Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет и задачи культурологии. Роль культурологии в современном обществе. Место культурологии в системе гуманитарных знаний.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Предмет и задачи культурологии. Роль культурологии в современном обществе. Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет культурологии позволяет ознакомиться с историей становления проблем культурологического характера, сформировать навыки применения в жизни категориального аппарата, дает необходимые знания о культурных ценностях, помогает осознать свои культурные и национальные традиции. Предмет и задачи культурологии заключены в передаче накопленных культурологических знаний, а также они дают возможность самостоятельно расширить свой кругозора. Термин «культурология» в широкое употребление ввел ученый Л. Уайт. Именно он первым попытался создать общие теории культуры. Предмет культурологии представляет собой комплексную социогуманитарную дисциплина, которая стремится к формированию системы знаний относительно культуры, рассматривая ее как целостное явление. Предмет и задачи культурологии - это исследования, нацеленные на описание культуры, анализ различных культур и их сравнение, познание межкультурных коммуникаций, а также разъяснение истоков специфического и общего, изменчивого и устойчивого в культуре. Предмет культурологии в настоящее время является интегративной областью познания. Базисом культурологии являются отдельные науки - история, археология, искусствознание, этнография и т. д. Культурология в качестве социогуманитарного знания рассматривает общее значение многогранного феномена культуры, в том числе и способы его исследования. Культура как предмет культурологии является целью исследований, приводящей к пониманию своей и иной культуры, при этом предметом выступает наполняемость общественной жизни. Следовательно, культурология - это взаимодействие различных элементов культуры: норм, традиций, обычаев, ценностей, культурных кодов, социальных институтов, идеологий, технологий и т.д. Культурология основывается на единство эмпирического и теоретического знания, поскольку рассматривает не только конкретные культурные процессы и явления, но и предельные абстракции. Предмет культурологии включает в себя как прикладные, так и фундаментальные исследования. Перечислим основные задачи культурологического исследования: -анализ культуры; - исследование содержания культуры; -определение взаимосвязей между элементами культуры; -изучение культурных единиц и типологий культур; -разрешение проблем, определенных социокультурной динамикой; -изучение культурных коммуникаций и кодов. На практике культурологические исследования находят свое применение в сфере управления и массовых коммуникаций. В культурологии используются следующие методы: -эмпирический - сбор и описание фактического материала; -сравнительно-исторический - обеспечивающий возможность сравнения самобытных явлений культурного комплекса в историческом разрезе; -структурно-функциональный - позволяющий разложить изучаемый культурный объект на составные части и выявить их внутреннюю связь; -генетический - позволяет познать изучаемый феномен с позиций его возникновения и последующего развития; -семиотический - определяется пониманием культуры в качестве знакового механизма, позволяющего передавать опыт из поколения в поколение, в качестве символической системы, которая обеспечивает социальное наследование. Культурология включает в себя несколько разделов и является комплексной наукой: - Философия культуры; - Теория культуры; - Социология культуры; - История культуры; - Культурная антропология. Таким образом, культурология не только описывает культурные ценности, накопленные человечеством, но и осмысливает их.
Структура и функции культуры. Артефакт i понятие культурной формы. Формы культуры. Термин «функция» (от лат. functio - «исполнение») переводится как «обязанность», «круг деятельности». Определяющей функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно-нравственная. Суть ее отражает понятие «культура души». От этой главной, системообразующей функции расходятся другие функциональные модификации культуры: адаптивная, регулятивная, познавательная. Адаптивная функция культуры представлена взаимодополняющими функциями: адаптации (приспособления), социализации (включения человека в общественную жизнь) и гармонизации (примирения рациональных и иррациональных начал в человеке). Главная культурная задача, решаемая в рамках данной функции, состоит в превращении человека из биологического существа в социальное и стабилизации его в этом качестве. Регулятивная функция может быть представлена тремя взаимодополняющими функциями: аксиологической, нормативной, семиотической. В этом ряду наиболее важнейшей является аксиологическая (ценностная) функция. Культура - это прежде всего нормативная система, и как таковая она формирует у человека определенные ценностные ориентации (наиболее значимые предпочтения личности). Мерилом их оценки выступает нравственное содержание. Если ценностные ориентации приобретают только прагматический характер, это может угрожать и самой личности, и обществу. Но культура не только совокупность норм, она является также совокупностью знаковых систем (речи, языка формул, искусства и т. д.). Семиотическая (знаковая) функция предполагает знание человеком специальных языковых систем. Познавательная функция включает в себя гносеологическую, коммуникативную и трансляционную функции. Гносеологическая (познавательная) функция культуры определяется ее способностью концентрировать в себе опыт многих поколений людей и через его призму давать народам целостное представление о них самих. В то же время – в порядке обратной связи – сама культура, ее уровень развития служат индикатором, позволяющим судить о преобразовательной деятельности человека (природы и самого себя). Коммуникативная функция позволяет вступать людям в общение друг с другом. Но для позитивного общения важно достичь определенного уровня взаимопонимания, формирование которого зависит от владения общей системой смыслов и специфическими языками. Функцию трансляции, передачи социального опыта от поколения к поколению обозначают также как информативную, или функцию исторической преемственности. В этой функции культура выступает как «память» человечества. Артефакт - (от лат. - искусственно сделанный) в обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естеств. и искусств. объектов. Культурные формы - это те оболочки, в которых представлен тот или иной культурный объект (артефакт). Их нельзя отождествлять с самим объектом. В мире вообще нет явлений, лишенных формы. В культуре формы выступают как упорядоченный способ организации того или иного культурного явления, события. Если содержание культуры характеризует все то, что содержится в ее системе, то К. ф. обнаруживают себя с одной стороны как внешнее выражение содержания, с другой - как ее тип и структура. Это определенная характеристика выявления дискретности и градуированности содержания. Черты культурного объекта, выражающие его праксиологические и символические функции, суть его форма. Понятие К. ф. по-разному применимо в его ипостасях: материальная, духовная, художественная культура, технология деятельности и ее результаты и т. д. К. ф. динамичны, конкретно историчны, в них всегда обнаруживается связь традиций и новаций, родового и локального.
Культура Исламского мира. Исламская культура - удивительно интересна и многообразна. Она завораживает своей строгостью и загадочностью. Исламская культура, это не только сам ислам, как религия, но и система культурных традиций, мощный идейный комплекс, социальные нормы, множество мифических и поэтических образов и преданий, определяющих быт и жизнь народов исламского мира. Пришел ислам с Запада Аравийского полуострова (современная Саудовская Аравия), где зародился в первой половине VII в. в Хиджазе. И не смотря на то, что является одной из самых молодых религий, на сегодняшний день более 700 миллионов человек во всем мире называют себя мусульманами. Термин «ислам» дословно переводится как «покорность» (воле Аллаха), а того, кто покоряется, зовут «муслим» (мусульманин). Основал религию пророк Мухаммед (570-632г.), родившийся в Мекке. С его слов был записан Коран - главная книга ислама. А из созданной им общины, впоследствии сформировался - Арабский халифат. Ислам пронизан идеей полного предопределения жизни человека волей Аллаха. А основной постулат сводится к тому, что «нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его». Религия занимает главенствующую роль в странах исламской культуры. Так, на основе Корана и хадисов (речей пророка) разрабатывается исламское законодательство - Шариат, представляющее собой совокупность правовых, моральных и этических норм поведения, охватывающих если не всю, то значительную часть жизни мусульманина. В исламской культуре существует множество запретов и предписаний. Исламский мир известен наличием строгих норм, касающихся положения женщины в обществе, предписанных Шариатом, особенно интересны нормы касательно одежды. Так, женщина должна скрывать все тело, кроме лица и ладоней. Лицо закрывается в случае если на нем есть косметика или краска. Одежда должна быть свободной из непрозрачной ткани. Исламская культура примечательна тем, что возникла и развивается на религиозной основе. Её представления о жизни сводятся к тому, чтобы жизнь велась в подчинении воле Аллаха, согласно его приказам и запретам, регулировании практически всех сфер жизни мусульманина строгими предписаниями Шариата.
Культура Нового времени. XVIII век. Как ни странно, но XVIII столетие уже век усталости от прогресса, когда возникли первые сомнения в правильности выбранного направления. Развивается литература, искусство, политика. Вместо абстрактных идеалов человека эпохи Ренессанса, да и XVII века, это столетие наконец-то понимает, что человек живой, обладает страстями, хочет конкретики, жаждет таинственности, иррациональности. Именно с этим связан расцвет масонства. Специфические особенности рассматриваемого периода в развитии Европы и ее культуры: становление техногенной цивилизации, буржуазных общественных отношений, становление рационалистического мышления. Четкой границы между эпохой Возрождения и Новым временем не существует, отзвук идеи Ренессанса в Европе ощущался очень долго, в разных государствах по-разному. Период Нового времени охватывает два различных по своему социально-политическому характеру этапа: 1. Почти весь XVII век - господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция и формирование новой картины мира и метафизической системы в философии. 2. Завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма в политической жизни, открытая борьба с изжившими себя феодальными порядками, борьбой за преодоление монополии католической церкви, стремление к свободомыслию и просвещению.
Предмет и задачи культурологии. Роль культурологии в современном обществе. Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет культурологии позволяет ознакомиться с историей становления проблем культурологического характера, сформировать навыки применения в жизни категориального аппарата, дает необходимые знания о культурных ценностях, помогает осознать свои культурные и национальные традиции. Предмет и задачи культурологии заключены в передаче накопленных культурологических знаний, а также они дают возможность самостоятельно расширить свой кругозора. Термин «культурология» в широкое употребление ввел ученый Л. Уайт. Именно он первым попытался создать общие теории культуры. Предмет культурологии представляет собой комплексную социогуманитарную дисциплина, которая стремится к формированию системы знаний относительно культуры, рассматривая ее как целостное явление. Предмет и задачи культурологии - это исследования, нацеленные на описание культуры, анализ различных культур и их сравнение, познание межкультурных коммуникаций, а также разъяснение истоков специфического и общего, изменчивого и устойчивого в культуре. Предмет культурологии в настоящее время является интегративной областью познания. Базисом культурологии являются отдельные науки - история, археология, искусствознание, этнография и т. д. Культурология в качестве социогуманитарного знания рассматривает общее значение многогранного феномена культуры, в том числе и способы его исследования. Культура как предмет культурологии является целью исследований, приводящей к пониманию своей и иной культуры, при этом предметом выступает наполняемость общественной жизни. Следовательно, культурология - это взаимодействие различных элементов культуры: норм, традиций, обычаев, ценностей, культурных кодов, социальных институтов, идеологий, технологий и т.д. Культурология основывается на единство эмпирического и теоретического знания, поскольку рассматривает не только конкретные культурные процессы и явления, но и предельные абстракции. Предмет культурологии включает в себя как прикладные, так и фундаментальные исследования. Перечислим основные задачи культурологического исследования: -анализ культуры; - исследование содержания культуры; -определение взаимосвязей между элементами культуры; -изучение культурных единиц и типологий культур; -разрешение проблем, определенных социокультурной динамикой; -изучение культурных коммуникаций и кодов. На практике культурологические исследования находят свое применение в сфере управления и массовых коммуникаций. В культурологии используются следующие методы: -эмпирический - сбор и описание фактического материала; -сравнительно-исторический - обеспечивающий возможность сравнения самобытных явлений культурного комплекса в историческом разрезе; -структурно-функциональный - позволяющий разложить изучаемый культурный объект на составные части и выявить их внутреннюю связь; -генетический - позволяет познать изучаемый феномен с позиций его возникновения и последующего развития; -семиотический - определяется пониманием культуры в качестве знакового механизма, позволяющего передавать опыт из поколения в поколение, в качестве символической системы, которая обеспечивает социальное наследование. Культурология включает в себя несколько разделов и является комплексной наукой: - Философия культуры; - Теория культуры; - Социология культуры; - История культуры; - Культурная антропология. Таким образом, культурология не только описывает культурные ценности, накопленные человечеством, но и осмысливает их.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы