Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чижевский Александр Леонидович (1897-1964)



2 работы: «Земное эхо солнечных бурь», «Физические факторы исторического процесса»

1) С т.зр. Ч. нужно вести роль только о Солнечной системе, а не о всей Вселенной

2) Солнце явл-ся источником жизни на Земле -> Солнце влияет на ход жизни на Земле => новая отрасль биологии- космобиология

2 кривые: 1-значимость событий земной жизни; 2- кривая солнечной активности

Кривые близки по траектории. Вывод:

1) Если мы хотим понять причины земных событий, должны искать причины и на Солнце;

2) Если мы хотим сделать максим точный прогноз, должны учитывать параметры солнечной активности (земные и солнечные факторы)

26. Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900). Метафизика всеединства. Идеи синтеза в культуре.

В основе деятельности Соловьева лежали следующие кардинальные устремления: осуществить под знаком «всеединства» гармонический синтез религии, науки и философии; объединить рациональный, эмпирический и мистический виды познания; представить историю как процесс «богочеловеческий»; указать пути социального обновления и активизации.

Философское учение Соловьева – метафизика всеединства. Основные моменты:

1 Что есть истина? Как жить в соответствии с ней?

Истина трехчастна:

- истина – это сущее (истиной обладает лишь то, что реально существует, не сущ в будущем)

- истина – это единое (все части мира взаимосвязаны)

- истина – это всё (всё возможно только в Боге. Без Бога нельзя говорить об истине)

2 Как постигать истину? Нельзя постигать одним способом.

Постижение истины:

- чувственно

- разум

- интуиция (основана на знании)

3 Смысл бытия – возрождение человечества. Ренессанс как цель.

Нужно уничтожить:

1) грубое невежество масс

2) духовное опустошение и цинизм управл классов

3 )г-во, которое не признает личность как самоценность

Концепция познания. Цельное знание выступает как синтез науки, философии и веры. (Знание о реальном мире дается наукой, об идеальном мире- философией, о Боге- только верой.) Знание должно быть направлено на выработку универсальной теории, формирующей принципы единства мира.

В лекции «Исторические дела философии» (1880) Соловьев, рассматривая роль философии в истории человечества, ставит вопрос: «Что же делала философия? » и приходит к выводу: «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровения истинного Божества... Она делает человека вполне человеком». Основу философии Соловьева составили разработанные им понятия всеединства, добра и его воплощений, богочеловечества. Должное содержание или смысл человеческой жизни он видит в осуществлении человеком, обществом и человечеством в целом идеи добра. При этом добро трактуется онтологически как некая высшая сущность, получающая воплощение в различных формах — в индивидуальном бытии человека, в религии и церкви, в истории человечества. Добро обладает следующими свойствами:

1) чистотой, или самозаконностью (автономией), ибо оно ничем внешним не обусловлено;

2) полнотой, или всеединством, поскольку оно все собою обусловливает;

3) силой, или действенностью, поскольку оно через все осуществляется.

Именно человек в своем разуме и совести (а не во всех своих поступках и жизнепроявлениях) есть безусловная форма для добра как безусловного содержания. Его право и долг — оценивать с точки зрения соответствия идее Добра не только собственное поведение, но и те общественные образования, в которые он оказывается включенным (семья, церковь, Отечество). Соловьев не принимает противопоставления личности и общества, критикуя как утверждающих самодостаточность отдельной личности, так и тех, которые видят в жизни человека только общественные массы. Человек для него — существо лично-общественное. Соловьев различает три основные формы организации человеческого общества:

1) родовую форму;

2) национально-государственный строй;

3) всемирное общение жизни.

Последняя из этих форм есть осуществление идеи всеединства — идеал будущего, когда в «действительном нравственном порядке» будут преобразованы и воссоединены все элементы бытия, содержащие даже в своем несовершенном состоянии «искру Божества».

28. Русская религиозно-философская мысль (П.Флоренский, С.Булгаков).
Одной из основополагающих идей русс, религиозной философии является идея о " богочеловечестве" как высшем выражении единства материального, идеального и божественного. Эта идея, по мнению В.С.Соловьева, осуществилась в образе Иисуса Христа, а в дальнейшем в образе человека в процессе его совершенствования и нравственного обновления. История общества, по мнению мыслителя, - это процесс движения от языческого состояния к его состоянию естественному - христианскому.

Человеческое начало Западной церкви должно соединиться с божественным началом Восточной церкви, и это приведет к богочеловеческому состоянию в обществе, где гармонично объединятся материя и дух, добро, истина и красота. Его учение является абстрактно-логическим построением и представляет собой не столько теоретическую систему, сколько философию жизни.

Центральным понятием идеи философии В.Соловьева, Н.Лосского, Н.Бердяева является понятие всеединства. Суть учения состоит в утверждении, что каждая из множества существующих в мире вещей, есть частичное проявление всего мира в целом. Все элементы способны существовать и возникать только в системе целого. Вершину образует единое творческое начало. Первоначалом является существующая реальность, идеал всего - Царство ьожие. Этот идеал и есть мир как всеединство. По Соловьеву природа состоит из трех начал: природного (энергия растений, животных), человеческого ^энергия разума), божественного (гармония духа). Только богочеловек наполняет эволюцию природы нравственным духом, осуществляет всеединство своей синтезирующей любовью.

главным философским трудом В.Соловьева явл. книга " Оправдание добра", где он утверждает нерасторжимую связь поколений как главную опору нравственности. Связь поколений - это прогрессивное исполнение общего дела, приготовление к Царству Бо-жию и воскрешению всех.

Эта идея воскрешения всех делает для Соловьева реальной взаимную ответственность живых перед мертвыми и мертвых перед живыми, ответственности живых перед грядущими поколениями. Она является основой нравственного прогресса, поведения человека, его воспитания и всей педагогики.

В русской философии важна проблема свободы человеческой личности. Эту тему подробно развивал Н.А.Бердяев, который в книге " Философия свободы" утверждал, что свобода существует изначально, даже Бог не властен над этой свободой и не несет ответственности за выбор в пользу зла или добра. Исходным пунктом его философии является примат свободы над бытием. Свобода не может быть ограничена бытием, она не определяется даже Богом, а имеет самодовлеющий характер. Свобода - сущность человека, связанная с его духом, это его внутренняя, творческая энергия. В одном ряду с ней находятся творчество, личность, дух, Бог. Одним из видов свободы является рациональная свобода, которая подчиняет человека моральным законам. Высшим проявлением свободы является свобода как божественная любовь.

Видное место в русской фил, занимает идея правды как истины, в ней объединены рациональный, моральный и эстетический подходы к бытию. Правда во все времена была идеалом русской философии. Ее традиции исходят к платоновской идее высшего Блага, которое имеет выражение в соединении Добра, Истины и Красоты. Русский народ во все времена искал высшую правду жизни.

Русская идея занимает одно из центральных мест в национ. самосознании. Соловьев сводил русскую национальную идею к идее всечеловечества, он отказывался от национальной религии в пользу всемирной религии, спасении всего человечества с помощью социального опыта России. Русская идея существовала в идее соборности, она формировалась и жила в культуре как идея высшего нравственно-религиозного идеала в обществе.

Русская фил. сравнительно молода. Она впитала в себя лучшие фил. традиции и школы мировой философии. В своем содержании она направлена на совершенствование мира и человека.


27. Русский марксизм (Г.Плеханов, В.Ульянов).

Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) — энциклопедически образованный ученый, крупный философ, исследователь в области экономики, социологии, эстетики, этики.

Плеханов обосновывал и популяризировал учение марксизма, разрабатывал и конкретизировал его отдельные вопросы, особенно в области социальной философии: о роли народных масс и личности в истории, о взаимодействии базиса и надстройки, о роли идеологии и т.д. Он считал, что ключ к раскрытию существа социальных явлений нужно искать не в природе отдельных индивидов, а в тех отношениях, в которые они вступают в процессе производства. По его мнению, существуют два типа производственных отношений: технические («непосредственные отношения производителей в процессе производства»), не носящие классового характера, и «имущественные», которые в классовом обществе имеют классовый характер. Это дало ему основание определять государство не как особый аппарат насилия, а как целое надклассовое образование, возникновение которого может быть в весьма значительной степени объяснено непосредственным влиянием нужд общественно-производительного процесса. В области онтологии и гносеологии он высказал ряд оригинальных идей. Так, он полагал, что материя в качестве источника ощущений представляет собой совокупность «вещей в себе». Органы чувств не механически копируют действительность, но преобразовывают инсЬоомаиию. котооая затем лэедстает в виде «иероглифов», доводящих до нашего сведения то, что происходит в действительности с «вещами в себе». Некоторые из марксистов, в частности В.И. Ленин, склонны были видеть в этом уступку кантианству и причисляли «иероглифизм» Плеханова к агностицизму. На самом деле здесь нет ухода в агностицизм, как нет и утверждения о непознаваемости «вещей в себе». Плеханов лишь стремился вывести марксистскую теорию познания из тупиков наивного реализма. Его «иероглифизм» был попыткой признать зна-ковость как одно из важнейших средств познания, как одно из проявлений творчества разума, преодолевшего не только обманчивость органов чувств (цвета как такового, напр., объективно вне человека нет), но и заблуждения, рождаемые сложностью отражения сущности в сознании. Он утверждал, что «иероглифы» хотя и не полностью отражают действительность, но все же несут адекватную информацию о форме, структуре и взаимоотношениях реальных объектов и этого достаточно, чтобы мы смогли изучить действия на нас «вещей в себе» и в свою очередь воздействовать на них. Плеханов отстаивал также объективность пространства и времени. Пространство, считал он, не есть только субъективная форма созерцания (как полагал И. Кант); ему тоже соответствует некоторое объективное «само по себе».

Он раскрывал преемственную связь марксизма с лучшими традициями прошлого и в то же время подчеркивал необходимость творческого его развития.

Владимир Ильич Ленин (1870—1924) как организатор и руководитель большевистской социал-демократической партии России и профессиональный революционер развивал прежде всего идею классовой борьбы и механизмы осуществления диктатуры пролетариата. Он был прежде всего политиком, и в центре его политических интересов находилась идея классовой борьбы, доведенная до идеи диктатуры пролетариата. Этой идее были подчинены многие его произведения. Исследования Ленина по экономике также подчинены идее социального преобразования, ликвидации частной формы собственности.

Будучи теоретиком марксизма, Ленин разработал далее марксизм в позитивном плане, а в ряде случаев выдвинул принципиально новые положения (в книге «Материализм и эмпириокритицизм», в «Философских тетрадях» и др.).

В его трудах освещались под новым углом зрения многие проблемы социальной философии — о сущности, формах и типах государства, о критериальных признаках социальных классов и т.п.

Проблема материи. Раньше представление о материи отождествляли с веществом, с вещественно-субстратными образованиями. Получалось, что физическое поле не есть материя, а нечто духовное или, в лучшем случае (как, напр., у B.C. Соловьева), материально-духовное. Некоторые из естествоиспытателей полагали, что открытие полей расширило понятие материи, которым оказалось вещество плюс поле. Ленин проанализировал это понятие и дал ему гносеологическое определение. «Материя, — отмечал он, — есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им».

Проблема истины. Истина согласно классической (корреспондентской) концепции означала совпадение представлений человека и действительности. Ленин не только расшифровал понятие «действительность», под которым нужно подразумевать и явление, и сущность, и предмет, и духовное образование (последнему ведь тоже могут соответствовать, а могут и не соответствовать представления познающего субъекта), он выдвинул положение о субъективной стороне истины и объективном ее содержании.

Проблема практики. Практика не только абсолютна, но и относительна. Ее нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т.е. может быть менее развитой или более развитой. Не всякая практика может служить критерием истины, а только та, которая соотносима с уровнем развития теории.

Проблема всеобщего метода познания. Ленин выявил структуру (элементы) диалектики как теории и как всеобщего метода. В диалектику оказались включенными не только основные законы развития, но и многие соотносительные категории, выступающие в процессе познания в качестве принципов, регулирующих познавательную деятельность (принцип единства формы и содержания, принцип казуальности и др.).

Проблема союза философии и естествознания. Ленин выдвинул положение о необходимости установления союза философов-марксистов с естествоиспытателями-некоммунистами (с естественно-научными материалистами и даже естественниками, стоящими на позициях идеализма). Ленин как глава государства много сделал для начала формирования этого союза сразу же после Октябрьской революции.

29. Философские идеи Николая Александровича Бердяева (1874—1948)

В основе философии Бердяева — две «центральные» идеи: а) принцип объективации; б) «примат свободы над бытием», но, по существу, это суть идеи, связанные с персоналистическими построениями Бердяева.

В основе философского мировоззрения Бердяева лежит различение «мира» призрачного (это «мир» в кавычках, эмпирические условия жизни человека, где царствует разъединенность, разорванность, вражда, рабство) и мира подлинного (мир без кавычек, «космос», идеальное бытие, где царствует любовь и свобода). Человек, его тело и дух находятся в плену у «мира» призрачного бытия. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, «выйти из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь». Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца. Свобода и творчество неразрывно связаны: «Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт — значит признать его неизъяснимость и безосновность. Рассмотрение человека как существа, одаренного огромной творческой мощью и в то же время вынужденного подчиняться материальной необходимости, определяет характер понимания Бердяевым таких глубинных вопросов человеческого существования, как вопросы пола и любви. Глубинное основание полового влечения Бердяев видит в том, что ни мужчина, ни женщина сами по себе не есть образ и подобие Бога в полном смыс- ле этого слова. Только соединяясь в любви, они образуют целостную личность, подобную личности Божественной. Это воссоединение в любви есть одновременно творчество, выводящее человека из мировой данности, царства необходимости в космос, в царство свободы.

Говоря о предмете и характере философского познания, Бердяев подчеркивал трагичность положения философа. Внешний аспект этой трагичности он видел во враждебном отношении к философии, обнаруживаемом на протяжении всей истории культуры. Философов, всегда составлявших небольшую группу в человечестве, не любят и чего-то не могут простить им теологи, иерархи церкви и простые верующие, ученые и представители разных специальностей, политики и социальные деятели, люди государственной власти, консерваторы и революционеры, инженеры и техники, простые люди, обыватели. Вместе с тем он отмечает наличие религиозных притязаний в самой философии: «Великие философы в своем познании всегда стремились к возрождению души, философия была для них делом спасения». Источник драматизма отношений философии с наукой Бердяев видит в универсальных притязаниях самой науки, связываемых им со сциентизмом. Однако «научная» философия, считает он, есть философия лишенных философского дара и призвания — она выдумана для тех, кому философски нечего сказать. Философия возможна лишь в том случае, если есть особый, отличный от научного, путь философского познания. Необходимое условие философского познания — философская интуиция, а основа философии — опыт человеческого существования во всей его полноте.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь