Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Гуманистический антропоцентризм философии Возрождения.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность). В широком смысле – образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения. Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374). По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию. В эпоху Возрождения гуманизм сочетается с антропоцентризмом. Сущность ренессансного антропоцентризма и гуманизма заключается в признании за человеком права и обязанности совершенствовать мир и самого себя с помощью. Актуальность проблемы человека в философии Возрождения обостряла интерес к природе, ее строению и принципам существования. Стремление понять сущность человека стимулировало онтологические поиски. Главной проблемой новой онтологии была проблема взаимоотношений Бога и мира.
Натурфилософия Возрождения. Основные черты: -ориентирована на традиции античной натурфилософии -пантеизм (бог есть все) и гилогоизм (материя живая) -меньшая умозрительность Роль Кузанского: Кузанский выступил против античного и средневекового дуализма. Бесконечное – это то, больше чего ничего не может быть. Единое – минимум. Максим и мин - это Бог. Ренессанс – это эпоха рождения новой цивилизации. Достиженя: Создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Основные идеи этой системы: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Г. Галилей изобрел телескоп, с помощью которого открыл пятна на луне, млечный путь и 4 спутника Юпитера. Кеплер открыл движение звёзд. Бруно вселенная есть бесконечная субстанция, бесконечное тело в бесконечном пространстве. Вселенная одна, миры же бесчисленны. У вселенной нет центра, или можно сказать, что центр вселенной везде. Проблема научного познания в философии Нового времени. Дилемма рационализма и эмпиризма Ф. Нового Времени - XVII-XIX вв. Социокультурные факторы: -фундаментом была промышленность, основанная на машинном производстве. -новый тип экономики требовал вовлечения разнообразных природных материалов. -наука как производственная сила. Проблема истинности знаний: 1)натурфилософия трансформировалась в естествознание. 2)онтология находится на 2 плане 3)Ориентация на практический опыт и естественнонаучное знание стимулировала познание на единичных изолированных факторах. Эмпиризм ( опыт) источником истины является опыт. Рационализм (источник истины разум) Направление зародилось во Франции. Основатель – Рене Декарт. Получить истинные знания можно только с помощью ума. Отличительной чертой философской Декарта является антитрадиционализм. Декарт интересовался проблемой субстанции. Субстанция – то, что для своего существования не нужно ничего. Субстанция делится на материальную и духовную. Френсис Бэкон: Метод дедукции (переход знания от общего к знанию различной степени общности) и индукции ( переход мысли от частного к общему).
Философские идеи эпохи Просвещения. Эпоха Просвещения (18 в.) представляет собой далеко не однородное явление: она имеет свои особенности в Англии, Франции, Германии и России. Яркие черты проявились во Франции. Основные черты: рационалистическая направленность, механико-материалистическая картина мира. Гольбах: природа - совокупность различных движущихся сил материи. Ламетри: материя – пассивное, человек- просвещенная машина искусный механизм. Рационализм -разум как источник знания Деизм -бог мир сотворил, а далее мир без его участия. Атеизм - нет бога. В рамках просветительской идеологии атеизм сосуществовал с деизмом, признающим Бога только как творца мира, который после этого не вмешивается в его существован. Итоги: 1)просветительская ориентация на разум, с одной стороны, утверждала приоритет разума в решении всех проблем, а с другой – неизбежно вела к полной абсолютизации разума. 2)критическая направленность и свободомыслие придавали революционную ориентацию и непримиримость к авторитаризму. 3) достижение просветительской философии - открытие культуры как сферы специфически человеческой жизнедеятельности. Руссо Жан-Жак: следует только сожалеть о распространении образования и изобретении книгопечатания. Можно быть людьми, не будучи учеными. Наука не принесла человечеству никакой пользы, а сделали их несчастными.
16.Особенности и достижения немецкой классической философии. Появилась в 8 веке. Вопрос в определении отношения между мышлением и бытием. 1)Культ (Гегель) 2)создана теория диалектики (Гегель) диалектика как способ понимания мира. 3) разум конструирует мир как объект познания. 4) Человек-дитя природы (Фейербах) В основе философии Фейербаха - антропологический подход. Однако человек- чисто биологическое существо. В первую очередь, человек – это материальное тело, и только как следствие из этого он способен чувствовать и мыслить. Достижения немецкой классической философии: 1) убеждение в том, что осмыслить сущность человека ни с позиций его эмпирического существования, ни с точки зрения “чистого разума” невозможно. Способом же реализации культуры, основой ее возникновения и существования является деятельность. 2)основой этой деятельности, ее источником является. 3)систематичность, основательность и завершенность, идеализм, рационализм и логицизм, преобладание гносеологической тематики – основные черты немецкой классической философии. Классическая философия, таким образом, имела ярко выраженный метафизический характер и онтологическую ориентацию, ей присущи объективизм, субстанционализм, признание тождественности бытия и мышления.
Становление и основные черты неклассической философии. Причины возникновения неклас. философии: 1)крах наполеоновской Франции в нач.19 века подставил под сомнение идеалы эпохи просвещения связанные с прогрессом разума. 2)триумф химии, создание теории сохранения энергии и открытие фарадеем электромагнитной индукции. Сциентическое направление (выражает абсолютное доверие науке) Позитивизм - считает науку идеалом познания Марксизм - принцип диалектического и исторического материализма Антисциентистское - против науки и разума считая, что они ограничивают человека Фил-фия иррационализма - разуму отводят чисто вспомогательную роль. Постклассическая или неклассическая фил-фия - совокупность школ и течений, отразивших радикальные изменения, которым подверглась западная культура этого времени. Первый шаг становления постклассической философии - радикальное ограничение принципа рационализма. В неклассической философии по-новому рассматривалась проблема разума. Постклассическая философия не отрицает разумности человека, но и не допускает ее верховенства. Киркегор выделяет три стадии экзистенции: эстетическую, этическую и религиозную. Главным объектом философии Ницше является человек как существо, наполненное переживаниями. Особенности неоклассической философии: 1. по-новому рассматривалась проблема. Классическая – оптимистическая. Неклассическая – пессимистическая: разум - это зло. Из-за него человек ведет войны. 2.Отношение к проблеме человека. Человек - главная фигура в мире и мир неразрывно с ним связан. 3.Роль философии в обществе. Критика классической философии, оторванной от жизни. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы