жизни и общественного сознания. Структура и закономерности развития общественного сознания. Общественное бытие и общественное сознание.



Духовная сфера — ϶ ᴛ ᴏ область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

· религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

· мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

· искусство — художественное оϲ ʙ ᴏ ение мира;

· наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;

· право — совокупность норм, поддерживаемых государством;

· образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера — ϶ ᴛ ᴏ сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и оϲ ʙ ᴏ ении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

В случае если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения данных потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процесседуховной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Именно такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Стоит заметить, что она пробудет в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При ϶ ᴛ ᴏ м духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом ϶ ᴛ ᴏ го производства будут идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами.
Стоит отметить, что основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Стоит заметить, что она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

Основными элементами духовной жизни общества являются:


• духовная деятельность;

• духовные ценности;

• духовные потребности людей;

• духовное потребление;

• индивидуальное сознание;

• общественное сознание.


Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями.

Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.

Индивидуальное сознание человека — восприятие им отдельных сторон бытия.

Общественное сознание — возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Элементами общественного сознания являются:


• обыденное и теоретическое сознание;

• общественная идеология и психология;

• формы общественного сознания.


Обыденное сознание — непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.

Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия.

Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.

Общественная идеология — система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй.

Формами общественного сознания являются:


• политическое;

• правовое;

• моральное;

• научное;

• религиозное.


Общественное сознание - возникающая из общественной практики людей, их производст-венной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Общественное сознание возникло одновременно с возникновением общественного бытия. Сущность сознания в том, что оно может осмыслить общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. На ранних этапах развития общества общественное сознание формирование под непосредственным воздействием бытия, в дальней-шем это воздействие приобретало опосредованный характер - через государство, политические, правовые, нравственные, религиозные отношения, а обратное воздействие общественного соз-нания на бытие приобретает непосредственный характер (способность сознания правильно от-ражать бытие). Общественное сознание может способствовать перестройке бытия.

Общественное сознание - не сознание отдельного индивида, а духовная жизнь вообще, всеобщее духовное состояние, зафиксированное в языке и других формах культуры. Не каждое индивидуальное сознание в своей объективной форме входит в общий массив общественного сознания.

Развитие

· Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой.

· Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.

· Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.

· Идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе.

 

Вопрос №32. Общая характеристика политического, правового и нравственного сознания.

Политическое сознание это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность человека к участию в управлении делами общества и государства.

Политическое сознание — одна из основных форм общественного сознания, она возникает вместе с появлением государственности, политической власти. Это наиболее общая категория, характеризующая субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные представления граждан, опосредствующие их связи с институтами власти.

Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, определять природу деятельности в сфере власти как отдельных людей, так и их общественных объединений. Поэтому от политического сознания напрямую зависит содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления.

Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.

Функции политического сознания:

1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

По глубине отражения действительности выделяют следующие уровни политического сознания: идеологический(формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политического процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается в декларациях, программах и т.п.); психологический (формируется на базе жизненного повседневного опыта людей и обладает такими чертами, как противоречивость, поверхностность, несистематизированность, эмоциональность и т.д.).

В зависимости от субъектов политическое сознание может быть:

массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);

групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).

Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов (табл.):

1) Культура политического сознания: Политические представления и убеждения, Политические ценности, традиции, обычаи и нормы, Политические установки

2) Культура политического поведения: Культура политического участия, Культура политической деятельности

3) Культура функционирования политических институтов: Культура электорального процесса, Культура принятия и реализации политических решений, Культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов.

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Структура правосознания

Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровеньюридической науки в целом.

Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

Индивидуальное правосознание — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

Массовое — правосознание обширных масс людей.

Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Структура правосознания:

Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.

Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

Третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

Обыденное правосознание — правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.

Теоретическое (научное) правосознание — формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.

Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

Функции правосознания

Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Понятие морали

Мораль представляет собой один из способов нормативного регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль является особой формой общественного сознания и видом общественных отношений.

Специфика морали:

1. Единство духовного начала и практического;

2. Универсальный характер морали - пронизывает все сферы;

3. Мораль носит оценочный характер;

4. Язык морали вырабатывает предписания;

Структура морали (нравственности):


1. Нравственное сознание;

2. Нравственная практика;

3. Нравственные отношения;


Нравственное сознание можно разделить на индивидуальное сознание и общественное.Общественное сознание можно разделить также на два подвида обыденное (общественная психология, житейская мудрость) и теоретическое (этика, философия морали).

Структура нравственного сознания:

1. Рациональный компонент (убеждение, установки);

2. Эволюционный компонент (эмоции, чувства, отзывчивость, сострадание);

3. Волевой компонент;

Нравственная практика:

Базовый элемент - поступок человека, выбор цели, выбор средств. Большую роль играет мотивация.

Мотивы и поступки могут не совпадать, один и тот же мотив может подтолкнуть на разные поступки. Одна и та же линия поведения может быть продиктована разными мотивами. Нравственные отношения.

Нравственные отношения - это совокупность зависимости и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Возложение людьми на себя моральных обязательств, проявляется в понимании своего долга, ответственности перед другими и обществом в целом.

Взаимодействие элементов морали:

1. Находится в единстве;

2. Имеют место противоречия между элементами морали;

3. Противоречие внутри этих элементов:

· В моральном сознании;

· В моральном поведении (между желаемым, возможным и должным);

· В моральных отношениях между личными и индивидуальными интересами, групповыми интересами и интересами общества;

Функции морали:

1. Регулятивная функция (общественное мнение, воспитание);

2. Воспитательная функция (предупреждение, принуждение);

3. Познавательная функция;

4. Оценочная функция (проявляется через поступки и действия);

5. Ценностно-ориентирующая функция (формирует представления о ценностях, является вектором духовного развития личности);

6. Мотивационная функция (за поведением людей стоят определенные мотивы);

7. Прогностическая функция (прогнозирование явлений и событий);

Основные проблемы теории морали:

1. Этика обречена, сообщать «прописные истины» (знатоки в политике, в спорте);

2. Нравоучений никто не любит;

3. В этике часто нельзя получить однозначный ответ;

4. Требования морали носят повелительный характер (предписывающий характер);

5. Особенности контроля над соблюдением норм морали;

Противоречивая природа морали:

1. Вопрос о происхождении морали. Мораль не зависит от человека, нравственные нормы носят объективный характер;

2. Анализ морали различных народов, страт, классов;

3. Подлинно моральным считается поступок, совершенный без корысти;

4. Вопрос о мотивах моральных поступков и действий; Б. Нравственное воспитание (родители, школа, улица);

Основные понятия и категории морали:

1. Гедонизм (от лат. Gedonic - удовольствие, наслаждение). Нравственные поступки сопровождаются положительными эмоциями;

2. Эвдемонизм (от лат. Ivdemonia - счастье, блаженство). Безнравственные поступки приводят к страданию;

3. Релятивизм (относительность). Принцип сомнения - Р.Декарт - отрицание морали как чего-то безусловного;

4. Этический рационализм. У истоков стоял Сократ - «любое знание от добра»;

5. Аскетизм (жизнь человека, связанная с самоограничением).

 

Вопрос №33. Общая характеристика религиозного, художественного и экологического сознания.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь