Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 5. История России с древнейших времен до конца 18 века.



Санкт - Петербург

ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ

Тема 5. История России с древнейших времен до конца 18 века.

Русь и Россия в 9 - 17 веках.

Вопрос 1. Племена и народы Восточной Европы в 1 тысячелетии до н.э.

У всех европейских и славянских народов общие предки - праславяне, жившие на территории от Испании до Индии. Время: 4 - 1 тысячелетие до н.э. Сейчас это индоевропейцы.

Какие народы жили в это время на территории Восточной Европы?

1. Восточные славяне (славяне – от русского слова «славные»)

2. Скифы и сарматы

3. Готы и гунны

4. Анты и авары

5. Хазары и болгары

6. Печенеги (кочевники и грабители).

Между Чёрным морем и лесной полосой Русской равнины в древности простирались бескрайние степи. Эти степи были торной дорогой в Европу для воинственных кочевников, орды которых исторгала Азия. Возникали, дости­гали расцвета и угасали империи, строились и превращались в руины города, появлялись и исчезали в небытие целые народы, а по этому степному пути, проходившему через Северное Причерноморье, с удивительной регулярностью, примерно один раз в полтора-два столетия, прокатывались волна за волной всё новые и новые завоеватели.

Многие кочевые племена пытались задержаться и закрепиться на этих землях. Тогда им при­ходилось вступать в борьбу с оседлыми жителями пограничья между Лесом и Степью, для которых плодородная земля степей, дававшая им огромные урожаи, была бесценным богатством. Оседлые земледельцы готовы были упорно отстаивать эту пашню. Кочевников пашня не интересовала, но они нуждались в пастбищах. Одна и та же территория в одно и то же время не может быть и пашней, и пастбищем, поэтому извечная борьба земледельца и скотовода за южнорусские степи шла с невиданным ожесточением, порой не на жизнь, а на смерть. Независимо от того, кто побеждал, результат противостояния на про­тяжении тысячелетий был один и тот же: из глубин Азии приходил новый кочевой народ, со свежими силами обрушивался на своих предшественников, громил и изгонял их. Затем противоборство с оседлыми жителями возобновлялось с новой силой.

Народы, живущие оседло, были, как правило, богаче кочевников, по мнению которых самым лёгким способом приобретения жизненных благ являлся грабёж. Богатства земледельцев, веками накапливавшиеся в их городах, возбуждали за­висть у алчной племенной знати кочевников, организовывавшей нападения на оседлые племена. Однако сводить сложные взаимоотношения земле­дельцев и кочевников Восточной Европы только к военному противоборству было бы неверно. Война степняков и пахарей вовсе не являлась неизбежной или непрерывной. В истории известны длительные периоды вполне мирных и даже дружественных отношений между ними. Более того, живя бок о бок, воюя и мирясь, роднясь и торгуя, земледельцы и кочевники в процессе длительного взаимовлия­ния вырабатывали новый — евразийский — тип сознания, который вобрал в себя европейские и азиатские черты. Кочевник начал понимать паха­ря, а пахарь — кочевника.

Например, у антов были пашенное земледелие, оседлое скотоводство, ремесло и торговля. У них было рабовладение: пленные становились рабами. Их общественный строй называют военной демократией. Все решения принимались коллективно на общем собрании членов племени (вече).

Вопрос 2. Великое переселение народов.

Великое переселение народов - это массовое вторжение варварских племен на территорию Великой Римской империи.

Массовая миграция племен началась во II веке и закончилась к VII веку, продолжавшись в общей сложности, четыре столетия. Хотя процесс этот был непрерывным, его разделяют на три основных этапа:

Этап переселения

Он начался с переселения германского племени готов. До этого они населяли территорию современной Центральной Швеции. В 239 году готы перешли границу Римской империи. В III веке на эти же земли стали вторгаться остальные германские племена: франки, вандалы, саксы. Закончился германский этап переселения народов Адрианопольским сражением, в котором римские войска были разбиты готами.

Этап

Он связан с тюркскими и монгольскими племенами гуннов, которые из степей Центральной Азии в 378 году вторглись на земли Европы. Римлянам удалось остановить их нашествие в середине V века, но оттесненные ими племена и народы продолжили свое вторжение вглубь Римской империи. В 455 году вандалы захватили Рим. В 476 году варварами был свергнут последний император ослабевшей Западной Римской империи, а их племена расселились по всей территории бывшей могущественной державы.

Этап

В V веке начался процесс переселения славянских племен на территорию Византии и Балканского полуострова. В результате они заселили Восточную Европу.

Великое переселение народов привело к уничтожению многих племен и народов. Племена-завоеватели или ассимилировали местное население или сами вошли в его состав. Некоторые из них, вообще, исчезли как народ, например, гунны.

Причины массовой миграции племен:

Если говорить о причинах великого переселения народов кратко, то в исторической науке есть несколько версий, почему это происходило:

1. Ко II веку население варварских племен возросло до такой степени, что им стало не хватать земель для своего примитивного хозяйства.

2. Образование крупных племенных союзов, военные вожди которых стремились к обогащению.

3. Всеобщее ухудшение климата (похолодание).

В великом переселении народов принимали участие германские и тюркские племена, славянские и финно-угорские народы. Также монгольские племена переселяются на Запад и постепенно смешиваются с местными племенами, жившими в Европе.

Постепенно к 7 веку формируется народность восточных славян. Восточные славяне занимают территорию от реки Эльбы до реки Волги (до Урала) и от Балтийского до Чёрного моря.

Время рождения русской нации и русского народа – рубеж 1 и 2 тысячелетий нашей эры.

Согласно мнению Нестора Летописца («Повесть Временных Лет»), названия РУССКИЙ, РУСИЧИ происходят от реки Рось, протекавшей недалеко от Киева.

 

Вопрос 3. Быт и хозяйство восточных славян в 7-8 вв.

К 8 веку восточные славяне объединяются в крупные союзы племен:

На юге возле Киева жили: поляне, древляне, дреговичи, радимичи, кривичи, вятичи, уличи, тиверцы, дулебы.

На севере возле Новгорода жили: ильменские словене, финно-угорские племена (весь, чудь, меря, корела), балтские племена (ливы, эсты, ятвяги, жемайты), кочевники (печенеги, половцы, хазары – враги славян) и норвежцы – варяги, промышлявшие пиратством.

Первые поселения восточных славян возникли на берегах рек и озер, соответственно тому, как шло их расселение. Вначале славяне жили в землянках, затем стали строить дома – в этих деревянных жилищах посередине сооружались очаги, дым уходил через отверстие в крыше или стене. У каждого дома обязательно имелись хозяйственные постройки, они делались плетневые, саманные или из подобных материалов и ставились на дворе либо свободно, разбросано, либо по периметру четырехугольного двора, образуя внутри открытое пространство.

В славянских поселках дворов было немного: от двух до пяти. Они обносились земляными валами для защиты от врагов.

Основным занятием славян было земледелие. Они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу и т.д. Из технических культур славяне разводили лен и коноплю.

Системы земледелия вначале сильно отличались у славян, живших на севере и на юге. Там, где росли густые леса, преобладала подсечно-огневая система. Сначала деревья подрубались, и целый год постепенно засыхали. На следующий год высохшие деревья сжигались, и в золу сеяли зерно. Иногда землю предварительно распахивали, но чаще всего не делали и этого. Хорошие урожаи такие участки давали только в течение трех-четырех лет. Затем участок забрасывали и вырубали новый. Именно с такой крайне неудобной системой, требующей огромного количества земли, и была связана малонаселенность первых славянских поселений. Основными же орудиями труда на севере были топор-мотыга, заступ, борона-суковатка.

На юге, с его теплым климатом и плодородными почвами, основной системой земледелия был перелог. Ралом, а позднее деревянных плугом с железным лемехом, распахивали землю. Когда участок истощался, переходили на другое место. Однако очень скоро обе эти системы уступили место пашенному земледелию.

И на севере, и на юге славяне жали созревшие хлеба серпами. Зерно размалывали каменными зернотерками и ручными жерновами.

Другим важным занятием славянских племен было скотоводство. Скотоводство восточных славян было органически связано с земледелием. Скотоводство давало мясо, молоко; скот использовали как тягло на пашне (в нечерноземной зоне – лошади, в черноземной – волы); без навоза невозможно было вести полевое земледелие в нечерноземной зоне, от скота получали и шерсть и кожи. Восточнославянские народы разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, птицу. Меньше разводили уток и гусей, но почти обязательно в каждом хозяйстве держали кур.

Немаловажное значение имели рыбалка и охота, тем более, что в густых лесах водилось множество пушных зверей, мех которых использовался для изготовления одежды, а также шел на продажу.

В качестве оружия славяне использовали луки, копья, мечи, палицы (палки с тяжелыми набалдашниками и шипами). Пущенные из тугих луков каленые стрелы могли настигнуть неприятеля даже на большом расстоянии. Для защиты славяне использовали шлемы и прочные " рубашки" из мелких металлических колец – кольчуги.

Важную роль в жизни восточных славян играло также бортничество – сбор меда диких пчел.

Но помимо земледелия славяне занимались и обработкой металла ( кузнечное дело ), производством керамических изделий. Не чужды им были также ювелирное, камнерезное, столярное ремесла. Находившиеся в наиболее удачных (с точки зрения возможности торговли) местах поселения превращались в города. Также становились городами и княжеские крепости. Древнейшими городами Руси являлись: Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск, Переславль, Ладога, Ростов, Белоозеро, Псков, Любеч, Туров. По мнению ученых, к началу IX в. на территории Руси насчитывалось около 30 городов.

Город возникал обычно на холме или на месте слияния двух рек, что было связано с торговлей. А торговые связи между славянскими и соседними племенами были достаточно отлаженными. С юга гнали на север скот. Прикарпатье снабжало всех солью. На север и северо-запад из Приднепровья и Суздальской земли шел хлеб. Торговали мехами, полотном, скотом и медом, воском и рабами.

Основных торговых путей, проходивших через Русь, было два. По Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру проходил великий водный путь " из варяг в греки", соединявший Балтийское море с Черным. Через Карпаты торговые пути вели в Прагу, в германские города, в Болгарию, в страны мусульманского мира.

Религия Восточных славян.

Религией, которую исповедовали восточные славяне было язычество (в последнее время чаще употребляется другой термин – политеизм, т.е. многобожие).

Наши предки почитали силы природы. Первое место по значимости принадлежало Даждьбогу (у некоторых славянских племен назывался Ярило, или Хорс, или Велес) – богу Солнца, почитавшемуся как источник тепла и света. Необходимо заметить, что Велес иногда становился отдельным божеством – покровителем скота, а Хорсом называли само Солнце.

Даждьбог по преданию каждое утро выезжал на колеснице, запряженной белыми огнедышащими конями. Его сестры – Утренняя Заря и Вечерняя Заря – поочередно выводили и заводили в конюшню коней Даждьбога, кроме того у него были две прислужницы, разгонявшие тучи и с помощью дождей очищавших его лицо.

Другим важным божеством был Перун – бог грома и молнии. Кроме того он был покровителем дружинников и военного дела. Славяне считали, что Перун пускает свои стрелы – молнии из огненного лука – радуги. Иногда его молнии изображали в виде железных мечей. Считалось также, что Перун вооружен огромной палицей. Все эти орудия служили ему для борьбы со злыми демонами – великанами, повелителями туч и туманов. Перун, в конце концов захватывает власть над остальными языческими богами. Праздник Перуна отмечался ежегодно – 20 июля, и в этот день ему приносили в жертву быка или петуха.

Также славяне поклонялись Сварогу – богу неба и покровителю ремесленников, Стрибогу – богу ветров, Мокоши – богине земли и плодородия, покровительнице женского рукоделия. Сварог – бог неба и огня небесного, по поверьям древних славян разбивал лучами – стрелами небесный покров. Когда-то Сварог бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо.

Изначально первое место в пантеоне восточных славян занимал Даждьбог, затем его постепенно оттеснил Перун, которому поклонялись княжеские дружинники.

К концу 8 века укрепляется власть князя и его дружинников, так как князья отражают атаки хазар и половцев и защищают имущество богатых общинников.

Культура.

В 12 веке культура Руси находилась все еще на своей ранней стадии развития и представляла собой довольно сложный синтез двух религиозных систем, которые пытались вытеснить друг друга – христианства, которое было принято немногим больше века назад и, несмотря на огромную поддержку государства все еще не могло полностью завоевать умы людей, и язычества, которое никак не хотело уходить и было основой уклада и жизни многих племен, вошедших в состав Руси несколько веков назад. Процесс духовных и культурных изменений, связанных с принятием христианства, шел не очень быстро – во многих сферах человеческой деятельности все еще очень сильно было выражено влияние язычества, что вполне естественно, так как последнее служило культурной основой много веков. Важно отметить, что язычество не уступало место христианству во многом благодаря тому, что племена, которые его исповедовали, не были варварами (как думали многие соседние государства), напротив, они имели свою развитую культуру, язык, письменность, изменить которую было очень непросто.

В результате, в этот период наряду с христианскими мотивами в творчестве проглядывали и языческие мотивы – мотивы природы, уважение к земле, к животным и птицам – что особенно ярко прослеживалось в различных ремеслах. Таким образом, культура разделилась на христианскую, к ней относилась иконопись, зодчество, и языческую – народные ремесла.

Архитектура 12 века

Зодчество и иконопись стали основными отраслями культуры, в которых было наиболее заметно влияние Византии и Греции, так как именно они были тесно связаны с религией и, в частности, христианством. От Византии Древняя Русь переняла традицию строить храмы купольно-крестовой формы, первым из которых стал Софийский собор в Киеве (он имел 13 куполов), а затем был возведен Собор Святой Софии в Новгороде.

К середине 12 века зодчество Руси начинает потихоньку отходить от византийских традиций и принимать собственные черты, в частности, большую помпезность и богатое убранство. Связано это было с развитием феодализма – каждый феодал стремился выделиться и строил на своей земле храм, который украшал как можно богаче для того, чтобы показать свое благосостояние соседям. Архитектура стала помпезной, яркой, изощренной, что совершенно не свойственно храмам в Греции и Византии. Примером таких храмов стали церковь Покрова на Нерли, Успенский Собор во Владимире (украшен особой системой арок, которые придает ему легкость и ажурность, что в последствие было перенято другими сооружениями).

Церковь Покрова – на –Нерли существует до сих пор. В Боголюбово, близ Владимира, ее построил князь Андрей Боголюбский (1157 – 1174).

Литература в 12 веке

Вместе с христианством на Русь попала общеславянская письменность, созданная в IX веке братьями Кириллом и Мефодием из Солуни. При князьях Владимире и Ярославе массово открывались школы. Люди писали друг другу записки – берестяные грамоты (в основном, они найдены на раскопках в Новгороде).

Литература развивается не такими быстрыми темпами, как другие отрасли искусства, однако в этот период происходит важный толчок к ее дальнейшему процветанию. В основном в 12 веке занимались переводами различных религиозных греческих трактатов и летописей, однако вскоре появляется и собственная летопись – Повесть Временных лет. По преданию, ее написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор. После ее появления в литературе происходит огромный прорыв, появляются многочисленные жития святых, автобиографические записи, написанные уже самими русскими мастерами. Нестор создал также «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Печерского».

В этот же период появляется «Слово о Полку Игореве» - произведение, которое считается основой всей русской художественной литературы.

Крупным писателем был Владимир Мономах, автор многих посланий и «Поучения к детям», которое читали много столетий после его смерти.

В русле христианской традиции созданы «Слово» и «Моление» Даниила Заточника: в этих произведениях отразились его философско – религиозные искания.

 

Вопрос 8. Борьба Руси иноземными завоевателями. Русь под властью Золотой Орды.

Иноземные завоеватели – татаро-монголы и рыцари-крестоносцы.

Закрепощение крестьян

Однако наиболее заметное место в Соборном уложении занимают вопросы, касательно крепостного права. Уложение не только не дало крестьянам свободы, оно окончательно их закрепостило. Теперь крестьяне (включая их семьи и имущество) фактически становились собственностью феодала. Передавались по наследству, как мебель и не имели собственных прав. Изменились также правила касательно выхода из-под гнета – теперь крестьяне практически не имели возможности стать свободными (теперь беглый крестьянин не мог стать свободным спустя несколько лет, теперь сыск велся бессрочно).

 

 

Соборное уложение действовало вплоть до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководством М. М. Сперанского, был разработан Свод Законов Российской империи.

 

 

Вопрос 20. Русская православная церковь в 17 веке. Реформы патриарха Никона и церковный раскол.

 

 

Патриарх Никон и церковная реформа.

 

В 1652 году Патриархом был избран Никон, бывший крестьянин - Никита Минов, который имел особое влияние на царя. Никон объявил об унификации русского православного культа с греческим – книги и обряды стали исправляться по греческим образцам. Никон своей властью реформировал культ, церковную архитектуру, обряды, велел переписать иконы по новому образцу. Изменил тексты молитв. Велел креститься щепотью, а не двумя пальцами, как раньше. Тысячи верующих категорически отказались признать реформу Никона - их стали называть староверы или старообрядцы. Правительственные войска получили приказ сжигать их деревни, поэтому старообрядцы бегут в глухие леса Поволжья, Севера, Сибири. Например, староробрядцы обосновались в Соловецком монастыре и стрелецкие войска смогли взять его штурмом только после восьмилетней (! ) осады. И то потому, что предатель тайно открыл ворота. Церковная реформа привела к народному восстанию и в 1666 году большой церковный Собор лишил Патриарха Никона сана. Никон был сослан в Ферапонтов монастырь. В 1681 году Никону разрешили вернуться в Москву, но по пути он умер.

Церковная реформа патриарха Никона имела целью подчинить церковь общегосударственной системе централизации.

 

Вопрос 21. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

 

Восстание Степана Тимофеевича Разина (1667 - 1671 г)

На Дону скопилось большое количество беглых крестьян. Работать они не хотели, желали только пьянствовать и грабить. Степан Разин повел их на Волгу. Крестьянская война началась в Астрахани. Нищие, голодные крестьяне и казаки нападают сначала на купцов, потом на персидский флот, потом берут штурмом города (Царицын, Саратов, Самара) и двигаются к Москве. Восстание достигло невероятного размаха. На сторону Разина переходили тысячи крестьян, они грабили и сжигали сотни дворянских усадеб. Против восстания выдвинуто 32 тысячи солдат, но первое поражение будет нанесено лишь в 1670 году. Через год воевода Милославский разбил повстанцев под Астраханью. Степан Разин был схвачен и в 1671 году после жестоких пыток казнен на Красной площади в Москве.

 

 

Русская культура в 13 - 17 веках. (вопросы 22-25)

 

 

В указанный период Россия находилась в политической изоляции - это было последствие татаро-монгольского ига, поэтому элементы западной культуры попадают в Россию только во второй половине 17 века. В России весь 17 век продолжалось обмирщение культуры: она постепенно выходила из-под церковного контроля.

 

Вопрос 22. Русская культура в 13 – 17 веках: литература.

Для 14-15 веков наиболее характерна была христианская литературная традиция (Жития). Но в 17 веке появляются светские произведения, автобиографии и публицистика.

 

1). Поэма " Задонщина" ( Сафоний Рязянец) – 14 век.

2). Поэма " Сказание о Мамаевом побоище" и " Житья святых".

3). Записки купца Афанасия Никитина о путешествии в Индию " Хожение за три моря" - 15 век.

4). В Москве в середине 16 века священник Иван Федоров на печатном станке издал первую книгу " Апостол". Книгопечатанье становится популярным, печатают азбуку, школьные учебники и т.д.

В 16 веке становится популярным эпистолярный жанр. Известны письма царя Ивана Грозного к Андрею Курбскому. «Сказание» Авраама Палицына – о Смутном времени.

В 17 веке благодаря Борису Годунову иностранцы привозят в Москву театр. В 1681 году открылась первая школа - славяно-греко-латинское училище, а также были открыты светские школы для детей.

 

Вопрос 23. Русская культура в 13 – 17 веках: живопись.

 

Продолжала существовать иконопись по древнему православному стандарту: Андрей Рублев, Феофан Грек и др. - 15 век. В 17 веке выдающимся иконописцем был Симон Ушаков. Он делал рисунки для знамен, металлических и деревянных изделий.

В 17 веке западные художники привезли жанр портрета (парсуна). Появляются миниатюры и фрески, мозаичное искусство и изразцы (отделка керамической плиткой разных цветов). Остались портреты царей первых Романовых и других.

 

Вопрос 24. Русская культура в 13 – 17 веках: архитектура.

 

До 17 века преобладает шатровый стиль и деревянное зодчество. Например, роскошный деревянный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней. Некоторые храмы, например Успенский собор в Москве строят иностранцы (Аристотель Фиораванти). Лучший храм 16 века - храм Василия Блаженного на Красной площади (зодчие – русские: Постник Яковлев и Барма). 17 век - расцвет каменного строительства: из кирпича строят дворцы, Гостиные дворы, монастыри. Например, величественный Ростовский кремль, построенный в 17 веке.

Вокруг многих городов возводятся каменные стены. Самый знаменитый Кремль, конечно же, в Москве. Его внутреннее убранство поражает богатством и лаконичностью архитектурных линий. Успенский Собор московского кремля является усыпальницей русских царей до Петра Первого.

 

Вопрос 25. Быт и нравы в России 13 -17 вв. «Домострой».

Известнейшим памятником отечественной литературы является «Домострой» - свод правил поведения в семье, описывающий все тонкости устроения быта в 15- 16 веках. Красочные зарисовки образа жизни русских семей дают представления о менталитете людей того времени, о степени влиятельности церкви в обществе. Написанный в Новгороде, «Домострой» изначально представлял собой книгу, содержащую советы и наставления ремесленникам и купцам конца 15 века. Последующие изменения в «Домострое» связаны с именем общественного и церковного деятеля – священнослужителя Сильвестра. В середине 16 века он внес в книгу некоторые дополнения и композиционные преобразования.
«Домострою» Сильвестра присущи все черты, характерные литературе средневековья. На его страницах прописано настоятельное побуждение к строгому соблюдению действий, к точному следованию нормам, регулирующим жизненные процессы, и к установлению четкой иерархии в межличностных отношениях.
«Домострой» включает три раздела (в некоторых редакциях выделяют пять разделов), приложения к ним, а также дополнения. В частности, Сильвестром было создано «Послание и наказание от отца к сыну».
Первые пятнадцать глав, входящие в начальный раздел «О духовном строении», содержат религиозные наставления и рассказывают о церковных правилах и обрядах. Священник Сильвестр в своем писании освещает вопросы о христианской вере, о принятии Святого Причастия, о том, как прикладываться к святыням и молиться, как правильно украсить дом иконами и так далее. Но не только наказы этого раздела имеют религиозные предписания, весь «Домострой» составлен в соответствии с ними.
С шестнадцатой по двадцать девятую главу второго раздела «Домостроя» повествуется «О мирском строении». Сильвестром даются рекомендации, как следует жить с женой, детьми и домочадцами, как учить и воспитывать детей, а также указания о том, как детям любить отца и мать и им повиноваться, как муж должен учить жену («бьет – значит, любит»), как жить человеку по своему достатку и прочее. Из второго раздела видно, насколько разнообразны обязанности жены, служащей опорой для мужа.
Третий раздел книги «О домовном строении» объединил главы с тридцатой по шестьдесят третью. В него вошли многочисленные рекомендации, относящиеся к ведению домашнего хозяйства. Самые обычные бытовые дела на страницах «Домостроя» конкретизируются мельчайшими подробностями. Как навести порядок в избе, как носить и хранить жене различную одежду, кроить платья и хранить обрезки, как разводить сад и огород, как следует делать запасы, как варить пиво – эти и многие другие хозяйственные предписания отражены в заключительном разделе книги.
«Домострой» - это образец нравственных и культурных ценностей русской семьи эпохи Средневековья. В книге подвергаются осуждению праздность и пьянство, алчность, объедание и клевета. Верование в Бога, почитание властей и верность Царю, трудолюбие, бережливость, терпение, забота о близких и взаимовыручка, гостеприимство – вот, только краткий список качеств человека, к которым призывает «Домострой» Сильвестра.

 

 

В России - патриархальная семья, все: жена и дети подчиняются главе рода. Свод семейных правил " Домострой" (16 век) предписывал полное послушание, покорность, скромность в одежде, религиозность и т.д. Особенно берегли честь семьи и благочестие женщин. Детей в семьях очень любили и баловали, но с пяти лет они работали наравне с родителями.

 

Санкт - Петербург

ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ

Тема 5. История России с древнейших времен до конца 18 века.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь