Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Немецкая классическая философия: характ черты, предст, ист значение



Немецкая классическая философия: характ черты, предст, ист значение

Этап развития западноевропейской мысли, безусловным достоинством которого стал глубокий критический анализ, который не разрушил, но сохранил и даже преумножил философские новации эпохи Просвещения.

Кант, Гегель, Фихте, Фейербах, Шеллинг (их объединяют общие принципы построения филос знания: рационализм, диалектика, историзм)

Основные черты:

Идея деятельности (главное не созерцание, а деятельность по его изменению)

Идея прогресса как объективного фактора (прогресс не зависит от желания человека)

Дальнейшая разработка диалектики как философского метода (Гегель-вершина)

Разработка проблем культуры (культура-объект филос исследования)

Положили начало эстетике (учение о прекрасном) как философском направлении

Историческое значение:

Эта философия поменяла стиль мышления в европейской, а, следов, в мировой культуре

Было показано, что наука-всего лишь одна из возможных форм знания и вовсе не исключительная. (Язык, мифология, философия, религия, искусство тоже заключают в себе неисчерпаемые богатства, самоценны и незаменимы)

Новые концепции не зачеркивают старых, даже противоположных. Истины относительны, динамичны, многогранны

Показала, что «дух» каждого исторического народа своеобразен, неповторим, имеет свое индивид предназначение, судьбу и роль во всемирной истории

Стимулировала появление в 19в массы новых отраслей знания, анализирующих историч формы культуры человечества

Сделали наше мышлении историчным

Концепция познания Канта («коперниканский» переворот в гносеологии)

2 периода: докритический и критический

Докритический:

Сделать метафизику научной (с т.зр Канта сделать опытно-доказат проблему Бога, мира, человека; составить научное док-во того, что Бог сущ-т)

Логика, логич исследования. Необходимо создать такую логику, чтоб не было тупиков и парадоксов. Четкой, однозначной

Определить происхождение Вселенной (как, когда)

Критический:

Обосновал, почему нерешаемы задачи

Видит философию, сост-ю из 3х частей, в соотв-и с 3мя способностями человеч психики: познавательной, оценочной и волевой.3 работы:

Критика чистого разума (что я могу знать? )

«разум может все»-просветители; « есть границы разума »-Кант

Процесс познания по Канту: Субъект познания –> Объект познания (процесс бинален)

Имеем дело не с самим миром, а с картиной мира. Только на уровне явлений познаем мир –> «вещь для нас» и «вещь в себе» (невозм познать)

Структура процесса познания:

Чувственное познание (мир вне нас хаотичен, упорядочив в сознании, чувствах)

По Канту есть 2 доопытные категории (апостриори): пространство и время, с пом которых мы упорядочиваем мир

Коперниканский период гносеологии (до Канта пассивное отр гармонии, по Канту-творим гарм)

Рассудок (логическое мышление)

Разум (проблемное мышление, ставит проблемы

Опыт. Не все дано в опыте. Встают проблемы, которые нельзя решить опытным путем.

«Чистый разум»-разум, оторванный от опыта

Критика практического разума (что я должен делать? )

Основа морали-категорич императив (долг ради долга)

Мораль автономна от истины

Совесть есть у каждого чел-ка, каждый чел-к может стать моральным.

Критика способности суждения

Вопросы эстетического хар-ра

На что я могу надеяться?

На свою спос-ть действовать в духе категорич императива

На людей, близких мне по духу

На правовое г-во, а не на волю доброго правителя

Этическое учение Канта и современность

Этика- учение о морали. Требования морали априорны и абсолютны. «В качестве морального существа человек автономен от природы, свободен от нее. Жить следует по законам свободы».

Этическим проблемам Кант посвятил несколько работ: «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «Метафизика нравов», «Об изначально злом в природе человека».

В работе «Метаф нравов» он представил целый комплекс нравственных обязанностей человека. Считал очень важными обязанности человека по отношению к себе, в кот включал заботу о своем здоровье и жизни. В к-ве пороков рассматривал самоубийство, подрыв человеком своего здоровья путем пьянства, обжорства. К добродетелям относил правдивость, честность, искренность, добросовестность, чувство собственного достоинства.

Рационализм его этики означает, что разум должен судить о добре и зле. Этика, основанная на чувственных потребностях, не обеспечивает чистоты нравов.

Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить так, если бы они были.

Практическтй разум -это совесть, руководствующая нашими поступками посредством максим (максима-принцип челов воли) и императивов (общезначимые правила).

Императивы: категорические (треб соблюд долга) и гипотетические (требуют, чтобы наши действия были полезны).

2 формулировки категорического императива:

-«Поступай всегда так, чтобы максима(принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом» (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)

-«Относись к человечеству в своем лице всегда только как к цели и никогда как к средству» (подлинно нравственным может считаться только такое действие, в котором высшей целью явл человечество в лице каждого человека)

Основные идеи «наукоучения» Фихте

Вслед за Кантом считает, что философия должна стать строго научной, и убежден, что только трансцендентальная философия (имеет дело не столько с вещами, сколько со способами нашего познания вещей), как она задумана Кантом, может достигнуть этой цели. Все ост науки должны обрести свой фундамент именно в философии. Задача филос – обосновать науку как общезначимое достоверное знание, поэтому называет филос «учением о науке».

Осн труд-«Основа общего наукоучения»1794. Страмится построить внутренне единую систему знания, которая исходила бы из единого самодостоверного основоположения. А исходное основоположение науки должно выражать сущность сознания (без опоры на эмпирич мир), определять сознание как нечто самодостоверное и самоочевидное.

«Я есмь Я»-исходное основополож наукоучения, в котором задано сознание как таковое, «само по себе».

Самоотождествление «Я» есть 1й акт свободы воли человека, 1й продукт действия его сознания. Поэтому она и явл у Ф. первым основоположением наукоучения

 

Предмет русской философии

Проблема человека;

Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

Проблемы морали и нравственности;

Проблемы выбора исторического пути России-между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

Проблема власти;

Проблема государства;

Проблема социальной справедливости;

Проблема идеального общества;

Проблема будущего.


Вернадский Владимир Иванович (1863-1945)

«Записки натуралиста», «Несколько слов о ноосфере»

Обосновал теорию ноосферы (ноосфера – сфера разума)

1) Размах и масштабы человеч деятельности стали сопоставимы с масштабами прир стихий=>

Наряду с природными сферами стала сфера разума;

2)Нам нужно освободиться от природной зависимости в виде пищи (чтобы быть субъектами).

Идея создания искусственной пищи - задача будущего.

К.Э.Циолковский считал космос живым и разумным, верил в возможность его освоения, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи.

Немецкая классическая философия: характ черты, предст, ист значение

Этап развития западноевропейской мысли, безусловным достоинством которого стал глубокий критический анализ, который не разрушил, но сохранил и даже преумножил философские новации эпохи Просвещения.

Кант, Гегель, Фихте, Фейербах, Шеллинг (их объединяют общие принципы построения филос знания: рационализм, диалектика, историзм)

Основные черты:

Идея деятельности (главное не созерцание, а деятельность по его изменению)

Идея прогресса как объективного фактора (прогресс не зависит от желания человека)

Дальнейшая разработка диалектики как философского метода (Гегель-вершина)

Разработка проблем культуры (культура-объект филос исследования)

Положили начало эстетике (учение о прекрасном) как философском направлении

Историческое значение:

Эта философия поменяла стиль мышления в европейской, а, следов, в мировой культуре

Было показано, что наука-всего лишь одна из возможных форм знания и вовсе не исключительная. (Язык, мифология, философия, религия, искусство тоже заключают в себе неисчерпаемые богатства, самоценны и незаменимы)

Новые концепции не зачеркивают старых, даже противоположных. Истины относительны, динамичны, многогранны

Показала, что «дух» каждого исторического народа своеобразен, неповторим, имеет свое индивид предназначение, судьбу и роль во всемирной истории

Стимулировала появление в 19в массы новых отраслей знания, анализирующих историч формы культуры человечества

Сделали наше мышлении историчным


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь