Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Человек как главная составляющая культуры. «Проблема человека». Антропоцентристское начало в представлениях о культуре.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Человек как главная составляющая культуры. «Проблема человека». Антропоцентристское начало в представлениях о культуре. 1. Главным и единственным всеобъемлющим началом рассуждений о культуре всегда и везде становится человек – его особое положение в окружающем мире, его деятельность, продукты этой деятельности. Таким образом, только в культуре и только через культуру человек становится и продолжает быть человеком. Именно это делает необходимым изучение, понимание культуры как глобального феномена человеческого образа жизни. Приблизительно с 5 века до н.э.появляются первые учения, в которых делается попытка представить, понять или объяснить сущность человека. Видимо, это время следует считать и началом первых культурфилософских открытий, которые затем, много позже, будут положены в основу новой науки, названной культурологией. Правда, чуть позже мы скажем, что само слово «культура» появилось намного раньше и его смысл был, конечно же, отдален от современного понимания культуры и ее сущностных свойств. В Древнем Китае, например, считалось, что «меж небом и землей человек драгоценнее всего». Такое высокое отношение к человеку объяснялось тем, что человек таит в себе природу пяти движущих начал – воды, земли, огня, дерева и металла. Только эпоха Возрожденияосмыслила человека как существо свободное, всесторонне развитое. Развитие наук и расширение знаний о мире сформировали представление о человеке, главная способность которого – РАЗУМ. Рене Декартсчитал, что разум освободит человека от страстей, сделает его разумным. Только тогда человек сможет достичь счастья. Декарт писал, что человеку следует «иметь твердое и постоянное решение исполнять все, советуемое рассудком, не поддаваясь страстям и влечениям» В ХХ векефеномен человека все глубже анализируется с точки зрения его биологического состояния. В то же время вопрос о социальной сущности человека также остается актуальным. Зигмунд Фрейдсчитал, что социальные нормы, запреты, принятые в цивилизованном обществе, загоняют человека в тупик, из которого нет выхода. В русской философской мысли творчество рассматривалось как пространство бытия человека. Религиозные философы Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Семен Франк видели сущность человека в его творческом начале, в том, что он является частью Бога – творца и поэтому всегда выступает как создатель. Эволюция мировоззренческих представлений о культуре. . Впервые слово «культура» было употреблено в трактате римского писателя Марка КАТОНА «Земледелие» в 2 веке до н.э. по отношению к возделыванию земли. Таким образом, за этим словом закрепился на долгое время вполне определенный смысл – процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения. Катон заметил, что своим трудом земледелец вносит в мир природы человеческое начало, выращивая растения, в которые вложены не только труд, но и знание: человек «культивировал» растения. Понимание культуры имело два основных центра – природный и деятельный. У других народов мира также сложились понятия, содержащие смысл изменений человеком природного начала в окружающем мире и в самом себе. У греков существовало понятие пайдейа – воспитанность, образованность; воспитанность предполагала гармонию души и тела, образованность – не только владение многообразными сведениями о мире, но и умение их систематизировать и изучать сущность вещей. В Китае возникает понятие жэнь– человеколюбие, без которого не может быть ни правителя, ни мудреца, ни человеческого достоинства. В Индии это дхарма – высший моральный закон, познание которого предполагало слияние человека с космосом посредством самосовершенствования. Идея культуры как совершенства человека находит свое выражение в Эпоху Возрождения.Для этого времени идеал человека– культурное совершенство человека, заключающееся в его всестороннем развитии: физической гармонии, нравственном совершенстве и т.д. В эпоху Просвещениясовершенство человека имело определенное значение в понимании культуры. Французские теоретики 18 века считали, что цель культуры – сделать людей счастливыми. Ж.-Ж. Руссосчитал цивилизацию самым тяжким врагом естественного, природного начала в человеке, врагом, несущим разрушение, аморальность и прочие элементы деконструктивизма. Культура для Руссо – естественное состояние человека, когда разум и чувства не противоречат друг другу – его чувства разумны, а разум окрашен искренними чувствами. В ХIХвекепоявляются представления о культуре как о системе ценностей, а также как о неких локальных образованиях, возникших в конкретном месте земного шара. Русский социолог Н. Я. Данилевский в 1869 году в книге «Россия и Е вропа » выдвинул теорию об особых культурно-исторических типах, которые развиваются каждый своим специфическим путем. Ученый обозначил русский (славянский) тип культуры как качественно новый. Немецкий философ Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» отмечал, что европейская культура исчерпала возможности своего развития, поэтому она вырождается в цивилизацию, а это – признак ее гибели. Многообразие представлений о культуре, их систематизация. Понятие культуры, ее системные характеристики. Одним из первых дает определение культуры Эдуард Тайлор: культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества (1871). В книге «Человек, цивилизация, общество» известный социолог культуры Питирим Сорокин(1889-1968) дает такое определение культуры: культура – это совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения». Существующее в социогуманитарном знании многообразие трактовок культуры можно условно сгруппировать в 5 блоков исходя из того, на какой аспект человеческого и общественного бытия делается акцент: коммуникативный (обмен и поиск информации, ее межпоколенная трансмиссия и т.д.), деятельностный, интерсубъектный (обмен культурными ценностнями и нормами на уровне взаимодействия носителей культуры) и т.д. С учетом этих акцентов понимание культуры целесообразно объединить в следующие блоки: А) Результативный (культура рассматривается как совокупность результатов приспособления человека к природе или воплощения им своих сущностных сил и качеств, а также результатов созидательной активной деятельности); Б) Структурный (культура понимается как часть общества: этап исторического пути, уровень социального развития или сфера социальной жизни); В) Функциональный (культура выполняет роль посредника в отношениях «общество-человек» с функциями упорядочивающего, направляющего воздействия на поведение людей, составляющих единое общество); Г) Субстратный (культура отождествляется с определенным носителем ее и понимается как совокупность духовных кодов, символов, смыслов, как некая информационная программа); Д) Процессуальный (культура понимается как движение вперед, к пику развития человека и общества в игре, нравственно-религиозном совершенствовании, в производстве и т.д. Культура понимается как определенный вид духовно-творческой деятельности человека). Культура как система коммуникаций. Языки культуры, культурные знаки и коды. Уровни и механизм взаимодействия культур. Этнический уровень Этнический уровень взаимодействия осуществляется между локальными этносами, этноязыковыми, культурно-хозяйственными (по общности материальной культуры), историко-этнографическими (по сходству духовной культуры), этноконфессиональными и другими общностями. Во взаимодействии культур этого типа проявляются двойственные тенденции. Взаимное усвоение элементов культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному обогащению, обмену и т.д., а с другой — сопровождается усилением этнического самосознания, стремлением к закреплению этнической специфики. Само по себе этническое общение, выражающееся в усилении контактов, двуязычии, увеличении числа смешанных браков и т.д., еще не ведет к установлению общности. Как известно, культура этноса обеспечивает не только его интеграцию и стабильность как системы. Элементы этой культуры имеют и вторую жизнь, так как выполняют и этнодифференцирующие функции, становятся основой для различения «мы» и «они». Для каждого этноса бытие других этнических групп — внешнее явление, отличающееся не только по содержанию жизнедеятельности, но и в силу несходства культурного облика. Конечно, отношение к этому внешнему началу может варьироваться в зависимости от различных внутренних или внешних факторов. Оно может вызывать интерес, но не вести к взаимодействию. Может возникать и взаимное или одностороннее проникновение, ведущее к использованию каких-либо элементов без утраты взаимной разделенности. Несомненно, что и на этом уровне формируются элементы межэтнической культуры, на основе которой и происходит прежде всего общение между первичными общностями. К такой культуре относятся прежде всего языки межэтнического общения, не обязательно имеющие национальную привязанность. Конечно, такую роль выполняет прежде всего английский язык, за которым следуют испанский, французский, арабский, русский, китайский и некоторые другие ареальные языки. Каждый из них при этом подвергается адаптации к местной среде. Однако сами по себе такие механизмы еще недостаточны, чтобы обеспечить интенсивное взаимодействие и согласие разнородных элементов. Разногласия и конфликты, в которых дифференцирующие характеристики могут служить поводом и критери- ем для вражды и насилия, делают необходимым формирование устойчивого единства на более высоком уровне. Национальный уровень. Национальный уровень. Национальное единство возникает как на моноэтнической, так и на полиэтнической основе через общую хозяйственную деятельность и государственно-политическую регуляцию. Это дополняется созданием и соответствующей культуры — языка, идеологии, норм, обычаев и т.д. В странах Азии и Африки национальное единство в большей степени складывалось на основе общего исторического опыта, накопленного в ходе колониального угнетения и борьбы за национальную независимость и национальное самоопределение. Хорошо известно, что в освободившихся странах национальное объединение прежде всего осуществляется государством. В сфере культуры оно также выступает важнейшим средством утверждения единства. Тем не менее процессы культурной консолидации нации нередко оказываются двойственными и приводят в свою очередь к росту межнациональных противоречий в рамках одного государства или между ними. В Индии прямое осуждение вызывают тенденции этнической и языковой консолидации, вызывающие напряженные столкновения между представителями разных этноязыковых групп. Многие индийские ученые и политики видят в локальном национализме причины конфликтов и трений, ведущих к дезориентации государственного единства. Нередко меры по укреплению территориального и государственного национализма ведут к ограничению прав или изгнанию инонациональных групп. Так, например, в 70-х гг. в Гвинее, Уганде, Кении, Замбии изгонялись «инородцы» (иногда проживавшие в данной стране в течение ряда поколений) не только из соседних и смежных, но и более отдаленных стран (средиземноморских, азиатских). В 1989-1992 гг. подобные процессы охватили ряд стран бывшего Советского Союза. За такими мерами большей частью стоят экономические причины, так как тем самым ослабляется конкуренция для «титульного этноса» в доступе к местным ресурсам, что нередко наносит длительный хозяйственный ущерб из-за оттока активного населения и вражды с соседями. Тем не менее существуют и социокультурные причины, если возникает сильная потребность в ускоренном формировании нации и преодолении локальных барьеров. Цивилизационный уровень. Цивилизационный уровень. Именно в общении между цивилизациями достигались в прошлом наиболее существенные результаты в обмене духовными, художественными, научными достижениями. В средние века европейская цивилизация многое заимствовала из мусульманского региона, а позднее Индия и Китай внесли немалый вклад в культуру Запада. Интенсивный обмен происходил между исламским, индийским и буддийским регионами. Конфликтность этих отношений сменялась мирным сосуществованием и плодотворным взаимодействием. Как показали новейшие исследования, разносторонние контакты, ослабевшие в эпоху колониального подчинения, существовали между Африканским континентом и другими регионами. Несмотря на несомненное сходство этнических культур Тропической Африки и Латинской Америки, эти регионы долгое время оставались мало осведомлены друг о друге. Лишь в 30-40-е гг. подъем таких культурно-идеологических течений, как индеанизм и африканизм (а вначале негризм), сопровождавшийся интересом интеллигенции к истокам культуры своих народов, привел к росту культурных отношений. Мыслители и деятели культуры обоих континентов обнаруживали, что и там, и там неевропейский культурный субстрат имеет похожие характеристики, в том числе в религии, языке, народной культуре. Достижение независимости многими странами Азии и Африки способствовало в немалой степени снятию прежних ограничений и проявлению тех потенций, которые заключаются в различных этнокультурных и национально-политических общностях. Естественно, что государственные принципы самоопределения наций во многом определяют и характер культурных связей между различными обществами. Большое влияние на эти отношения оказывают и различные политико-экономические организации: СНГ, АСЕАН, Лига Арабских государств, Организация африканского единства и др. Классификация ценностей. Классификации ценностей, по мысли Бориса Ерасова, условны в силу того, что в них постоянно вносятся социальные и культурные значения; кроме того, трудно отнести некоторые ценности к той или иной группе, если они по своей природе многозначны. Ерасов выделяет следующие классы ценностей: витальные (жизнь, здоровье, телесность, безопасность, качество жизни, выносливость, практичность, потребление и др.); социальные (трудолюбие и труд, богатство, профессия, семья, патриотизм, социальное равенство и др.); политические (права человека, свобода слова, государственность, порядок, конституция, гражданский мир и др.); моральные (добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, уважение к старшим и др.); религиозные (Бог, божественный закон, вера, спасение, ритуал, Священное Писание и т.д.); эстетические (красота, идеал, стиль, гармония, эклектика, самобытность и др.).
Культурные заимствования Культурные заимствования специалисты считают более распространенным источником культурных изменений, чем независимое изобретение. Их относят к мирному способу перенесения ценностей одной культуры на почву другой. Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни. Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что: а) является близким его собственной культуре, т. е. то, что смогут понять, оценить и использовать аборигены; б) принесет явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх по ступенькам прогресса, даст преимущество перед другими народами; в) отвечает внутренним потребностям данного этноса, т. е. удовлетворяет такие фундаментальные потребности, которые не могут удовлетворить культурные артефакты и культурные комплексы, имеющиеся в его распоряжении. Распространенным примером престижного заимствования служит мода: один народ или социальная группа заимствуют не то, что им необходимо с утилитарной точки зрения, а то, что считается престижным. Процесс заимствования в таких ситуациях может приобретать цепной характер. Культурному заимствованию предшествует другое явление, называемое культурным отбором, или селективностью культуры. Селективность — избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую. Она может быть целенаправленной, сознательной либо стихийной, происходящей в силу объективных условий. Всего выделяют четыре основные причины селективности: — культура еще не созрела для заимствования данных изобретений; — новые элементы грозят разрушить сложившуюся в обществе культуру; — идеология запрещает заимствование новых элементов как «враждебных», «чуждых», «плохих»; — члены общества не считают, что новые элементы нужны им. Страна, которая заимствует чужое, называется культурой-реципиентом, а страна, которая отдает свое, именуется культурой-донором. Как правило, культурное новшество ложится на частично подготовленную почву. Это означает, что в культуре-реципиенте должны существовать группы или силы, заинтересованные в перенесении чужого, готовые распространять, внедрять и защищать культурное новшество; причем, выгоды от принятия культурного новшества должны перевешивать выгоды от его отвержения. Однако на практике подсчитать плюсы и минусы не удается. Возможны лишь приблизительные и, как показывает история, очень грубые прикидки. Когда российская интеллигенция в 90-е годы пошла на заимствование западных рецептов рыночной экономики и вступила на путь «шоковой терапии», она надеялась в одно десятилетие, подобно Польше, проскочить самый опасный отрезок пути и резко повысить эффективность производства. Но жизнь оказалась много сложнее научных расчетов: через десять лет производство в стране почти полностью развалилось, большинство населения обнищало, спонсорство культуры сократилось или прекратилось полностью. Но и при таких результатах никто не берется однозначно утверждать, стоило ли стране браться за экономические реформы или нет. Культурные заимствования могут быть а) стихийными и неуправляемыми, такими, где отсутствует сознательный отбор культурных инноваций; б) целенаправленными и сознательными. Вторая стратегия культурного заимствования должна проходить все необходимые для культурного отбора стадии, а именно: • создание проекта заимствования и его критическая проработка; • отбраковка претендентов на культурное заимствование, поиск нужных образцов; • практическое внедрение и обеспечение экономической и политической поддержки. С одной стороны, внедрение культурного новшества идет тем быстрее, чем сильнее страны, откуда заимствуется новшество, и чем сильнее культура-донор оказывает давление на культуру^реципиента. С другой стороны, внедрение культурного новшества идет тем медленнее, чем сильнее оно навязывается культуре-реципиенту. Проблема культурных заимствований тесно связана с темой культурной вариабельности, которая указывает на особенности национального характера и национальной психологии, а именно восприимчивость к иной культуре, способность менять свое поведение в зависимости от изменения культурного контекста (например, когда русский попадает в другую страну). Культурная диффузия Культурная диффузия — это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Культурное соприкосновение называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием. Проникновение американской культуры на Европейский континент во второй половине XX века оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный «вестернизацией». В свою очередь, и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям, стихийным проникновениям. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении. Распространение, или диффузия, культурных инноваций по своему вектору принимает два направления — горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное распространение наблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его еще можно называть межгрупповой культурной диффузией. Вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, поэтому его можно именовать также стратификационной культурной диффузией. Скажем, заимствование милиционерами лексических формул из воровского жаргона надо считать горизонтальным распространением, а заимствование аристократией элементов простонародного говора — вертикальным. Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но также между группами и классами. Межгрупповая диффузия давно отмечается криминалистами, которые заявляют, что разговорный язык, манера поведения и общения милиционеров в СССР, а сейчас и в России стала походить на стилевые особенности преступной субкультуры. Жестокость обращения милиционеров, долгое время сталкивавшихся с преступниками, перенята в значительной мере у них. В профессиональный лексикон блюстителей порядка вклиниваются элементы криминального сленга. Стратификационная диффузия1 выражается в двустороннем процессе: • средний и низший классы перенимают у высшего класса элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.; • высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскрепощенного поведения, упрощенной манеры одеваться. Одежда, символизирующая статусные различия людей, в современном обществе превращается в сферу пересечения классов и сословий, в канал диффузии культурных ценностей из одной страты в другую. Среднему классу сегодня по карману купить модную одежду, которую прежде носил только высший. Высококвалифицированные рабочие, например техники по ремонту телеаппаратуры, являются на работу в костюмах и галстуках, которые прежде служили отличительным символом высшего, а затем среднего класса. Другой пример стратификационной диффузии — изменение культурного статуса бильярда. Впервые бильярд появился как игра джентльменов в высшем классе Англии и Америки. Позже произошла его культурная диффузия в низшие классы. К середине 20-х годов XX века в США насчитывалось 42 тысячи бильярдных клубов (poolroom), но к середине 60-х их число сократилось до И тысяч. Закат этого величайшего культурного института для мужчин-американцев был неизбежным постольку, поскольку радикально изменился весь строй культуры: усилилась роль женщины в семье, которая смотрела на мужские развлечения неодобрительно, повысился уровень образования населения, и заниматься бильярдом, ставшим символом социальных низов, было уже непрестижно. Американские мужчины стали больше ориентироваться на семейный досуг, нежели проведение свободного времени в сомнительных закрытых для женщин заведениях2. В традиционном обществе существовала ярко выраженная символическая поляризация населения. Сегодня культурологи отмечают, что эталоном стиля и образа жизни для высшего и низшего классов становится средний класс. Пирамида как бы сплющивается к середине, полюса притягиваются тем, что является общим для всех. Таким образом, стратификационная диффузия распространяется не только снизу вверх или сверху вниз, но также в двух направлениях, действуя циклически и возвращаясь в модифицированном виде, в исходную точку по схеме «подъем—спуск—подъем» и наоборот. Такое перемещение называют еще культурной ротацией. Культурная диффузия несет обществу как позитивные, так и негативные сдвиги. Проникновение высокой культуры в средние и особенно низшие страты, с одной стороны, означает ее демократизацию и просвещение населения, а с другой — ее примитивизацию, граничащую с опошлением. Культура действительно становится все более демократичной и проникает в широкие массы, однако это справедливо только для одной ее части для активного досуга и занятий спортом, но несправедливо для высокой культуры. Ею по-прежнему занимаются преимущественно те, кто находится в верхней половине социальной пирамиды. Эстетическое чувство. Испытание человеком чувства и наслаждения многогранны по характеру, структуре, психологическим фактором. Одни из них близки животным, другие же присущи только людям. Эстетическое чувство присуще только людям. Это одно с наиболее сложных видов духовного переживания, благороднейшее из чувств человека. Эстетическое чувство не дается человеку от рождения. Оно зарождается у ребенка сравнительно поздно, либо не зарождается вообще, если ребенок по каким-либо обстоятельствам вырастал в среде животных. Человеческая чувственность возникает и развивается под влиянием многообразных форм практической деятельности. Эстетическое чувство - наиболее сложная категория. Она характеризуется как глубокое переживания от рассматривание ответного предмета. Возникают вопросы: почему те или иные предметы вызывают у нас глубокое эстетическое переживания? Почему симметрия, гармония, ритм ассоциируются с красотою? Эстетическое чувство не может функционировать без развитого эстетического созерцания, которое формируется на основе внешних чувств, таких как зрение и слух. В связи с этим существует глубокая внутренняя связь между эстетическим созерцанием и эстетическим чувством. Только эстетическому созерцанию открываются такие свойства как гармоничность и симметричность, выразительность и ритмичность, завершенность и соразмерность. Эстетическое созерцание - это не тоже самое, что зрительные и слуховые ощущения. Например, опытный охотник может видеть дальше, чем художник и слышать лучше, чем композитор. Однако его эстетическое рассматривание наверно поступается тому и другому за силой, развитием и глубиной. Эстетическое созерцание исходит не только из физиологических потребностей организма, сколько из потребностей человека в деятельности. Например, первичное искусство было искусством синкретическим, не расчлененным на отдельные виды искусства. И только с развитием эстетического созерцание благодаря труду возникают виды искусства, которые дают возможность удовлетворить своей деятельностью тот или иной орган чувств. Например, живопись имеет исключительные возможности в передаче цветного богатства мира. Тогда как скульптура изображает человека в трехмерном, реальном просторе. Эстетические функции исполняют преимущественно зрительные и слуховые ощущения. Прочие ощущения, такие как прикосновение, обоняние, вкус, почти не имеют эстетического значения, поскольку их тяжело отделить от жизненных функций организма. Попытки французов создать " музыку ароматов" не имели успеха, потому что эстетические функции определенных чувств ограниченные. Характерной особенностью чувств зрения и слуху есть то, что они могут быть органами ума, интеллектуальным созерцанием, потому что способные открыть гармонию, ритм, пропорции, симметрии в природе, обобщить природные формы. Эстетическое чувство перебывают в органическом единстве с личностными интересами лица. Благодаря своей заинтересованности эстетическое чувство отображает только те объекты, которые включаются в круг его направленности. Личный интерес - это индивидуальное отношение человека к действительности, которое обусловлено, с одной стороны, его конкретным бытием, воспитанием, спецификой микросреды, в которой происходит его жизнедеятельность, а с другой - оригинальностью самой личности и неповторимостью ее жизненной пути. Черты личного интереса отображаются на специфике эстетического чувства, что проявляется как индивидуально-неповторимое, субъективно-конкретное отношение данной личности к действительности. Конкретность и субъективность эстетического чувства содействуют его обогащению. Умение активно воспринимать окружающий мир с помощью чувственности, есть продукт культурно-исторический. Формы содержания и представлений задаются извне различными формами деятельности. Культура, ее предметные формы, духовный смысл, а также человеческое сообщество - носители форм чувствования мира и форм мышления. Каждый человек овладевает такими формами индивидуально, через различные формы деятельности и общения, через игры и обучение. Вне мира культуры и человеческого сообщества чувственные качества человека не развиваются. Способность к чувственности свойственны всем людям, которые различаются лишь мерой их развитости и культурно-эстетическим своеобразием их проявления. Человек, вступая в жизнь, получает готовым социально-экономический строй, определенную культуру общества, материальные и духовные ценности. Эта реальная жизнь. С приобретением социального опыта у человека появляются потребности и чувства, которые и формируют духовные потребности и способности. К их числу принадлежит эстетическая потребность и эстетические отношение, как способность ее удовлетворения. Эстетическая потребность возникает только при наличии эстетического чувства - этого основания эстетического отношения к миру. Эстетическое чувство является важнейшей социальной характеристикой личности. Сложившаяся структура культурных, художественных ценностей каждой эпохи по отношению к личности человека имеет нормативный характер. Личность в процессе социального взаимодействия и эстетического воспитания усваивает эстетические ценности, принятые в обществе и формирует собственный духовный мир. Чем сложнее социальная, культурная, этническая, демографическая структура общества, тем многообразнее эстетическое чувство людей. Неразвитость эстетического чувства свидетельствует о низкой духовности человека. Неодухотвореность, низменность, грубая утилитарность потребностей, желаний личности свидетельствует о неразвитости эстетического чувства. Поэтому доступность богатств эстетической культуры (ровные права на образование, получение информации, пользования библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры) – важное условие социальной справедливости. Эстетическое чувство накладывает отпечаток на любой вид человеческой деятельности. Существенное влияние на развитие эстетического чувства оказывает искусство. С помощью искусства мы развиваем и обогащаем личный опыт мироотношения, проникаем во внутренний мир другой личности, учимся видеть и чувствовать мир чужими глазами, тем самим раскрываем в себе способности сочувствовать. Эстетическое чувство - это положительное либо негативное чувственно-эмоциональное переживание, что отображает двусторонние связи между предметными ценностями и эстетической потребностью в наслаждении как условию развития индивидуальности. Эстетическое чувство является основанием эстетического сознания, на котором формируются элементы обеспечивающие эстетическое развитие и совершенствование личности и общества, а именно, эстетический вкус, эстетический идеал. Эстетический идеал. Термин " идеал" происходит от греческого слова " ейдос" (вид, наружность, род, образ, способ) и определяется как " образец", " норма", " цель". Категория идеала в эстетике появилась довольно поздно. Первое самостоятельное значение идеал получил в эстетике классицизма и означал возможность художника к совершенным образцам античного искусства. " Зачем искать красоту, когда она уже найдена древними? Достаточно подражать грекам и успех обеспечен! " – размышляли классики. Под эстетическим идеалом понимается некоторый образец совершенства, норму, воплощение желаемого, должного, цель, мечта - нередко в образе прекрасного, совершенного человека. Идеал потому и является идеалом, потому что несет в себе черты предельного совершенства, как бы явившегося в облике красоты. Эстетический идеал существует в двух разновидностях: во-первых, в облике отчетливого мнения об желаемом, должном; во-вторых, в виде реальных предметов, произведений, деяний, несущих в себе отражение этого представления. Если представить эстетический идеал как образ совершенства, мечту о прекрасном, то что происходит с этим образом при воплощении? Возможные три варианты: 1. Идеальный образ находит точное воплощение. Но точное воплощение идеала невозможно, потому что в мире не бывает абсолютных тождеств. 2. Идеальный прообраз утрачивает часть эстетических достоинств и конечных результатов - это только слабое подобие идеала. Примером может быть невозможность художника выразить то прекрасное, что рисует ему внутренний взор. В " Неведомом шедевре" Бальзака персонаж художника Френхофера в процессе осуществления своего идеала в подготовительных этюдах создал изображение женщины, что привела в восторг знатоков. А в конечном счете полотно не получилось. Холст представлял собой " только беспорядочное сочетание мазков, очерченное множеством странных линий" из-под которых выглядывал кончик " прелестной, живой ноги." " Поглощенный своими мыслями, старик не слушал художников: он улыбался воображенной женщине". Никогда еще так остро не изображалась трагедия художника, который не смогг найти нужную форму своему внутреннему образу, миновав в восторге видений необходимое сочетание красок. 3. Идеальный прообраз в процессе воплощения приобретает недостающие ему черты определенности и становится осуществленным эстетическим идеалом, то есть идеал улучшается в процессе его воплощения. Воплощение идеала, его сущность, черты, свойственные данном обществу, классу, художнику можно проследить на ряде его материальных воплощений. Об эстетическом идеале Древней Греции свидетельствуют философы Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель... Но увидеть его " зримо" можно только у скульпторов, поэтов, живописцев - Фіиия, Скопаса, Праксителя, Гомера, Сафо... То есть художник в процессе творчества создает эстетический идеал, находит для него в материале живые краски. Вот почему представление об эстетическом идеале древнего грека мы черпаем не из диалогов Платона или Аристотеля, а из созерцания статуй прекрасных мужчин и женщин. Например, считается совершенным воплощением эстетического идеала образ Венеры Милосской. Благодаря ей мы видим, что понимали греки под идеалом - совершенство души и тела их гармоническое единство. Идеал эпохи Возрождения познается нами в скульптурах Микеланджело, в полотнах Джорджоне, Тициана, Рафаэля, Леонардо да Винчи, а не из ученых трактатов Вазари, Альберти. В эпоху Середневековья эстетический идеал потерял связь с действительностью. Государство религиозного сознания привело к принижению и обесцениванию телесной стороны жизни человека. Эстетическим идеалом выступала божественная сущность, бог, как носитель чистой духовности. Каждое произведение искусства - шаг к реальному идеалу. Эстетический идеал строится кистью и резцом, в литературе – художественными образами, словом, но - не умозрением. Эстетический идеал имеет двойственную природу. Во-первых, существует в виде мысленного взгляда. Во-вторых, в виде чувственно-наглядных образов. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы