Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура, цивилизация, формация



Формационная концепция мирового исторического процесса была предложена и разработана …

Марксом К.

Дюрингом Е.

Тойнби А.

Данилевским Н.Я.

Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является …

Дж. Белл

К. Ясперс

О. Шпенглер

М. Вебер

С точки зрения марксизма важнейшей движущей силой истории объявляется …

классовая борьба

замыслы Бога

великие личности

деятельность элиты

Ступень общественного развития, следующая за эпохами дикости и варварства, названа …

цивилизацией

формацией

культурой

прогрессом

Создателем теории локальных «культурно-исторических типов» общества является …

Данилевский Н.Я.

Флоренский П.А.

Зеньковский В.В.

Введенский А.И.

Теория локальных культур, переходящих в цивилизацию, была предложена:

О. Шпенглером

Н. Данилевским

А. Тойнби

П.Сорокиным

Продукты и результаты деятельности человека и общества называют …

техносферой

биосферой

социосферой

антропосферой

Одним из первых на противоречия между культурой и цивилизацией обратил внимание:

Ж.-Ж. Руссо

Ф. Ницше

Н. Бердяев

П. Сорокин

В развитии культуры этапы ранней мифосимволической, высокой метафизико-религиозной и поздней, переходящей в цивилизацию, выделял:

О. Шпенглер

О. Конт

Н. Данилевский

П. Сорокин

История общества как существование локальных культур, переходящих в цивилизацию, представлена в творчестве:

О. Шпенглера

К. Ясперса

А. Тойнби

П. Сорокина

Идейное течение, возникшее в эмиграции, связанное с осмыслением своеобразия российской цивилизации называется…

евразийством

славянофильством

западничеством

диссидентством

Самобытность российского цивилизационного типа обосновывали…

славянофилы

западники

русофилы

монархисты

С точки зрения А. Тойнби цивилизация может избежать гибели, если…

будет достигнуто единение в духе

будут решены экологические проблемы

будет достигнут высокий уровень технического развития

будут решены социально-экономические проблемы

Теория социокультурной динамики была разработана…

П. Сорокиным

О. Шпенглером

Н. Данилевским

А. Тойнби

Понятие осевое время как период, связанный с возникновением великих культур в истории человечества ввел...

К. Ясперс

А. Тойнби

О. Шпенглер

К. Маркс

Цивилизация есть упадок культуры с точки зрения…

О. Шпенглера

А. Тойнби

К. Маркса

Ф. Ницше

Глобальные проблемы и будущее человечества

Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая, культурная интеграция человечества выражается в понятии...

глобализация

технологизация

информатизация

идеологизация

Международная общественная организация, созданная в 1968г. для анализа наиболее острых проблем современности, получила название...

Римский клуб

Парижский клуб

Лондонский клуб

Гейдельбергский клуб

Острейшие, неотложные, комплексные проблемы, стоящие сегодня перед всем мировым сообществом в целом, именуют...

глобальными

континентальными

цивилизационными

антропогенными

Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, т.е. принципа...

коэволюции

эволюции

историзма

детерминизма

Важнейшей среди глобальных проблем является:

проблема войны и мира

демографическая проблема

проблема освоения космоса

проблема наркомании

Кратчайший путь к глобальному мироустройству лежит через всесторонний гегемонизм США, утверждает…

З. Бжезинский

Ж. Аттали

И. Валлерстайн

К. Поппер

На Западе задача предвидения будущего человеческого общества осуществляется в рамках специальной области...

футурологии

акмеологии

социологии

эргономики

Сценарий «столкновения цивилизаций» в 21 веке был выдвинут...

С. Хантингтоном

Ф. Фукуямой

Д. Беллом

А. Панариным

Центральное место в исследованиях зарубежных футурологов занимают перспективы ___________ революции.

технологической

политической

социальной

сексуальной

Возможность наступления «ядерной зимы» в результате военного конфликта с использованием современного оружия была обоснована:

Н. Моисеевым

И. Пригожиным

А. Печчеи

Г. Хакеном

Метод глобального моделирования к перспективам развития человечества впервые был применен:

исследователями Римского клуба

учеными Сольвеевского центра

учеными Венского кружка

исследователями Калифорнийского университета

Главная особенность современности состоит в том, что для продолжения своей истории Человеку необходимо научится согласовывать свою глобальную деятельность с потребностями …

природы

общества

науки

культуры

Сторонники _____________ видят перспективы прогресса в сосредоточении политической власти в руках технической интеллигенции, находящейся в союзе с рациональной наукой.

технократии

демократии

теократии

охлократии

Мировоззренческая установка, выражающая критическое отношение к способности науки и техники обеспечить социальный прогресс, характеризуется как:

антисциентизм

пессимизм

реакционизм

скептицизм

Социальное развитие, не подрывающее природные условия существования человечества, принято называть…

устойчивым развитием

глобализацией

конвергенцией

прогрессом

Процесс обновления отсталого, традиционного общества называется…

модернизацией

капитализацией

глобализацией

конвергенцией

Человек и культура

Часть человеческого окружения, созданная самими людьми, называется …

культурой

Вселенной

Космосом

биосферой

Слово «культура» в переводе с _____ языка означает возделывание, обработка земли.

латинского

греческого

английского

немецкого

Видом духовного производства в области эстетического освоения мира является …

искусство

религия

наука

образование

Известное выражение «Красота спасет мир» принадлежит …

Достоевскому Ф. М.

Толстому Л. Н.

Леонардо да Винчи

О. Шпенглеру

Нравственное обоснование бытия Бога выдвинул…

И. Кант

Ф. Аквинский

Г. Лейбниц

Н. Бердяев

С точки зрения Й. Хейзинги всеобщим принципом становления человеческой культуры является…

игра

труд

обучение

искусство

Культура отдельных групп, отличающаяся особенностями речи, манерой поведения и стилем в одежде, называется...

субкультурой

массовой культурой

элитарной культурой

антикультурой

Элитарной культуре противопоставляется…

массовая культура

субкультура

материальная культура

антикультура

Первоначально понятие культуры связывалось с …

обработкой земли

промышленным производством

художественной деятельностью

религиозной верой

Ценность культур отдельных народов связана, прежде всего, с …

уникальностью и неповторимостью

местом в истории человечества

уровнем развития общества

влиянием на другие культуры

Характерной чертой восточных культур является…

традиционализм

динамизм

плюрализм

утилитаризм

Карнавальный характер отличает …

Латиноамериканскую культуру

Американскую культуру

Западноевропейскую культуру

Африканскую культуру

Развитие современной цивилизации предполагает утверждение культурного …

плюрализма

негативизма

изоляционизма

катастрофизма

Репрессивный характер культуры по отношению к человеческой природе обосновывал…

З. Фрейд

К. Маркс

О. Шпенглер

Н. Бердяев

Культура ХХ века характеризуется как культура…

постмодернистская

гуманистическая

техницистская

сциентисткая

Идеациональную, идеалистическую и чувственную стадии в развитии культуры выделял…

П. Сорокин

О. Шпенглер

А. Тойнби

К. Леонтьев

 

9.Глоссарий (словарь терминов) по дисциплине «Философия».

Агностицизм(лат. а — отрицание, gnosis — знание) — понятие, согласно которому утверждается, что человек ограничен в своих возможностях познания мира. Сторонники А., например, отрицали возможность доказательства существования Бога. Термин был вовлечен в научный оборот Т.-Х. Хаксли (1825—1895) — английс­ким биологом, сторонником теории эволюции.

Аксиология(греч.ахia — ценность, logos — учение) — учение о ценностях, обладающее статусом философской дисциплины. Цен­ности могут иметь разнообразные предметные значения. Например, «добро», «зло», «справедливость» и т.п. — нравственные ценности. «Прекрасное», «безобразное» и т.п. — эстетические ценности. «Мудрость», «истина» и т.п. — ценности познания и т.д. Люди могут наделять вещи, свойства, отношения самыми различными ценностными градациями («больше», «меньше» и т.п.), ценности общества или отдельного человека можно упорядочить в виде иерархических организаций. На протяжении своей жизни каждый человек неоднократно производит переоценку ценностей в зависимости от того возраста, в котором он находится (детство, отрочество, юность, зрелость, старость).

Аналитическая философия —одно из направлений совре­менной философии. Своими корнями А. ф. уходит в традиции бри­танской эмпирической философии. А. ф. сформировалась в конце XIX — начале XX в. и прошла в своем развитии различные фазы (например, логический эмпиризм, лингвистический анализ, теория речевых актов и др.).

Антропогенез(греч. anthropos — человек, genesis — генезис, происхождение, возникновение) — учение о происхождении и раз­витии человека. А. отличается междисциплинарным составом знаний о человеке. Среди основных дисциплин, изучающих разные пред­метные особенности А., можно назвать антропологию, археологию, биологию, теорию первобытной культуры, этнографию. В составе антропогенетических знаний философия выполняет обобщающую, мировоззренческую, теоретико – познавательную и методологическую функции.

Дальнейшее развитие философии и науки показало, что А. стал важнейшей и продуктивной стратегией познания. В связи с этим можно говорить, например, об атомизме в современной химии и физике. Особое значение приобрела атомная физика как одна из мировоззренческую, теоретико-познавательную и методологическую функции.

Антропология философская —одно из направлений современной философии, изучающее природу человека, человеческих свойств и отношений. А. ф. принимает во внимание результаты исследований человека различными науками: биологией, психоло­гией, историей, науками о культуре и обществе. В качестве относительно самостоятельного направления философии А. ф. сформировалась в конце XIX — начале XX в. Основной задачей А. ф. является разработка целостного учения о происхождении и развитии человека, об особенностях человеческого образа жизни, месте и роли человека в мире, его познавательных, коммуникативных и творче­ских возможностях.

Антропоморфизм(греч.аnthropos — человек, morphe — фор­ма, вид) — мировоззренческое, культурологическое и философское понятие, выражающее способности людей уподоблять явления жи­вой и неживой природы (планеты и созвездия, растительный и жи­вотный мир, мифологические персонажи) себе, своим свойствам и отношениям. Согласно принципу А., космос, любые явления природы наделяются биологическими и психическими качествами чело­века. Им приписываются человеческие свойства действовать, жить, умирать, переживать, общаться, рассуждать. Например, «небо хмурится», «звезда со звездою говорит».

Антропоцентризм(греч.аnthropos — человек, лат. сentrum — центр) — один из философских и мировоззренческих принципов, в соответствии с которым понятие о человеке используется в качестве «системы отсчета». Согласно А., человек помещается в центр мира, приобретая тем самым свой онтологический статус. Человек рассматривается не только в значении высшей цели эволюции мира, но и как творческий субъект, созидатель. Он играет ключевую роль в его познании мира и изменении. Принцип А. получал рационалистическое, религиозное или атеистическое толкование.

Атомизм(греч. atomos — атом, неделимый) — первоначально представляет собой одну из концепций древнегреческой философии, сформулированную Демокритом. Согласно ему, происхожде­ние и строение мира связывается с понятием об атоме как его первооснове (предельной и далее неделимой основе мира). Поначалу А. представлял одну из натурфилософских гипотез. Затем идеи А. приобретают естественнонаучное значение в химии и физике. Дальнейшее развитие философии и науки показало, что А. стал важнейшей и продуктивной стратегией познания. В связи с этим можно говорить, например, об атомизме в современной химии и физике. Особое значение приобрела атомная физика как одна из ведущих научных дисциплин в познании микромира.

Бессознательное— понятие, характеризующее совокупность глубинных процессов и явлений психики, неосознаваемых челове­ком. Различие бессознательной и сознательной психики не исклю­чает их взаимодействия и воздействия друг на друга. Образ поведения людей зависит не только от осознаваемых действий, но и в значительной мере обусловливается неосознаваемыми, Б. факторами психики. Так же как и сознание, Б. — это способ психического отношения человека к миру, к другому человеку и к самому себе. Специфика Б. связана с глубинными уровнями и механизмами организации человеческой психики (в противоположность уровням и механизмам организации сознательной психики).

Буддизм— древнеиндийское религиозно-философское учение. Его основателем считается индийский принц Сиддхартха из рода Гаутама (560—480 до н.э.). Именно он был назван Буддой, т.е. «Просветленным». Исходный принцип Б. заключается в утвержде­нии, что мир (в том числе и человек) находится в постоянном кру­говороте изменений и перерождений.

Бытие— ключевое понятие философской онтологии, выража­ющее идеи сущего, сущности и существования. Утверждение Б. в качестве сущего означает постановку вопроса о смысле Б. во­обще, в целом. Представление о Б. как сущности ассоциируется с поиском первооснов, или первопричин, мира. Определение Б. как существования подразумевает разнообразие способов существования природы, человека и Бога. При анализе Б. многое зависит от того, о бытии чего или бытии кого идет речь. Речь идет об естественных (природных), сверхъестественных (божественных), общечеловеческих, культурно-исторических или инди­видуально-личностных особенностях бытия как сущего, сущнос­ти или способов существования.

Вера— способ выражения принципиальной заинтересованнос­ти человека в отношениях с Богом. Смысл В. заключается в намерении человека предпочитать Бога как высший идеал, высшую норму и высшую ценность жизни. В. означает акт доверительного отношения человека к Богу как высшей истине.

Власть— центральное понятие в политической философии. Этимология слова В. коренится в латинском слове potentia с присущими ему значениями «потенция», «сила», «мощь» и т.п. В. выра­жает потенциальные свойства силы или мощи, которые характери­зуют волевую способность человека. Феномен В. возникает в отно­шениях между людьми тогда, когда они взаимодействуют друг с другом по поводу чего-либо или кого-либо. Поэтому В. часто определяют как возможность навязывания воли одних людей другим, оказывая на них свое силовое давление и преодолевая их сопротивление. Политический смысл В. иногда определяют как способность людей, социальных групп или институтов добиваться согласованных действий общества.

Воля— интегральная способность сознания, регулирующая и мотивирующая поведение людей, позволяющая преодолевать препятствия, определять цели, осуществлять выбор, принимать и реализовывать решения на протяжении всей их жизни.

Восприятие— целостно-связная совокупность чувственных способностей человека, поставляющая ему информацию и знания о чем-либо или ком-либо. Структуры и процессы В. интегрированы с другими структурами и процессами сознания. В. связано с возможностями соответствующих органов тела. Обычно выделяются органы осязания, вкуса, обоняния, зрения и слуха. Если способности осязания и вкуса позволяют извлекать информацию при установлении контакта с объектами, то обоняние, зрение и слух воспринимают информацию на расстоянии. Принцип работы всех систем чувственного В. заключается в активном уподоблении информационно-познавательного образа объекту. Интегральный образ В. отличается признаками обобщенного и целостно-связного воспроизведения информации об объекте.

Вульгарный материализм— понятие, закрепившееся философской традицией изучения сознания и психики, согласно которой их свойства, структуры и функции отождествляются со свойствами, структурами и функциями человеческого мозга, поведения или уподобляются работе механических или вычислительных устройств. Квинтэссенцией В. м. стал весьма известный в конце XIX — начале XX в. тезис Л. Бюхнера (1824—1899) и Я. Молешотта (1822— 1893), наглядно демонстрирующий причинную зависимость сознания от мозга — «мозг выделяет сознание, так же как печень выделяет желчь».

Время— одно из основных понятий философии и науки, выражающее значения формы бытия (см. ст. «Бытие»). В. — это целостно-связная совокупность свойств, выражающих порядок смены состояний явлений, свойств и отношений бытия. В. определяет длительность их существования.

Врожденные идеи— понятие, получившее систематическую разработку в философии Р. Декарта. В своей классификации идей он наряду с классом В. и. обсуждает классы приобретенных и изоб­ретенных идей. Если В. и. выражают изначальную сущность человеческой природы и независимы от опыта, то приобретенные идеи люди извлекают из опыта, а изобретенные идеи конструируют сами в процессе познания. Согласно Декарту, примерами В. и. могут быть идеи добра, блага, справедливости и т.п. В. и. обладают порождаю­щей (творческой) способностью, благодаря которой они продуциру­ют разнообразие логико-лингвистических форм (понятий, суждений, предложений).

Герменевтика(греч. hermeneutiros — толкование, объяснение) означает искусство или теорию истолкования (интерпретации) древних текстов (рукописей, памятников, библии и т.п.). Существуют давние связи Г. с логикой, риторикой, поэтикой и другими дисцип­линами, средствами которых осуществляется истолкование текстов, памятников культуры, высказываний. Начиная со средних вековформировались богословская, юридическая и филологическая Г. Интенсивное развитие Г. получила в Новое время, когда возникла острая необходимость в интерпретации и понимании культурного наследия древнейших культур и цивилизаций. Систематическая разработка философской Г. начинается во второй половине XX в.

Гипотетико-дедуктивный метод(греч. hipothesis — гипотеза, предположение, основа, лат. deductio — выведение) — метод обоснования теоретических понятий и обобщений, сформулирован­ных в виде гипотез. Из таких гипотез средствами дедуктивного вывода извлекаются следствия, которые непосредственно проверяются в опыте.

Глобализация(лат. globus — земной шар) — понятие, выражающее универсальные тенденции и процессы, происходящие в мире природы и общества и характерные для нашей планеты в целом.

Гносеология(греч. gnosis — знание, logos — учение) — раздел философского знания, изучающий природу человеческого познания, так называемая «теория познания». Основными вопросами любой теории познания на протяжении ее развития были: «Что познается? »и «Как возможно познание? ». Г. изучает природу познавательных способностей человека, разнообразные виды и способы (методы, средства, формы) познания. Задачами Г. являются анализ предельных, необходимых и всеобщих условий познания, отношений знаний и реальности, проблемы истины, взаимосвязи познания и общения, познания и практической жизни людей.

Государство— основная политическая система общества, управляющая его внутренней и внешней жизнедеятельностью. Г. регулирует экономические и социальные отношения, обладает исключительным правом на издание законов и норм, обязательных для всех граждан общества, взимает налоги, осуществляет контроль и реализует многие другие внутренние функции. Реализуя внешние политические функции, Г. защищает свои национальные интересы в разнообразных отношениях международного сообщества (экономических, политических, демографических и т.п.), сотрудничает и вступает в союзы с другими государствами.

Даосизм— древнекитайский философ Лао-цзы (V в. до н.э.) разработал принцип «дао» и учение Д. как всеобщий закон и источник происхождения мира. «Дао» регулирует изменения, происходящие в природе и обществе, и указывает путь, направление, согласно которому они должны осуществляться.

Движение— одна из основных категорий философского знания, появившаяся в работах античных философов. Д. означает способ существования чего-либо или кого-либо. Д. — изменение вообще или изменение природы вещей, их свойств и отношений, а также изменение образно-чувственных и понятийно-логических форм представления о них.

Дедукция(лат. deductio — выведение) — один из логических способов рассуждений. Дедуктивный строй развертывания рассуждений отличается своей направленностью от общих посылок (принципов, аксиом) к частным следствиям, которые извлекаются из них в соответствии с логическими правилами дедуктивного вывода. Отношения в Д. между общими посылками и частными следствиями, извлекаемыми из них, отличаются свойствами всеобщности и необходимости.

Диалектика(греч. dialektike — искусство спора, беседы) — система принципов и понятий, метод философского познания. Д. как система понятий позволяет рассматривать мир в процессе разви­тия, раскрывая свойства его противоречивости, изменяемости, стадиальности, преемственности и направленности.

Душа (греч. psyche — душа) — одно из основных понятий философской антропологии, часто соотносимое с понятием о человеческом теле (см. ст. «Тело»). Д. традиционно рассматривалась в оппозиции телу. Издавна анимизм (от лат. anima — душа) как всеобщая одушевленность природы означал, что каждое природное явление обладает своей душой. Поэтому Д. была движущей силой природы. С ее помощью люди общались с природой, вслушивались, всматривались, осязали. На протяжении всего развития истории философии Д. приобретает различные значения. Д. как совокупность психических (сознательных и бессознательных) способностей человека. Д. как совокупность уникальных, неповторимых и индивидуальных черт личности. Метафоры Д. часто используются в различных контекстах истории, культуры и общества.

Жизнь— одно из самых распространенных понятий не только в философии и науке, но и в повседневном общении людей. С философской точки зрения Ж. отождествляют с понятием бытия. Тем самым в философии ставится и обсуждается один из наиболее трудоемких вопросов — вопрос о смысле жизни. Среди важнейших сторон понятия о человеческой жизни обычно выделяют социальную, культурную, историческую и индивидуально-личностную стороны с весьма разнообразными признаками, которые характерны для каждой из них.

Жизненный мир человека— одно из понятий философии, выражающее особенности повседневной жизни человека в ее индивидуально-личностных свойствах. В силу своей предметной специфики философия никак не может пренебречь обстоятельствами повседневной жизни людей. Взгляды и поступки других людей влияют на нас, на наши мнения и предпочтения. Мы «по рукам и ногам» связаны с другими: мы сменяем предыдущие поколения других; мы постоянно общаемся и проживаем свою настоящую жизнь с другими; неповторимость, уникальность и индивидуальность своей жизни мы понимаем только благодаря другим; наконец, мы отдаем себе отчет в том, что рано или поздно нас заменят в жизни другие. Ж. м. каждого человека устроен таким образом, что, с одной стороны, он хочет проявить свою собственную индивидуальность и достичь свободы своего поведения, а с другой — он понимает, что его поступки и намерения возможны только при их согласованности с действиями и намерениями других людей.

Знак(греч. semeion — знак) — понятие, выражающее средство, с помощью которого осуществляется познание и общение людей, приобретается, хранится, преобразуется, воспроизводится и передается их опыт. 3. может быть любой предмет (вещь, событие, явление, свойство, отношение, действие, жест, слово), представляющий и замещающий другой предмет с целью передачи информации о нем. 3. является средством познания и общения людей, обладая при этом произвольными, условными и конвенциональными качествами. 3. выполняет функцию обозначения чего-либо или кого-либо. 3. обладает значением, которое выражает знание или информацию о чем-либо или о ком-либо. С помощью знака передается сообщение в формах устной (голосом) или письменной (письмо) речи, а также другими средствами коммуникации.

Измерение— способ опытного познания, позволяющий определить количественные свойства изучаемых явлений. И. производится не только в процессах наблюдений и экспериментов, но и широко распространено в самых разнообразных сферах человеческой жизнедеятельности. В методологии науки под И. обычно по­нимают процедуру сравнения реальной (действительной) величи­ны с существующими эталонными единицами измерения.

Индукция (лат. induction — наведение) — один из логических способов рассуждения. И. называют такой процесс рассуждения, при котором на основании суждений, извлеченных из опыта, получают новое суждение. Суждения, извлеченные из опыта, играют роль исходных (известных) посылок. С помощью индуктивного способа рассуждений осуществляется расширение и углубление наших знаний, переход от известного знания к неизвестному. Как и процесс дедуктивного развертывания рассуждений (см. ст. «Дедукция»), И. развертывается по определенным правилам. Строй индуктивных рассуждений характеризуется признаками случайности, предположительности, приобретая тем самым значения большей или меньшей вероятности.

Информационное общество— понятие, которое сегодня часто используется в философии, социологии, культурологических дис­циплинах и футурологии (теории прогнозирования будущего). И. о. получило широкую известность в период нарастания компьютерного бума в 1980-х гг. и бурного развития информационно-коммуникационных технологий.

Иррационализм— этот термин обычно употребляют в смысле, противоположном значениям рациональности. Как правило, за И. скрываются философские учения, признающие, что определяющими факторами познания являются чувства, эмоции, воля, бессознательные процессы. С И. ассоциируется определенное убеждение в неспособности интеллекта, разума охватить все искомое богатство и разнообразие мира. Тем самым понятие И. по своим признакам противостоит понятию Р. (см. ст. «Рационализм»).

Ислам(дословно означает «предание себя Богу») — одна из основных мировых религий, сыгравшая значительную роль в развитии цивилизации. И. продолжает оказывать свое воздействие на повседневную жизнь людей во многих странах мира. Как религиозное учение зародилось в V—VI вв. на Ближнем Востоке. Исламское вероучение включает проблемы верховной власти, проблемы веры, предопределения и свободы воли, сущности и атрибутов (свойств) Аллаха, проблемы права.

Истина— одно из важнейших понятий философской онтологии и теории познания. Понятие И. выражает характер соответствия наших знаний явлениям, свойствам и отношениям действительного мира.

История— гуманитарная научная дисциплина, изучающая особенности развития общества и человека. И. как познание предполагает, прежде всего, определение места (пространства) и времени своих объектов исследования, а также характер изучаемого объекта, прояснение места и времени его появления (происхождения) и последующего развития (существования).

Категории— наиболее общие понятия философского знания. Предельные значения К. выражают разнообразные явления природы, общества, истории, культуры, личности, познания, общения и повседневной жизнедеятельности людей. Философские К. воплощают в себе опыт человеческой жизни, познания и общения на протяжении их длительного культурно-исторического пути развития. Познавательный статус К. отличается всеобщностью и необходимостью их свойств. К. всегда «открыты» для новых значений и познавательных изменений.

Кинизм— учение, основателем которого был древнегреческий мыслитель Антисфен (ученик Сократа). Свое название К. получил по тому месту, где находилась философская школа киников. Сторонники К. отвергали нравственную культуру и общественные нормы отношений между людьми, проповедуя естественный (природный, животный) образ жизни и поведения.

Коммуникация— понятие, характеризующее разнообразные способности людей к общению и обмену информацией, знаниями, опытом. В распоряжении людей находятся самые разные системы К. Причем если учесть их культурно-исторический аспект развития, то число К. систем прогрессирует и постоянно увеличивается. Современный этап развития средств К. характеризуется богатством информационно-коммуникационных технологий в так называемых процессах массовой К.

Конфуцианство— древнекитайское учение, основателем которого является Конфуций (552—479 до н.э.). Основа его учения — проблема взаимоотношений человека и общества. Этико-религиозная система Конфуция предлагала рационалистические предписа­ния для организации жизни человека в обществе и нормировала его поведение. Конфуция интересовала не столько проблема истины, сколько проблема морального блага. Он полагал, что знание является личным достоянием, которое открывается и проверяется в человеческих поступках. Его теория познания подчинена нравственно-социальным целям.

Культура— одно из наиболее универсальных и употребительных понятий. К. отличается множеством своих значений, их высокой предметной специфичностью и разнообразием дифференциальных признаков. В латинской транскрипции «cultura» по смыслу противостоит «natura». При этом «культурное» отличается от «природного» как «искусственное» от «естественного». Если природа является естественным условием обитания человека, то К. составляет искусственное, созданное им самим необходимое и всеобщее условие его собственного бытия. К. оказывается той реальностью, которая опосредствует отношения человека с природой. К. отличает образ жизни человека от образа жизни любых других живых су­ществ. К. — способ организации человеческой жизни в природе.

Лингвистическая философия —одно из основных направлений современной философии. Сторонники Л. ф. обсуждали философские проблемы в зависимости от возможностей того языка, на котором они были сформулированы. Другими словами, они ставили успехи философского познания мира, человека, общества, истории и культуры в зависимость от того, насколько их можно выразить, представить в форме языка.

Личность— социальное качество человека, которое конкретизируется в совокупности его ролевых назначений, исполняемых им в обществе. Носителем Л. является человек как индивид в биоло­гическом смысле слова. Как носителя мужского или женского пола любого человека можно назвать индивидом. Если мы по отноше­нию к конкретному индивиду используем слово «личность», то тем самым обращаем внимание на индивидуальные качества его жизни, индивидуальность его жизненного мира. Осознание человеком собственной Л. и индивидуальности достигается только благодаря отношениям между людьми, благодаря конкретному обществу, конкретной социальной группе или социальному институту. «Индивидуальность» выражает значения внутреннего мира человека, его духовный потенциал, реализуемый в условиях конкретной культуры и определенной исторической эпохи. Л. и индивидуальность выражают неповторимость и уникальность человека в сочетании его социальных и культурно-исторических особенностей.

Логика— философская дисциплина, изучающая законы и особенности человеческих рассуждений. Обычно различают индуктивные и дедуктивные рассуждения (см. ст. «Индукция» и «Дедукция»). Инструментарий Л. является эффективным средством формализации понятий, теорий, знаний (см. ст. «Формализация»).

Марксизм— одно из основных направлений современной философии, создателями которого были К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1825—1895). Они обратили внимание на то, что ранее философы только объясняли мир, тогда как необходимо говорить о необходимости его изменения. Поэтому ключевым принципом М. становится принцип практики как человеческой преобразующей деятельности. Практика считается исходным способом общественного бытия и конкретизируется в своих экономических, политических и культурологических значениях. Кроме того, практика рас­сматривается как конкретно-историческая деятельность людей.

Милетская школа— одна из школ древнегреческой философии, известная по названию античного города Милета. Ее предста­вители главным образом изучали философию природы. В частности, они пытались определить первоосновы происхождения мира природы.

Мифотворчество(греч. mythos — миф, предание, сказание) — способность людей создавать, выдумывать мифы. Под мифом обычно подразумевают сюжеты, повествующие о богах, духах или демонах, легендарных героях, рожденных от богов. С исторической точки зрения, миф оказался первоначальным способом культурного творчества человека, проявлением способности народов к вымыслу. Миф всегда был выражением ответа на вопросы о происхождении и устройстве мира или каких-либо конкретных явлений природы, общества и культуры. Мифологическое сознание человека не выделяет его из мира природных, социальных и культурных явлений. Строй такого сознания нагружен чувствами и эмоциями, его отличает нерасчлененность понятий-образов, их синкретизм. Мир природы одушевляется, на природные явления переносятся свойства людей (антропоморфные черты природы) и животных (зооморфные черты природы).

Моделирование— способ познания, с помощью которого удается заместить и представить изучаемый объект его моделью. В процессе М. модель способна замещать, представлять и воспроизводить объект познания таким образом, что ее изучение позволяет извлекать новое знание (новую информацию) о нем.

Мозг— понятие, которое выражает устройство, механизмы и функциональные назначения одного из самых сложнейших и жизненно важных органов человека, обеспечивающего работу его сознания, поведения и общения. М., по-видимому, это самая сложная организация (нервная система) на основе тончайшей ткани (клеточной инфраструктуры), с интенсивной биохимической информационно-сигнальной деятельностью. М. несет ответственность за приспособление человека к окружающим условиям жизни, выживание и прогнозирование своих действий.

Мораль(лат. moralis — нравственный) — важнейший способ регуляции поведения человека в обществе с помощью сложившихся в нем принципов, норм, правил и ценностей. М. является предметом изучения этики как философской дисциплины. Этика изучает не только природу поведения людей в обществе, но и нравственные ценности (добро, зло, справедливость и т.п.), а также и особенности нравственного сознания.

Мышление— совокупность рациональных способностей сознания, извлекающих и преобразующих информацию и знания о чем-либо и о ком-либо средствами логики и языка. Мыслительн<


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1101; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь