Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ислам как цивилизация и образ жизни



Ислам как цивилизация и образ жизни

Несмотря на наличие разных направлений, течений и сект, ислам в целом являет собой достаточно цельную религиозную систему. Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, административной структуры древнеперсидских империй и мистико-метафизических спекуляций индуизма и буддизма, эта система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой этого синтеза были бедуинская арабская культура, арабский этнос и его очень слабо развитая государственность.[1]

Ислам, по заявлениям его приверженцев, преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество. Личность. Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления табак, алкоголь и остальные наркотики. Запрещены азартные игры. Семья. Семья в исламе — это основной элемент общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно. Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей. Коран, рекомендуя мусульманским мужчинам иметь одну жену, позволяет им брать в жены до четырёх женщин. Мусульмане понимают многоженство как систему защиты: когда разведённая или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей любовь, опеку и уверенность в будущем. Если у мусульманина несколько жён, он обязан уделять каждой равное внимание, любовь, одинаково обеспечивать их и не выделять особо какую-нибудь из них. Мораль. Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны: Искренность; Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора; Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца; Сила нравственная и физическая; Терпимость и умение прощать; Скромность; Достоинство и самоуважение; Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию; Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам; Щедрость; Терпение; Разумное управление своими средствами; Пристрастие к чистоте и красоте; Отвращение к злу и греху. Каждое из перечисленных выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либо посредством примеров, притч и изречений пророков. Взаимоотношения между людьми. Законы ислама устанавливают и описывают нормативы, регулирующие взаимоотношения между отдельными индивидуумами и группами людей. Шариат содержит предписания, регламентирующие любые действия в рамках ислама — как духовные, так и материальные, тем самым подтверждая смысл слова «ислам» как жизненного всеобъемлющего руководства. [1]

Исламская государственность - ислам как религия, как цивилизация, как новая модель государственности. Будучи наиболее поздней из великих религий Востока, ислам вобрал в себя, как только что упоминалось, достаточно многое из религиозно-культурного наследия прошлого. Он преодолел религиозную рыхлость ближневосточной религиозно-культурной традиции древности и противопоставил ей стройность, даже жесткость догматической доктрины с ее пятью символами веры (исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж), полной безоговорочной покорностью воле Аллаха, а также олицетворяющего его на земле пророка либо его заместителя (халифа) и всех помощников последнего. Религиозная жесткость придала исламу нетерпимость к инакомыслящим (неверным), вплоть до религиозной войны с ними (джихад, газават), а также создала почву для укрепления невидимыми, но неразрывными узами общины своих, мусульман (умма). Эта религиозная специфика сформировала и основные параметры исламской цивилизации с ее очевидной ориентацией на покорность обезличенной личности высшей силе и представляющей ее земной власти. [2]

Основные принципы исламского права и экономики

Шариат («прямой, правильный путь») — многозначный термин: свод Божественных повелений и запретов; Божественный Закон, основанный на аятах Корана и Сунне; религиозные предписания, относящиеся к практической деятельности мусульман; религия в целом. Источники Шариата — Коран, Сунна, иджма, кыяс и иджтихад. Последние три источника признаются не всеми мусульманскими правоведами, кроме того разные направления мусульман под «сунной» могут понимать разные тексты.Слово «шариат» встречается во многих аятах Корана; различные его формы употребляются не только по отношению к современным исламским ценностям, но и к Закону, известному с древнейших времен — например к Закону Мусы. Каждый новый шариат, который приносил посланник Аллаха, отменял предыдущий, но основные положения сохранялись — старые Законы включались в новые и обогащались новыми положениями. Последний Закон — Шариат пророка Мухаммеда — отменил все предыдущие и останется единственно истинным до дня Страшного Суда.В соответствии с ниспосланными Аллахом Откровениями, все практические предписания Шариата можно разделить на три категории: 1)относящиеся к служению. Непосредственные акты поклонения: молитва, пост, паломничество и т. д., а также любые действия, одобряемые Им (ибадат); 2)регулирующие отношения между людьми (экономические, социальные, культурные отношения, управление, этика, гигиена, семья, право); 3)устанавливающие наказания за правонарушения. [1]

Правила, по которым функционирует исламский банкинг: общий запрет на ссудные проценты; запрет на спекуляцию — использование каких-либо обстоятельств, чьих-либо затруднений в своих интересах, своих планах (например, спекуляция на политических затруднениях). Однако " западные" финансовые инструменты в изменённой форме (в соответствии с законами шариата) используются двумя биржами: NASDAQ Dubai и «Дубайским финансовым рынком» (владелец арабская холдинговая компания Borse Dubai); запрет на азартные игры (лотерея и т.п.). Также можно отметить социальные и этические условия отбора экономических действий. Особенно к этому относится запрет на инвестиции в: производство и потребление алкоголя; проституция; порнография; переработка мяса животных, которые умерли своей смертью, крови, свинины, мяса животных которые были забиты не с именем Бога. [1]

Вывод: Ислам-это религия, воспитывающая покорность, подчинение законам Аллаха, развивающая полное единобожие.

 

Иудаизм – культурно-религиозная традиция

Иудаи́ зм, иуде́ йство (др.-греч. Ἰ ο υ δ α ϊ σ μ ό ς ), «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма ( 516 до н. э. — 70 н. э. ), стало общим названием еврейского народа — ивр. י ה ו ד ה ‎ ) — религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества. [1]

Вывод: Иудаизм воспитывает мировоззрение еврейского народа.

 

Культурное наследие евреев

Неполноправный социально-экономический статус евреев в диаспоре способствовал сложению у них специализированной культуры. Участие евреев в сельском хозяйстве повсеместно ограничивалось, основными занятиями были ремесло и торговля, часть занималась предпринимательством и ростовщичеством, свободными профессиями. Большинство евреев жило замкнутыми общинами (кегила) в городских кварталах (гетто в Италии и Германии, худерия (жудерия) в Испании и Португалии, меллах в Северной Африке, махалла в Иране и Центральной Азии). Самоуправление (кагал) возглавлялось экономической элитой (гвир — «сильный», парнас — «кормилец») и раввинатом. Сохранялись пережитки большой семьи, на Ближнем и Среднем Востоке до середины XX века — полигамия (нормативная моногамия введена у ашкеназов в X веке). Счёт родства патрилинейный, но по иудаистическим нормам евреев считается только рождённый от матери-еврейки (см. Еврейство). Общееврейские черты материальной культуры определялись предписаниями иудаизма: кашрут в пище, обязательное покрытие головы для мужчин и замужних женщин и др. С отменой ряда ограничений прав евреев в Новое время в большинстве европейских стран происходили их ассимиляция и аккультурация, отход от ортодоксального иудаизма, распространились смешанные браки; евреи Восточной Европы и Азии дольше сохраняли традиционную культуру. Одновременно развивалась консолидация евреев, выражавшаяся в появлении общееврейских культурных и политических движений. В 1881—1914 годах усилились миграции евреев (особенно из Российской империи) — в Западную Европу, Америку, Австралию и др., с распространением идеологии сионизма началось их переселение в Палестину. Этническое развитие европейских евреев было разрушено Холокостом во время Второй мировой войны. После её окончания усилилась эмиграция евреев в страны Нового Света, а также во вновь образованное Государство Израиль, где складывается нация израильтян. [2]

Еврейский быт и этикет

Встречаясь с человеком, его можно приветствовать и словом «шалом» и «хелло». Большинство говорят по-английски, сотни тысяч — по-русски, а также еще на одном-двух языках, особенно в деловых кругах. Если вы кого-то представляете, говорите просто: «Это Натан Вейцман». После одной-двух встреч можно переходить на «ты» (называть по имени). И даже при первом знакомстве израильтянин может предложить вам называть его уменьшительным именем. К незамужней женщине обращаются, добавляя к ее имени «гиверет» (эквивалент «мисс»). Основное качество израильтян — открытость и прямота, откровенность, что они привносят и в деловые отношения. Это находит свое выражение, в частности, в деловой одежде, которая здесь очень неофициальна. Вполне допустимы шорты, рубашки, безрукавки; галстуки для мужчин необязательны. [3]

Вывод: Израильское государство образовалось относительно недавно. Как таковой культуры у евреев, на мой взгляд нет. Но в настоящее время происходит формирование этой культуры, менталитета и Российско-Израильских отношений.

Список использованной литературы:

1)http: //ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F3%E4%E0%E8%E7%EC

2)http: //ru.wikipedia.org/wiki/%C5%E2%F0%E5%E8#.D0.A2.D1.80.D0.B0.D0.B4.D0.B8.D1.86.D0.B8.D0.BE.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.BA.D1.83.D0.BB.D1.8C.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0

3) http: //www.normaetiketa.ru/countries/isr/2009/11/02/isr_4154.html

4)http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%B8%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

5)http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%98%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D1%8F#.D0.A1.D0.BE.D0.B2.D1.80.D0.B5.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.BA.D1.83.D0.BB.D1.8C.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0

 

3. Современная культура Турции.

План конспекта:

Быт и этикет. Современная политическая, экономическая и культурная ситуация.

 

Турция — мусульманская страна. Но здесь менее жестко соблюдаются исламские нормы поведения, чем, например, в Саудовской Аравии. Расположение Турции на границе европейских стран и стран Ближнего Востока наложило значительный отпечаток на традиции делового общения и этикет.
При ведении переговоров большое внимание уделяется самому процессу торга. Довольно распространен такой прием, как завышение первоначальных требований.
Стиль деловой одежды в Турции достаточно консервативен — костюм и галстук для мужчин. Турки большое внимание обращают на то, как одет их партнер.
Следует соблюдать правило, согласно которому, прежде чем войти в мечеть, надо разуться. Оставляют обувь и при входе в дом. Однако эта традиция все реже соблюдается в городе.
В стране вы встретите теплый и радушный прием. Чаще всего делового партнера приглашают в ресторан, но возможно, что вы будете приглашены в дом. Если последовало приглашение на ужин домой, захватите с собой букет цветов или сладости. Спиртное возможно только в том случае, если вы знаете, что оно не под запретом в том доме, куда вы отправляетесь.

Официально Турция – парламентская республика. Т.е. главное лицо страны – премьер-министр, он же как правило и лидер ведущей политической партии в стране. Кандидатура выдвигается партиями и утверждается парламентом. Президент имеет представительскую функцию, отвечает за связи с армией, судебной властью. Это наследие Ататюрка, когда сначала ему принадлежала вся полнота власти в стране, потом он передавал всю полноту власти премьеру, но конституционно оставался полноправным правителем.
Политический спектр Турции гораздо более разнообразен, чем в России. В первую очередь это результат геополитического положения Турции на стыке континентов, культур, политических воззрений. Также налицо раскол турецкого общества, произошедший в результате реформ Ататюрка.[5]

Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту — Великому национальному собранию Турции, состоящему из 550 депутатов, избираемых на 4 года (до 2007 года — на 5 лет) всеобщим прямым голосованием по системе пропорционального представительства. Минимальный порог для партий установлен в 10 %. Исполнительная власть (реальная) принадлежит правительству во главе с премьер-министром, но президент также имеет ряд полномочий. Конституционный надзор над исполнительной и законодательной властью осуществляет Конституционный Суд Турции, состоящий из 11 постоянных и 4 переменных членов, назначаемых президентом и судебными коллегиями более низких инстанций в ходе сложных и нередко запутанных переговоров, голосований и консультаций. Председателем Конституционного Суда (с октября 2007 года) является Хашим Килич.

21 октября 2007 года в Турции прошёл референдум по поправкам в действующую конституцию. Поправки изменили порядок избрания и срок полномочий президента, а также срок полномочий парламента. По конституции от 1982 года главу государства — президента — избирает парламент. Президент избирался сроком на 7 лет и не мог быть переизбран. В соответствии с поправками, глава государства будет избираться путём всенародного голосования сроком на 5 лет с возможностью переизбрания ещё на один срок. Выборы в парламент будут проходить раз в 4 года.

У власти находится исламистская Партия справедливости и развития.

12 сентября 2010 года был проведён ещё один референдум по поправкам в конституцию страны. 58 процентами голосов против 42 процентов турки внесли изменения в основной закон. Эти изменения призваны углубить процесс демократизации страны. В частности, будет ещё больше ограничено влияние армии на политическую и общественную жизнь: роль военных трибуналов будет значительно уменьшена, а юридическая неприкосновенность организаторов военного переворота 1980 года будет отменена. Кроме того, количество членов Конституционного суда Турции увеличится от 11 до 17.

Доля промышленности в экономике страны составляет около 28 %, сельского хозяйства — 15 %, строительства — 6 %, услуг — 51 %. В общем объёме промышленного производства наибольший вес имеет обрабатывающая промышленность ( 84 %, включая строительство ). Развиты текстильная, кожевенная, пищевая, химическая, фармацевтическая отрасли, энергетика, металлургия, судостроение, автомобилестроение и производство электробытовых товаров. Динамично развивающейся отраслью является туризм. В настоящее время из-за конкуренции со стороны стран Восточной Азии текстильная промышленность Турции переживает спад (− 12 % в 2005). Из наиболее динамичных отраслей можно выделить автомобильную (+9, 6 % в 2005) и химическую промышленность (+7, 2 % в 2005 ). На 2010 год Турция занимает 15 место в мире по экономической мощи.

С 1 января 2010 года так называемая новая турецкая лира (TRY, YTL), равная 100 курушам (Ykr), изымается из обращения и вводится турецкая лира (TL) того же номинала. Старые деньги принимаются к оплате до 31 декабря 2009 года. Обменять купюры можно в Центральном банке страны и банках Ziraat в течение последующих 10 лет, монеты — только до конца 2010 года. Турецкая экономика в первой четверти 2011 года выросла на 11 %, опередив экономику Китая и став головной болью для Центробанка, пытающегося обуздать кредитный бум. Большое число кредитов и значительный торговый дефицит, по мнению экспертов, представляют угрозу финансовой стабильности в стране.

По показателю экономического роста Турция в первой четверти этого года опередила все страны «Большой двадцатки» (G-20), куда входят наиболее развитые государства мира. Экономика Китая за первые четыре месяца 2011 года выросла на 9.7 %. [3]

Турецкая культура настолько богата и многогранна, что не вписывается в рамки какого-то простого определения. За тысячи лет традиции многих народов Анатолии, Средиземноморья, Ближнего Востока, Кавказа, Восточной Европы, Средней Азии и, конечно, античного мира слились в ни на что не похожий сплав, который в наши дни принято обобщенно называть турецкой, или малоазийской культурой. К этому следует добавить, что и сами турки, до начала XX века не являвшиеся единым народом, принесли с собой из глубин Средней Азии множество уникальных элементов, органично вписавшихся в современную жизнь страны. Интересно, что предшественник современной Турецкой Республики - Османская империя на протяжении многих веков служила синонимом религиозной и культурной нетерпимости и агрессивной внешней политики. А вот современная Турция считается одним из самых веротерпимых и толерантных государств Азии, в пределах которого достаточно мирно сосуществуют представители разных народов, еще несколько веков, да что там - десятилетий назад ведших непримиримые войны друг с другом. Даже этнический состав населения здесь никогда официально не выявлялся - подавляющее большинство местных жителей считают себя сначала турками, а лишь затем представителями той или иной этнической группы. Несколько особняком стоят лишь курды (их здесь именуют " догулу" - " люди в востока" ), черкесы (обобщенное название всех выходцев из кавказского региона - турок-месхетинцев, абхазов, адыгов, балкарцев и других), лазы и арабы (к последним здесь принято относить и сирийцев). А в остальном многие представители народов, населявших эту землю до прихода турок-огузов (гузов, или торков, как именуют их русские летописи), давно отуречены и считают себя представителями " титульной нации". [4]

Вывод: несмотря на то что Турция это мусульманская страна, она является очень демократичной и прогрессивной во всех планах. Быт, культура и этикет очень развиты. На мой взгляд, отпечаток на это накладывает большое число туристов в этой стране со всего мира. В отличие от других исламских стран в Турции более свободный стиль одежды и общения.

Список использованной литературы:

1)http: //www.etiquette.ru/modern/business/260.shtml

2)http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%A2%D1%83%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B8

3)http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A2%D1%83%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B8

4)http: //archive.travel.ru/turkey/people/traditions/

5)http: //www.islamonline.ru/index.php? option=com_content& view=article& id=217: 2009-05-23-11-16-50& catid=35: analysis& Itemid=18

 

 

4. Культура стран Центральной и Средней Азии (Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия, Казахстан).

План конспекта:

Основные этапы истории и культурное наследие. Быт и этикет народов Центральной и Средней Азии. Народы Средней Азии в составе России и Советского Союза. Современная политическая, экономическая и культурная ситуация.

 

Средняя Азия — общее название для следующих государств: Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и частично Казахстан. [1]

Дописьменный период человеческой истории Центральной Азии начинается со времени нижнего палеолита, к которому относятся древнейшие орудия. Наиболее известный памятник этого периода обнаружен в долине Соан в Пакистане: находки датируются 1, 4-1, 2 млн лет назад. В Таджикистане в Каратау I и Лахути I обнаружено более 2000 предметов, датируемых около 300—200 тыс. лет назад. В эту эпоху Homo sapiens ещё не существовал.

Верхний палеолит. Наиболее ранние находки, связанные с человеком современного типа, были сделаны в 1975 г. во Внутренней Монголии. Археологические свидетельства присутствия людей в данном регионе немногочисленны. Ряд исследований указывают на Центральную Азию как на регион, откуда люди, скорее всего, позднее заселили Европу, Сибирь и Северную Америку.

Переход к земледелию Вплоть примерно до 10000 г. до н. э. первые обитатели Центральной Азии занимались охотой и собирательством. Постепенно они стали переходить к производящей экономике. В 6тыс. до н. э., когда охотники-собиратели ещё продолжали населять пещеры, оседлые земледельцы начали сооружать свои постоянные поселения. Остатки подобных поселений обнаружены в Джейтуне близ Ашхабада в Туркменистане. В одном из таких поселений имелось около 30 домов, в которых могло жить до 200 человек. Жители поселений джейтунской культуры культивировали ячмень и пшеницу, владели искусством ирригации. Коза к тому времени уже была одомашнена, а дикие овцы оставались дичью.

Медный век. В 5 тыс. до н. э. племена, происходившие с территории центрального Ирана, обосновались на юге Туркменистана. Возникла новая культура Намазга-Тепе. По своему характеру она была земледельческой, с разведением рогатого скота и свиней и ткачеством. Здесь появилась медная металлургия. Ближе к концу 4 тыс. до н. э. общины данной культуры установили контакты с территорией Ирана и севером долины Инда. Постепенно они распространялись на восток, аграрные поселения появились на территории Таджикистана (памятник Саразм). Появились первые колёсные транспортные средства, происходившие, очевидно, с Ближнего Востока.

Прибытие индоевропейских племён. Лошадь Пржевальского (Equus przewalskii) — вероятный предок домашней лошади.Одомашнивание лошади осуществили в 5 тыс. до н. э. протоиндоевропейцы. Они создали курганную культуру, названную так по форме погребений. Часть их мигрировала в 4 тыс. до н. э. с юга России вплоть до южной Сибири по среднему течению Енисея, где основали афанасьевскую культуру, существовавшую в 3 тыс. до н. э. Предполагается, что носители афанасьевской культуры были предками тохаров. Ближе к 2000 г. до н. э. они обосновались в Таримском бассейне, вокруг пустыни Такла-Макан. Эта крайне засушливая территория, по-видимому, была почти пустынной до их прибытия: наряду с некоторыми островами Тихого океана, это было одно из тех мест, куда люди проникли позднее всего в истории. [2]

В советской Центральной Азии выделялись два экономических района — Среднеазиатский (Узбекистан, Туркмения, Таджикистан и Киргизию) и Казахстанский. К тому же ввиду географических особенностей Казахстана — отсюда произошло привычное в советские времена словосочетание «Средняя Азия и Казахстан».

Узбекистан.

Согласно Конституции, Узбекистан — правовое демократическое государство. Глава государства—президент. Высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис Республики Узбекистан, осуществляющий законодательную власть. Олий Мажлис Республики Узбекистан состоит из двух палат — законодательная палата (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата) (Конституция Республики Узбекистан, гл. 18, ст. 76). Культура и общественные отношения в Узбекистане имеют многовековую историю. Из средств массовой информации стоит выделить Государственную телерадиокомпанию, ФМ-радиостанции, правительственные газеты, а также интернет-ресурсы. В Узбекистане издаются газеты на узбекском, каракалпакском («Еркин Каракалпакстан»), таджикском («Овози тожик»), на казахском («Нурлы жол»), русском и других языках.

Экономика-преимущества: Золото. По запасам золота республика занимает четвёртое место в мире, а по уровню его добычи седьмое место (около 80 тонн золота ежегодно), по запасам меди — десятое—одиннадцатое место; урана — одиннадцатое — двенадцатое место, а по его добыче — седьмое—восьмое место (По данным World Nuclear Associationhttp: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B7%D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD - cite_note-14, European Nuclear Societyhttp: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B7%D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD - cite_note-15 и British Geological Survey Узбекистан стоит на двенадцатом месте в мире по запасам урана и на седьмом по его добыче (см. статью Уран по странам). [3]

Туркмения.

Туркмения - демократическое, правовое и светское государство. Форма правления — президентская республика. Глава государства — президент, избираемый прямым тайным голосованием сроком на 5 лет. Пожизненным президентом Туркмении до 21 декабря 2006 года был Сапармурат Ниязов, провозглашённый Туркменбаши (глава всех туркмен). В настоящее время президентом является Гурбангулы Бердымухаммедов.

Внутренний валовой продукт Туркменистана в 2009 году составил 16, 24 млрд долл. При этом промышленность составляет 34 %, сельское хозяйство — 10 %, сфера обслуживания — 56 %.

Основные газеты — «Tü rkmenistan» (на туркменском языке) и «Нейтральный Туркменистан» (на русском). Работают шесть телеканалов, крупнейшие из них - Туркменистан и Алтын Асыр. [4]

Таджикистан.

Государственный строй Таджикистана определяется Конституцией, принятой 6 ноября 1994 года. Таджикистан — президентская республика. С 1994 года пост президента занимает Эмомали Рахмон, переизбранный на этот пост в 1999 и 2006 году. До избрания президентом в 1994 годы Рахмонов являлся членом Коммунистической партии и, соответственно, платил членские взносы. В связи с избранием его президентом, по договоренности с партийным руководством, его членство в партии было временно приостановлено. Законодательную власть осуществляет парламент — Маджлиси Оли.

Таджикистан — страна с древней культурой и традициями. Самой яркой страницей культурных событий в Таджикистане в 1999 году стало празднование 1100-летия государства Саманидов и 8 годовщины Дня независимости. К 1100-летию государства Саманидов была организована крупная книжная выставка, на которой было представлено более 1500 книг. Выставку посетили более 700 человек. Министерство культуры РТ организовало конкурс библиотек «Чароги хидоят» (Свет наставления) с проведением конференций и встреч. Первое место было присвоено библиотеке г. Худжанда. Министерство культуры провело более 10 фестивалей, 8 международных и республиканских конференций. В честь знаменательной даты было издано 189 наименований книг. Так, в фестивале народного творчества «Андалеб» (соловей) участвовали 62 района республики. Его просмотрели 1, 5 миллиона зрителей. Был организован театральный фестиваль «Парасту-99» (Ласточка), в котором участвовали 14 театров и 240 исполнителей. Число зрителей было выше 10 000 человек.

Экономика. Преимущества: Большой гидроэнергетический потенциал. Производство первичного алюминия, сельскохозяйственной продукции, сухофруктов и ковров. Слабые стороны: Нестабильная экономика. Большая безработица. Зависимость от товарного обмена. Отсутствие центрального планирования. Малая или слабая диверсификация сельского хозяйства, для которого пригодны лишь 6 % земель. Отток высококлассных специалистов. Спад производства во многих отраслях. [5]

Киргизия.

В 2009 году совокупный номинальный ВВП достиг отметки около $4, 68 млрд, то есть около $1, 000 на душу населения. ВВП пересчитанный по паритету покупательной способности (ППС) составляет $11, 66 млрд. (по данным книги фактов ЦРУ). 48 % работающих занято сельским хозяйством и животноводством.

На конец 2008 года внешний государственный долг Кыргызстана достиг $3, 467 млрд. За 1990—1996 экономика Кыргызстана уменьшилась почти вдвое, в основном из-за остановки промышленных предприятий страны после развала СССР, и как следствие массовый отъезд квалифицированных, в основном русскоязычных, инженеров и рабочих. Промышленность производит лишь 15, 9 % ВВП Киргизии. Примерно 40 % промышленного производства даёт добыча золота — одна из немногих активно развивающихся в республике отраслей. В 2003 Кыргызстан добыла 22, 5 т золота, выйдя на третье место в СНГ после России и Узбекистана. Однако, с начала 2000-х годов ситуация стабилизировалась и начался экономический рост.

В Кыргызстане, по разным оценкам, приватизировано более 70 % госпредприятий. [6]

Казахстан.

Основными направлениями внутренней политики Казахстана декларируются: увеличение благосостояния граждан, укрепление государственности, модернизация общества, внутринациональное единство и межнациональное согласие.

Внутриполитическая жизнь Казахстана построена главным образом на либерально-социалистической модели, в связи с тем что власти Казахстана фактически проводят социалистическое планирование экономической и политической жизни страны, но при этом допускают активные рыночные отношения.

Республика Казахстан поддерживает дипломатические отношения со всеми странами ООН. Внешняя политика Казахстана определяется президентом и парламентом страны и осуществляется Министерством иностранных дел.

Основные геополитические партнёры Казахстана — Тюркские страны, Китай, Россия, Европейский союз, США и страны Ближнего Востока.

Национальная валюта в Казахстане — казахстанский тенге. Осенью 2006 года были выпущены тенге нового образца. В 2008 дизайн тенге немного изменился, также появились купюры номиналом в 10 000 тенге.

В 2014 году правительство Казахстана планирует провести деноминацию тенге с целью усиления курса.

За развитие экономики и экономических связей отвечает Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан. Современный Казахстан переживает период национального возрождения; в докладе президента Н. А. Назарбаева перемены в стране характеризуются как возрождение национальной государственности. Так же возрождаются и народные ремесла, народные обычаи, обряды и национальные виды спорта, религия титульной нации, национальное образование и казахский язык, песенный жанр и стихосложение на казахском языке. [7]

Вывод: Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия, Казахстан – древние страны с богатым культурным наследием, языком и историей. Об этом свидетельствуют находки – последствие археологических раскопок, а также история этих стран, доведенная до нас. Все эти страны обладают своим языком,

Азербайджан.

Благоприятные природно-географические условия позволили человеку поселиться здесь с древнейших времён. Таким образом, стадное общество первобытного человека охватывало огромный период каменного века, точне более 1, 5 миллиона лет. Больше всего стоянок древних людей были найдено в Карабахе, Казахе и Нахичевани. В Карабахе ценные находки выявлены в пещерах Азых, Таглар и Зар. В Казахском районе в пещерах Дашсалахлы и Дамджылы, а также на стоянках Шишгузей, Кекилли обнаружены орудия труда и другие материальные остатки. Стоянки людей каменного века выявлены также в Талышской зоне. В античности на территории нынешней Азербайджанской республики жили кавказские албаны, говорившие на языках лезгинской ветви. Антропологически относились к каспийскому типу европеоидной расы. Современными прямыми потомками албанцев, сохранившими свой язык, являются лезгины и удины (сохранившие также и религию). В Азербайджане в VIII — X веках начался новый политический подъём: на землях Азербайджана были созданы государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов и Шеддадидов. В XII веке с распадом Сельджукской империи образовалось государство Атабеков Азербайджана (Великих Атабеков Азербайджана, Атабакан-е-Азам) со столицей в Тебризе, Ардебиле и Нахчыване, а также резиденцией в Гяндже, созданное кыпчакской (половецкой) династией Ильдегизидов. Атабеки объединили под своей властью основные части Южного и нынешнего Северного Азербайджана. Это государство пало от руки Хорезмшаха Джалаледдина в XIII веке, который сам стал жертой монгольского нашествия на Хорезм и Азербайджан. В XIII веке была образована монгольская империя Хулагуидов (Великая Могольская империя), имевшей Азербайджан своей основной базой и столицу в Тебризе. После падения империи Хулагуидов на её владениях, простиравшихся от Дербента до Багдада, возникли государства туркман-огузов Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, которые вели борьбу друг с другом. В конце XV — начале XVI веков начался новый период в истории Азербайджана. Шах Исмаил I Сефеви сумел объединить под своим правлением все Закавказье и Азербайджан. В конце XVI века империя Сефевидов ослабла от перманентных войн с османами, и в результате вся территория Азербайджана была завоёвана ими. Владычество османов в Азербайджане и Иране продолжалось 20 лет. С ослаблением центральной власти Сасанодов, а также в результате смут, на территории современных Азербайджана, Армении и Ирана (Южный Азербайджан) образовался целый ряд государственных образований (в основном, ханств во главе с тюркскими династиями). 28 мая 1918 года на территории восточной части Южного Кавказа была провозглашена первая на мусульманском Востоке парламентская демократическая республика — Азербайджанская Демократическая Республика со столицей в городе Гянджа. Главой парламента АДР был избран Алимардан-бек Топчибашев. Премьер-министром был назначен Фатали-хан Хойский. В середине апреля 1920 года части XI Красной Армии, разбив остатки войск Деникина, подошли к северным границам Азербайджана. Ещё до этого турки, а за ними и англичане, бежали из Азербайджана. 27 апреля части XI Красной Армии перешли азербайджанскую границу и 28 апреля вошли в Баку. 28 апреля 1920 года было объявлено о создании на территории АДР Азербайджанской Советской Социалистической Республики (Азербайджанской ССР). В декабре 1922 года Азербайджан, Грузия и Армения образовали Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). В 1922 году она вошла в состав СССР, а в 1936 году ЗСФСР была распущена, а Азербайджанская ССР была включена в состав СССР как самостоятельная республика, просуществовавшая до 1991 года. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в Азербайджане производилось до 80 % советского топлива. Многие азербайджанцы, ушедшие на фронт, были удостоены звания Герой Советского Союза. В 1988 году на волне демократических преобразований в СССР, сопровождавшихся ослаблением государственной власти и партийного руководства, в Нагорном Карабахе среди армянского большинства усилилась поддержка идеи по переподчинению Нагорно-Карабахской автономной области Армянской ССР (см. миацум), что привело к острому межэтническому конфликту. В январе 1990 года под предлогом подавления антиармянских погромов в Баку были введены войска Министерства обороны СССР приведшие к массовой гибели мирных граждан. В стране эти события называют Чёрным январём (азерб. Qara Yanvar) или также Кровавым январём (азерб. Qanlı Yanvar). Кремль мотивировал проведение военной акции необходимостью защиты армянского населения. Human Rights Watch утверждает, что большинство фактов, в частности документы военной прокуратуры в Баку, свидетельствует, что военная акция планировалась ещё до армянских погромов 1990 года в Баку .


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь