Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Педагогическая теория М. Монтессори: свобода личности, самовоспитание и самообучение.
Мария Монтессори — итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания; окончила Римский университет и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звание профессора антропологии и гигиены. Монтессори в 1898—1900 гг. работала в детской психиатрической клинике и впоследствии перенесла разработанные там методы в практику воспитания нормальных детей дошкольного возраста. Первое свое дошкольное учреждение для детей рабочих под названием “Дом ребенка Монтессори открыла в 1907 г. в одной из трущоб Рима по предложению “Общества дешевых квартир”. Опыт двухлетней работы, этого учреждения она опубликовала в 1912 г. в книге “Дом ребенка. Монтессори поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком, требовала уважения личности воспитанников и в результате пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога, провозглашала теорию самовоспитания и самообучения. Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание " условий свободы" в процессе воспитания. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности, независимости должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, для того чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек. Разрабатывая свою систему самовоспитания и самообучения на основе педагогического эксперимента в общественных учреждениях, Монтессори одной из своих задач считала изучение психологических особенностей маленьких детей. Ощущая потребность в данных, выявляющих особенности маленьких детей, она избрала с этой целью метод наблюдения за детьми “в их самопроизвольных, непосредственных проявлениях”. Под воспитанием, писала она, следует разуметь “активное содействие нормальному развитию жизни в ребенке”. Определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дидактический материал, Монтессори вместе с тем требовала научного образования для работников дошкольных учреждений, вооружения их методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей, стремления проникнуть в природу маленького ребенка. Основной формой воспитания и обучения детей Монтессори считала их самостоятельные занятия, притом, что воспитатель наблюдает за проявлениями детей и фиксирует их. Но наряду с этим она разработала и другую форму индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность). Объективность урока предполагает максимальное сосредоточение ребенка на предмете и исключение всякого отвлекающего влияния личности воспитателя. Функция учителя на уроке — констатация сенсорного движения ребенка; учитель не имеет права настаивать, чтобы ребенок усвоил то, чего не знает, или понял то, чего не понимает; он не имеет права дать почувствовать ребенку, что сделал ошибку. Монтессори допускала и коллективные занятия под руководством воспитателя (музыкальные, гимнастические). Монтессори строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения. Вместе с игрой Монтессори исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям, что объективно приводило к обеднению интеллекта детей. Монтессори в то же время утверждала, что в каждой фазе развития ребенка педагог должен выявлять все его возможности, иначе никогда не удастся наверстать потерянное. Чтобы добиться наибольшей изощренности каждого из органов чувств, она рекомендовала при упражнении одного органа “выключать остальные, например, для более тонкого развития у детей осязания завязывать им глаза и т. п. Конструкция многих пособий, предложенных Монтессори, способствует также развитию у детей чувства самоконтроля. Монтессори была против использования природных материалов в качестве дидактических пособий, поскольку в них нет необходимой для воспитания чувства точности; так же относилась она и к игрушке Наблюдение среды, окружающих предметов, рисование, лепка, специальные игры — все было подчинено одной цели — развитию органов чувств. Умственное воспитание Монтессори фактически сводила к развитию органов чувств. Развитие у детей особой восприимчивости отдельных органов чувств и координации движении диктовалось необходимостью обеспечения капиталистических промышленных предприятий квалифицированными рабочими. 28. Система дидактических пособий М. Монтессори. Дидактические материалы Монтессори способствуют в первую очередь духовному развитию ребенка, которое осуществляется через развитие моторики и сенсорики. Это своеобразный ключ к миру, который помогает ему учиться приводить в порядок его пока еще хаотичные и несистематизированные знания об окружающем мире. Ведь сенсорные упражнения — это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, материал, вес, температура, вкус, звук, цвет — надо научить ребенка различать все это. 29. Направление реформаторской педагогики «свободного воспитания», «экспериментальной педагогики», «прагматической педагогики», «функциональной педагогики». «Реформаторская педагогика» или «движение нового воспитания» - концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX в., обосновывавшие эффективные пути преобразования школьной системы, ее целей, содержания, методов и организации обучения и воспитания. Основная идея педагогов-реформаторов состояла в том, чтобы сделать школу местом подготовки самостоятельных, инициативных и деловых людей, умеющих творчески использовать полученные в школе знания в практической деятельности. Среди течений реформаторской педагогики наиболее известными были движения сторонников: «свободного воспитания», «социальная педагогика», «трудовая школа», «прагматической педагогики», «экспериментальная педагогика». Свободное воспитание – направление в реформаторской педагогике, развивавшее традиции свободы в обучении и воспитании детей, согласно которому ребенок является центром педагогического процесса. Основные представители: Эллен Кей, Фриц Гансберг, Людвиг Гурлитт, Мария Монтессори. Ведущие идеи свободного воспитания: - принцип педоцентризма, т.е. организация педагогического процесса, исходя из интересов детей, непосредственно возникающих в процессе их деятельности; - отказ от планомерного, систематического обучения и воспитания детей по заранее разработанным учебным планам и программам; - ориентация на свободное творчество учителя и учащихся. Социальная педагогика – направление в реформаторской педагогике, рассматривавшеепроблемы образования и воспитания подрастающего поколения в широком социально-философском контексте; считавшее, что главное – выявление социальных условий наиболее благоприятных для воспитания человека. Основные представители: Эмиль Дюркгейм, Вильгельм Дильте, Пауль Наторп. «Трудовая школа»– одно из направлений реформаторской педагогики, сторонники которого выступали за превращение школы-учебы в трудовую школу как средство подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Основные представители: Роберт Зейдель, Георг Кершенштейнер. Прагматическая педагогика – направление в реформаторской педагогике, в основе которого философия прагматизма, известное также как «инструментализм», «конструктивизм», «экспериментализм», «прогрессивизм» и выступавшее за практическую направленность воспитания, обучение посредством активной деятельности ребенка. Основные представители: Гренвилл Стенли Холл, Альфред Бине, Вильгельм Август Лай, Эрнст Мейман, Эдуард Торндайк. Экспериментальная педагогика – направление в реформаторской педагогике, основой которого было получение опытным (экспериментальным) путем необходимых достоверных данных о развитии ребенка, протекании педагогического процесса с целью его усовершенствования. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы