Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В системе гуманитарного знания



Культурология (лат. cultura – возделывание, земледелие, воспитание, почитание + др. греч. λ ό γ ο ς – учение) – это социогуманитарная наука о наиболее общих законах развития и функционирования культуры, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе, изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.

По мнению большинства исследователей, в качестве самостоятельной дисциплины культурология развивается, начиная с XX в., и до сих пор эта наука находится в стадии становления.

«Отцом» культурологии является американский этнолог, антрополог и культуролог Лесли Уайт (1900–1975). Именно он в ряде своих работ 30– 40-х гг. поставил задачу создать в XX в. некую метатеорию культуры и определил диапазон науки о культуре (в частности, в 1949 г. вышла его работа «Наука о культуре»).

В Россию термин «культурология» пришел с Запада, но интересно, что в зарубежной научной классификации науку под таким названием, с собственным статусом, предметом и объектом исследования, не выделяют: наука о культуре растворена в смежных науках о человеке и обществе (социологии, культурной антропологии и др.), выступая по мере необходимости как их составная часть.

В нашей стране эту дисциплину изучают в большинстве российских вузов с начала 90-х гг. ХХ в. В активе у российской культурологии имеется основательный теоретический задел, накопленный в 1970–1980-е гг.: труды М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева и др. В настоящее время издается огромное количество обстоятельной научно-исследовательской литературы по этой дисциплине, а также вузовские учебники по культурологии.

Культурология как наука, возникнув в XX в., опирается на достигнутые результаты в исследовании культуры предшествующих этапов.

Этапы становления культурологии как науки

Донаучный этап (до возникновения науки Нового времени). Содержит ранние стихийные догадки и представления о цикличности культурно-исторического процесса. На этом этапе используются идея культуры и представления о культуре, формирующиеся на ее основе и в результате эмпирических исследований.

Научно-исторический этап (до середины XIX в.). На этом этапе еще нет четкого разграничения между развитием истории и культуры. Характерно стремление понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития, найти общее основание истории.

Научно-философский этап включает философское осмысление культурного развития человечества на основе анализа, выделения основных черт, характеристик, закономерностей, проникновение в сущность культуры с помощью мышления.

Дискуссия о предмете и месте культурологии

В системе научного знания

Несмотря на признание культурологии как науки, продолжается дискуссия о ее предмете и месте в системе научного знания. По мнению А. И. Кравченко, в дискуссии можно выделить две противоположные позиции[1]:

изоляционистская – у культурологии свой, не похожий на другие науки подход;

интегративистская – культурология – синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.

В отечественной литературе мнение склоняется в пользу интеграционистского подхода к культурологии. Культурология понимается как синтетическая, интегративная наука, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры и других социогуманитарных наук (табл. 1). Проблематика этих наук входит в предметное поле и культурологии.

Основные направления (разделы) культурологии

Таблица 1

Социология культуры (лат. socius – общественный; др.-греч. λ ό γ ο ς – наука) Изучает особенности отношения к культуре различных слоев общества, культуру как фрагмент социального бытия с точки зрения ее функционирования в системе общественных знаний
Культурная антропология (др.-греч. ἄ ν θ ρ ω π ο ς – человек) Изучает поведение человека, его менталитет, т. е. изучает человека под углом зрения созданной им культуры; исследует этническую культуру, в том числе развитие этносов с точки зрения формируемых ими культурных продуктов
Философия культуры (др.-греч. φ ι λ ο σ ο φ ί α дословно: любовь к мудрости) Решает методологические и мировоззренческие задачи культурологии: анализирует природу и значение культуры, обосновывает предпосылки, на которых должно строиться научное исследование культуры, для оценки позитивных и негативных моментов в развитии культуры, для формирования идеалов, на которые должно ориентироваться культурное развитие общества и личности, для определения путей и способов движения к этим идеалам
Окончание табл. 1
Этнология (греч. θ ν ο ς – народ + логос – учение, наука) Изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы этногенеза (происхождения народа), этногеографии (расселения) и культурно-исторических взаимоотношений народов
Психология культуры (греч. ψ υ χ ή – душа) Изучает психологические аспекты культурной деятельности (например, психологию творчества, психологию художественного восприятия)
Филология (др.-греч. фι λ ο λ ο γ ί α – любовь к слову) Изучает язык как элемент культуры

Таким образом, одни ученые считают главным в культуре язык, другие – мировоззрение, третьи – художественные произведения и памятники культуры, четвертые – традиции и обычаи народа. В силу этого возникла необходимость в каком-то обобщающем знании, необходимость в синтезе разрозненных представлений и теорий.

Специфика и актуальность культурологии

Интегративный характер. Она одновременно принадлежит области социального знания (в его основе количественные методы сбора данных) и области гуманитарного знания, которое строится на ценностях и качественных методах исследования.

Стремление сегодня опереться на культуру, вытекающее из поворота от «техницизма» и национального эгоизма к гуманистическим, общечеловеческим ценностям, которые освобождают разум, не разъединяют, а объединяют людей.

Интенсификация культурных контактов, связанных в том числе и с неуправляемыми ситуациями: войнами, эмиграцией, рассеянием по миру беженцев из многих стран, выявляет сложные механизмы взаимодействия культур. Сложной является и проблема адаптации мигрантов к новой для них языковой и культурной среде.

Необходимость изменения системы ценностей, вызванной ситуацией экологического кризиса, обострением социальных проблем в больших городах, появлением новых болезней, истощением ресурсов, загрязнением среды и другими негативными явлениями. Встает вопрос о бережном и ограниченном потреблении природных ресурсов, изменении характера труда, направлении больших средств в медицину, образование, науку.

Этим и обосновывается формирование в XX в. культурологии как науки, призванной не только изучить сущность и функции культуры, но и вырабатывать принципы управления культурным развитием.

Структура культурологии

В структуре любой науки обычно выделяют следующие понятия.

Объект. Напомним, что объект науки всегда реален, т. е. существует объективно. Поэтому объектом культурологии как науки является культура как исторический социальный опыт людей – социокультурный опыт, закрепленный в традициях, нормах, обычаях, законах, т. е. сама культура во всем множестве ее проявлений.

Предмет. Предмет любой науки, в отличие от объекта, есть результат абстрагирования, вычленения из объективной реальности отдельных аспектов изучения. Предмет культурологии до сих пор однозначно не определен, к нему относят: совокупность категорий и понятий, связанных с культурой и культурологией; особенности зарождения, становления, развития, кризисов, трансформаций, исчезновения культур и т. п.

Содержание. Содержание культурологии – это совокупность, во-первых, собственно культурологических знаний, во-вторых, знаний научных дисциплин, изучающих культуру или ее аспекты (археология, этнография и т. д.).

Кроме того, классически содержание любой науки подразделяется по уровням исследований следующим образом:

макроуровень (фундаментальная наука) – накопление массива теоретических знаний, выработка концепций, разработка методологии исследований и категориального аппарата науки;

– микроуровень (прикладные исследования).

На фундаментальном уровне складываются дилеммы и парадигмы культурологии.

Дилемма (греч. δ ί λ η μ μ α двойная лемма) – затруднительный выбор между двумя равно нежелательными возможностями.

Парадигма (греч. Π α ρ ά δ ε ι γ μ α – пример, модель, образец) – научная теория, воплощенная в системе понятий, или концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения.

Отсюда, цель фундаментальной культурологии – теоретическое познание культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования, формулировка законов на основе эмпирических исследований. Поэтому на современном этапе важную роль в развитии культурологии играет философская и методологическая рефлексия.

Рефлексия (позднелат. reflexio – обращение назад) – размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление своих собственных действий и их законов.

Наличие дилемм, разных парадигм и частично пересекающихся культурологических концепций и теорий делает необходимым критический анализ оснований и ценностей культурологии. А это – одна из задач философии.

Цель второго уровня – эмпирические обобщения, первоначальная систематизация знаний о культуре как уникальном феномене (например, сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни; ее описание и попытка систематизации). Ее достижение осуществляется в рамках прикладной культурологии.

Исходя из цели, прикладная культурология решает следующие задачи:

– прогноз и регулирование актуальных культурных процессов в социальной практике;

– разработка основных направлений культурной политики;

– разработка целей и методов деятельности сети культурных институтов (школы, вузы, театры, музеи и т. д.);

– охрана и использование культурного наследия.

Категории (греч. kategoria – высказывание, признак). Категории культурологии – это предельно общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности пространства культуры и его изучения (познания). Категориальный аппарат культурологии включает в себя собственно культурологические категории, категории социогуманитарных наук, а также категории наук, находящихся на стыке с культурологией, и общефилософские категории.

Принципы (лат. principium – начало, основоположение).

Основные принципы культурологии:

– культурно-исторический подход: все явления рассматриваются в контексте соответствующего исторического периода и условий;

– целостность (системность): все явления рассматриваются в особенности своих взаимосвязей и взаимозависимостей.

Законы единства и многообразия культуры, межкультурного взаимодействия, преемственности в развитии, прерывности и непрерывности в развитии культуры.

Цель культурологии – привести разнохарактерные данные в систему, синтезировать различные подходы. Культурология как интегративная, комплексная наука решает проблему понимания культуры как целостной системы. Она дает наиболее полное знание о культуре, которое возникает на пересечении гуманитарного и социологического знания.

Наряду с общей целью – исследование культуры как системы – основными задачами и функциями(табл. 2)культурологии являются:

– изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности;

– выявление макродинамики развития культуры в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия определенной исторической эпохи – определение структуры, функций культуры, ее стилей, форм, способов влияния на развитие общества;

– исследование микродинамики развития культуры посредством выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры, а также определение роли культуры, свойственных ей средств в социализации и культурализации личности;

– выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества;

– разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов.

Таблица 2

Функции культурологии

Собирательная Состоит в соединении в единое целое разрозненных знаний о культуре, поступающих из других наук (они поступают из философии, антропологии, искусствознания и др. наук)
Организующая Решает методологические задачи, так как этот поток сведений нужно упорядочить, разобраться в нем, разложить все по полочкам, составить систематическое целое
Познавательная (гносеологическая) Позволяет исследовать и оценить тенденции развития культуры, ее трудности, противоречия
Концептуально-описательная (дескриптивная) Разработка теорий, понятий и категорий для составления целостной картины становления и развития культуры
Методологическая Раскрывает закономерности развития культуры, создает основу для частных культурологических теорий
Объяснительная (герменевтическая) Сведение к понятному, объяснение особенностей культурных явлений и событий, их социализирующего влияния на формирование личности
Мировоззренческая Помогает выработке общечеловеческого культурологического мышления, определяет формирование художественной, религиозной, научной картины мира
Аксиологическая Позволяет оценить результаты деятельности государства, общественных организаций, отдельных личностей в области развития культуры
Нарративная (лат. narrare – языковой, вербальный акт) Культура может быть представлена как повествование. Смысл исторического и культурного события или явления возникает и раскрывается в процессе повествования

Таким образом, культурология как комплексная наука одновременно относится к двум областям:

– социальное знание, которое использует количественные методы сбора данных (благодаря социологии культуры);

– гуманитарное знание, которое строится на ценностях и качественных методах исследования (благодаря философии культуры).

Это позволяет ей широко использовать методы других наук.

Методы. Можно выделить три группы методов, которые дают представление о способах действия культурологии (табл. 3, 4).

Традиционные средства для сбора информации и ее научного осмысления (наблюдение, обработка данных, сравнение, анализ, синтез, индукция (умозаключение от отдельных фактов к общему утверждению), дедукция (конструирование и моделирование тенденций от общего к частному).

Таблица 3

Универсальные методы

Системный Позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и своим взаимодействием формируют целостность
Структурно-функциональный Выявляет роль отдельного элемента в функционировании культуры, отдельный элемент играет не просто присущую ему роль (назначение), а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования
Феноменологический Исследует данные, полученные эмпирическим путем, т. е. в результате непосредственного наблюдения, эксперимента
Компаративистский Сравнительно-исторический метод, позволяет сопоставить различные культуры или отдельные феномены, структуры, явления культуры

Таблица 4

Собственно культурологические методы

Культурантро-пологический Рассматривает культуру как совокупность конкретных ценностей, социальных связей, как механизм передачи культурных навыков от человека к человеку
Семиотический Изучает культуру как знаковую систему
Герменевтический (греч. ρ μ η ν ε υ τ ι κ ή – разъясняющий, толкующий) Искусство толкования текстов («искусство понимания»); истолковывает предельные значения культуры
Контент-анализ Оценивает особые (специфические) характеристики носителей информации, текстов как способ фиксации культурных тенденций
Кросскультурный анализ Сравнительный метод исследования культур, оперирующий универсальными культурными моделями (паттернами)

Таким образом, основные компоненты культурологии:

Ø онтология культуры (многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров, бытие);

Ø гносеология культуры (место культурологии в системе наук, ее внутренняя структура и методология, познание).

Выводы

Культурология – интегративная наука о множественности культур, об их уникальности и несхожести – область социогуманитарного знания, изучающая закономерности формирования культурных систем и феноменов.

Культурология – синтетическая область знаний, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры.

Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве, поэтому культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития.

Исходя из этого, в современной литературе в культурологии выделяют разделы, охватывающие совокупность знаний о культуре и развивающиеся в междисциплинарных связях с другими социо-гуманитарными науками:

– теория (философия) культуры, исследующая вопросы о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, о роли культуры в общественной жизни, обоснование предпосылок, на которых должно строиться научное исследование культуры и др.;

– история культурологии (культурологических учений), раскрывающая процесс развития знаний о культуре;

– история культуры, изучающая ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира;

– культурная антропология, изучающая жизнь человека в определенной культурной среде и исследующая ее воздействие на формирование и развитие личности;

– социология культуры, анализирующая закономерности функционирования культуры в обществе, становление человека как социального существа и др.;

– прикладная культурология, имеющая практическую направленность.

Предметом культурологии являются совокупность категорий и понятий, связанных с культурой, модели культуры, ценности и нормы человеческого поведения и т. п. Объектом культурологии является сама культура во всем множестве ее проявлений.

Вопросы для самопроверки

1. В чем специфика культурологии как науки и предмета ее исследования?

2. Какая цель и какие задачи стоят перед культурологией как наукой?

3. В чем принципиальное отличие культурологии от других наук о культуре?

4. Какими методами оперирует культурология и какие из них, с вашей точки зрения, приоритетны?

5. Каковы перспективы культурологии как науки?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 886; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь