Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Стадии процесса социализации



Стадия первичной социализации – продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Большое значение на этой стадии имеют познавательные процессы и овладение ребенком социальными ролями в игровой деятельности, его упражнения в самоидентификации, появление и закрепление системы ожиданий, требования к нему со стороны родителей, характер их обращения с ним. Происходит в малых социальных группах (семья, ясельная группа и т. д.). Основными агентами социализации являются родители, родственники, друзья семьи и т. д. (первичные агенты социализации). В этой стадии, по Фрейдувыделяется:

1) оральная стадия (от рождения до 2 лет) – мир ребенка сосредоточен вокруг его рта;

2) анальная стадия (от 2 до 3 лет) – привитие навыков гигиены и опрятности, часто сопровождается наказанием за мокрые штанишки. Эта стадия во многом определяет дальнейшее развитие ребенка;

3) фаллическая стадия (от 4 до 5 лет) – появляется симпатия к родителям противоположного пола и идентификация себя с родителем своего пола, подражание им. В этот период появляются первые конфликты, связанные с полом (Эдипов комплекс у мальчиков, и комплекс Электры у девочек);

Стадия индивидуализации (маргинализации) – наблюдается в подростковом и юношеском возрасте, происходит в больших социальных группах и проявляется желанием выделить себя среди других, критическим отношением к общественным нормам поведения. К первичным агентам социализации добавляются вторичные – социальные институты социализации. Эти институты по своему социальному статусу могут быть формальными (официальные учреждения общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.)) и неформальные институты (разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья, класс, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. д.)).

Формальные и неформальные институты социализации часто имеют разные цели и способы воздействия, вследствие чего возникает борьба между ними, результатами которой являются такие социальные явления как «дети улицы», правонарушители и бунтовщики, люди с «двойной моралью», расхождение системы ценностей разных категорий граждан и т. д.

В подростковом возрасте для стадии индивидуализации характерно самоопределение понятия «мир и я», неустойчивость мировоззрения и характера подростка. В юношеском возрасте вырабатываются устойчивые свойства личности;

Стадия интеграции наблюдается в позднем юношеском возрасте, когда появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

1) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

2) изменение себя;

3) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Стадия устойчивой социализации или трудовая стадия социализации продолжается весь период трудовой деятельности человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. На этой стадии человек обычно достигает стабильного положения в обществе, что свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности;

Стадия утраты статуса или послетрудовая стадия социализации начинается с выхода на пенсию, характеризуется воспроизводством социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

27. Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить неко­торые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты культуры.

Социальные институты культуры (от лат. iftStitutum— установление, учреждение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно-значимые функции. Термин «социальный институт культуры» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте армии, институте религии и т. д. Во всех этих случаях имеются в виду относительно устойчивые типы и формы социальной деятельности, связей и отношений, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений. Рассмотрим же конкретно, что вызывает к жизни социальные институты культуры и каковы их наиболее существенные характеристики.

Основное предназначение социальных институтов культуры — обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, регулирует отношения между полами, поколениями и т. д. Потребность в безопасности и социальном по­рядке обеспечивают политические институты, важнейшим из которых является институт государства. Потребность в добывании средств существования и распределения ценностей обеспечивается экономическими институтами. Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров обеспечивают институты образования. Потребность в решении духовных и прежде всего смысложизненных проблем обеспечивается институтом религии.

Социальные институты способны выполнять свое предназначение за счет упорядочивания, стандартизации и формализации общественной деятельности, связей и отношений. Этот процесс упорядочивания, стандартизации и формализации называется институционализацией.


2. Институционализация есть не что иное, как процесс формирования социального института. Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Предпосылкой появления социальных институтов культуры является возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий, а также условий, обеспечивающих это удовлетворение. Другой предпосылкой процесса институционализации является формирование общих целей того или иного сообщества. Человек, как известно, это общественное существо, и люди пытаются реализовать свои потребности, действуя сообща. Социальный институт культуры образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений индивидов, социальных групп и иных общностей по поводу реализации тех или иных жизненно важных потребностей.

Необходимым шагом на пути институционализации является закрепление этих шаблонов поведения в качестве обязательных норм сначала на основе общественного мнения, а затем и санкционирования формальными органами власти. На этой основе разрабатывается система санкций. Таким образом, институционализация прежде всего представляет собой процесс определения и закрепления социальных ценностей, норм, образцов поведения, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения определенных жизненно важных потребностей.

Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

Само по себе наличие этих социальнокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование института культуры. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего ми­ра личности, были интернализированы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий является также важнейшим элементом институционализации.

И последним важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института культуры. Внешне социальный институт культуры и представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство и т. д. которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы.


3. Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

1 Экономические институты — собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа — обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни

2. Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

3. Воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение ycтойчивых социальнокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4. Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению кмотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения

5. Нормативно - санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписании, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительность санкцией.

6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Основной содержательной функцией каждого конкретного социального института, как отмечалось выше, является удовлетворение тех социальных потребностей, ради которых сформировался и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие социальные связи и отношения людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. В этом плане следует назвать пять основных функций.

1. Функция определения, закрепления и воспроизводства связей и отношений. Каждый институт вырабатывает систему ценностей, норм и образцов поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов, делающих dio поведение предсказуемым. В рамках данного института вырабатывается определенный социальный контроль, который обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность, связи и отношения каждого члена института

2. С этой функцией тесно связана регулятивная функция, которая состоит в том, что социальный институт культуры обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки ценностей, норм и образцов поведения. Эта функция охватывает всех членов общества. Каким видом деятельности он ни занимался, в какой плоскости ни осуществлялись бы связи и отношения, человек всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области и сфере отношений

3. Интегративная функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, общностей, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция в институте сопровождается упорядочиванием системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов.

4. Коммуникативная функция осуществляется на основе личного взаимодействия и обмена информацией. Коммуникативные связи членов института имеют свою специфику. Это формализованные связи, осуществляемые через систему институционализированных ролей. Информация, произведенная в институте, распространится как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимоотношениях между институтами.

5. Транслирующая функция проявляется в передаче социаль­ного опыта. Каждый институт обладает определенным механизмом, позволяющим индивидам специализироваться на основе усвоения его цен­ностей, норм и образцов поведения.

28. Человек принадлежит природе, он ее частичка. Он поднимается над природой как социальное существо, способное жить, действовать, обеспечивать свое существование только в обществе и во взаимодействии с природой. Он оказывается способным к человеческим видам деятельности, овладевая культурой. Культура делает человека личностью, индивидуальностью. В человеке соединены природное, социальное и культурное начала, они интегрированы в нем, образуя единство и целостность.

Природа, общество, культура - составляющие бытия человека, а их взаимоотношение в процессах человеческой деятельности определяет в каждую историческую эпоху ее фундаментальные проблемы.

На ранних ступенях культуры ее воздействие на природу было незначительным, ее " присутствие" в природе - едва заметным. Первые виды производственной деятельности - собирательство, охота, рыболовство - являлись присвоением продуктов природы и воспроизводили аналогичную деятельность животных. Культура проявлялась лишь в производстве и использовании орудий, в зачатках социальной организации. " Окультуривание" природы по-настоящему началось с неолитической революции - с появлением земледелия, оседлого образа жизни, начал общественного разделения труда. И оно резко возросло с возникновением цивилизации с ее городами, каналами, дорогами, использованием металла, ускорившимся ростом населения, концентрацией масс людей, их перемещением. Цивилизация разрушает девственную природу, поскольку человек, приспосабливая окружающую среду к своим потребностям, большей частью не считается с тем, что нарушает связи природы и затрудняет или подрывает ее естественное воспроизводство и саморегуляцию. С ростом культуры эта антропогенная нагрузка на природу постепенно возрастала.

И тем не менее эта нагрузка носила локальный характер и природа в большинстве случаев восстанавливалась, преодолевая негативные последствия воздействия культуры. Силы человека были ничтожны по сравнению с мощью естественных стихий, и анклавы окультуренной природы в пределах ойкумены (обитаемой части суши) оставались островками, мало менявшими общую картину планеты.

Человек в течение многих тысячелетий довольно плохо представлял себе мир, в котором он живет. Он не выделял себя из природы и переносил на нее представления, сложившиеся у него о себе самом и своем ближайшем окружении в процессе его повседневной жизни. Так рождалось мифологическое сознание с его антропоморфизмом и поклонением различным силам природы, от которых зависело существование людей. Дальнейшее развитие шло от " мифа к логосу". Преодолевая мифологию, возникавшая философия впервые постаралась построить общую объективную картину мира как самостоятельного, находящегося в вечном движении и подчиненного естественной необходимости бытия.

Качественное изменение произошло с возникновением индустриального производства, использующего машинную технику и опирающегося на науку. Новая эпоха написала на своем знамени, что знание - сила, а человек - истолкователь и преобразователь природы.

Познавая ее, человек может реализовывать свои знания в технических устройствах, во много раз усиливающих возможности его воздействия на природу, ее преобразование в интересах человека, и тем самым добиваться господства над природой.

29.

30. Культурологический аспект глобализации и антропологический кризис. Человечество в процессе своей деятельности создало на планете Земля исключительную среду существования устойчивых явлений природы – техногенных процессов. Это среду называют техносферой. Состояние, переживаемое человечеством, с полным правом можно назвать временем крутого цивилизационного перелома, временем тревог и надежд. Человек стремится жить по-новому, найти свое место в жизни. И это стремление порождает зачастую страх, неуверенность в будущем. Человечество подошло к опасному рубежу. Машинная техника радикально изменила повседневную жизнь человека. Превратив все в некий механизм. Технизация все шире распространилась в индустриальном обществе. В этой связи представляется очень удачным термин «технокультура», примененный Ж-П. Кантеном. Под технокультурой понимается: все, что может быть влиятельным и эффективным, должно уподобиться машине, то есть приобрести точный, обязательный характер. Надвигается системный кризис в жизни общества: экологический, социальный, финансово-экономический, политический, т.е. во всех областях жизни.

Глобализация ( от лат. Globus – шар ) – это процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду.

Глобализация всех сфер и областей жизнедеятельности - одна из основных тенденций развития в современном мире.

Процессы глобализации становятся возможными, когда создаются предпосылки для возникновения единой мировой инфраструктуры, когда достигается определенный наднациональный уровень стандартизации и унификации, позволяющий местным национальным и региональным образованиям интегрироваться по единым основаниям в единую взаимосвязанную мировую суперструктуру.

Процесс глобализации сопровождается созданием различных наднациональных институтов обеспечивающих и облегчающих процесс взаимодействия между национальными структурами, а также вырабатывающих нормативную базу для нормального и результативного взаимодействия любых национальных образований.

В процессе формирования монокультурного мира выделяются следующие тенденции:

1) Глобализация сегодня выступает как распространение тех принципов, которые определяют специфику развития западного мира.

2) Глобализация сегодня выступает как распространение, прежде всего североамериканской культуры. Это позволяет говорить о том, что глобализация ( по крайней мере в России ) наступает в форме американизации со стандартизованным образом и идеалами жизни, формами политической организацией общества, жизненными ценностями и типом массовой культуры. Этот процесс определяется как объективными причинами, в том числе экономическим первенством США, так и субъективными, а именно целенаправленным распространением североамериканской культуры как «великого агента глобализации» ( о чем писал З. Бжезинский и Р. Стил ).

3) Третья тенденция монополизации мира связанна с разрушением традиций, исчезновением обычаев и обрядов, фиксирующих и транслирующих определенную картину мира, свидетельствует о распадении целой системы представлений ценностей, социальных связей, которые и составляют своеобразие каждой из национальных культур, культура утрачивает способность к самопроизводству.

4) Изменение соотношения между высокой специализированной, народной и массовой культурой, где последняя, безусловно, доминирует.

Массовая культура управляет и элитарной культурой, и народной, включая их в систему культурной циркуляции только через адаптацию их ценностей к массовому сознанию и превращая их в продукты массового потребления. Массовая культура в процессе глобализации выступает в качестве универсального культурного проекта, основой формирующейся транснациональной культуры, в этом смысле она становится инструментом разрушения национальных культурных традиций, механизмом культурной экспансии и американизации культуры.

5) Пятой существенной тенденцией, сопровождающей формирование монокультурного мира является распадение естественных связей в культуре и нарушение механизмов идентификации. Это выражается в кризисе и национальной, и политической, и религиозной, и культурной идентичности, когда человек теряет способность сопоставлять свой образ мира с общепринятым в рамках этноса, нации, государства, класса или любой иной общности. И как маргинал, он становится легко управляемым. Эти процессы являются общемировыми, но особенно ярко они проявляют себя в России, находящейся в условиях обретения новой идентичности и самоопределения.

Разрушение национальной и этнической идентичности приводит к формированию новых идентичностей, основанных на иных принципах самоидентификации. В этой связи огромное значение приобретает задача сохранения национально-государственной самобытности. Это особое отношение к традиционной культуре и традиционным ценностям, выраженное и законодательно, и финансово в виде целенаправленно выделенных средств, наблюдается преимущественно в тех регионах, где процессы глобализации ощущаются особенно явно: в Западной Европе, Юго-Восточной Азии, в Японии.

6) Шестой тенденцией, сопровождающей унификацию культуры, является существенная трансформация национальной специфики мышления под влиянием унифицированного англоязычного новояза. Сегодня распространение английского языка становится условием распространения универсального образа жизни. Английским языком пользуются сегодня в качестве средства общения около 1, 5 млрд. людей, на английском языке во всемирной компьютерной сети хранится более 90 % всей информации. Английский язык становится языком мировых технических и научных периодических изданий, языком электроники, медицины и космических технологий.

Между тем язык является способом сохранения и трансляции культуры, традиций и общественного самосознания данного речевого коллектива, этноса и нации. Каждая культура обладает собственным вербальным арсеналом, где понимание происходит в первую очередь на уровне интонации и всего комплекса выразительных средств. Само же слово функционирует наиболее оптимальным способом исключительно в определенном языковом контексте, вскрывающим все оттенки его значений, и выступает как исторически обусловленное, где за каждым из них выступает весь образ жизни данного народа с его ценностными приоритетами, его менталитет, национальный характер, традиции, обычаи, мироощущение и видение мира.

 

Периодизация культуры


Культура – это процесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению и распространению культурных ценностей.

Культура имеет определённую структуру, включающую взаимосвязанные и взаимодействующие элементы, стороны, которые занимают определённое место в системе и развиваются вместе с ней.

Культура как духовное производство имеет свою историю. Было время, когда ее не было, потом она появилась и затем прошла длинный путь развития. Понятно, что формы самой культуры меняются с течением времени, поэтому можно говорить об исторических типах культуры. Каждый из них существует определенное время и его характеризует. Это позволяет оперировать понятием культурно-историческая эпоха. Смена одного господствующего типа культуры другим означает наступление новой эпохи.

Еще в древности люди задумывались о том, когда появился человек и все то, что мы сегодня называем культурой. Ответы на эти вопросы сначала не выходили за рамки мифологии и религии. Так, в христианской традиции начало истории связано с моментом сотворения Богом первого человека - Адама, а вся история человечества делится на два периода - до и после Рождества Христова.

В современной науке существуют различные подходы к этой проблеме и соответственно отличающиеся друг от друга культурно-исторические периодизации, как правило, связанные с общеисторическими. Уже давно всемирную историю принято делить на - древнюю, среднюю и новую. В XVIII-XIX вв. широкое хождение имело челнение истории на периоды дикости, варварства и цивилизации. В качестве самостоятельных эпох выделяли и продолжают выделять отдельные, наиболее яркие культурные феномены, например античность и Возрождение.

Немецкий философ XX в. К. Ясперс выдвинул идею " осевого времени" - периода между 800 и 200 гг. до н.э. " В эту эпоху, - писал Ясперс, - были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, определяющих по сей день жизнь людей." В это время " формируется духовная основа человечества, причем независимо друг от друга в трех различных местах - в Европе с ее поляризацией Востока и Запада, в Индии и Китае".

Как уже отмечалось, типы культуры и эпохи связаны отношениями взаимного детерминизма. Тип культуры представляет собой целостную систему характеристик духовного производства, которые составляют ее индивидуальность и неповторимость.

Предлагается следующая историческая типология и периодизация культуры.

Определяющий тип культуры Всемирная культурноисторическая эпоха
1. Первобытная культура 2 млн. лет — IV тыс. до н.э. Первобытная эпоха (или эпоха первобытной культуры)
2. Культура ранних цивилизации III - начало I тыс. до н.э. Эпоха ранних цивилизации
3. Культура древних цивилизации в античном и древневосточном вариантах VIII в. до н.э. - конец V в. н.э. Эпоха классических древних цивилизации
4. Средневековая культура, включая Возрождение как переходный тип Конец V - XVI вв. Эпоха средневековых цивилизаций
5. Буржуазная (новоевропейская) культура XVII в. - 1918 г. Новое время
6. Мировая культура 1919 г.-на- чало 1990-х гг. Новейшее время

 

Следует учитывать условность, гипотетичность и вариативность данной (и любой другой) периодизации и особенно границ эпох, по поводу которых постоянно ведутся споры, и они время от времени перемещаются.

Каждый тип культуры (и соответствующая ему эпоха) проходят этапы молодости, зрелости и " третьего возраста", который определяется как переходное состояние и представляет собой особый - переходный тип культуры. Он всегда двузначен, диалогичен, в нем одновременно присутствует и прошлое, и будущее. Ярким примером такой культуры может служить Возрождение.

Каждая последующая эпоха опирается на достижения предыдущей и в то же время качественно от нее отличается. Структурообразующим ядром культуры обычно выступает религия, которая переходит из эпохи в эпоху, сама подвергается изменениям и во многом определяет эволюцию культуры в целом. Например, христианство, сложившееся в древности на Ближнем Востоке, стало государственной религией Древнего Рима в конце его существования; затем оно послужило духовной основой всей средневековой европейской цивилизации. Христианство разделилось на три направления: католицизм, православие и протестантизм, которые породили соответствующие подтипы культуры.

Если в рамках первой эпохи существовал только один тип культуры, то в дальнейшем их количество возрастет, а взаимодействие типов (и подтипов) культуры составляет важную сторону культурно-исторического процесса. Первобытная культура прошла через все эпохи, она и в XX в. имела своих живых носителей. В условиях существования нескольких культурно-исторических типов один из них является определяющим, ведущим, часто " титульным" - дающим название данной эпохе (см. таблицу).

Конечно, само понятие " исторический тип культуры" - это условность, за которой стоят культурные реалии во всех своих бесконечно многообразных и уникальных проявлениях, в калейдоскопе цивилизаций, стран, народов, в пестроте языков, религий, обычаев, стилистике искусства, в одежде, мышлении и поведении людей. Однако в культурах присутствует не только своеобразное, но и общее, объединяющее их в группы " близких и дальних родственников", что и служит основанием для типологических построений.

32. Восточный тип мировосприятия превосходит западный в своеобразном " уважении" к окружающей вселенной и заметнее ориентирован на " равноправие" и гармонию между человеком и природой. Разница между двумя типами экологического сознания обусловлена глубокими различиями в самом характере веры, лежащей в основе двух цивилизаций: первое восходит к христианству, второе - к многочисленным восточным религиям (буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм и др.). Главное отличие основных восточных религий (за исключением ислама) от христианства и его разновидностей заключается в том, что у первых отсутствует фигура единого и всемогущего " Бога" как творца и " хозяина" природы. По сравнению с Христом, а тем более с Аллахом, Будда, например, совсем не " Господь", не " Создатель" и не " Всесильный", а так же смертен, как и люди, и выглядит этаким просветленным мудрецом-либералом, любвеобильным защитником всего живого. Нехарактерны для восточной религиозной мифологии и такие " командно-административные" понятия, как " Страшный суд", " ад", " всемирный потоп", " Второе пришествие" и т.п.

На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники и технологий, опосредующих отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Однако сегодня можно говорить, что восточные культуры, не потеряв своего самобытного начала, восприняли многие черты, характерные для западного мира.

33. Западный типкультуры в отличии от средневековья представляет собой горизонтальный тип культуры ( гл. человек) Этот тип ставит задачу выявления всего богатства внутренних возможностей человеческого существа. Если в средневековье сознания было иерархичным и весь сакральный комплекс воспринимался как последовательно идущие вверх иерархичные ступени, то начиная с эпохи возрождения в сознание людей начинает проникать эголитарные тенденции ( эголос – равенство). Западный тип культуры, начиная с первых его эпох, характеризуется утверждениями антропоцентризма – человек воспринимается как центр мироздания. Зап. тип культуры заложил новые основы понимания исторического процесса. Всем традиционным цивилизациям было свойственно воспринимать историю как упадок, культура запада воспринимает историю как прогресс и развитие человечества воспринимается как последовательное совершенствование его возможностей. Новое восприятие мира утвердило рационализм в качестве основы правильного мышления, которое должно полагаться только на твердые основы человеческого разума. Важным фактором западной цивилизации являлся индивидуализм. Он был противоположением средневековой идеи соборности как органически воспринятого единства человечества. Отныне личность воспринимается как основа всего того, что является необходимым для нормального развития культуры.

34. Каждый народ создает свою особую культуру, имеющую глубокие исторические корни и национальное лицо. Культура России также своеобразна и обладает рядом специфических черт, которые определяются образом жизни, образом мышления, нравственным строем сознания и жизни. Это все, в свою очередь, определяется и геополитическим положением России, и ее экономическими особенностями, и этноисторическим содержанием основ развития ее культуры.

Географическое положение России определяет соединение и в ее жизни, и в ее культуре множества своеобразных черт, сплав которых создает неповторимое культурное обличие страны, влияя на путь развития культуры, на отношение в ней к главным культурным ценностям. Россия, оказавшись между Западом и Востоком, стала своеобразным “мостом” между двумя великими цивилизациями, что также во многом определило ее характерные особенности.

Первые попытки культурного самоопределения в России относятся к эпохе реформ Петра I, наладивших оживленные связи России с зарубежьем, активизировавших широкий культурный обмен в науке, искусстве, организации образа жизни. До этих реформ культура в России развивалась как преимущественно церковная, и только с их началом можно говорить о самостоятельном значении светской культуры общества. Церковная культура допетровской Руси находилась под влиянием Византии, пребывавшей в расцвете своего культурного творчества; в то же время Русь была совершенно независимой от нее политически.

Конец XIV — начало XV в. ознаменованы изумительными достижениями в, области иконописи (всемирно известные иконы кисти А. Рублева). В XVII в. появились театры, начала развиваться философская мысль. Реформа языка, проведенная Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711—1765), позволила отделить высокий “стиль”, в котором сохранялись церковные и старославянские обороты, от разговорного и письменного языка, на котором создавалась литература Державина, Радищева и др., вплоть до очередной реформы, произведенной А.С. Пушкиным. Пушкинский язык лежит в основе современного литературного языка.

Импульсы к развитию культуры и культурологической мысли задавались в России (как и везде) значительными историческими событиями: реформами Петра, войной 1812 г., отменой крепостного права, тремя русскими революциями, двумя мировыми войнами, периодом социалистического строительства и создания новой культуры и новых направлений в искусстве. В настоящее время русская культура в процессе глобализации все больше вливается в мировую культуру, отражая общие для нее идеи и переживая столь же общие кризисы и потери.

Классическая культура России, ее великая литература внесли неоценимый вклад в мировую культуру. Золотой век русской литературы имеет своим фундаментом непревзойденного гения А.С. Пушкина, величайший, не до конца раскрытый талант М.Ю. Лермонтова, неповторимый колорит Н.В. Гоголя. Великие поэты и писатели, художники и композиторы — Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, Васнецов, И.И. Левитан, Глинка, П.И. Чайковский и др. — создали прекрасную и самобытную русскую культуру XIX века.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь