Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В НАЧАЛЕ ХХ в.
Противоречивость конфессиональной политики правителъства во время обер-прокурорства Победоносцева заключалась в том, что его ведомство, с одной стороны, стремилось активизировать деятельность православной церкви, с другой, усилением правительственного контроля за этой деятельностью стесняло ее самостоятельность, что приводило к обратным результатам - к кризисному положению православной церкви. В первую очередь это отмечалось в падении нравственного влияния православного духовенства на массы верующих. В самой церковной среде в конце XIХ- начале ХХ в. возникают течения, стремившиеся к «обновлению. Русской православной церкви, поднятию ее авторитета и морального уровня духовенства. В церковной и светской печати выдвигались требования освободить церковь от жесткой опеки государства. Были поставлены вопросы о предоставлении церкви реальной самостоятельности, о проведении реформ церковного суда и епархиального управления, преобразовании прихода. Некоторые предлагали превратить Синод в «синодальное правительство ~ Всероссийского собора независимого от светской власти. Другие высказывались за восстановление патриаршества. В конце декабря 1904 г. петербургский митрополит Антоний Вадковский от имени столичного духовенства подал председателю Комитета министров С. Ю. Витте «Записку» С изложением неотложных реформ в православной церкви. При обсуждении «Записки в Комитете министров она получила поддержку Витте, который составил по этому вопросу свою «Записку. на имя царя. В ней он изложил предварительную программу церковных преобразований: обновление прихода, материальное обеспечение приходского духовенства, преобразование духовных школ, децентрализация управления церковью и предоставление ей большей самостоятельности. Против предложений Витте решительно выступил Победоносцев, который указывал на опасность церковной реформы для самодержавной власти царя. Но вот грянула революция 1905 г., которая заставила самодержавие пойти на определенные уступки в конфессиональной политике. 17 апреля 1905 г. был обнародован «Манифест о веротерпимости, который провозглашал свободу вероисповедания всему не православному населению. Освобождены были от былых гонений сектанты всяких толков. каждый мог не таясь открыто исповедовать свое вероучение. Разрешалось всем конфессиям беспрепятственно строить свои молитвенные здания, издавать духовную литературу, создавать духовные братства. В декабре 1905 г. был уволен с поста обер-прокурора Синода Победоносцев. На этот пост был назначен князь А. Д. Оболенский, придерживавшийся либеральных взглядов. Царь вынужден был согласиться на созыв «в ближайшее время» Поместного собора Русской православной церкви для решения ее неотложных нужд. В январе 1906 г. для подготовки Собора при Синоде было создано Предсоборное присутствие, в которое вошли 10 епархиальных архиереев и 21 профессор духовных академий и университетов. В епархии были направлены предписания прислать свои мнения по насущным церковным проблемам, которые предстояло обсудить на Поместном соборе. Был собран и в тот же год издан обширный и интересный материал. В декабре 1906 г. Предсоборное присутствие завершило свою работу ~ но к этому времени революция уже шла на убыль, а затем при наступившей после третьеиюньского переворота 1907 г. реакции вопрос о созыве Поместного собора русской церкви был отложен. Он вновь был поставлен уже после свержения самодержавия. 15 августа 1917 г. Поместный собор Русской православной церкви был открыт. На нем присутствовали 569 делегатов (270 духовных лиц и 299 мирян). На обсуждение был поставлен широкий круг' вопросов жизни и деятельности Русской православной церкви, ее взаимоотношений со светской властью. Заседания Собора продолжались до 20 сентября 1918 г., когда его деятельность была прервана советским правительством. Однако Собор успел принять ряд важных решений, и среди них восстановление патриаршества. Патриархом 4 ноября 1917 г. был избран московский митрополит Тихон (в миру Василий Иванович Белавин, канонизирован в 1988 г.). С избранием патриарха закончился «синодальный период истории Русской православной церкви. Глава XVII. КУЛЬТУРА РОССИИ В КОНЦЕ ХIX-НАЧAJIЕ ХХ в.
Великие социальные и военные потрясения, которые произошли за сравнительно небольшой хронологический период российской истории с конца XIX в. до 1917 г., оказали огромное воздействие на ее культурное развитие, определили характер и содержание идейных и эстетических направлений. Другая особенность культурного развития России в этот период заключал ась в том, что в начале ХХ в. более интенсивно, нежели ранее, проходил процесс интеграции русской культуры в общемировую. С одной стороны, в России внедрялись в практику достижения научно-технического прогресса(рентгеноскопия, кинематограф, фонограф, автомобиль, летательные аппараты, новые средства связи- телефон и радио), в русском искусстве распространялись возникшие в Европе на рубеже XIX-ХХ вв. различные художественные системы (стили): импрессионизм постимпрессионизм в живописи, модерн в архитектуре, символизм, футуризм, акмеизм и пр. в литературе. С другой стороны, общемировая культура существенно обогащалась достижениями русской науки, литературы и искусства. Русская культура, не теряя своего национального своеобразия, все более становилась органической частью общемировой. Значительно возросли научные, литературные и художественные связи России с другими странами. Стало обычным явлением, когда многие русские ученые вели исследовательскую и педагогическую работу в зарубежных академиях и университетах, русские композиторы, оперные певцы, мастера балета выступали в прославленных театрах Италии, Франции, Германии, США и других стран. С большим успехом проходили за рубежом и выставки русских художников. Динамичный характер эпохи отражался и на состоянии культуры. Общенациональный демократический подъем в России начала ХХ в. влиял И на демократизацию культурного процесса, шел «культурный поход В народ»: издавались газеты, журналы и книги для народа, создавалась сеть воскресных школ, просветительских «народных домов» и «народных театров». В начале ХХ в. интенсивно развивались национальные культуры народов России. Долгое время в нашей учебной и исследовательской литературе по истории отмечались достижения русских ученых в области естественных наук, но вместе с тем говорил ось о якобы «кризисе» наук гуманитарных, «упадке» («декадансе»), в литературе и искусстве. На самом же деле в эту бурную эпоху социально-политических катаклизмов возникала потребность отойти от традиционных канонов и стереотипов, найти принципиально новое в научном и художественном истолковании действительности. Отсюда разнообразие различных концепций в гуманитарных науках, художественных направлений и стилей в литературе, музыке, живописи, архитектуре, скульптуре, и сам этот факт является показателем не «упадка», а дальнейшего расцвета русской культуры.
НАУКА И ТЕХНИКА
Потребности индустриализации промышленности, транспорта, средств связи способствовали успешному развитию в России естественных наук. В этот период был сделан ряд открытий в области естествознания и техники. Бурная эпоха коренных социально-экономических изменений потребовала от гуманитарных наук (прежде всего истории, экономики и социологии) новых подходов в объяснении прошлого и настоящего. В это время определились новые направления в научно-технических изысканиях. «Отец русской авиации», профессор Московского университета Н. Е. Жуковский (1847-1921) положил основание современной аэродинамике, создав труды по теории авиации. По его проекту при Московском университете в 1902 г. была сооружена первая в Европе аэродинамическая труба, а в 1904 г. в поселке Кучино под Москвой основан Аэродинамический институт, в котором тогда же им была создана «воздухоплавательная секция». В 1913-1918 п. Жуковским были написаны фундаментальные труды по аэронавтике и самолетостроению: «Динамика аэропланов в элементарном изложении», «Аэродинамический расчет аэропланов», «Исследования об устойчивости конструкции аэропланов». Он занимался также теоретической и прикладной механикой, механикой твердого тела, гидромеханикой и гидравликой, математикой и астрономией. Преподаватель математики и физики в Калужской гимназии К. Э. Циолковский (1857-1935) получил мировое имя как ученый и изобретатель в области аэродинамики, теории самолета и дирижабля. В опубликованном им в 1903 г. «Исследовании мировых пространств реактивными приборами» он заложил основу теории движения ракет и реактивных приборов. Циолковский считается основоположником космонавтики.. Выдающийся русский ученый академик В. И. Вернадский (1863-1945), прозванный «Ломоносовым ХХ века», создал труды, ставшие основой множества новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Он первый предсказал фантастическую способность расщепленного атома («лучистой энергии»), но и предупреждал об огромной опасности неосторожного обращения с нею он выступал и как автор оригинальных трудов по философии, естествознанию, науковедению. им создано учение о биосфере и ее эволюции, о воздействии человека на окружающую среду и о преобразовании современной биосферы в ноосферу (сферу разума). Вернадский первый стал изучать природу в тесной взаимозависимости ее законов с законами мышления и социально-экономических процессов. Большое внимание он уделял изучению проблем окружающей среды, что послужило основой появления нового научного направления - экологии. В 1915 г. по инициативе Вернадского была образована Комиссия по изучению естественных производительных сил России. Многие русские ученые были отмечены престижными премиями и почетными званиями членов зарубежных академий наук за достижения в области естествознания. В 1904 г. Нобелевская премия была присуждена академику И. П. Павлову за исследования в области физиологии пищеварения, а в 1908 г.-и. И. Мечникову за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям. Основные исследования Павлова посвящены физиологии высшей нервной деятельности. Его работы имели огромное значение в развитии физиологии, медицины и психологии. Учение Павлова об условных рефлексах послужило основой для исследования высших функций мозга животных и человека. В начале ХХ в. в России было образовано множество научно-технических обществ как в центре, так и на периферии: географических, ботанических, астрономических, антропологических, минералогических, электромеханических, воздухоплавания и т. д. (в общей сложности более 700 обществ). Проводились различные научные съезды и конференции: геологические, ветеринарные, метеорологические, профтехобразования и Т.д. Русские ученые регулярно выезжали за рубеж на международные научные конференции и симпозиумы. Бурные события общественно-политической жизни России начала ХХ в. вызывали интерес К гуманитарным наукам: истории, философии, экономике, социологии, праву эти науки из «кабинетных» превращались в «публицистические». Многие ученые-гуманитарии стали заниматься и политической деятельностью: так, историки П. Н. Митоков И А. А. Корнилов стали лидерами кадетской партии (в этой партии состояли многие другие историки), М. Н. Покровский примкнул к большевикам. «Патриархом» русских историков в то время считался Василий Осипович Ключевский (1841-1911) -автор знаменитого пятитомного «Курса русской истории» и фундаментальных работ по историографии и источниковедению. Широкую известность получили труды С. Ф. Платонова, Н. А. Рожкова, Н. П. Павлова-Сильванского, В. И. Семевского, Ю. В. Готье. с привлечением богатого архивного материала ими " разрабатывались новые темы по истории крестьянства, внутренней и внешней политики России, освободительного движения и общественной мысли, движения декабристов (В. И. Семевский и М. В. Довнар-Запольский), были поставлены проблемы о Феодализме на Руси (Н. П. Павлов-Сильванский). В области изучения всеобщей истории Н. И. Кареев, П. Г. Виноградов, Д. М. Петрушевский создали капитальные труды по социально-экономической истории Англии, Франции, Германии в средние века и в новое время. Изучению Востока и античного мира посвятили себя Р. Ю. Виппер, С. А. Жебелев, " Б. А Тураев, В. В. Бартольд. Получили известность как «(религиозные философы» Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский. В области филологии крупные труды были созданы А. А. Шахматовым и И. А. Бодуэном де Кypгeнэ. Шахматову принадлежат капитальные исследования по русскому летописанию и древнерусской литературе им были заложены основы изучения русского литературного языка. Он был редактором и одним из составителей капитального академического «Словаря русского языка». Выдающийся лингвист, профессор Казанского университета Бодуэн де Куртенэ оказал большое влияние на развитие общего языкознания. Под его редакцией в 1903-1914 гг. вышли дополненные 3-е и 4-е издания знаменитого словаря В. И. Даля. Особое внимание русские ученые уделяли популяризации науки. В начале ХХ в. появилось много научно-популярных книг и периодических изданий, пропагандировавших достижения русской науки среди широких кругов населения, например: журналы «Вокруг света», «Научное обозрение», «Природа и люди», популярные книги Н. А. Рубакина «Россия в цифрах», Я. И. Перельмана «Занимательная физика», А. А. Игнатьева «В царстве смекалки».
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы