Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 20. Особенности цивилизационного развития России.⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Пояснения к теме: Итоговый семинар по курсу «Россия в мировой цивилизации» проводится в виде конференций, «круглых столов», дискуссий. Выбор формы проведения итогового семинара кафедра оставляет за студенческим коллективом группы. Тема семинара позволяет студентам не только вспомнить основные материалы курса, но и показать свои навыки при подготовке докладов и рефератов, умение вести дискуссию. Кроме этого для студентов, работающих в СНО, такой семинар является важным моментом апробации своей научной работы. Комплексный характер вынесенной на обсуждение проблемы позволяет каждому студенту свободно определить как тему выступления, так и его форму. Тем не менее, кафедра считает необходимым предложить основные проблемы для обсуждения: 1. Русский народ: особенности этногенеза. 2. Роль природно-географического фактора в истории России. 3. Особенности развития российского феодализма. 4. Роль норманнов в русской и английской истории (сравнительный анализ). 5. «Варварские королевства» Европы и Киевская Русь: общее и особенное. 6. Монархии в Европе, Азии и России – динамика развития. 7. Геополитическое пространство России. 8. Россияне: народ, нация, гражданство. 9. Экономическое и политическое развитие в период образования централизованного государства. Особенности становления в России. 10. Сословия в русской истории. 11. «Революции сверху» в России. 12. Европейские и Российские университеты: традиции и новации. 13. Медицинская интеллигенция в истории российского общества. 14. Особенности формирования и политического развития русской буржуазии. 15. Государственный аппарат и его функции в истории Запада и России. 16. Промышленная революция в России (специфика экономических, социальных и политических факторов развития). 17. Опыт социалистического развития: уроки истории. 18. Россия в международных отношениях прошлого и настоящего. 19. Место России в современном мире. 20. Социальные проблемы России и опыт Запада и Востока. 21. «Как нам обустроить Россию? » 22. Кто будет «обустраивать» Россию. Демографические проблемы современной России. 23. Студенческая молодежь и будущее России и мира. Подборку документальных и историографических источников по данным проблемам Вы можете найти в кабинете гуманитарных наук. Коллектив кафедры истории и культурологии выражает надежду, что изучение курса истории было для Вас хоть и нелегким, но интересным делом. Мы желаем Вам только отличных и хороших оценок на экзаменах.
[1] Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. – М.: «Наука», 1978. – с.10 [2] Территория совр. Венгрии, бывшей римской провинции Паннонии, была занята венграми (мадьярами), народом финно-угорской группы, в конце IX - начале X в.... Болгарская - Дунайская Болгария, сюда в VII в. с Волги пришли болгары, народ тюркской группы, во главе со своим ханом Аспарухом. Здесь тюрки-болгары смешались с южными славянами, восприняв их язык и культуру; так образовалась южнославянская народность болгары. [3] поляне - восточнославянское племя, жившее в среднем течении Днепра; древляне - восточнославянское племя, жившее в лесах по южным притокам р.Припяти; дреговичи - восточнославянское племя, жившее в среди болот между Припятью и Западной Двиной; полочане -восточнославянское племя, жившее по р.Полоте, притоку Западной Двины; славяне (словене) - восточнославянское племя, жившее по р.Волхову и оз. Ильмень; [4] известие о приходе посольства является, по-видимому, отдельным сказанием, входившим (по Шахматову), в древнейший летописный свод. Самое содержание речей послов и Владимира признается измышлением автора сказания; голый факт прихода послов одними отвергается как неправдоподобный (Костомаров), другими признается возможным (Соловьев) и ставится в связь с политическим положением восточной Европы и передней Азии. [5] Согласно древнейшему своду (в реконструкции Шахматова) Владимир крестился в Киеве после проповеди философа (987). Этот взгляд известен и составителю " Повести временных лет", который предпочел так называемую " Корсунскую легенду", повествовавшую о крещении Владимира в Корсуни, и внес ее в " Повесть". Однако многое говорит в пользу крещения Владимира именно в Киеве и в 987 году. Истолкование причин перехода Владимира в христианство вызвало среди ученых полемику. Слабо объяснение митрополита Филарета - покаянное настроение братоубийцы и развратника Владимира. Недостаточно объяснение Соловьева - бедность и бессодержательность язычества. Одними причинами, по-видимому, были тесная связь Руси и Византии, постепенное проникновение христианства в русское общество, образование в Киеве влиятельной христианской общины; лично на Владимира влияли впечатления детства (княгиня Ольга), может быть, общение с женами христианками (Голубинский). [6] царевна Анна, сестра византийского императора Василия II Болгаробойцы (976-1025); [7] Поход на Корсунь долго оставался необъяснимым. Костомаров отвергал его, но неосновательно. Объяснение Карамзина - Владимир шел " завоевать веру" - несостоятельно; немногим лучше объяснение Голубинского - Владимир пошел в поход, чтобы добыть иерархию и цивилизаторов Руси. Объяснение, по-видимому, дают греческие дела. В конце 987 г. в Византии восстал против императоров полководец Варда Фока, едва не овладевший престолом. Императоры заключили союз с Владимиром на условии присылки Владимиром спомогательного отряда и выдачи за него замуж царевны Анны, после принятия им христианства. Вот это последнее условие (принятие христианства) является как будто единственным существенным противоречием гипотезе о крещении Владимира уже в 987 г. Можно думать, что осада и взятие Корсуни были вызваны отказом императоров исполнить условие о браке Владимира и Анны, а самая осада относится к 989 г. При этом барон Розен относит крещение ко времени после взятия Корсуни, а Васильевский - к 987 г. [8] Крещение киевлян произошло в 989 или 990 г., может быть, по внешней обстановке так, как рассказано в " Повести". Несомненно, новая вера встречала некоторое сопротивление, о котором молчат источники. Только про Новгород мы знаем из так называемой летописи Иоакима, что там дело не обошлось без вооруженной борьбы. Христианство распространялось в Руси при Владимире медленно. Существовали ли при нем русские митрополиты - вопрос нерешенный.
[9] Не по суду - за взятку, вопреки достоверным результатам следствия и суда.
[10] Взыскать штраф в размере суммы иска (частного). [11] Перечислены судебные расходы (езд, хоженое) и пошлины, взимаемые с виновного в тройном размере.
[12] Т.е начиная от суммы иска в рубль [13] Истец
[14] Выборный или назначенный человек, исполняющий поручения суда по неделям.
[15] Кормления - доходы за исполнение обязанностей по делам управления.
[16] По доходам, записанным в книгах
[17] холоп по своему положению или профессии, более ценимый господином.
[18] Тиун, довотчик, праведчик - холоп, исполнявший в доме и хозяйстве господина административные или судебные функции по его поручению. [19] рядовой холоп, выполнявший " черную" работу.
[20] малоимущий посадский человек. [21] Государьский убойца - убийца своего господина: традский здавец - давший изменой Bpaiy город (крепость); церковный тать - вор, обокравший церковь: головный тать -убийца; подиетчик - человек, подбросивший с злым умыслом какую-либо вещь: зажигал-ник - подхитальник, совершивший умышленный поджог.
[22] Розмет - определение размера податей внутри общины посадских людей между ее членами по имуществу и доходам.
[23] Розметные книга - с записью " розмета". [24] Выборные старосты и целовальники (целовавшие крест о добросовестном исполнении выборной должности, например, при таможнях, тюрьмах и т.д.) и участвовавшие в наместничьем суде.
[25] Хоромный лес - пригодный для строительства дома и хозяйственных зданий.
[26] Поставка на подводах натуральных податей, взамен которых взимается по два алтына с двора за год
[27] Боран - подать, штраф
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы