Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД В АНАЛИЗЕ КУЛЬТУРЫ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Синергетика (отгрел, «совместное действие») сформировалась в контексте естественных знаний и рассматривалась как революция в науке. Основоположниками новой для XX века науки стали зарубежные исследователи Герман Хаксн (р. 1927), Изабелла Стенгерс, Илья Романович Пригожий (р. 1917) и другие, а в России — Сергей Павлович Курдюмов (р. 1928), Елена Николаевна Князева (р. 1959), Вячеслав Семенович Степин (р. 1934), А коп Логосов и ч Назаретян (р. 1940) и многие другие. Синергетика — наука о процессах самоорганизации в природе, обществе, культуре. Предметом ее внимания являются механизмы спонтанного образования, изменения и сохранения сложных, нелинейных и открытых систем, находящихся в отношении неравновесия со средой. К ним относят все биологические и общественные организмы, институты. Синергетика обращается к открытым системам, которые активно взаимодействуют с окружающей средой, осуществляя обмен энергией и информацией. В настоящее время синергетика занимает едва ли не ведущие позиции в качестве методологической основы в исследованиях сложных, открытых систем. Синергетический анализ обращен к выявлению причинно-следственных связей в самоорганизующихся системах и принципов их функционирования. Как отмечает В. С. Степин, «синергетика сосредоточивает внимание на процессах неустойчивости, состояниях динамического хаоса, порождающих ту или иную организацию, порядок». В синергетике всякий объект культуры и культура в целом рассматриваются как сложные объекты, системы, незамкнутые, находящиеся в зоне влияния среды, т. е. диссипативные системы, которые «могут существовать лишь при условии постоянного обмена со средой... энергией, информацией». Акцент в понимании сложности системы делается не столько на ее структурных отношениях, сколько на имманентно присущем системе потенциале самоорганизации. В анализе культуры, общества идея нелинейности развития эксплицируется через идею многовариантности, альтернативности путей развития, идею выбора из альтернативных данных, идею темпа эволюции, необратимости эволюции («блуждания по полю возможностей»). Главный принцип синергетики в отношении культуры определяется пониманием того, что «развитие системного объектаесть саморазвитие, т. е. процесс, детерминированный изнутри, а не извне... Мотивация процесса развития культуры и его движущие силы лежат в ней самой, и там они должны быть найдены». Следовательно, основная задача синергетического анализа культуры — «найти в недрах культуры движущие ее силы развития», специфические и имманентно (внутренне) присущие ей силы или, другими словами, «выявить те внутрикультурные силы, которые управляют динамикой культуры». В отличие от системного анализа культуры, в сферу синергетики попадают преимущественно системы, находящиеся в кризисном состоянии и состоянии бифуркации, т. е. в неустойчивых фазах своего существования, предполагающие несколько (по сути, множество) вариантов (сценариев) развития. Бифуркация (от фр. «вилка») — критическая точка перехода в системе из одного состояния в другое, в буквальном значении — «раздвоение», «разделение». Бифуркационный период в развитии системы понимается как период выбора системой одного из возможных вариантов развития, каждый из которых предполагает переход системы из состояния, отличающегося от исходного, — из хаоса к порядку и наоборот. Как полагают синергетики, развитие системы возможно только через нестабильность, бифуркацию — «разветвление старого качества на конечное множество вполне определенных потенциально новых качеств». Таким образом, динамические процессы в синергетике понимаются как необходимое условие смены состояний систем от гармонии (порядка) к хаосу и наоборот. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ Феноменология (от грен, «являющееся», «обнаруживать», «показывать себя») была обусловлена разрывом с двумя философскими традициями: «позитивистской» |Джордж Беркли, 1685—1753; Дэвид Юм, 1711—1776; Эрнст Мах, 1838—1916; и другие), основывающейся на постулате о том, что познание должно быть сведено к чувственному восприятию (ощущение, восприятие, наблюдение), и «нерефлексивной», представляющей познание как отражение предметов. Приоритет в разработке феноменологии как философского учения принадлежит немецкому философу Эдмунду Гуссерлю (1859—1938). В работе «Идеи к чистой феноменологии» («Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», .1936, 1954) он обосновал возможность непосредственного восприятия идеальных сущностей (феноменов) при помощи интуиции и описания актов сознания, направленных на явления (предмет). Последователями Э. Гуссерля явились немецкие философы Мартин Хайдеггер (1889—4976), Макс Шелер (1874—1928), польский философ Роман Ингарден (1893—1970) и другие. Феноменология, по Э. Гуссерлю, — наука о созерцании сущности, о сознании, постигающем сущность предмета. По сути дела, это «строгая» наука о чистых принципах сознания и познания. Феноменологическая традиция основывается на том, что в процессе постижения явления (предмета) при определенных установках можно познать сущность вещей: «Феноменологическая теория познания... исследует то, каким образом происходит конструирование объективного бытия, несмотря на субъективный характер каждого отдельного познавательного акта», — пишет М. Е. Соболева. Основными операциональными категориями феноменологии являются следующие категории: «явление», «феномен», «интенциональность сознания», «феноменологическая редукция». Феноменологическая традиция, идущая от Э. Гуссерля, разделяет явление (предмет) и феномены. Явление отличается от феномена, который есть подлинная сущность объекта чувственного созерцания. Феномен — чистая сущность. П. П. Гайденко, рассматривая, феноменологическую теорию Э. Гуссерля, выявляет принципиально важный постулат: «Эмпирическое явление никогда не показывает себя нам само. Оно всегда дано через систему связей и отношений с другими явлениями, всегда открывается в „оттенках", непрерывно изменяясь и представляя все в новом и новом виде». Чистый же феномен, полагает исследователь, «дан нам как „идея", как некая „чистая сущность" наподобие того, как дан математику мир чисел — безотносительно к тому, как этот мир может „воплотиться" в виде определенного числа деревьев, числа людей, числа домов. В отличие от эмпирических явлений, бытие чистых феноменов оказывается как бы вырванным из потока времени, но при этом остается данным нам непосредственно». «Явления суть явления чего-то, что в качестве явления не дано, что отсылает кдругому сущему. Явление имеет характер отсылки, специфика которой состоит как раз в том, что то, к чему явление отсылает, не показывает на себя само по себе, но лишь представляет себя, опосредованно на себя указывает, косвенным образом о себе извещает». М. Хайдеггер указывает на сущность феномена «как явления чего-то не являющегося» непосредственному опыту, не данного «с самого начала» и объясняет сущность феноменологии: «Феноменология — позволение видеть открытое в себе самом из него самого». Таким образом, предметом феноменологии является деятельность сознания, а форма деятельности — интенциональный акт, в котором явление (предмет) показы вас г свою сущность, истинность. Как указывает II. II. Гайденко, в основе феноменологической теории Э. Гуссерля лежит принцип «очевидности», определяющий методологический фундамент феноменологии. Всякое эмпирическое явление дано человеческому восприятию непосредственно, оно дано чувственному опыту и не является очевидным. Достичь подлинной очевидности, как считал Э. Гуссерль, можно только через интенциональную направленность сознания познающего субъекта и феноменологическую редукцию, предпринятую его сознанием. Аспектами интенциональности являются ноэзис (явление, предмет) и ноэма (явленное). Ноэзис — смысловой объект, совокупность данности объекта, предшествующей феноменологической редукции. Он является результатом активной направленной деятельности сознания. Концептуально значимой категорией феноменологии является ноэма — носитель смысла, смысловая единица восприятия, значимое содержание предмета, к постижению которого приближается сознание. По замечанию Ж. Деррида, «ноэма есть объективность объекта, смысл и чтойность вещи».[6] Предмет предполагает в процессе своего познания неоткрытость как целого. Таким образом, феномен есть способ данности предмета. Структуры интенциональности есть феномены, а феноменальная данность предмета дается в интенциональности сознания. Механизмом достижения подлинного восприятия мира является феноменологическая редукция, которая понимается как «очищение» сознания (исключение из сознания) от компонентов эмпирического опыта: как отказ от «психологизма», т. е. от зависимости познания от субъективности познающего, от историзма. Суть отвлечения от «внешнего» Э. Гуссерль обозначил термином «эпохе» (буквально от греч.«остановка», «воздержание»). Эпохе — средство, с помощью которого, во-первых, предмет илиположение в процессе феноменологической редукции исключается из обычных эмпирических связей и, во-вторых, происходит устранение всех эмпирических суждений о пространственно-временном мире, в результате чего предмет входит в сферу чистого сознания как сущность, т. е. сознательно открывается смысл того или иного предмета или явления. Э. Гуссерль указывал на необходимость в процессе постижения сущности (феномена) отстранения от «привносимых» начал традиций, от того, о чем нам говорят язык и культура. В. А. Серкова В результате феноменологической редукции остаются имманентные акты чистого сознания, которые и составляют предмет феноменологии. Как отмечает П. П. Гайденко, феноменологическая редукция изменяет установку сознания: «Из естественной, направленной на вещи и явления, внешнего, эмпирического мира, она становится собственно философской, феноменологической: с помощью редукции устраняется, „выносится за скобки" все то, что не является самоочевидным, не является „чистым феноменом" ». Культура в феноменологической интерпретации — этовсеобщий аспект феноменов, попадающих в круг человеческого сознания. В анализе феноменальной сущности артефактов и явлений культуры необходимо исходить из следующих позиций: 1. Феномен не дан как единство, он не дан с самого начала, нет феноменальной изначальной данности предмета. Он открывается как бесконечный поток событий, фактов, свойств; в нем необходимо увидеть, постичь единство. 2. Постижение требует направленности сознания — постижения имманентно присущих предмету, явлению свойств, постижения природы явления в целом. 3. Инструментом рефлексивного постижения является ГЕРМЕНЕВТИКА Слово «герменевтика» — русскоязычная форма латинского существительного, являющегося переводом с греческого субстантивированного прилагательного, имеющего в переводе на современный язык следующие значения: а) «говорить», «высказывать», «выражать»; б) «толковать», «интерпретировать»; в) «переводить». Герменевтика в значительной мере была определена своеобразной реакцией на структурализм как основную практику анализа текстов культуры как структур с возможностью их определенного и однозначного «прочтения», понимания. Герменевтику понимают как технику интерпретации и понимания текста, и прежде всего сакрального, как сложного, многоуровневого, не сводимого к единой смысловой парадигме. За герменевтикой закрепляется функция имманентного (внутренне ему присущего) понимания текста в отличие от его историко-генетического толкования (исторические условия и причины создания, контекст, история замысла, специфика реализации и другое). Как отмечает И. В. Цунский, в герменевтической парадигме интерпретации текста «понимание не сводится к „передаче сообщений" или „циркуляции информации" ». Скорее, понимание можно определить как преодоление действительных или возможных разрывов в коммуникации. Для этого нужно «приложить герменевтическое усилие — особую форму интенсификации мыследеятельности». Центральной категорией герменевтики как искусства прочтения, понимания текста является «герменевтический круг» (круг части и целого, по терминологии Г.-Г. Гадамера) или «круг понимания», который репрезентирует непреложное для последователей герменевтической методини прочтения текста правило: целое понимается, исходя из отдельного, а отдельное — из целого. Основы теории герменевтики были заложены Ф. Шлейерм ахером, немецкимбогословом, философом, переводчиком, в процессе определения им принципов толкования произведений искусства. Основные положения его теории можно представить следующим образом: 1. Объектом герменевтики является искусство, «обладающее бесконечно богатым содержанием». 2. Процесс толкования произведения искусства «также бесконечен, к окончательному толкованию можно лишь приближаться». 3. Понимание есть не начало герменевтического процесса, оно должно возникнуть в его результате, «герменевту следует в начале анализа исходить из предпосылки непонимания текста». Ф. Шлейермахер обосновал одно из непреложных условий герменевтического толкования текста: текст следует понять, исходя из него самого, из его внутренней логики, не привнося в него культурно-исторические влияния, — то, что позднее Г.-Г. Гадамером будет сформулировано как требование понимать текст, «не налагая на него своего отпечатка», своего «предмнения». Произведение искусства «обладает частью понимаемости из своей первоначальной направленности». Из этого факта следует, что «произведение искусства, вырванное из своей изначальной с оотнесенности, если она исторически не сохранилась, теряет в своей значимости» Как полагает Г.-Г. Гадамер, главной задачей интерпретатора становится не возвращение (вживание) в прошлое, а прояснение истины настоящего. Предмнение или предсуждение философ оценивает не как неверное суждение, а как историческую обусловленность человеческого существования, которая оказывает влияние на процесс понимания. Поэтому понимание предполагает не только интеллектуальную рефлексию, но и признание интерпретатором собственной ограниченности «предмнениями», понимание того, что в процессе интерпретации текста необходимо определить его место в духовной культурной истории человечества. Механизмом преодоления «предмнения» должно стать стремление к «другому» (человеку и заведомо другому тексту). Главная стратегическая установка герменевтической интерпретации в изложении П. Рикёра — «преодолеть расстояние, дистанцию между минувшей эпохой, которой принадлежит текст, и самим интерпретатором. Преодолевая это расстояние, становясь современником текста, интерпретатор может присвоить себе смысл: из чужого он хочет сделать его своим, собственным». Необходимым условием этой процедуры является «понимание самого себя через понимание другого». Таким образом, интерпретатор «присваивает» себе текст, становясь его современником, делая его собственным текстом.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1526; Нарушение авторского права страницы