Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Игровые i смеховые концепции культуры (Й.Хёйзинга, М.Бахтина и др.).
Одной из самых распространенных культурологических концепций нашего времени является концепция игровой культуры. Наиболее ярким представителем этой концепции является голландский культуролог Й. Хейзинга (1872-1945).Игра, в концепции Хейзинга, - это культурно-историческая универсалия. В своей работе «Homo ludens» - «Человек играющий» он поднимает самые глубокие пласты истории и развития культуры - игровые. Различные версии такой концепции обнаруживаются в творчестве Е. Финка, X. Ортеги-и-Гассета, Г. Гадамера и других культурологов XX века. Можно проследить точки совпадения и точки расхождения Й. Хейзинги как с авторами-современниками, так и с философами более раннего периода. Голландский исследователь в своих трудах опирается на исходящую от Канта и продолженную Шиллером и йенскими романтиками традицию истолкования искусства из игры как спонтанной, незаинтересованной деятельности, которая приятна сама по себе и независима от какой-либо цели. Хейзинга рассматривает игровое начало не только как свойство художественной деятельности, но и как основание всей культуры. Игра старше культуры. Все основные черты игры были сформированы еще до возникновения человеческого сообщества и присутствуют в игровых поведениях животных. Игра сопровождает культуру на всем протяжении ее истории и характеризует многие культурные формы. Культуроформирующее свойство игры связано с тем, что для изменения окружающей среды посредством любой материальной действительности человек должен был совершить предварительно аналогичную работу в собственном воображении, т. е. своего рода «проиграть» деятельностный процесс. Однако Хейзинга не сводит игровой элемент только к духовному проявлению. Игра присутствует и во всех сферах материальной культуры и определяет содержание ее форм. Немаловажную функцию в реализации игрового начала выполняют идеалы социальной жизни, определяющие духовную жизнь общества. В определенные моменты истории игра выполняет роль драматургической основы в реализации высшего социального сюжета, социально-нравственной идеи. Общественные идеалы, несомненно, содержат много игрового, так как они связаны с областью мечты, фантазии, утопических представлений и могут быть выражены лишь в игровом пространстве культуры. Согласно концепции Хейзинги, целые эпохи «играют» в воплощение идеала, как, например, культура Ренессанса, стремившаяся к возрождению идеалов античности, а не к созданию принципиально новых, «своих» ориентиров. Анализ современного культурного состояния в аспекте игры предпринял испанский философ X. Ортега-и-Гассет. Являясь беспощадным критиком массовой культуры, захлестнувшей Европу в нынешнем столетии, Ортега-и-Гассет противопоставляет ей подлинную «живую» культуру, которую человек делает личным достоянием, обращаясь к ней в силу спонтанной внутренней потребности. Переворот в теории литературы вызвала работа Бахтина о Франсуа Рабле, в которой ученый доказал, что литература имеет корни в «народных праздниках»: карнавалах и мистериях древности. В целом, идеи ученого о природе смеховой культуры открывают для литературоведения и культурологии целый новый мир - мир мифоритуальной традиции, которую Бахтин увидел в карнавале. Бахтин убедительно показывает, что карнавальный смех, амбивалентный (амбивалентный-двойственный, характеризующийся одновременным проявлением противоположных качеств) по своей природе, разрушает всякую иерархию, развенчивает устоявшиеся догмы. Карнавал сближает, объединяет людей, сочетая высокое с низким, великое с ничтожным, мудрое с глупым. В нем как бы воскрешается первобытный хаос с его логикой мира «наизнанку», символикой постоянных перемещений верха и низа («колесо»), «лица» и «зада», разнообразными видами пародий, переодеваний, шутовских развенчаний. При этом карнавальная маска, «будто бы призванная скрывать подлинное лицо индивида, на самом деле выставляет напоказ его внутреннюю суть, которую он обычно вынужден скрывать».Маска уравнивает разные положения, скрадывает душевные различия, делает незаметными внутренние колебания и нерешительность. Торжествуя временное освобождение от господствующей морали, «низовая» смеховая культура всегда готова разрушить запреты и низвергнуть «верх». 26. Историческая типология культуры. Концепция " осевого времени" К.Ясперса. Социокультурные миры делятся: Первобытная культура - самая длительная в истории человечества. Время возникновения определить точно не возможно, может быть она современно человечеству как биологическому виду. Восточная культура название условное в европейской культурологической науке издавна принято противопоставлять восточную культуру западной в качестве единого целого, но это не верно сама восточная культура тоже не представляет собой чего-то целостного. Античная культура - возникает с образованием греческих полисов - городов-государств на землях Греции и Малой Азии в нач. 1 тыс. до н.э. завершается падение Римской империи в 5. в. до н.э. Античная культура так же находилась под сильным влиянием мифологии, но античная культура обладала письменностью, поэтому миф престает быть единственным средством сохранения информации. Средневековая культура условно его рамками считается период с 5 по 15 вв. В формировании средневековой культуры приняли участие три силы 1.традиции дряхлеющей греко-римской культуры, сохранялась главным образом в городах основанных римлянами. 2.дух варварства его носителями были жители бывших провинций римской империи и приграничных районов, большинство из них принадлежали к германской группе народов. 3.Христианство оказало особенно сильное влияние на развитие культуры Европы. Культура Возрождения. - первые признаки появились уже в конце 13 в., расцвета достигло в 15-16. Термин Возрождение возникает в середине XIX века в него вкладывался не только смысл восстановления античной культуры, но и рождения Новой культуры. Наиболее развернутая концепция Возрождения подразумевала обновление духовной жизни, восстановление того что составляет своеобразие человека, причем старая цивилизация становится инструментом такого обновления. Новое время - 17 до нач. 20 вв. Эпоха Возрождения и Реформации заложили основы новой культуры. Дух капитализма. Новая этика мирского призвания. Интерес к миру. Развитие торговли промышленности. Высокий авторитет знания. Новое естествознание. Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Как уже говорилось выше, древневосточные общества называют также традиционными. Объяснить причину этого попытался немецкий философ Карл Ясперс, выдвинувший так называемую теорию осевого времени, по поводу которой он отметил, что «осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями». Эту ось Ясперс проводил в районе 500 г. до н.э. и связывал ее с появлением человека современного типа, с началом борьбы рационализма с мифом. Наиболее ярко это проявилось в Китае, Индии, Греции и ближневосточных культурах. Вследствие этого сформировались новые общества, которые развивались более динамично - это эллинистические цивилизации Азии и Римская империя, на основе которой возникла современная европейская цивилизация. В период осевого времени возникли наиболее известные религиозные и философские школы древности - конфуцианство, буддизм, зороастризм, учение греческих философов Парменида, Гераклита, Платона и других. Человек в эту эпоху достигает подлинного самосознания, обновляет традиции прошлого на основе индивидуального опыта и рационального сознания. Наиболее ярко, считал Ясперс, это проявилось в культуре Индии, Китая, Эллады и Ближнего Востока при одновременном исчезновении великих древних культур Египта и Вавилона. Карл Ясперс, опираясь на свою теорию, сделал вывод, что различия между Востоком и Западом не носят абсолютного характера, поскольку и Запад, и Восток в послеосевое время динамично развивались, хотя Восток и сохранил в своих культурах традиции времени доосевого. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы