Культурные традиции и инновации.
У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны.
Традиции образуют органическое единство с новациями. Традиция обеспечивает устойчивость культуры, ее воспроизводство, а новация – ее развитие и взаимодействие с другими культурами.
Доминирование традиций в обществе приводит к застою, доминирование новаций – к разрушению в самой культуре. Для разных типов общества характерно свое соотношение традиций и новаций. Современное общество большое внимание уделяет новациям, совершенствованию различных сфер жизни.
Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.
В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру, воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих программах происходят крайне медленно. Таковы в основном культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура.
Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Но если те или иные общества отказываются от гипертрофированной традиционности и развивают более динамические типы культуры, это не значит, что они могут отказаться от культурных традиций вообще. Не может культура существовать без традиций.
Культурные традиции как историческая память – непременное условие не только существование, но и развитие культуры даже в случае созидательных качеств новой культуры, диалектически отрицая, включает в себя преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей деятельности – это общий закон развития, который действует и сфере культуры имея особо важное значение. Насколько этот вопрос практически важен показывает и опыт нашей страны. После Октябрьской революции и в обстоятельствах всеобщей революционной обстановки в обществе художественной культуры возникло течение, лидеры которого хотели построить новую, прогрессивную культуру на основе полного отрицания и разрушения предшествующей культуры. И это привело во многих случаях к потерям в культурной сфере и разрушение ее материальных памятников.
Поскольку в культуре отражаются различия мировоззрений в системе ценностей в идейных установках, поэтому правомерно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре. Но отсюда не следует, что можно отбрасывать предшествующую культуру – на пустом месте создать новую более высокую культуру невозможно. Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, т.е. созидание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. Хотя творческий процесс имеет объективные предпосылки и в самой реальности и в культурном наследии, непосредственно он осуществляется субъектом творческой деятельности. Сразу же следует оговориться, что не всякое новаторство – творчество культуры. Созидание нового становиться одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда оно не несет в себе всеобщее содержание, приобретая общую значимость, получает отзвук от других людей.
В творчестве культуры всеобщее органическое слито с уникальностью: каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и т.п. Тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее – это распространение, а не созидание культуры. Но и оно необходимо, поскольку вовлекает широкий круг людей в процесс функционирования культуры в обществе. А творчество культуры обязательно предполагает включение нового в процесс исторического развития культуросозидающей деятельности человека, следовательно, является источником инноваций. Но также как не всякое новаторство есть явление культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В культуре существует и прогрессивные, и реакционные тенденции. Развитие культуры - противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих социально классовых, национальных интересов данной исторической эпохи. За утверждение передового и прогрессивного в культуре надо бороться.
Ценности культуры
Ценности – выражение значимости для человека определенных явлений действительности. Ценности – представления об идеалах для большинства людей. В ценностях выражается смысл жизни (разделяемые в обществе убеждения в отношении целей, к которым люди должны стремиться и основных средствах их достижения). Ценность воздействует на социальную реальность через закрепление в сознании (индивидуальном и общественном).
Система ценностей:
- витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние.
- социальные – положение в обществе.
- политические – гражданские свободы, законность, гражданский мир.
- моральные – добро, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, порядочность и т.д.
- эстетические – красота, идеал, стиль, гармония, самобытность.
Смыслы и значения генерируются человеческим сознанием и влияют на социальную реальность.
Смысл – содержание, значение того или иного предмета, явления.
Нормы культуры
Культура как фактор социальной регуляции включает нормативную систему, ценности, смыслы, знания.
Нормативная система культур, предложенная американским социологом У.Г. Самнером (1840-1910) включает виды норм: обычаи, нравы, законы.
Нормы – границы отношения к ценностям, стандарты, правила поведения и суждения.
Типы норм:
- институциональный – нормы запрета и нормы разрешения, зафиксированные в официальных документах.
- статистический – стихийно складывающиеся обычаи, традиции.
- конвенциальный – появившийся в результате общественного договора (дружеские, соседские и др.)
- эталонный – образцы для подражания (в искусстве, религии)
Современная типология норм учитывает привычки, манеры, этикет, обычаи, традиции, обряды, церемонии, ритуалы, нравы, запреты-табу, закон и право, аномию, увлечения.
Обычай – коллективная, массовая форма поведения, нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий
Закон – разновидность нравов, норм, правил поведения, оформленных государственным органом и требующих неукоснительного выполнения.
Нормативная система придает стабильность, устойчивость обществу, в нормах находят свое выражение ценности.
Ценности – выражение значимости для человека определенных явлений действительности. Ценности – представления об идеалах для большинства людей. В ценностях выражается смысл жизни (разделяемые в обществе убеждения в отношении целей, к которым люди должны стремиться и основных средствах их достижения). Ценность воздействует на социальную реальность через закрепление в сознании (индивидуальном и общественном).
Система ценностей:
- витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние.
- социальные – положение в обществе.
- политические – гражданские свободы, законность, гражданский мир.
- моральные – добро, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, порядочность и т.д.
- эстетические – красота, идеал, стиль, гармония, самобытность.
Смыслы и значения генерируются человеческим сознанием и влияют на социальную реальность.
Смысл – содержание, значение того или иного предмета, явления.
Значение – обозначаемое имя предмета.