Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Онтология: объект изучения и структура



Онтология: объект изучения и структура

Материалистическое представление об устройстве мира

Идеалистическое представление об устройстве мира

Дуализм

Онтология: объект изучения и структура

Онтология – это раздел философии, стремящийся составить наиболее общее представление об устройстве мира и его закономерностях.

Важнейшим вопросом онтологии является вопрос о том, что существует и в какой форме оно существует. Из своей повседневной жизни мы выносим убеждение, что вокруг нас существует объективный мир, который мы воспринимаем с помощью органов чувств. «Объективный» означает, что этот мир существовал до появления человека и будет существовать, даже если все люди исчезнут, он независим от нас. В мире можно выделить следующие основные формы того, что существует (их называют формами бытия):

1. природа (неорганическая и живая);

2. человек;

3. общество;

Духовная культура, созданная человеком, -

Знания, идеи, произведения искусства, нормы

Морали и т.п.

Часть людей считает, что это ещё не вся реальность, что есть какие-то другие измерения реальности, другие миры, силы и явления, которые не воспринимаются органами чувств. Их принято называть сверхъестественными, мистическими, хотя более правильно было бы называть сверхчувственными. То, что люди называют сверхъестественным, возможно, на самом деле является естественным, только пока не понятым и не объяснённым наукой.


Часть онтологии, которая пытается осмыслить сверхчувственный мир, называется метафизикой (букв.перевод – «то, что идёт после физики»). Метафизика пользуется такими ненаучными понятиями как Дао, Брахман, Бог, рай и ад, духи и т.п.

Серьёзнейшим вопросом онтологии является вопрос о том, какой из миров – естественный или сверхъестественный – является первичным, базисным. Этот вопрос ещё иногда называют основным вопросом философии. В зависимости от ответа на этот вопрос выделяют такие философские учения как материализм, идеализм и дуализм.

Материализм – это философское учение, признающее реальное существование только естественного мира, материального по своей природе. Духовные явления в виде сознания человека появляются на материальной основе. Считается, что сверхъестественный мир существует только в воображении человека.

Идеализм – это философское учение, признающее реальное существование сверхъестественного мира, имеющего духовную, идеальную (не в смысле «совершенную», а в смысле «нематериальную») природу. Считается, что сверхъестественная реальность порождает естественный мир.

Дуализм – это философское учение, считающее, что естественный и сверхъестественный миры, материальная и идеальная реальности вечно сосуществуют друг с другом.

Диалектика

Диалектика: понятие, исторические формы

Принципы диалектики

Законы диалектики

Принципы диалектики

Принцип – это основополагающая, руководящая идея какой-либо научной системы, теории. В диалектике таких принципов два.

1 – принцип взаимосвязи и взаимодействия всех объектов и явлений мира. Согласно ему, в мире нет изолированных предметов и явлений, все они взаимодействуют друг с другом непосредственно или опосредованно.

Принцип развития. Развитие – это такой вид движения, при котором происходит качественное изменение объектов, делающее невозможным их возвращение в первоначальное состояние. Существует два типа развития в зависимости от его направленности. Развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, то есть по восходящей линии называется прогрессом. Развитие по нисходящей линии, от сложного к простому называется регрессом.

 

Законы диалектики

Законы диалектики выражают наиболее общие, существенные, устойчивые связи между объектами и явлениями мира. В диалектике три основных закона.

1. Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос, почему происходит развитие, что является его причиной и движущей силой. Причиной и движущей силой развития является борьба противоположностей, заключённых в любом объекте. Противоположности – это разнокачественные свойства и тенденции развития (добро и зло, свет и тьма, правое и левое, жизнь и смерть и т.д.). Противоположности не существуют друг без друга и вместе образуют противоречие. Если исчезает одна из противоположностей, другая раздваивается и образуется новое противоречие, и так до бесконечности.

Житейский смысл закона можно выразить фразой: «Жизнь – сплошное противоречие, на всякий плюс есть минус». Проблема многих людей заключается в том, что они не обладают реалистичным взглядом на жизнь. Реалистичный взгляд предполагает понимание того факта, что жизнь органично включает в себя не только удовольствия, но и трудности и неприятности: «Солнце светит не каждый день». Сегодня основной формой психиатрического лечения в США является когнитивная терапия поведения. Цель такого лечения – помочь человеку увидеть, что именно его взгляд на жизнь делает его несчастным. Но это только взгляд, и его можно изменить. В любой ситуации есть не только минусы, но и плюсы. Человек зацикливается на минусах, и надо помочь ему увидеть плюсы.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Отвечает на вопрос, как происходит развитие, освещает его механизм. Любой объект представляет собой единство качественных и количественных характеристик. Качество – это совокупность существенных, отличительных свойств объекта, количество – степень их выраженности. Конкретное единство качества и количества обозначается понятием меры. В рамках меры одному и тому же качеству может соответствовать определённый диапазон количественных характеристик. Развитие начинается с постепенных количественных изменений, которые, накапливаясь, выходят за рамки меры и приводят к качественному изменению объекта. Новое качество открывает простор для новых количественных изменений – и так до бесконечности.

Житейский смысл закона можно выразить фразой: «Всё происходит постепенно, ничто не появляется на пустом месте».

3. Закон отрицания отрицания. Отвечает на вопрос о форме и направлении развития. Отрицание – это переход от старого качества к новому, от нового – к новейшему, и так до бесконечности.

В процессе отрицания наблюдается не только появление нового качества, но и преемственность в развитии, то есть какие-то аспекты, черты старого качества переходят в новое. Преемственность обусловливает повторяемость, то есть в процессе развития объектов появляются свойства и состояния, напоминающие те, которые уже были. Но это уже не стопроцентный повтор, а подобие, повтор на качественно иной основе.

Переход от старого к новому графически изображается прямой наклонной линией, повторяемость изображается кругом. Сочетание перехода к новому и повторяемости, элементов прямой и круга придают развитию форму спирали. Спираль означает, что в прошлое возврата нет. Житейский смысл закона: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», прошлое ни вернуть, ни повторить нельзя.

 

Философия природы

1.Природа: понятие, значение для человека

Диалогическая.

1. Мифологическая модель взаимодействия человека и природы характерна для восточной цивилизации и ранних этапов развития западной цивилизации. Для неё характерны следующие черты:

1а) признание господства природы над человеком. Природа считалась гармонично и совершенно организованной, воспринималась как нечто прекрасное и возвышенное. Человек не противопоставлялся природе, а считался её частью. Он познавал природу не для того, чтобы властвовать над ней, а чтобы наслаждаться её красотой и гармонией, чтобы найти своё место в ней.

1б) одушевление природных явлений. Поскольку всё в природе одушевлено, человек относился к ней бережно, жил в согласии с природой.

2. Научно-технологическая модель взаимодействия человека и природы начала формироваться с 17 века. Её черты:

2а) стремление к установлению господства человека над природой посредством науки и техники.

) хищнически-потребительское отношение к природе, как к кладовой, из которой можно брать без меры и смысла. Идейной базой потребительского отношения к природе стало христианское учение с идеей о том, что человек – центральная фигура в мире, «венец творения». Бог создал природу для человека и отдал ему в пользование, самостоятельной ценности природа не имеет, она мёртвая и неодушевлённая. Природа стала восприниматься как бесконечная куча строительного материала, из которого можно делать всё, что заблагорассудится.

Стремясь к удовлетворению потребностей, вышедших за рамки разумного, человечество с 1970-х годов расходует больше ресурсов, чем может восполнить планета. Уже к 2030 году мы начнём ежегодно тратить вдвое больше ресурсов, чем готова произвести Земля. Иными словами, мы будем «проедать» две планеты в год. Человечество живёт явно не по средствам, беря в долг у будущих поколений, «проедая» их ресурсы, и долго это не продлится.

И в наше время во многих концернах руководствуются девизом: «Природные ресурсы неисчерпаемы». Лишь две из 100 крупнейших мировых компаний включили в свои стратегические планы «сохранение окружающей среды». Из 1100 опрошенных в 2010 году ведущих топ-менеджеров лишь четверть выразила опасение, что вымирание многих видов растений и животных принесёт ущерб их экономической деятельности.

Научно-технологическая модель отношения к природе уже привела к таким серьёзным экологическим проблемам, что человечество начинает осознавать, что дальнейшее развитие в том же духе способно привести к гибели цивилизации. Человечеству нужно изменить стандарты потребления, навязываемые развитыми странами, сократить свои потребности, научиться жить скромнее. Постепенно начинает формироваться диалогическая модель отношения к природе.

 

3. Для диалогической модели взаимодействия человека и природы характерно отношение к природе не как к неодушевлённому объекту, а как к живому существу, партнёру, интересы которого необходимо учитывать. Человек должен не навязывать свою волю, а вступать в диалог с природой, относиться к ней разумно, ответственно, гуманно (т.е. по-человечески, а не хищнически).

В последние десятилетия появилась теория о том, что нашу планету можно считать живым существом, единым гигантским организмом. Чтобы представить планету живой, можно сравнить её с деревом. У растущего дерева лишь очень тонкий слой клеток, расположенных по его периметру, как раз под корой, является живым. Вся древесная масса внутри, более 97% всего дерева, мертва. Подобным же образом, Земля имеет тонкую оболочку, населённую живыми организмами биосферу (с греч. - «сфера жизни»), которая углубляется в океан на 5-6 миль и поднимается над земной поверхностью примерно на такую же высоту. Если представить планету в виде мяча размером с баскетбольный, то толщина биосферы будет примерно равна толщине краски. За 3 млрд. лет эволюции в биосфере образовались тонкие и сложные механизмы обеспечения устойчивости. Однако всегда существует опасность разрушения системы, если она не сможет компенсировать отрицательное воздействие. Особую опасность для биосферы в последние столетия стал представлять человек, который первоначально органично вписывался в биосферу, но в последние столетия превратился в «раковую опухоль» планеты.

Новые принципы взаимодействия природы и человека сформулированы в биосферно-ноосферной концепции В.И.Вернадского. По мнению Вернадского, с появлением человека биосфера переходит в новое качественное состояние – ноосферу. Ноосфера (с греч. - «сфера разума») – это такой этап эволюции биосферы, на котором её развитие определяется разумом человека. Ноосфера - это невидимая энерго-информационная оболочка планеты, которая образована мыслями и чувствами людей и влияет на протекающие в биосфере процессы. Поэтому от людей требуется соблюдать гигиену мыслей и чувств, не засорять ноосферу грязными, низкими эгоистичными и агрессивными эмоциями и мыслями.

 

 

Проблема антропосоциогенеза

Природа и сущность человека

Проблема смысла жизни

Природа и сущность человека

Природа человека – это совокупность стойких, неизменных черт, присущих человеку во все времена и в любом обществе и отличающих его от других живых существ. Сущность человека – это его главная черта.

В философии существуют две основные модели человека. Первой модели придерживается материалистическая философия. Это двуединая модель человека как биосоциального существа. Это означает, что, с одной стороны, человек уже не совсем животное, он вышел из животного мира, ведёт социальный образ жизни и его деятельность определяется социальными программами поведения – знаниями, идеалами, ценностями, нормами того общества, в котором он живёт. С другой стороны, человек – это всё ещё животное, и как животное он действует под влиянием биологических программ поведения – инстинктов. Какие же программы в большей степени определяют поведение человека? Считается, что хотя природа человека биосоциальна, его сущность социальна, то есть закладываемые обществом программы поведения в большей степени определяют его жизнедеятельность, чем его генетика.

Второй модели человека придерживается идеалистическая философия. Это триединая модель человека, согласно которой он состоит из тела, души и духа. Тело – это биологическая, природная составляющая человека. Душа это психическая составляющая человека, мир его мыслей и чувств, возникающих в ходе взаимодействия с окружающим миром. Образно говоря, душа – это комплекс программного обеспечения, необходимый для функционирования тела, его адекватного реагирования на воздействия окружающей среды, выживания. Дух это метафизическая (то есть, сверхъестественная) составляющая человека, это способность воспринимать высшие ценности, не имеющие практически-полезного характера, то есть, без которых вполне можно жить, но почему-то человечеству не живётся. Это религиозные, нравственные, эстетические, познавательные ценности. Душа связывает нас с окружающим миром, а дух выводит за его пределы, задаёт вертикальный вектор развития, формирует идеалы и концентрирует волю к их достижению. Наличие духа у человека невозможно объяснить без воздействия сверхъестественных сил.

Тело, душа и духне равноценны. Сущностью человека является дух. Именно дух делает человека человеком, отличает его от других живых существ, обусловливает прогресс общества и культуры. Однако дух – это потенциальное свойство человека. И жизненной задачей каждого индивида является развитие в себе этой потенции. Далеко не все люди справляются с этой задачей, значительное количество их бездуховно и представляет собой всего лишь «супершимпанзе», по выражению Ф.Ницше.

Проблема смысла жизни.

Применительно к человечеству вопрос о смысле жизни не имеет однозначного ответа. Если человек — случайный результат экспериментирования Природы, то смысла в нашей жизни нет. Планета вполне могла бы существовать и без нас, как существует она без динозавров. Если человек, по религиозной версии, создан Богом, то и смысл нашей жизни определен им же. Вот только зачем мы ему? Какая миссия на нас возложена?

Хотя неизвестно, кем и зачем нам дана жизнь, важно хотя бы с умом воспользоваться этим даром, не растратить попусту. На что же тратят жизнь люди?

Человек, как и любое живое существо, стремится к тому, что приносит удовольствие и старательно избегает всего приносящего неудовольствие. Если человек получает достаточное количество удовольствий, то у него возникает субъективное состояние удовлетворенности жизнью — счастье. Счастливыми хотят быть все. Поэтому можно сказать, что главная цель жизни — достижение счастья. Остается выяснить, какими средствами можно достичь этой цели?

Большинство людей считает, что для счастья необходимы материальные блага — деньги, вещи, власть, карьера и т.д. Однако во все времена великие учителя человечества — мудрецы, философы, основатели религий — пытались объяснить людям, что главным средством достижения счастья является саморазвитие и самосовершенствование, формирование у себя таких духовных качеств как мужество (умение победить свой страх), альтруизм (любовь к окружающим), терпимость (уважение тех, кто не похож на тебя внешне или по образу мышления), великодушие (умение прощать обиды), благородство (готовность совершать поступки вопреки своим интересам, выгоде), умеренность (умение довольствоваться малым), благоразумие и ответственность (способность предвидеть последствия своих действий и готовность отвечать за них) и т.п.

Человеку, спокойно относящемуся к материальным благам, умеренному в своих потребностях, гораздо легче стать счастливым. Это наглядно видно из так называемой «формулы счастья», согласно которой

% счастья = то, что имеешь

то, что хочешь иметь

 

Таким образом, смысл жизни человека — саморазвитие и самосовершенствование, максимальное развитие своих духовных и физических потенций, что повышает шансы на достижение счастья, позволяет достойно прожить жизнь, принести как можно больше пользы окружающим.

 

Проблема познаваемости мира

Познание как деятельность

Понятие истины

Проблема познаваемости мира

Раздел философии, в котором рассматриваются общие вопросы познания, называется гносеологией (теорией познания). Основным вопросом гносеологии является вопрос: познаваем ли мир? В зависимости от ответа на этот вопрос выделились два философских направления – гносеологический оптимизм и агностицизм.

Гносеологический оптимизм – это философское учение, представители которого считают, что мир познаваем, что человек с помощью разума может установить закономерности окружающего мира, понять сущность изучаемых объектов и явлений.

Агностицизм – это философское учение, представители которого отрицают возможность познания сущности объектов и явлений мира. Агностики считают, что человек познаёт только содержание своих ощущений, а не то, что их вызывает. Часть агностиков считает, что есть только человек и его ощущения, никакого внешнего мира нет, нечего и познавать. Другие агностики считают, что внешний мир есть, но он принципиально непознаваем.

 

Познание как деятельность

Познание – это деятельность, направленная на получение достоверных знаний.

Причиной и движущей силой познания являются, во-первых, любознательность, стремление к открытию нового, неизвестного; во-вторых, практическая потребность улучшения условий жизни (строительство жилья, предсказание погоды, сроков сельхозработ и т.п.).

Цель и результат познания – знания. Знания это осмысленная информация.

Субъект познания это производитель знания. В качестве субъекта познания могут выступать отдельные личности, группы людей (например, научные коллективы), отдельное общество и человечество в целом.

Объект познания это фрагмент действительности, на котором сосредоточено внимание познающего субъекта. Объектами познания могут быть явления природы, общественной жизни и сам человек с его внутренним миром.

Процесс познания зависит от социокультурных факторов, то есть общество и эпоха влияют на выбор объектов и методов познания. Например, достаточное количество рабов делало ненужным в эпоху античности научное развитие техники, кроме военной. В средневековье на познание решающим образом влияла религия, препятствуя развитию науки и техники. Буржуазное общество, напротив, дало мощный стимул их развитию.

Успешность познания во многом зависит от средств познания. Средства познания это познавательные способности, данные человеку от природы (интеллект, талант, интуиция, воображение и т.п.), а также технические средства, созданные человеком (приборы, инструменты и т.п.).

Существуют различные формы познания:

1. обыденно-практическое познание, дающее простейшие сведения об окружающем мире. Оно основано на опыте повседневной жизни. Обыденные знания чаще всего имеют вид практически полезных правил действий, которые позволяют достигать нужных результатов без глубокого объяснения того, как и почему они получаются.

2. игровое познание, дающее знание правил человеческого взаимодействия, человеческой психологии, собственных способностей личности.

3. мифологическое познание, опирающееся на воображение человека и дающее фантастическое отражение действительности.

4. художественное познание, отражающее мир в форме произведений искусства, передающих эмоции автора;

5. научное познание, дающее достоверное (подтверждаемое практикой) и объективное (не зависящее от эмоций учёного) знание о действительности;

6. философское познание, дающее предельно общее представление о закономерностях действительности с опорой на разум, логику.

 

Понятие истины

Целью познания является получение истинного знания. Однако процесс познания приводит не только к истине, но и к заблуждениям. Заблуждение – это неверное отражение мира в сознании человека. Например, в древности существовало представление, что Земля плоская и покоится на трёх китах, что Солнце вращается вокруг Земли и др. Заблуждение не надо путать с ложью. Ложь – это преднамеренное, сознательное искажение человеком действительности, обман людей.

Что же такое истина? Сложнейший вопрос, на который нет однозначного ответа. Существует ряд теорий истины.

Классическая теория истины. Истина – это соответствие наших знаний действительности. Соответствие знаний действительности проверяется практикой. Однако практика является относительным критерием истины, так как далеко не все идеи и теории можно проверить на практике, поэтому и столько споров об истине разгорается.

Прагматическая теория истины. Истина – это такое знание, которое приносит пользу людям.

Экзистенциальная теория истины. Истина – это то, в чём в данный момент не сомневается человек.

Конвенциональная теория истины. Истина – это соглашение, договор (конвенция) учёных.

Плюралистическая концепция истины. Утверждается множественность истин об одном и том же объекте. Каждая из них в чём-то верна, отражает то или иное свойство объекта, и поэтому нельзя отдать предпочтение ни одной из них.

Классическая теория выделяет следующие свойства истины:

1. объективность. Содержание истины не зависит от субъекта, его мнений или желаний. Истина отражает то, что есть на самом деле, даже если это нам не нравится. В таком случае люди склонны не замечать или не признавать истину.

2. конкретность. Знание зачастую отражает общее правило, общую закономерность. Но поскольку мир очень разнообразен, в разных условиях общие закономерности проявляются по-разному. Поэтому невозможно говорить об истинности знания, не принимая в расчёт конкретные условия, при которых знания сопоставляются с действительностью.

3.абсолютность и относительность. Абсолютная истина – это абсолютно полное и точное знание о предмете, относительная истина – недостаточно полное знание. Абсолютная истина – это идеал, к которому должно стремиться познание. В реальности всякая истина относительна, в каких-то отношениях она неполная, неточная. Например, для обыденного мышления утверждение «Земля имеет форму шара» - абсолютная истина, однако современная наука утверждает, что форма Земли – геоид.

Критерием истинности знания является практика. Практика – это деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. Виды практики - трудовая деятельность, социальные реформы, научный эксперимент. Практика является основным способом проверки на достоверность полученных в процессе познания сведений, гипотез, теорий.

Возведение относительных истин в ранг абсолютных, превращение их в не подлежащие критике и уточнению догмы называется догматизмом. Догматизм ведёт к застою познания, неспособности понять иные взгляды, в которых тоже может содержаться истина. Противоположная точка зрения, согласно которой все наши знания относительны, в них нет ничего точного и объективного, все они представляют собой всего лишь субъективные, то есть личные мнения, называется релятивизмом. Релятивизм ведёт к отрицанию возможности познания мира, к агностицизму.

 

Природа социальной реальности

Формы социального развития

Формы социального развития

Традиционно выделяют две формы социального развития – эволюцию и революцию.

Эволюция – сравнительно плавные, постепенные, растянутые во времени преобразования различных сторон общественной жизни.

Революция – качественное, резкое изменение различных сторон общественной жизни. Революции могут быть социальными (смена общественного строя, например, рабовладения феодализмом), политическими (захват власти, например, Октябрьская революция 1917 года в России), культурными (возникновение христианства в Римской империи), научными (открытие микромира), научно-техническими (наука сращивается с производством) и др.

В реальности эволюция и революция являются одинаково необходимыми, чередующимися этапами общественного развития. От понятий «эволюция « и «революция» следует отличать понятие «реформа». Реформа – это плановое, целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни. Реформа может быть составной частью эволюционных и революционных изменений, причём, в эволюционном изменении реформа является основной формой развития, в революционном изменении реформа играет вспомогательную роль.

В 19 – первой половине 20 века более прогрессивной формой развития считались революции. К.Маркс называл их локомотивами истории. В дальнейшем возрастало критическое отношение к революциям, поскольку они совершаются насильственным путём, сопровождаются разрушениями и смертью множества людей. В наше время всё активнее при решении разнообразных социальных проблем и конфликтов используется концепция ненасилия – поиск компромисса, установка на диалог, сотрудничество, терпимость и взаимопонимание.

Религия

Искусство

Религия

Религия это система воззрений и действий, основанных на вере в сверхъестественное.

По поводу сущности и причин ее существования есть разные мнения. Верующие считают, что религия обладает сверхъестественной природой, является формой связи земного мира с сверхъестественным миром, Богом. Утверждается вечность религии, ее непреходящее значение для каждого конкретного человека и человечества в целом.

Неверующие считают, что религия является фантастическим отражением действительности в сознании людей. Ее появление объясняется неспособностью людей рационально объяснить причины и сущность наблюдаемых природных и социальных явлений, добиться обычными методами действий желаемого результата или разрешения какой-либо сложной жизненной ситуации, заинтересованностью определенных общественных групп в существовании религии и церкви. Утверждается, что религия имеет временный, исторический характер, и по мере развития науки, совершенствования общества она будет отмирать.

Религия играет большую роль в жизни человека и общества. Она выполняет, во-первых, мировоззренческую функцию. Религия предлагает человеку определенную картину мира, комплекс ценностей, идеалов и норм, благодаря которым он обретает смысл своей жизни, выводящий его за пределы обыденного приобретения и потребления материальных благ, ориентирующий на духовное развитие. Во-вторых, религия выполняет психотерапевтическую функцию, адаптируя людей к трудностям жизни. Она дает утешение в горе, надежду на чудо, силы преодолевать жизненные невзгоды. В-третьих, религия выступает как духовная сила, способствующая укреплению порядка и стабильности в обществе. Она дает людям общие ценности и цели, обосновывает и узаконивает существующие в обществе морально-правовые нормы ссылкой на их божественное происхождение, привлекает верующих к совместному участию в культовой деятельности и тем самым укрепляет социальное единство и порядок.

Вместе с тем, религия играет в обществе не только положительную, но и отрицательную роль. Например, всевластие религии над другими формами культуры и духовным развитием людей ограничивает свободу художественного и научного творчества. Религиозные разногласия способствуют разжиганию вражды между людьми, ущемлению прав религиозных меньшинств, возникновению военных конфликтов.

В структуре религии выделяют вероучение, культ и религиозную организацию. Вероучение – это совокупность воззрений о Боге, устройстве мира, правилах жизни человека и общества и т.п., излагаемых в священных текстах (христианская Библия, мусульманский Коран и т.д.). Культ – это обрядовые действия, совершаемые с целью установления контакта с предметом веры (молитвы, богослужения, праздники, посты и т.д.). Религиозная организация – это форма объединения верующих для координации культовой деятельности, сохранения и передачи религиозной информации. Типичной формой религиозной организации является церковь, в которой верующие разделяются на клир – иерархию профессиональных служителей церкви, священников различного ранга, и паству – мирян, простых верующих. Церковь состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг церковных храмов.

В мире существует множество религий. Среди них принято выделять три мировые религии – буддизм, христианство, ислам (мусульманство), которые получили распространение в разных странах и у разных народов. Наряду с ними есть религии национальные (индуизм, конфуцианство, иудаизм и др.), местные и племенные, а также необозримое количество религиозных сект. Следует отметить, что существует достаточное количество деструктивных сект, пребывание в которых может привести ее членов к серьезным психическим расстройствам и деградации личности.

 

Искусство

Искусство – это сфера художественной деятельности и ее продуктов – художественных произведений. Искусство изучает такая философская наука как эстетика. Основные категории эстетики – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и др.

Искусство появляется в первобытном обществе для того, чтобы помогать решать какие-то практические задачи: способствовать успеху в охоте, войне, во взаимоотношениях с природными силами, животными, растениями и т.д. Впоследствии количество функций искусства возросло. Во-первых, оно является средством отдыха и развлечения (телесериалы, триллеры и детективы, шоу и т.д.). Во-вторых, искусство выполняет воспитательную функцию. Художественное произведение рассматривается как «учебник жизни», показывающий образец действий, пример для подражания. В-третьих, искусство выполняет идеологическую функцию, так как в художественном произведении находят выражение взгляды автора на общественную жизнь в форме критики или пропаганды определенных идей, ценностей, норм и т.д. Власть всегда старалась поставить искусство на службу себе, чтобы с его помощью внушать подданным необходимые политические, религиозные, нравственные и прочие чувства и идеи. В-четвертых, искусство выполняет познавательную функцию. Художник в своем творчестве так или иначе отражает существующие в культуре его народа и его эпохи взгляды и установки, поэтому знакомство с художественными произведениями является хорошим средством познания особенностей различных эпох и обществ.

Главной же и отличительной функцией искусства является эмотивная функция способность воздействовать на сферу человеческих эмоций, вызывать гамму самых разнообразных чувств, заставлять переживать искусственно создаваемые события и ситуации. С помощью искусства люди получают добавочные эмоции для удовлетворения «эмоционального голода».

В зависимости от материала, используемого для создания художественного образа, выделяют различные виды искусства.

1) Визуальные искусства (воспринимаемые зрением) – это живопись, графика (в том числе компьютерная), скульптура, художественная фотография, архитектура, парковое искусство, дизайн, хореография и др.

2) Аудиальные искусства (воспринимаемые слухом) – это вокальная и инструментальная музыка.

3)Словесные искусства – литература (поэзия и проза), живое слово.

4) Синтетические искусства – театр, эстрада, цирк, кино и др.

Различают также классическое и постклассическое искусство. Классическим считается европейское искусство с античности до рубежа 19-20 вв. Для него характерна реалистическая манера отображения действительности с установкой на образцовость, что означает ориентацию на прекрасный идеал, стремление своим творчеством оказывать облагораживающее воздействие, поиск совершенства в технике исполнения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1319; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь