Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Факторы и механизмы трансформации культурыСтр 1 из 4Следующая ⇒
Или Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. С другой стороны, это " живая" (т.е. сиюмоментная, сегодняшняя) человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим. Именно в таком непрерывно соверщающемся обмене знаниями, умениями, навыками, способностями заключается смысл культурного процесса. Итак, несмотря на сложности, структурирование культуры возможно. Сегодня принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру. 1. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. 2. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.). Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности. Далее в соответствии с конкретными носителями выделяются также 3 культуры социальных общностей (классовая - дворянская, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Все это структура культуры по ее носителю. Кроме этого культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная культура и духовная. Однако надо иметь в виду, что их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. В материальную культуру входят: 1. культура труда и материального производства; 2. культура быта; 3. культура топоса, то есть места жительства (жилище, дома, деревни, города); 4. культура отношения к собственному телу; 5. физическая культура. Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя: 1. познавательную (интеллектуальную) культуру; 2. нравственную; 3. художественную; 4. правовую; 5. педагогическую; 6. религиозную;
4. Культурология – это двухуровневое знание. Культурология делится на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная культурология (где сконцентрированы все теоретические концепции) изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Она вырабатывает категориальный аппарат, разрабатывает методы исследования культурных процессов. Прежде всего выделяется теория культуры, которая занимается выявлением основных форм культуры, соотношением различных культур между собой (их взаимовлиянием и взаимопроникновением), а также исследованием взаимодействия культур и внекультурных организаций. Прикладная культурология (исследует процессы культуры в реальной жизни) ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях. Она занимается разработкой специальных технологий по передаче культурного опыта. В прикладной культурологии формируются такие приемы исследования как музееведение, архивное дело, библиотечное дело и некоторые другие. Фундаментальная культурология имеет 4 направления: 1. – социальная культурология-она изучает культуру как результат деятельности человека. Социальная культурология на сосредотачивает внимание на личности человека. Человек здесь обычная функциональная единица, воспроизводящая культуру. 2 – психология культуры-обращает внимание на культуру как на результат психической деятельности человека, изучает человека, как носителя той или иной культуры; 3 – культурная семантика-изучает языки культуры. Здесь рассматриваются культура как текст. Любое произведение культуры можно прочитать как текст. Наука, занимающаяся рассмотрением текстов называется герменефтика; 4 – культурологические теории. История культурологи. Изучаются теории культуры. Личность человека, как творца культуры и отдельные культурные эпохи. 5. К самому первому методу нужно отнести эволюционный метод, который результативно использовался на начальном этапе развития культурологии сначала английской школой Э. Тайлора, а затем в первой половине 20 века Л. Леви-Брюлем для анализа связи культуры и особенностей мышления человека. Данный метод наравне с диалектическим изучает культуру как динамическую структуру с цепью последовательных изменений, а также учитывает изменения, происходящие резко, и даже скачкообразно, такие как культурная революция, входит в состав исторического метода. В методы культурологических исследований входят также структурный метод. Он ориентирован на исследование структуры культурной системы и взаимосвязей между элементами системы, например, между религией и наукой. Также в методы культурологических исследований входит функциональный метод, который исследует функции культуры, как например, такой культурный феномен как религия и ее влияние на жизнь общества. Данный метод с точки зрения функций огромное значение придает изучению интересов и запросов людей, способов удовлетворения их потребностей, так как у каждого культурного элемента своя особая функция. Функциональный метод, выявляя общие законы функционирования всех культур, дает любому культурному элементу объяснение. Системный метод также входит в методы культурологических исследований. Он изучает любую культуру как единое целое, в котором все связано, не имея отдельных элементов. Изучив эти свойства, данный метод позволяет дать общее определение какой-либо культуре, к примеру, военной. Типологический метод используется в культурологии для изучения и выявления типа культуры, выявляя наиболее характерные и важные черты данной культуры. Данный метод позволяет выявить такие типы культур как западные и восточные. Сравнительный метод также активно применяется в культурологии, так как позволяет, сопоставив культурные феномены и различные культуры, выявить общие морфологические особенности, структуру и особенности культур. Компаративный метод культурологического исследования позволяет провести сравнительно-исторический анализ различных культур либо какой-то области культуры на определенный отрезок времени. Сравнивая обычно какую-то общую для этих культур область, чтобы выявить их отличие. Помимо перечисленных методов культурология использует методы, используемые в различных областях деятельности общества, к примеру, анализ и синтез, абстрагирование, классификация (упорядочив на основе одного признака культуры или культурного феномена), индукция и дедукция и многие другие. Используя все возможные методы культурология позволяет изучить мир культуры и понять его. 6.1.Экономическая культура 2.Политическая культура. 4.Педагогическая культура 7.Культура – это область деятельности человека, в процессе которой он само выражается и проявляет свою субъективность – навыки, умения, знания, характер. Культура связанна и с творчеством, и с повседневностью. Поэтому, каждая культура имеет дополнительные характеристики. Что б выяснить применение и распространение культуры в пространстве, нужно изучить её структуру, типологию и мифологию. Для этого рассматривают, какие виды представляет культура: · Материальная культура – культура, что выражается с помощью деятельности в предметной форме и направлена на необходимые нужды каждого человека. В её состав входит следующее: культура труда (методы и орудие труда, сооружения для производств, коммуникационная система, структура энергетики); повседневная культура – материальное выражение быта от одежды к хозяйству; культура местности – характеризуется видами жилых помещений и особенностями структуры отдельно взятого населения. · Духовная культура – творческая деятельность человека, имеет субъективное выражение и направлена на вторичные нужды. Составляющими этого вида культуры являются: культура религии – трактовка религии, собраны в систему, культы, этнография; культура нравственности – осмысление нравственности, выраженное в теории (этика) и выражение общественности (мораль); культура права – законодательная и исполнительная система права, судебная деятельность, послушание законов; культура политики – политические нормы, идеология, взаимно существование политических субъектов; культура педагогики – теория с практикой системы воспитания и образовательного процесса; культура интеллектуальности – наука, история, философский подход; К духовной культуре, как к виду культуры в целом также могут относиться объекты материального понятия – библиотеки, театры, кинотеатры, учебные заведения, судовые залы, концертные сооружения. · Художественная культура – вид культуры, который имеет творческий подход к деятельности, как и духовная культура, относится к вторичным потребностям человечества. В состав этого вида культуры входят: прикладное искусство – подразумевает под собой косметику, парикмахерскую среду, кулинарное искусство, флористику и т.д.; 7 видов традиционно «чистого» искусства – танец, музыка, театр. Архитектура, изобразительное искусство, кинематограф, литература. · Физическая культура – вид культуры, который выражается в субъективной телесности. Обеспечивает потребности человека первой необходимости. Составными частями этого вида есть: культура физического развития человека – распространяется от области физкультуры к занятиям спорта на профессиональном уровне; рекреационная культура – умение поддерживать организм в тонусе и при надобности его восстановление. Этими вопросами занимаются туризм и медицина; культура секса – выражение сексуальности, как общепринятого чувства и удовлетворение надобностей, связанных с этим понятием. 8. 1. Доминирующая культура («официальная культура»). Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой. Доминирующая культура может быть национальной или этнической. А) Этническая культура — это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Б) Н ациональная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Национальная культура имеет следующие характеристики: - в ней действуют национальный образовательный стандарт и государственная система просвещения, - утверждает национальный стандарт литературного языка, - в ней вырабатываются общие для всех законы, регулирующие социальное поведение, - определяется национальная программа охраны культурного наследия, - системой СМИ охвачено практически все взрослое население и т.п. В национальной культуре основой организации и регуляции людей становится национальное государство, внедряющее общие шаблоны и образцыв сфере моды, по отношению образу жизни, потребительскому спросу; также задачей государства становится эффективная передача культурных образцов следующему поколению, т.е. социальное воспроизводство общества. 2. Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. В современном мире различными субкультурами выступают: - подростково-молодежные субкультуры (рокеры, байкеры, хиппи и пр.), - криминальные субкультуры (хулиганы, мошенники, проститутки, наркоманы и пр.), - религиозные, авторитарные секты («Свидетели Иеговы», «АУМ Синрике» и пр.), - корпоративные субкультуры (культура ученого, журналиста, бизнесмена, шоумена, продавца, официанта, дворника, шофера и т.д.) - возрастные субкультуры (молодёжь, пожилые, дети). 3.Контркультура (от латин. contra - против) - это категория современного обществознания, обозначающая новые социокультурные ценности и установки, противоречащие фундаментальным принципам традиционной культуры.
9. 1. Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими нравственными и эстетическими задатками.Именно элита - по мысли сторонников этого направления, - обеспечивает общественный прогресс, поэтому художественная культура должна быть ориентирована на удовлетворение ее запросов и потребностей. Составные части элитарной культуры: - изящное искусство; - классическая музыка; - классическая литература. Особенностью является то, что элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры – «Искусство ради искусства». Элитарная культура представлена, как правило, студиями, художественными и философскими кружками, научными школами. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. 2. Народная культура. Народная культура - традиционна, коллективна, однородна, отражает характер народа. Ее источник - село. В отличии от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную называют любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. В основе народной культуры всех этносов всегда лежали культ доброты и красоты, справедливости и истины. Народная культура состоит из двух видов — популярной и фольклорной культуры. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа. Это сниженный, ограниченный уровень культуры. Фольклорная культура отображает прошлое народа. Фольклор всегда: - локализован, так как связан с традициями данной местности; - демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. Народная культура включает Мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы Аудитория народной культуры — всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе. 3. Массовая культура (от латин. massa - ком, кусок и cultura - возделывание, воспитание) - в наиболее концентрированном виде представляет собой совокупность явлений культуры XX века, характерных для экономики, управления, досуга, общения и особенно, для сферы художественной культуры. Время ее появления — середина XX века. Она возникает на основе техники массовых коммуникаций - радио, кино, телевидения. Массовая культура с достаточно низкой художественной ценностью и самой широкой аудиторией; причём такая культура всегда является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды.
. 10. Сложная структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Коротко охарактеризуем основные. 1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон говорил о ней - " cultura animi" - возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция " возделывания" духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение. Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к " преображению жизни". Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее. 2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Однако культура - это не некий " склад", " хранилище" запасов социального опыта, а средство объективной оценки, жесткого отбора и активной передачи лучших " образцов", имеющих действительно непреходящее значение. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв в культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен " манкуртизма" ) со всеми вытекающими отсюда последствиями. 3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, ч то общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. 4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право. 5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами. 6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки. 11. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (греч. morphe — форма, logos — наука, учение, и лат. cultura — возделывание, воспитание) — одна из основных наук о культуре. 12. В самом широком смысле под языком культуры понимаются знаки, формы, символы, тексты, позволяющие людям общаться друг с другом, ориентироваться в мире культуры. В языке культуры выражаются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия и образы. В отличие от речи язык культуры не ограничивается словами. В качестве особых языков в культуре задействованы: · акты человеческогоповедения, имеющие высокую информативную значимость; · художественные образы в разных видах искусств; · специальные церемониальные, ритуальные и обрядовые ситуации, совершаемые по особому сценарию; · особые смысловые конструкции, заложенные в тексты философских, религиозных и литературных сочинений (не сводимые к непосредственному смыслу слов, которыми они изложены); · символические черты любых продуктов материальной деятельности человека и т.п. Виды языков культуры можно выделять по: ü по отнесенности к определённой области действительности или человеческой деятельности (язык искусства, сленг математики); ü по принадлежности к определённой (этнич., проф., историко-типологич. и т.д.) субкультуре, ü по принадлежности к языковому сообществу (англ. язык, язык хиппи); ü по знаковой представленности, ее типам (вербальный, жестовый, графич., иконич., образный, формализованный языки) ü по определённым культурным порядкам (язык причесок, язык костюма); ü с т. зр. приоритетности и популярности на том или ином уровне культуры, в той или иной ее специализир. форме, в той или иной субкультуре.
13.Знак — это материальный предмет (явление, событие), объективно заменяющий некоторый другой предмет, свойство или отношение и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Выделяют шесть типов знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциальные, вербальные, системы записи. Под естественными знакомы понимаются веши и явления природы в том случае, когда они указывают на какие-то иные предметы или явления и рассматриваются в качестве носителя информации о них. Естественные знаки — это знаки-признаки, например дым — знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, нужно знать, признаком чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию. Функциональные знаки — это вещи и явления, имеющие непосредственное прагматическое предназначение, а знаками они становятся, потому что включены в человеческую деятельность и несут информацию о ней. Это тоже знаки-признаки, например производственная техника, поскольку любой механизм или деталь может выступать как знак, содержащий информацию обо всей технической системе, элементом которой он является, например действия учителя, водящего пальцем по списку учеников в журнале, становятся знаком начинающегося опроса. Функциональные знаки нередко имеют вторичные значения, приписываемые им по аналогии, что особенно хорошо видно в суевериях: подкова — к счастью, женщина с пустыми ведрами — к несчастью и т.д.
13. Конвенциональные (условные) знаки — искусственно созданные знаки, которым люди договорились приписывать определенное значение. Они могут быть совсем не похожи предмет, который обозначают (хотя это и не исключено). Различают 4 типа конвенциональных знаков: 1) сигналы, извещающие или предупреждающие людей. Например, цвета светофора. 2) индексы — условные обозначения каких-либо предметов или, ситуаций. Например, картографические знаки.; 3) образы строятся на сходстве, подобии с тем, что они обозначают. Например, знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы, эскалаторы и т. д.; 4) символы — материальные или идеацнальные. Они в наглядно-образной форме передают абстрактные идеи или понятия, связанные с этим объектом. Наиболее простыми формами символов являются эмблемы, гербы, ордена, знамена и т. д. 14. Важнейшей знаковой системой являются вербальные знаковые системы — разговорные языки. Любой естественный язык — это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры того или иного народа, говорящего на данном языке. Эта система складывается на основе психофизиологических возможностей, заложенных в биологической природе человека (устройство мозга, гортани, органов слуха и т. д.). Однако язык имеет социальную природу. Он формируется и развивается людьми только благодаря их совместной деятельности и общения. Самая главная особенность вербальной системы состоит в ее специфической структурной организации. Вербальная система представляет собой полиструктурную, разветвленную, иерархическую, многоуровневую организацию знаков. Базисной структурной единицей является слово, которое, в свою очередь, внутренне структурировано (корень, суффикс, приставка, окончание и т. д.). Слова объединяются во фразы, предложения, высказывания. Из последних складываются тексты. Естественный язык — это открытая знаковая система. Он, в отличие от искусственных формализованных языков, способен к неограниченному развитию. Эта особенность языка имеет большое значение для изучения культуры. История развития культуры отражается в истории развития языка. Новые явления в жизни людей, открытия в науке и технике запечатлеваются словами, пополняют словарный запас языка — лексику. Вместе с тем уходят из употребления или изменяют значение и стилевую окраску слова, связанные с уходящими в прошлое условиями жизни. Особенно сильное влияние на эволюцию естественного языка оказывают общественные преобразования в стране. Однако, несмотря на подвижность, основной словарный фонд — лексическое «ядро» языка — сохраняется веками. Таким образом, язык в своей основе остается одним и тем же в течение столетий, и это является основой взаимопонимания поколений, сохранения опыта прошлого в культуре. 15.Знаковые системы записи — письмо, ноты и т.п. — в истории человечества появились довольно поздно. Они возникли на базе других знаковых систем — разговорного языка, музыки и т.д. и вторичны по отношению к ним. Появление и развитие письма сыграло особенно большую роль в истории культуры. Без письма невозможно развитие науки, техники, права и т.д. Появление письма ознаменовало начало цивилизации. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы