Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.



Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

 

Мировоззрение - это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действи­тельности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвя­зи с этой действительностью. В структура мировоззрения: знания (отражение объективных характеристик действительности в сознании человека; задают обобщенную модель мира и места в нем человека); ценности (выполняют нормативно-регули­рующие функции, они определяют правила и принципы социаль­ной жизни человека); убеждения, чувства, эмоции (придают мировоззрению характер мироощу­щения, наполняют его личностным смыслом и значением). По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно выделить следующие виды мировоззрения, которые являются историческими типами:

Обыденные - простейший тип мировоззрения, формируется за счет наблюдения за природой, трудовой деятельностью, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующий материальной и духовной культуры. Недостатки - неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний, входящих в состав мир-ния. Обыденное м – является основой формирования более сложных видов мировоззрения; на основе обыденного исторически первым стихийно рождается миф – творческое отображение мира сознанием, гл. отлич. особенностью является логические обобщения.

Мифологическое - не фиксировало разли­чий между естественным и сверхъестественным, между реаль­ностью и воображением. Основано на вере в истинность мифов - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев, незыбле­мость ритуала. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социаль­ной жизни. Мифологическое сознание не фиксировало разли­чий между естественным и сверхъестественным, между реаль­ностью и воображением, что позволяло мыслить окружающие предметы как двойственные по своей природе: человеческие и божественные, утилитарные и символические, профанные и сакральные одновременно. С развитием человеческого общества мифология как мировоз­зрение утрачивает свои позиции в культуре.

Религиозное - предполагает наличие внутрен­него иррационального состояния сознания, позволяющего ощу­щать факт безосновного, личного и глубоко интимного соедине­ния с Богом; Р.М. представлено 3 формами мировых религий: буддизм – 6-5 в. до н.э. в буддизме нет души, нет Бога, как творца и высшего существа, нет духа и истории; христианство – 1 век н.э. Иисус Христос, Библия (три ветви: католицизм, православие, протестантизм); ислам – 7 в. н.э. Мухаммед, Коран, поклонение Аллаху(Махаммед – посланник Аллаха), ветви- суннизм, шиннизм.

Философско-теоретическое. Философия — это понимание мира и человека с позиции разума и знаний. Цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев; рамках философии впервые стало оформляться и развиваться тео­ретическое мышление. В философии выделяются две сферы деятельности: сфера материального, объективная реальность, то есть предметы, явления существуют в действительности, вне сознания человека (материя); сфера идеального, духовного, субъективная реальность является отражением объективной реальности в сознании человека (мышление, сознание).

 

 


 

Проблема генезиса философии. Основные предпосылки ее возникновения.

 

Возникновение философии относится к середине I тыс. до н. э., когда в важнейших регионах древнего мира - Китае, Индии и Гре­ции - шел процесс становления великих цивилизаций, приходя­щих на смену первобытнообщинному строю. Первые философские учения появились в наиболее развитых государствах древнего Востока и Эллады в VI-V вв. до н. э., а именно в Индии, Китае и Греции.

Проблема генезиса философии. Существует несколько подходов к объяснению генезиса фило­софии. Мифогенный подход - принципиально разделявшего мифологию и религию и считавшего, что философия возникает из безрелигиозного мифа путем дальнейшей абстрактизациии общих представлений, действительно содержащихся в развитой мифологии. Философия оказывается попыткой прочитать зашифрованное в образах мифа знание и перевести его на язык понятий. В рамках такого подхода философия часто мыслится неспособной открыть некое новое знание по сравнению с тем, что уже скрыто содержится в мифе.

Гносеогенный подход - основной предпосылкой возникновения Ф развитие протонаучного знания, в первую очередь математического и астрономического, для которого характерны высокая степень абстрактности, доказательность, стремление к выявлению объективных законов, а также высокая способность к постановке проблем.

В отечественной традиции сложился мифогенно-гносеогенный подход, в рамках которого базой генезиса философии считается развитая мифология и формирующиеся начала научных знаний. Важно, что эти два источника философии полагаются равно необходимыми и друг без друга процесс генезиса философии не порождают. Переходные от мифа к философии формы называют предфилософией (терминология А.Н.Чанышева).

Предпосылки генезиса философии были связаны с ради­кальными изменениями в экономической, социально-политичес­кой и духовной жизни древнего мира. Прежде всего это новый уровень развития производства, свя­занный с технологической революцией I тыс. до н. э., символом которой можно считать наступление «железного века». В результате распространения железных орудий труда развитие зем­ледельческих цивилизаций стало более стабильным, выросло бла­госостояние древних царств, сложилась дифференцированная система общественного разделения труда. Расцвет земледелия и ремесла, торговли и мореплавания спо­собствовал утверждению товарно-денежного обмена в экономике. Появление всеобщего эквивалента стоимости - денег (первона­чально в виде монетной формы) - развивало абстрактное мышле­ние, в социальной структуре древних цивилизаций. Возникновение частной собственности и социально-экономического неравенства привело к возникнове­нию классов. Возникло множество социальных групп, имеющих несовпадающие, а иногда и противоположные, интересы. Един­ство племенной идеологии, основанное на общих мифах и тысяче­летней мифологической традиции, разрушалось изнутри. Отделение умственного труда от физического стало причиной появления интеллектуальных элит, основным занятием которых было производство, хранение и передача знания. Эти новые соци­альные группы стали той общественной средой, которая порождала из себя уче­ных и философов, первых носителей рационального светского ми­ровоззрения. Социально-классовая дифференциация общества привела к воз­никновению государства. Такие характерные для него признаки, как сбор налогов, наличие границ, фиксирующих общую террито­рию проживания, институт подданства, а также право, превращали население в формально-юридическую общность - совокупность граждан государства. К этому времени появилась система школьного образования, поддерживаемая государством. Быстрое развитие письменности изменило тип культурной трансляции знаний и опыта, что способствовало развитию катего­риально-понятийной культуры мышления, логики, эристики, ди­алектики. Абстрактное мышление. В духовной культуре древних цивилизаций появилась и утвердилась философия, предложившая новую картину мира, новое понимание чело­века и общества.

 


 

Философия Древней Индии.

Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памят­ником индийской мифологии - Ведами. Веды (букв. - знания) представляют собой сборники гимнов, молитв, заклинаний, пос­вященных божествам древнеиндийской мифологии, олицетворя­ющим силы природы. В процессе размышлений над главным сборником Вед - Ригведой - сложились первые философские тек­сты – Упанишады. Большинство древнеиндийских мыслителей черпали из Упанишад основные философские идеи, видели в них высший авторитет, откровение божественной мудрости. Образование первых философских школ относится к VI-II вв. до н. э. В этот исторический период сложилось шесть ортодоксальных философских учений (даршан), составивших рациональное ядро идеологии брахманизма: веданта, ньяя, вайшешика, миманса, сан-кхья, йога. Этому направлению активно противостояли неортодок­сальные школы: буддизм, джайнизм, локаята, адживика. Они не признавали авторитета Вед, выступали против интеллектуальной гегемонии жречества в древнеиндийской культуре.

Традиционализм являлся специфической особенностью ин­дийского философствования. Философское познание мыслилось как триединство ступеней восхождения к истине: освоение Вед; их рационально-философское осмысление в сутрах; интуитивное прозрение истины посредством интеллектуального сосредоточе­ния и медитации. Другой специфической чертой древнеиндийской философии является ее глубинная связь с религией. Многие исследователи считают возможным говорить о едином религиозно-философском комплексе в духовной культуре Индии. Одни и те же тексты в рамках индийской традиции можно рассматривать и как фило­софские, и как религиозные. В развитии индийской философской традиции можно выде­лить два комплекса идей, выражаемых различными системами категорий. Ортодоксальные философские школы (астика) разра­ботали такие категории, как Брахман, Атман, самсара, карма, мокша. Неортодоксальные школы (настика) вели постоянные дискуссии с ведантой, опираясь на систему категорий, разрабо­танную буддизмом. Среди важнейших понятий буддийской фило­софии следует назвать категорию Пустоты (Шуньята), понятия дхармы, сансары, нирваны.

Для философии брахманизма характерна идея безличного и абсолютного духовного начала - Брахмана. Весь материаль­но-чувственный космос древнеиндийские мыслители рассматри­вали как его самоосуществление в пространстве и времени. Осо­бое значение имел принцип тождества Брахмана и Атмана. Тело понималось как внешняя оболочка души, являющейся индивиду­ализированным, субстанциальным воплощением Брахмана. Че­ловеку надлежит сосредоточенно размышлять о своей подлинной природе, о внутреннем тождестве Атмана и Брахмана. По мере от­каза от заботы о внешнем, материальном существовании душа пе­рестает быть связанной кармой и получает возможность восстано­вить единство с Абсолютом. Учение об освобождении (мокша) сос­тавляет кульминацию философских концепций брахманизма. Основным оппонентом веданты являлся буддизм. Во-1-х, нет Брахмана как духовной субстан­ции, сущность мира пустотна (учение о Шуньяте). Во-вторых, нет бессмертной души, тождественной Абсолюту (учение о несуб­станциальности личностного начала). Индивид представляет вре­менное состояние, возникающее вследствие констелляции мель­чайших первоэлементов бытия (дхарм). В-третьих, видимый мир - иллюзия омраченного неведением сознания, возникающая вследствие непрерывного вращения дхарм (учение о ежемгновен­ной изменяемости всего сущего). Своими действиями индивид включается в поток бытия и становится частью причинно-следственных зависимостей, чем обрекает себя на постоянное страда­ние (учение о сансаре). В-четвертых, следует помнить, что сущес­твует путь, ведущий к успокоению дхарм и достижению покоя в безбрежной мировой Пустоте (учение о нирване). Оригинальные идеи древнеиндийских мыслителей были вос­приняты и продолжены другими народами Востока, повлияли на ход философского развития античного мира и европейских стран, продолжают оказывать мощное воздействие на духовную жизнь современной западной цивилизации.


 

Аксиологические параметры бытия человека осмысливались прежде всего в философии экзистенциализма, психоаналитической философии, персонализме. В современной философии акцентируются проблемы человеческого существования, так называемые «экзистенциальные проблемы». Это проблемы, связанные с переживанием человеком собственного пребывания в мире: проблемы жизни, смерти, смеха, стыда, любви, счастья, свободы, вины, смысла жизни и т. д. Объектом философского внимания становится повседневный, обыденный мир человека.

Смерть. Перед лицом глобальной неизбежности и случайности смерти жизнь как бы теряет всякий смысл.можно преуспеть больше или меньше, жить ради себя или ради других, в конечном итоге смерть уравнивает всех, не проводя различий межу гением или злодеем, богатым или бедным. Если смерть – это естественное завершение всякой жизни, то, возможно, именно она и составляет наиболее глубинный смысл существования, делая абсурдными любые человеческие претензии противопоставить ей что-то более высокое и абсолютное.

Свобода. Уникальность каждой отдельной личности базируется на свободном выборе жизненного пути, симпатий и антипатий, решений и поступков. Фаталистические установки древних цивилизаций, в христианском вероучении -свобода воли как способности самостоятельного выбора между добром и злом, Рационализм новоевропейской философии - Мышление и разум, ставшие здесь сущностными характеристиками человека, обусловливают свободный выбор суждения. Отказ от приоритетов разума и «антропологический поворот» в неклассической философии - свобода в культуре модерна. Свобода здесь – это то, что реализуется в человеке не благодаря, а вопреки общему закону и необходимости. Свобода – это творчество. Плюсы: Человек преобразовывает окружающую среду под себя, делает то, что ему удобно и нужно, реализует себя как хочет, а не просто вписывается в среду. Минусы: ответственность, возможно это просто иллюзия, так как мы многое не выбираем, потому что случай и обстоятельства решают больше чем мы. Смерти не важно, она придёт внезапно, свободы нет.

32. Сознание как предмет философ анализа. Проблема сознания в различ философ традициях. Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. первые представления о сознании возникли в древности. Платон: Считал, что души существовали прежде, чем появились в облике человека. Существовали без тел, но имели разумение. Душа существует до человека, вне человека, как особая надприродная сущность. Дуализм. Декарт.: Считают, что душа – особая, чуждая материи духовная субстанция. Он считает душу и тело независящими друг от друга началами. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. Сознание - производное от материи. Сознание связано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли. Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Идеальное и матер не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное производит мозг. Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем. Подходы к проблемам. Натуралистически-функциональный подход берет начало в философии Нового времени. Согласно подходу, развивавшемуся метафизическим материализмом (Ж. Ламетри, П. Гольбах) и опиравшимся на достижения физиологии и медицины, сознание - это особая функция мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя. Социокультурный подход к детерминации сознания представлен в истории философии двумя версиями. Первая из них разработана в немецкой классической философии (И. Кант, Ф. Гегель), выявившей влияние мира культуры на формирование феноменов индивидуального сознания (воли, воображения, ценностей) и разграничившей индивидуальное и надиндивидуальное сознание. Вторая версия этого подхода была заявлена философией марксизма (Маркс, Энгельс), не признававшей субстанциональности сознания. В рамках диалектико-материалистической философии была детально проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи наиндивидуального (общественного) сознания со сферой практически-предметной деятельности людей. Постклассические варианты заданы в рамках экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традиций. Первая из них ( Э. Гуссерль, Сартр) в трактовке сознания отказывается от характерной для философской классики оппозиции “субъект-объект” и исходит из рассмотрения субъективности как специфического бытия. Для нее в мире имеет место не мышление о бытии, а бытие мышления. Феноменологию интересует не бытие предметов как таковых, а многообразие способов их данности, явления себя человеку. Психоаналитическая традиция (Фрейд, Юнг, Э. Фромм)поставила перед философией проблему бессознат.

Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

 

Мировоззрение - это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действи­тельности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвя­зи с этой действительностью. В структура мировоззрения: знания (отражение объективных характеристик действительности в сознании человека; задают обобщенную модель мира и места в нем человека); ценности (выполняют нормативно-регули­рующие функции, они определяют правила и принципы социаль­ной жизни человека); убеждения, чувства, эмоции (придают мировоззрению характер мироощу­щения, наполняют его личностным смыслом и значением). По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно выделить следующие виды мировоззрения, которые являются историческими типами:

Обыденные - простейший тип мировоззрения, формируется за счет наблюдения за природой, трудовой деятельностью, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующий материальной и духовной культуры. Недостатки - неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний, входящих в состав мир-ния. Обыденное м – является основой формирования более сложных видов мировоззрения; на основе обыденного исторически первым стихийно рождается миф – творческое отображение мира сознанием, гл. отлич. особенностью является логические обобщения.

Мифологическое - не фиксировало разли­чий между естественным и сверхъестественным, между реаль­ностью и воображением. Основано на вере в истинность мифов - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев, незыбле­мость ритуала. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социаль­ной жизни. Мифологическое сознание не фиксировало разли­чий между естественным и сверхъестественным, между реаль­ностью и воображением, что позволяло мыслить окружающие предметы как двойственные по своей природе: человеческие и божественные, утилитарные и символические, профанные и сакральные одновременно. С развитием человеческого общества мифология как мировоз­зрение утрачивает свои позиции в культуре.

Религиозное - предполагает наличие внутрен­него иррационального состояния сознания, позволяющего ощу­щать факт безосновного, личного и глубоко интимного соедине­ния с Богом; Р.М. представлено 3 формами мировых религий: буддизм – 6-5 в. до н.э. в буддизме нет души, нет Бога, как творца и высшего существа, нет духа и истории; христианство – 1 век н.э. Иисус Христос, Библия (три ветви: католицизм, православие, протестантизм); ислам – 7 в. н.э. Мухаммед, Коран, поклонение Аллаху(Махаммед – посланник Аллаха), ветви- суннизм, шиннизм.

Философско-теоретическое. Философия — это понимание мира и человека с позиции разума и знаний. Цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев; рамках философии впервые стало оформляться и развиваться тео­ретическое мышление. В философии выделяются две сферы деятельности: сфера материального, объективная реальность, то есть предметы, явления существуют в действительности, вне сознания человека (материя); сфера идеального, духовного, субъективная реальность является отражением объективной реальности в сознании человека (мышление, сознание).

 

 


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь