Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этимология и генезис понятия «культура».



Генезис понятия «цивилизация».

Слово цивилизация происходит от лат. civilis – гражданский, государственный. Возникло оно в античную эпоху для обозначения качественного отличия античного общества от варварского окружения.
Цивилизация – это определенный уровень общественного развития, организация общественной жизни на основе закона, перед которым все равны. Если варвары не знают закона и подчиняются царю, то греки – цивилизованные люди, поскольку подчиняются закону и обладают добродетелями свободных людей: чувством собственного достоинства, справедливости, патриотизмом.
В эпоху Просвещения французский автор Маркиз де Мирабо в своем трактате «О народонаселении» (1765г) определяет цивилизацию как общество, живущее на основе принципов морали, этикета, приличия, гуманистическое общество, исключающее насилие над человеком.
В конце 18 начале 19 века американский ученый Льюис Морган в книге «Древнее общество» определяет цивилизацию как ступень в развитии человечества, которая следует за дикостью и варварством. Главным признаком цивилизации Морган считал возникновение моногамной семьи (один мужчина и одна женщина).

В 19 веке идею Моргана продолжает Энгельс, который в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» называет следующие признаки государства:
- высокий уровень материально-технического развития;
- возникновение товарных отношений, денег, рынка, частной собственности;
- социальная дифференциация, появление классовых конфликтов;
- возникновение государства и права;
- моногамная семья.

 

 

Психоаналитическая концепция культуры.

 

В начале 20 века в изучении культур возникло новое явление -- психоаналитическая концепция культуры. В каком-то смысле оно стало продолжением психологического изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются и сейчас.

Инициатива применения психологической науки для объяснения явлений культуры принадлежала австрийскому невропатологу и психиатру Зигмунду Фрейду (1856 -- 1939), создателю психоанализа. Исходным пунктом своей концепции он делает гипотезу о трехуровневом строении человеческой психики.

1. Бессознательное Оно -- инстинкты, безотчетные влечения, желания, душевные движения.

2. Сознательное Я -- посредник между бессознательным и внешним миром, рассудок.

3. Сверх-Я -- то, что олицетворяет запреты, нормы социального поведения, совесть.

Взаимоотношения между этими уровнями сложны и драматичны.

Я пытается подчинить себе Оно, вытесняя в область бессознательного неприемлемые желания и идеи ( агрессивные, антисоциальные). Вытесненные желания, тем не менее, сохраняют свою активность и, маскируясь, усыпляют бдительность сознания. Столкнуться с бессознательным можно в сновидениях, обмолвках, ошибках. Сверх-Я также может господствовать над Я, а через него над Оно, выступая в роли совести, чувства вины, комплексов. В отдельных случаях столкновение бессознательного с Я и Сверх-Я может привести к неврозам и душевным болезням.

Проблема человека в том, что существует непримиримое противоречие между природным началом и нормами культуры. Если, согласно Фрейду, человек «по природе» стремится только к удовлетворению «диких и необузданных» желаний, то эта цель неосуществима. Культура и является средством принуждения человека к социальному порядку, инструментом подавления первичных социальных позывов.

Если же культура требует от человека больше, чем он может, то это вызывает у индивида бунт или невроз, либо делает его несчастным, недовольным собой и своей жизнью. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, но этим наносит ущерб психическому здоровью человека, который разрывается между природными влечениями и культурными нормами, агрессивностью и моралью.

 

Аксиологическая концепция культуры.

 

Аксиология – это теория ценностей. С позиций аксиологического подхода культура – это система базовых ценностей общества, находящегося на определенной стадии своего исторического развития.
Культура – это система ценностей общества, потому что:

- она определяет специфику той или иной культуры, ее отличие от других культур
- в ней концентрируются все результаты духовной деятельности человека
- система ценностей представляет собой наиболее устойчивую структуру человеческого сознания
- она определяет отношение людей ко вновь созданным произведениям духа, ценностям прошлых эпох или ценностям других культур.

 

Деятельностная концепция культуры.

 

Деятельность – это активность в культуре. Этот смысл изначально определяет содержания понятия деятельности как исходного понятия деятельностного подхода философии и культуры.

Активное творческое начало деятельности в наибольшей степени проявляется в деятельности по развитию наличных форм культуры, соответствующих способов отношения к действительности, связанных с ними установок и норм.

Именно в деятельности на этом уровне, на высоте ее возможностей раскрывается специфика «феномена человека».

Деятельность такого рода не ограничивается ориентацией на имеющиеся программы действий, кем бы они ни были заданы – природой или социумом.

Она предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основании программ, к постоянному перепрограммированию, к перестройке своих собственных оснований, и тем самым может быть охарактеризована как открытая система.

Люди выступают при этом не просто исполнителями программы поведения – хотя бы и активными, находящими новые оригинальные решения в рамках ее осуществления, а созидателями, творцами принципиально новых программ действия, новых социокультурных парадигм.

В рамках приспособительного поведения и внутрипарадигмальной деятельности активность связана с поиском возможных средств достижения целей, она целенаправленна, целесообразна.

Деятельность же, связанная с перестройкой своих оснований, предполагает целеполагание, является целеполагающей деятельностью. Именно при переходе от целесообразной деятельности к деятельности целеполагающей в полной мере открываются перспективы

творчества и свободы.

Информационно-знаковая (семиотическая) концепция культуры.

 

Информационно-семиотическая концепция культуры указывает на культуру как на огромную совокупность знаков – культурных кодов, в которых воплощается (кодируется) содержащаяся в ней информация. Данная концепция исходит из трех основных положений:

а) Культура есть мир артефактов. Деятельность – это способ существования человека. С ее особенностями и связана специфика человеческого образа жизни, которую призвано фиксировать понятие культуры. Ее важнейшие отличительные особенности:

- для человека характерно сознательное и свободное целеполагание, которого нет у животных;

- человек сам создает и совершенствует средства деятельности, а животные пользуются данными им природными средствами.

б) Культура есть мир смыслов. Человек вносит в артефакты свою «человечность», т.е. «опредмечивает» в них свои представления. Исследователи выделяют три основных вида смыслов:

- знания (когнитивные смыслы) – информация о свойствах объектов действительности;

- ценности (ценностные смыслы) – характеристики объектов с точки зрения их соответствия потребностям и интересам человека;

- регулятивы (регулятивные смыслы) – правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность.

в) Культура есть мир знаков. Будучи носителями смысла, артефакты становятся знаками. Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков.

Учитывая все сказанные аспекты культуры, можно сформулировать еще одно краткое определение, выражающее ее сущность. Культура – это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью созданных людьми знаковых средств. Ведущая роль в этом принадлежит языку.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь