Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет 17.Религиозная политика Эхнатона в Древнем Египте. Египет позднего периода (Ливийско-Саисский Египет)



Таким образом, египетские фараоны были вынуждены отказаться от прежней военно-захватнической политики своих предшественников. Этот отказ нашёл своё яркое выражение в деятельности фараона Аменхотепа IV, опиравшегося в своей политике на довольно широкие слои населения Египта.

Крупным фактом египетской истории этого времени является проведение Аменхотепом IV большой религиозной реформы, имевшей своей целью заменить древнюю традиционную форму многобожия новым культом единого солнечного бога. В основе этой реформы лежали определённые социально-экономические причины.

Завоевательные войны фараонов XVIII династии привели к обогащению лишь небольшой группы придворной знати и тяжело отразились на положении трудового населения страны, Наиболее крупные богатства скопились в храмах и главным образом в руках фиванских жрецов Амона. Религиозная реформа, направленная своим остриём против господства непомерно разбогатевшего высшего фиванского жречества, проводилась последовательно и систематически.

Вступив на престол, Аменхотеп IV начал борьбу против высших слоев фиванского жречества, благодаря своему богатству оказывавших в течение предшествующих царствований сильное влияние на всю политику египетского правительства. Аменхотеп IV, выступив против фиванского жречества, принуждён был сперва опереться на провинциальное жречество, в частности на жречество Гелиополя и Мемфиса, где со времён глубокой древности процветал культ единого и верховного солнечного божества. Аменхотеп IV стал выдвигать в противовес культу бога Амона культ гелиопольского бога Ра-Горахте. Объявив себя первосвященником этого бога, фараон начал строить в Фивах храм древнему солнечному божеству Египта, провозгласив его богом, «который ликует на горизонте в имени своём — блеск света, находящийся в диске солнца». В этих эпитетах древнего солнечного божества Египта уже ясно видны основные контуры новой религии солнечного единобожия. Однако Аменхотеп IV ещё не находил возможным сразу нанести решительный удар фиванским жрецам и древнему традиционному многобожию. Именно к этому времени относятся изображения солнечного божества в виде бога Горахте с головой сокола, украшенной диском солнца. Таким образом, восстановление древнего солнечного культа и постройка храма солнечному богу в Фивах были первым этапом крупной религиозной реформы. Чтобы подчеркнуть значение своей религиозной реформы, Аменхотеп IV все эти строительные работы проводил с большой пышностью. В одной надписи говорится о том, что царь призвал для работ по изготовлению одного большого обелиска всех каменщиков от Элефантины до дельты. Но на этом борьба фараона с фиванским жречеством не прекратилась. Деятельность Аменхотепа IV вызвала оппозицию со стороны высшего фиванского жречества, а это в свою очередь заставило царя окончательно порвать с жрецами Амона. Культ прежнего государственного бога Амона и вся система древнего традиционного многобожия подверглись гонению. Имя бога Амона, имена других богов Египта и даже слово «боги» усердно уничтожались на всех памятниках, причём царь не пощадил даже имени своего отца, в состав которого входило имя бога Амона. Бросив вызов могущественному фиванскому жречеству, Аменхотеп IV выдвинул новый культ, культ единого и верховного солнечного бога Атона, что нашло своё внешнее выражение в изменении самого имени царя. Фараон принял новое имя «Эхнатон», что означает «блеск Атона». Одновременно с этим Эхнатон окончательно порвал с фиванским жречеством и покинул Фивы. Он построил себе новую и роскошную столицу около современной местности Эль-Амарна в просторной котловине, защищённой скалистыми горами. В эту новую столицу, богато украшенную дворцами и храмами, Эхнатон переселился со всем своим двором, чиновниками и жрецами нового солнечного бога. Новой столице он дал название «Ахетатон», что значит «горизонт Атона». В торжественных гимнах описываются красота и богатство новой роскошной столицы Египта.

Производившиеся в течение последних лет раскопки резиденции Эхнатона дали богатейший материал для изучения жизни египетского города этой эпохи. Наряду с большим царским дворцом здесь были обнаружены здания государственных учреждений, в частности государственного архива и «школы писцов» («дом жизни»), богатые усадьбы, принадлежавшие крупнейшим аристократам и чиновникам, затем дома, в которых жили представители средних слоев населения, мелкие торговцы и ремесленники, и, наконец, целый квартал, населённый бедняками, очевидно, людьми, работавшими в некрополе

Неподалёку от города, в скалах, были обнаружены гробницы вельмож этого времени. Стены погребальных комнат в этих гробницах сохранили тончайшие изображения и интереснейшие надписи, в частности текст высокохудожественного гимна в честь бога Атона, которые дают возможность довольно подробно изучить всю эту эпоху и религиозную реформу, проведённую Эхнатоном.

Так как в древнем Египте религия являлась главной формой идеологии, а храмы были крупнейшими центрами культурного влияния, религиозная проповедь могла быть использована египетским правительством для укрепления политического и культурного влияния Египта в соседних странах. С этой целью, очевидно, и были созданы новые формы культа единого бога солнца, по своей простоте и ясности понятного и доступного разноязычным и разноплеменным массам, населявшим соседние с Египтом страны. На это значение религиозной реформы Эхнатона указывают некоторые фразы из большого гимна богу солнца Атону. В этом гимне говорится о том, что бог солнца Атон восходит над каждой страной, что он как единый творец мира создал все страны — Египет, Сирию и Нубию, посылая жизнь каждой стране. Если прежние египетские боги изображались в качестве покровителей одного лишь Египта и египетского царя, обеспечивавших ему победу над его врагами, то теперь новый бог Атон, культ которого был провозглашён с высоты престола, объявлен богом не только Египта, но также и соседних стран.

Проводя свою религиозную реформу, Эхнатон опирался на средние свободные слои населения, представители которых образовали вокруг фараона новую группу придворного чиновничества. Эти новые вельможи в своих надписях гордятся не своей родовитостью и знатностью, а милостями фараона, которому они обязаны своим возвышением. В своих надписях они подчёркивают свою верность фараону и преданность новому религиозному учению, фанатическим проповедником которого был сам фараон. Так, начальник воинов Май пишет в своей надписи:

«Он (т. е. фараон. — В. А.) умножил свои ко мне милости, как песок. Я — глава чиновников над всем народом; мой владыка возвысил меня, ибо я следовал его поучениями я внимаю постоянно его словам. Мои глаза созерцают твою красоту каждый день, о мой владыка, мудрый, как Атон, удовлетворённый истиной. Как благоденствует тот, кто внимает твоему поучению жизни». Эти новые вельможи находились в полной экономической зависимости от фараона. На стенах своих гробниц они часто изображали, как царь щедро награждал их золотом за их верную службу и за то, что они следовали новому религиозному учению, всячески поддерживая религиозную реформу. Так, вельможа Мерира изобразил на стенах своей гробницы, как царь награждает его золотом, и тут же поместил надпись, содержащую слова царя, обращённые к нему:

«Повесьте золото ему на шею, спереди, сзади и золото ему на ноги за то, что он внимал поучениям фараона относительно каждого речения в этих великолепных чертогах, произносимого фараоном в святилище, в храме Атона, в Ахетатоне».

Эхнатон, опираясь на это новое, созданное им и всецело ему преданное чиновничество, в течение всего своего царствования упорно и последовательно проводил в жизнь широко задуманную им религиозную реформу. В крупнейших городах Египта, где были особенно сильны культы древних богов, в Фивах, Мемфисе, Гелиополе и Гермонтисе, Эхнатон построил храмы новому богу солнца Атону, который отныне был провозглашён единым государственным богом. Больше того, культ Атона был насаждён даже в Нубии, где ещё при Аменхотепе III был основан новый город ниже третьего порога, получивший название Гем-Атон. Эхнатон разрушил храм, построенный здесь его отцом в честь фиванского бога Амона, и воздвиг новый храм в честь нового солнечного бога Атона.

Борьба Эхнатона против высшего фиванского жречества вызывала глухое, а иногда и активное сопротивление со стороны той части населения страны, которая поддерживала высшее фиванское жречество и правителей номов. Рабовладельческая знать номов, недовольная новым курсом правительственной политики, составляла заговоры и даже замышляла покушение на смелого реформатора-фараона. На это указывает одно изображение, сохранившееся на стенах гробницы начальника столичной полиции Маху. Мы видим здесь, как Маху привозит к везиру и другим высшим чиновникам важных государственных преступников: одного египтянина и двух иноземцев. Обрадованный раскрытием заговора и арестом главных зачинщиков, везир благословляет бога Атона и царя. Гордясь раскрытием этого заговора, Маху изобразил эту сцену на стенах своей гробницы.

Египет под господством Ливии. В начале XI века до н. э. закончился период Нового царства и началась эпоха Позднего царства. Этот период еще называют Ливийско-Саисским периодом.

В эпоху Нового царства в египетских войсках служили ливийские наемники, они умело воспользовались распадом, происходившим в конце эпохи Нового царства. Египтяне были отстранены от военной службы, а ливийцы заняли руководящие посты в государственном аппарате.

В 950 году до н. э. власть на севере страны захватил выходец из Ливии Шешонк I. Он основал XXII династию правителей Египта. Ливийская династия правила в стране с 950 до 730 года до н.э. Своей столицей они избрали город Бубастис. Династию, основанную ливийцами, еще называют династией бубастисов.

В период правления Шешонка I и его потомков в стране происходит небольшое оживление: ведутся хозяйственные и строительные работы. Его войска совершают походы в Палестину, Нубию, возвращаясь с богатой добычей и пленными. К концу периода их правления Египет вновь ослабевает. С востока Египет оккупировали ассирийские войска. Решающее сражение между египетско-сирийско-палестинским и ассирийским войсками произошло в 853 году до н. э. близ города Каркара. Оно закончилась победой ассирийцев. После столь крупного поражения мощь Египта падает. В это время Петубастис объявляет себя фараоном и закладывает основу XXIII династии фараонов. Во время его правления еще более усугубилось и так бедственное положение Египта.

Правителями XXIV династии, в частности Бакхорисом (721—715 гг. до н. э.), проводились реформы по поднятию уровня развития страны. Но это не принесло результатов. Положение в стране ухудшалось, Египет вновь распался на мелкие княжества — номы.

Египет под господством Эфиопии. В VIII—VII вв.

до н. э. значительных успехов в развитии достигает Эфиопия, расположенная в южной части Верхнего Египта. Воспользовавшись его ослаблением, правители Эфиопии совершают военные походы на Египет. В период правления эфиопского царя Пианхи и его наследника Шабаки (740—720 гг. до н.э.) Египет был полностью захвачен эфиопами. В 715 г. до н. э. в одном из сражений египетские войска были наголову разбиты, а египетский фараон Бакхорис взят в плен и сожжен на костре. На месте двух государств образовалось одно. С этого времени Египтом правила династия эфиопских правителей. Это была XXV династия фараонов. Эфиопская династия правила страной с 715 до 664 года до н. э.

Египет под владычеством Ассирийского государства.

В первой половине VII в. до н. э. усиливает свою мощь Ассирийское государство. Во время правлений Асархаддона и Ашшурбанапала ассирийские войска трижды вторгались на территорию Египта. Они грабили города, убивали, уводили в плен жителей. Асархаддон, победив эфиопско-египетского правителя Тахаркана, провозгласил себя фараоном.

Правление ассирийцев в Египте продолжалось с 671 до 655 года до н. э. За это время в Египте под руководством Тахарки дважды вспыхивали восстания против ассирийского правления.

В 663 г. до н. э. между наследником Тахарки Ганутамоном и ассирийскими войсками произошло ожесточенное столкновение, из которого ассирийцы вышли победителями. После этого XXV династия фараонов прекратила существование, Египет распался на 20 номов. Государством Саис, расположенное в устье Нила, получило от ассирийцев некоторые привилегии и вскоре объявило себя свободным. Правящая верхушка Саиса начинает борьбу за Египетский престол.

Борьба за объединение Египта. Расположенный в низовьях Нила Саис был окружен болотами. Правитель Саиса Псамметих I, заключив союз с Лидией, Грецией, Вавилоном, вытеснил из страны эфиопов и ассирийцев. Затем, укрепив свои позиции в Южном Египте, объединил страну. Псамметих I основал XXVI ди-настию, которая правила с 663 по 525 гг. до н. э. При нем страна достигла большого расцвета и развития.

Его сын и наследник престола Нехо многое сделал, чтобы продолжить возрождение былого могущества Египта. Он оттеснил сирийские и палестинские войска до самого Евфрата и восстановил влияние Египта на юге этих государств. В сражении близ Кархемиша его войско потерпело поражение.

В период правления Нехо проводились большие благоустроительные работы, развивалось сельское хозяйство, ремесла. Именно в это время был прорыт канал протяженностью 84 километра, связавший Средиземное море с Красным. Его строили пленные, рабы, простые люди. При его строительстве погибло более 120 тысяч человек. По приказанию Нехо финикийские моряки совершили путешествие по морю вокруг Африки.

В 569 г. до Л,. Э. В Египте начались восстания, египетский трон захватил военачальник Яхмос II. Он правил страной с 569 по 525 г. до н. э. При нем стра-на достигла еще большего развития. Яхмос II умер за год до вступления в Египет иранских войск.

Установленное могущество страны было непрочным. Покоренные народы поднимали восстания против захватчиков. Опять начиналась война. В 525 г. до н.э. в битве при Пелусии персидские войска разбили египетские и вошли в Египет. Персидский царь Камбиз II подчинил себе страну и основал XXVII династию, провозгласив себя правителем Персии и Египта.

Однако власть персов в Египте не была прочной. При любой внешнеполитической и военной неудаче персов Египет готов был восстать.

В 404 г. до н. э., воспользовавшись борьбой внутри царствующей персидской династии, Египет вновь поднял востание, которое завершилось успехом. На престол взошел египетский фараон Амиртей. Правления египетских XXVIII—XXX династий проходили в постоянной борьбе с персами, стремившимися восстановить свое господство в Египте.

В 332 году до н. э. Египет вошел в состав государства Александра Македонского. После его смерти на территории Египта было учреждено государство Птолемей. Впоследствии Египет вошел в состав Римской империи. В 395 году н. э. Египет попадает под юрисдикцию Византии. На этом заканчивается история Древнего Египта.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1119; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь