Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Периодизация первобытного общества.



Культурология как предмет.

Культурология – это наука о культуре. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее сущностные характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества.

Задачи:

- исследование всех процессов взаимодействия человека с миром природы, миром социума и миром физического и духовного бытия человека,

- выявление макро динамики развития культуры,

- исследование микро динамики развития культуры,

- способы удовлетворения потребностей, принятых в данном обществе,

- выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох,

- роль культурного процесса в формировании человека,

- развитие категориального аппарата.

Сам термин «культурология» употребляется с начала ХIХ столетия. А в начале ХХ века крупный американский культуролог Лесли Уайт (1900 – 1975) осуществил попытку обоснования общей теории культуры, ввел в широкий оборот понятие «культурология», разработал теоретические основы культурологии.

«Отцом» культурологии по праву считается английский этнограф и историк культуры Эдвард Тайлор, его книга «Первобытная культура» до сих пор является эталоном культурологического исследования.

Кроме этого, большой вклад в развитие культурологии внесли зарубежные ученые: английский религиовед и этнолог Д. Фрезер, франко – немецкий мыслитель – гуманист А. Швейцер, испанский философ Х.Ортега-и-Гассет. О. Шпенглер, нидерландский историк культуры Й. Хейзинга, американские культурологи: Д. Белл, А. Кребер, К. Клакхон и другие.

Культурология вписывается в систему наук о человеке:

• философия культуры – объясняет культуры в обобщенном виде, выясняет сущность и смысл культуры, ценность ее элементов, философское отношение к культуре, оценочное и нормативное.

• культурная антропология – археология, этнология, лингвистика – структурные элементы. Эта наука исследует процесс социализации личности в различных культурах, влияние природной и культурной среды на духовный мир человека. В центре внимания – археологические науки.

• Историческая культурология – изучает историю цивилизаций и культур с методологических позиций. Сюда входит история культуры.

• Социология культуры – исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, которые появляются в сознании, поведении, образе жизни социальных групп. Тут изучаются субкультуры.

Структура культурологии (по Икониковой):

1) История мировой и отечественной культурологии

2) История культурологических учений

3) Социология культурология

4) Культурная антропология

5) Прикладная культурология.

Фишер – московский ученый выделяет 3 направления:

1) Фундаменальная культурология

2) Антропология

3) Прикладная культурология

Цели фундаментальной культурологии:

- Теоретическое познание феномена культуры

- Разработка методов исследования и разработка категориального аппарата

Цели прикладной культурологии:

- Прогнозирование

- Проектирование

- Регулирование актуальных культурных процессов

- Разработка основных направлений культурной политики

- Охрана и использование культурного наследия

- Деятельность в сети культурных институтов

Основные компоненты культурологии:

• Онтология – бытие культуры (многообразие ее определений, ресурсов, познаний)

• Гносеология – познание культуры (осознавать культурологическое значение и его место в системе наук)

Культурологические методы:

• Культурологический (культура – совокупность конкретных ценностей, форм)

• Семиотический – знаковый (культура – форма общения)

• Герменевтический – толкование текста (концентрирование методов и способов толкования текстов, пример: Библия)

• Контент-анализ (исследование носителей информации)

•Кросс культурный анализ (сравнительный метод исследования, который оперирует универсальными культурными моделями и темами)

• Аксиологический - (соотношение явления и фактов культуры с реальным местом, структурными ценностями)

Функции культурологических исследований:

  • познавательная — изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества, се структуры и функций, ее типологизации, дифференциации на отрасли, виды и формы, человекотворческого предназначения культуры;
  • концептуально-описательная функция — разработка теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов;
  • оценочная — осуществление адекватной оценки влияния целостного феномена культуры, ее различных типов, отраслей, видов и форм на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом;
  • объясняющая — научное объяснение особенностей культурных комплексов, явлений и событий, механизмов функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов;
  • мировоззренческая — реализация общественно-политических идеалов в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей;
  • образовательная — распространение культурологических знаний и оценок, что помогает студентам, специалистам, а также тем, кто интересуется проблемами культуры, узнать особенности этого социального феномена, его роль в развитии человека и общества.

Этапы становления научного знания о культуре :

1) донаучный этап содержит себе ранние стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершенности, т.е. цикличности культурно – исторического процесса. Определим его окончание возникновением науки нового времени (середина 17 в.)

2 ) научно – исторический этап продолжался до середины 19 века. На этом этапе еще не делается четкого разграничения между развитием истории и культуры. Для него характерно: стремление ученых понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей.

3) научно-философский этап (современный) – сохраняет и углубляет исторический подход в изучении культуры, но становится очевидным различие между историческим и культурным развитием. Происшедшее накопление исторических сведений о культурных явлениях предполагает их систематизацию и обобщение, определение ведущих тенденций и закономерностей развития культурно-исторического процесса.

В основе культурологии лежит модель, которая определяет ведущую роль:

1) Натуралистическая модель – человек – природный фактор, исходит из природы и ее законов, и ей же подчиняется. Автор: Руссо «Назад к природе» - главный тезис

2) Рационалистическая модель – роль человека в формировании объекта культуры является определяющей исторический процесс – процесс развития человеческого разума. Культура – способ реализации чело веского гения. Афвтор: Гегель, Гердер.

3) Символическая модель. Автор: Л.Уайт

Культура – реальный объект, функционирующий по определенным законам. Важную роль играет символика.

Л.Уайт: «Культура – внутренне организованная система явлений»

Культурный ареал – географический район разных культур, где обнаруживается сходство культур.

При анализе культуры сложились два подхода:

1. Функциональный – система взаимосвязанных элементов. Радклиф, -Браун, Малиновский.

2. Экологический – культура-средство адаптации к природе. Харрисон.

Методы познания культуры:

• Эмпирический – изучение образа жизни людей

Славянское язычество.

Славянское язычество — совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов. Язычество можно воспринимать также как первую религиозную форму освоения человеком мира. Религиозно-мифологические взгляды древних славян отражали их мировоззрение и мироощущение, отношение к окружающему миру, понимание природы и человека, места человека в мире.

Языческая культура славян была довольно развитой, имелись мифология, пантеон главных божеств, жрецы. Академик Б.А. Рыбаков выделил целых три периода в развитии язычества Древней Руси:

* господство культа упырей и берегинь, то есть обожествление сил природы, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку и помогали в трудовой деятельности;
* господство культа Рода как божества Вселенной, всей природы и плодородия, то есть культ предков. Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом;
* господство культа Перуна как покровителя дружинно-княжеских кругов формирующегося государства, то есть на этом этапе развития язычества появляется " Бог богов", удаленный от мира, - существо небесное, глава иерархии богов. Поклонение идолам сопровождалось языческими ритуалами, которые отличались торжественностью

Крещение Руси князем Владимиром в 988 г. явилось крупнейшим событием. Введение христианства по своему влиянию на сознание человека того времени представляло собой революцию, принесшую с собой совершенно новые ценности, новые формы жизни, разрушавшие прочно укоренившиеся древние стереотипы. Однако с принятием христианства историческое развитие язычество притерпело изменения. Происходило подчас насильственное вытеснение языческих верований.

Древняя Русь имела высокий уровень культуры, не уступавший Западной Европе, а по ряду позиций (например, по грамотности) - превосходивший ее. Ярким примером тому является " Слово о полку Игореве". Славяне создали особый образ мира, в котором смысловым центром является Природа.. Все природные стихии считались одушевленными и наделялись особой космической силой. Человек наблюдал особую мудрость в природе. В ней все закономерно.

 

Рассматривая язычество как систему представлений и культов, можно выделить следующие смысловые пласты:

  1. культ Матери-земли; (Природа понималась славянами-язычниками как вечнотворящая сила. Высшей ценностью для людей выступало продолжение рода – плодородие. Отсюда культ Земли – Матери-кормилицы, дарящей жизнь всему живому, в том числе человеку.)
  2. культ Солнца; ( Солнце считалось прекрасным олицетворением всепобеждающего добра) (Древние славяне жили по солнечному календарю. Ключевыми «точками» в нем считались даты осеннего и весеннего равноденствия и летнего и зимнего солнцестояния. Именно в эти даты справлялись важнейшие славянские праздники. Например, дате летнего солнцестояния (21-22 июня) соответствует древний праздник Купалы. По поверьям, именно в этот самый длинный день солнце играет, становится наиболее активным – насыщает особой живительной силой землю, воду, наполняет все живое плодородием.)
  3. почитание природных стихий: воды и огня.( Огонь и вода – две священные очистительные стихии, наряду с землею, основа жизни. Огонь – живой дар Богов (Сварога), одновременно сила небесных богов. Огонь – это стихия, дающая свет и тепло. Славяне также почитали воду священной стихией. Первоосновой и источником всего живого, это неиссякаемый источник жизни (родник), именно вода дает животворящую силу земле.

Основные праздники славян

В языческом мире славян господствовало природное время. Оно основывалось на цикличности, повторяемости природных явлений, которое, в свою очередь, сопряжено с хозяйственной деятельностью. Путем наблюдений над природно-хозяйственной жизнью складывался большой пласт календарных примет, формировался народный календарь русской природы. Основные понятия в такой системе цикличного времени: понятия круга, вечного повторения и возрождения (умирания и воскрешения), порядка, в основе которого лежит идея чередования «день-ночь», «лето-зима» и т. д.

В основе годового цикла, фундаментом основных языческих праздников являются ключевые точки зимнего и летнего солнцестояния и осеннего и весеннего равноденствия. Так, весеннему равноденствию соответствует важнейший праздник славян – Масленица

1. Масленица (Великдень) (21-24.03) – наивысшая точка весны (22 марта- день весеннего равноденствия), день ее окончательной победы над зимою и смертью. Это есть важнейший праздник проводов зимы и встречи весны.

Традиция празднования Масленицы включает в себя: ряжение (надевали на себя маски и тулупы – возможно подобная звериная тематика связана с почитанием медведя – именно после весеннего равноденствия медведь просыпается и выходит из берлоги), ритуальное сжигание чучела Мораны (богини смерти и зимы), катание с гор, кулачные бои, приготовление блинов. Каждое из этих действий имеет символическое значение. Так кулачный бой символизирует противостояние Зимы и Весны, которое переходит в сражение, что неминуемо заканчивается победой новой жизни.

Архитектура Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси исконно была деревянной. Это творчество принадлежало восточным славянам, которые занимались земледелием, верили в богов, олицетворявших силы природы и стихийные начала. Их верования и культурные ориентиры проникли в и зодчество. Примерно в это время создается такое построение как русская изба

Для архитектуры Киевской Руси были характерны традиционные деревянные изображения различных фольклорных, мифологических и сказочных существ — таких как Жар-птицы, птицы с головой девушек, птицы счастья, священные лошади. Использовались также языческие солярные и громовые узоры. Все эти элементы декора прочно вошли в традиционную резьбу по дереву на избах, теремах и загонах для скота.

С принятием христианства в архитектуре Киевской Руси прослеживается византийское влияние. Больше всего это касается строительства православных церквей. Самые ранние церкви были также деревянными, но на них уже исчезла языческая резьба, зато появились вырезанные из дерева изображения Богородицы, ангелов и Ильи Пророка, а также святой Параскевы Пятницы, которая во многом засеменила славянскую женскую богиню Мокошь. Языческие элементы декора сохранились, однако, на избах и предметах утвари — прялках, веретенах, гребешках, рукоятках кинжалов и мечей и т. п.

Позже архитектура Киевской Руси усложнилась еще больше, и церкви начали строить из камня. Выстраивались белокаменные узкие башенки, увенчанные золотыми головками куполов, высотные каменные колокольни.

Иконопись на Руси.

Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий
прототип, которому он должен следовать. Русские люди рассматривали иконопись, как самое совершенное из искусств. К иконе относились с величайшим уважением.

ДИОНИСИЙ (ОКОЛО 1440 — 1502)

Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.

Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.

В 1479 году Дионисий написал иконостас для деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре, а еще через 3 года — образ Богоматери Одигитрии на обгоревшей греческой иконе из разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря в Московском Кремле.

Отдельного упоминания заслуживает работа Дионисия на севере России: около 1481 года им были написаны иконы для Спасо-каменного и Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой, а в 1502 году — совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием — фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере.

Распространение классицизма

 

В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская война 1853—1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр II (1855—1881 гг.) готовил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны.

Ареной борьбы различных идей стали литературные журналы. Писатель и философ Николай Гаврилович Чернышевский провозглашал: искусство ценно тем, что оно произносит «приговор над изображаемыми явлениями»; его цель — «руководить мнением общества, приготовлять и облегчать улучшения в национальной жизни».

Художники стремились к тому, чтобы их искусство было связано с решением социальных проблем.

Во второй половине XIX в. архитектура и скульптура переживали кризис. В искусстве господствовал реализм, но применительно к архитектуре это слово едва ли что-нибудь означает, да и скульптура требует определённой условности и идеализации. Поэтому действительно смелых идей ни архитекторы, ни скульпторы предложить не смогли.

Проблемы у этих искусств были общие, но выход из кризиса они искали разными путями. Архитекторы попробовали обрести источник вдохновения в исторических традициях, пытаясь отобрать лучшее и на этой основе создать оригинальный стиль. Однако на практике элементы разных стилей механически смешивались в одном здании. Такое нетворческое подражание прошлому называется эклектизмом. Он и преобладал в архитектуре той поры.

В то время облик городов стремительно менялся. Доходные дома занимали центральные улицы, вытесняя особняки. Театры, музеи, банки, пассажи (универсальные магазины) и вокзалы соперничали по размерам и обилию украшений с храмами и дворцами. Следовательно, нужны были яркие архитектурные решения.

Здания второй половины XIX в. содержат черты, восходящие к древнерусской архитектуре, орнаменты, заимствованные из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву... В большинстве случаев всё это не связано с функцией и конструкцией сооружения и выглядит искусственно.

Тем не менее, архитектура этой эпохи во многом определила облик современных городов: тогда были построены Церковь Воскресения «на крови» (1883—1907 гг., архитектор А.А. Парланд и архимандрита Игнатия (Малышева)) в Петербурге.

Высшим достижением классицизма в России с тали работы зодчего К. Росси, который завершил создание ансамблей Дворцовой площади дугой и аркой здания Главного штаба и Сенатской площади - зданиями Сената и Синода. Во второй четверти столетия в Петербурге был построен по проекту архитектора О. Монферрана грандиозный Исаакиевский собор.

К середине XIX в. открытым в мировой архитектуре оставался вопрос о новом стиле. Обращение к старине подготовило появление эклектизма (от греческого «еклектикос» - тот, что выбирает) - архитектурной практики, основанной на смешении разных стилей. Эклектизм был, с одной стороны, отражением пошлых вкусов буржуа, использовал пышный псевдоисторический декор как своего рода рекламу, а с другой - выражением определенных мировоззренческих взглядов европейца тех времен, который считал свою цивилизацию образцовой, свою эпоху - вершиной истории и не сомневался, что имеет право как угодно использовать наследие прошлых веках и культур. Крепнущее капитализм и технический прогресс поставили новые задачи перед архитектурой и особенно градостроительством. Бурно росли города, в которых появились новые типы зданий: заводы, фабрики, вокзалы, универсальные магазины, выставочные павильоны, новые типы зрелищных сооружений (цирки, театры). Наряду с особняками крупной буржуазии строились многоэтажные доходные дома с квартирами, которые казались унайм, бараки и казармы для рабочих. Появился городской общественный транспорт.

Значительно продвинулась строительная техника, стали широко применяться новые материалы (чугун, сталь, в конце века - железобетон) и новые приемы и методы строительства. Но конструкции, созданные на основе промышленной технологии, считались очень грубыми и недостойными стать основой нового архитектурного стиля. Их использовали пока только при строительстве мостов, вокзалов, крытых рынков, в сооружениях всемирных промышленных выставок.Таким образом, к концу XIX в. между технической и художественной сторонами архитектуры возникают своеобразные «ножницы», которые с течением времени стали расходиться все больше и больше. Попытка преодолеть это различие было сделано новым декоративным направлением в буржуазной архитектуре, получивший название модерн (на французском - «современный»). Представители этого стиля в архитектуре использовали новые технические и конструктивные средства, свободно, чаще асимметричное планирования и современные материалы в отделке фасадов и интерьеров зданий (керамика, поливные изразцы) для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий и сооружений

Модерн, так сказать, завершил творческие поиски строителей XIX в. и стал ступенькой к архитектуре века двадцатого.

Культурология как предмет.

Культурология – это наука о культуре. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее сущностные характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества.

Задачи:

- исследование всех процессов взаимодействия человека с миром природы, миром социума и миром физического и духовного бытия человека,

- выявление макро динамики развития культуры,

- исследование микро динамики развития культуры,

- способы удовлетворения потребностей, принятых в данном обществе,

- выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох,

- роль культурного процесса в формировании человека,

- развитие категориального аппарата.

Сам термин «культурология» употребляется с начала ХIХ столетия. А в начале ХХ века крупный американский культуролог Лесли Уайт (1900 – 1975) осуществил попытку обоснования общей теории культуры, ввел в широкий оборот понятие «культурология», разработал теоретические основы культурологии.

«Отцом» культурологии по праву считается английский этнограф и историк культуры Эдвард Тайлор, его книга «Первобытная культура» до сих пор является эталоном культурологического исследования.

Кроме этого, большой вклад в развитие культурологии внесли зарубежные ученые: английский религиовед и этнолог Д. Фрезер, франко – немецкий мыслитель – гуманист А. Швейцер, испанский философ Х.Ортега-и-Гассет. О. Шпенглер, нидерландский историк культуры Й. Хейзинга, американские культурологи: Д. Белл, А. Кребер, К. Клакхон и другие.

Культурология вписывается в систему наук о человеке:

• философия культуры – объясняет культуры в обобщенном виде, выясняет сущность и смысл культуры, ценность ее элементов, философское отношение к культуре, оценочное и нормативное.

• культурная антропология – археология, этнология, лингвистика – структурные элементы. Эта наука исследует процесс социализации личности в различных культурах, влияние природной и культурной среды на духовный мир человека. В центре внимания – археологические науки.

• Историческая культурология – изучает историю цивилизаций и культур с методологических позиций. Сюда входит история культуры.

• Социология культуры – исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, которые появляются в сознании, поведении, образе жизни социальных групп. Тут изучаются субкультуры.

Структура культурологии (по Икониковой):

1) История мировой и отечественной культурологии

2) История культурологических учений

3) Социология культурология

4) Культурная антропология

5) Прикладная культурология.

Фишер – московский ученый выделяет 3 направления:

1) Фундаменальная культурология

2) Антропология

3) Прикладная культурология

Цели фундаментальной культурологии:

- Теоретическое познание феномена культуры

- Разработка методов исследования и разработка категориального аппарата

Цели прикладной культурологии:

- Прогнозирование

- Проектирование

- Регулирование актуальных культурных процессов

- Разработка основных направлений культурной политики

- Охрана и использование культурного наследия

- Деятельность в сети культурных институтов

Основные компоненты культурологии:

• Онтология – бытие культуры (многообразие ее определений, ресурсов, познаний)

• Гносеология – познание культуры (осознавать культурологическое значение и его место в системе наук)

Культурологические методы:

• Культурологический (культура – совокупность конкретных ценностей, форм)

• Семиотический – знаковый (культура – форма общения)

• Герменевтический – толкование текста (концентрирование методов и способов толкования текстов, пример: Библия)

• Контент-анализ (исследование носителей информации)

•Кросс культурный анализ (сравнительный метод исследования, который оперирует универсальными культурными моделями и темами)

• Аксиологический - (соотношение явления и фактов культуры с реальным местом, структурными ценностями)

Функции культурологических исследований:

  • познавательная — изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества, се структуры и функций, ее типологизации, дифференциации на отрасли, виды и формы, человекотворческого предназначения культуры;
  • концептуально-описательная функция — разработка теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов;
  • оценочная — осуществление адекватной оценки влияния целостного феномена культуры, ее различных типов, отраслей, видов и форм на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом;
  • объясняющая — научное объяснение особенностей культурных комплексов, явлений и событий, механизмов функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов;
  • мировоззренческая — реализация общественно-политических идеалов в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей;
  • образовательная — распространение культурологических знаний и оценок, что помогает студентам, специалистам, а также тем, кто интересуется проблемами культуры, узнать особенности этого социального феномена, его роль в развитии человека и общества.

Этапы становления научного знания о культуре :

1) донаучный этап содержит себе ранние стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершенности, т.е. цикличности культурно – исторического процесса. Определим его окончание возникновением науки нового времени (середина 17 в.)

2 ) научно – исторический этап продолжался до середины 19 века. На этом этапе еще не делается четкого разграничения между развитием истории и культуры. Для него характерно: стремление ученых понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей.

3) научно-философский этап (современный) – сохраняет и углубляет исторический подход в изучении культуры, но становится очевидным различие между историческим и культурным развитием. Происшедшее накопление исторических сведений о культурных явлениях предполагает их систематизацию и обобщение, определение ведущих тенденций и закономерностей развития культурно-исторического процесса.

В основе культурологии лежит модель, которая определяет ведущую роль:

1) Натуралистическая модель – человек – природный фактор, исходит из природы и ее законов, и ей же подчиняется. Автор: Руссо «Назад к природе» - главный тезис

2) Рационалистическая модель – роль человека в формировании объекта культуры является определяющей исторический процесс – процесс развития человеческого разума. Культура – способ реализации чело веского гения. Афвтор: Гегель, Гердер.

3) Символическая модель. Автор: Л.Уайт

Культура – реальный объект, функционирующий по определенным законам. Важную роль играет символика.

Л.Уайт: «Культура – внутренне организованная система явлений»

Культурный ареал – географический район разных культур, где обнаруживается сходство культур.

При анализе культуры сложились два подхода:

1. Функциональный – система взаимосвязанных элементов. Радклиф, -Браун, Малиновский.

2. Экологический – культура-средство адаптации к природе. Харрисон.

Методы познания культуры:

• Эмпирический – изучение образа жизни людей

Периодизация первобытного общества.

Фердисон делил общество на стадии:

1. Детство

2. Юность

3. Зрелость

Морган. История человечества:

1. Дикость

2. Варварство

3. Цивилизация

Периоды развития человеческого общества:

1) Ка́ менный век — древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

Нижний (ранний) палеолит —началось первое использование каменных орудий предками современного человека человек умелый (Homo habilis). Это были сравнительно простые инструменты, известные как колуны, сфероиды (грубо обитые камни) и отщепы. Около 1, 5 млн лет назад появился более развитый человеческий род человек прямоходящий (Homo erectus). Представители данного вида (синантропы) научились использовать огонь и создавали более сложные рубящие инструменты из камня, а также расширили ареал своего обитания за счет освоения Азии, что подтверждается находками на плато Чжоукоудянь в Китае. Около 1 млн лет назад человек заселил Европу и начал использовать каменные топоры.

Социальная организация людей находилась на стадии первобытного стада (неустойчивое, формировалось с целью охоты, для защиты от врагов, животных, стихии). Орудия работы — в целом наиболее примитивные каменные, деревянные, костяные инструменты. Хозяйство состояло из собирательства и охоты, люди вели кочевой образ жизни.

Средний палеолит —эпоха, длившаяся в период от 150 000 до 30 000 лет назад. Период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы. Характеризуется широким расселением человека в результате которого палеоантроп (человек среднего палеолита) расселился практически по всей свободной от ледника территории Европы. Значительно выросло количествоархеологических памятников. Территория в Европе заселяется до Волги. Одновременно появляются местные группы и культуры, что становится основой для рождения новых рас и народов. Усовершенствовалось производство каменных орудий труда. Каменная индустрия того времени носит название «леваллуа». Ручные рубила уменьшаются в размерах, часто изготовляются из отщепов. Появляются листоподобные наконечники и наконечники разных типов, которые использовались в сложных орудиях труда и оружии, например в метательных копьях. Типичное орудие труда мустье — скребло — имеет многолезвенные формы. Мустьерские орудия труда многофункциональны: они служили для обработки дерева и шкур, для стругания, резания и даже сверления.

Верхний (поздний) палеолит — период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения. 35 — 12 тыс. лет назад — наиболее суровая фаза последнего вюрмского оледенения, когда современные люди расселились по всей Земле. После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошел относительно быстрый рост их культур.

Мезолит;. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует. Мезолит отмечен прогрессом в развитии общественных факторов: формировании общих норм и правил поведения, запретов и предписаний, которые закреплялись идеологически и становились частью традиций, религии и табу. Распространяются формы насилия, связанные не с проблемой выживания, а с нарушением общественных норм, когда нарушители подвергались различным формам принуждения, а иногда и физической расправе.

Накапливаются новые знания об окружающем мире, развиваются и совершенствуются умения, помогающие выжить. Так, людям необходимо было знать особенности кормовой территории, повадки животных, свойства растений и природных минералов. Появился первый опыт лечения травм, полученных во время охоты, вывихов, нарывов, укусов змей и т. д. Проводились первые хирургические операции: удаление зубов, ампутация конечностей.

Образование первых так называемых «жилых холмов» (площадью приблизительно 2-4 га, иногда около 10 га) относится именно к периоду мезолита. то в мезолите он становится всё более и более оседлым, начинается интенсивное освоение территории вместо экстенсивного. Селения, как правило, сезонного характера. Активно развиваются ремёсла, не носившие в палеолите систематического характера (изготовление корзин, предметов одежды). Тем не менее, охота, рыболовство и собирательство всё ещё играют доминирующую роль.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.108 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь