Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И ОЦЕНКА УСПЕВАЕМОСТИ



Проректор

по учебной работе

_____________ А.А.Вологдин

«___»______________2012 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Код и направление подготовки 080100.62 «Экономика»

Профиль - «Мировая экономика»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр экономики

Форма и курс обучения – очная форма, 1 курс

Обсуждена и рекомендована к

утверждению на заседании кафедры

Протокол от 19 июня 2012г.

Москва - 2012


 

Разработчик:

Некрасова Мария Борисовна

кандидат исторических наук,
профессор кафедры гуманитарных и социальных наук ВАВТ

Рецензент:

Рогожин Н.М.,

доктор исторических наук, профессор
Институт российской истории РАН


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Цель освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины
4. Структура дисциплины
5. Содержание дисциплины
5.1. Темы и их аннотации
5.2. Программа самостоятельной работы
5.3. Планы семинарских занятий
6. Образовательные технологии
7. Формы контроля знаний и оценка успеваемости
8. Вопросы к зачету
9. Рекомендуемые темы домашних заданий
10. Методические указания по подготовке домашних заданий
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
12. Глоссарий
13. Материалы для самостоятельной работы студентов

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целями освоения дисциплины «Культурология» являются:

- получение знаний по фундаментальным проблемам теории и истории культуры;

- изучение культурных форм, процессов, практики с истории и современности;

- овладение культурным и природным наследием;

- изучение способов производства культурных знаний, средств их распространения, закрепления и потребления в публичной и приватной сферах жизни общества;

- изучение форм, способов и средств культурных массовых коммуникаций.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

 

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 080100.62 «Экономика», профиль «Мировая экономика» и предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, изучающих «Культурологию». Настоящая дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин.

Основные положения дисциплины могут быть использованы при изучении следующих дисциплин:

- История;

- Философия;

- Социология;

- Политология.

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В совокупности с другими дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО дисциплина «Культурология» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) компетенций бакалавра экономики:

Компетенции Коды
владения культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК-1
способности понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы ОК-2
способности понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире ОК-3
способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем ОК-4
способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь ОК-6
способности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства ОК-9
осознания социальной значимости своей будущей профессии ОК-11

 

В результате освоения данной дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные понятия культурологии;

- историко-философские и социокультурные традиции формирования культурологии как науки;

- место культурологии в иерархии социальных наук;

- основные сферы культурной деятельности общества;

- типологические характеристики культур;

- культурные ценности и нормы;

Уметь:

- читать и понимать культурологические тексты;

- владеть понятийным языком культурологи;

- выделять теоретические прикладные, ценностные аспекты культурологического знания и применять их как в повседневной жизни так и в профессиональной области;

- добиваться снижения конфликтности в межличностных отношениях,

- уметь анализировать процессы окружающей действительности с позиций культурологи и применять культурологический подход к анализу социокультурных феноменов;

Владеть:

- культурологической терминологией;

- навыками самостоятельной работы по написанию творческих работ (эссе, сравнительных анализов текстов);

- навыками персонифицированного отношения к различным типам культур для формирования толерантного мировоззрения и поведения.

 

 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

№ п/п Наименование раздела дисциплины Семестр Виды учебной работы (в акад. часах) Компе-тенци
Л С СР
1. Культура и культурология. Становление европейской культурологической мысли. Культурологическое знание в новейшее время. - ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-11
2. Мировые религии: прошлое и настоящее   - ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-11
3. Античность как тип культуры: Древняя Греция и Древний Рим - ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-11
4. Средневековая Европа и Византия. Эпоха Возрождения в мировой культуре - ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-11
5. Эпоха Просвещения: теоретические образы истории и культуры. - ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-11
6. Культурные стили Нового и Новейшего времени. - ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-11
7. «Золотой век» русской культуры - ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-11
8. Культура советской эпохи: феномен социалистического реализма - ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-11
9. Культура постиндустриального общества. Постмодернизм в современной культуре. - ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-11
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Первобытность как тип цивилизации. Языческая мифология - ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-11
2. Культура цивилизаций Древнего Востока - ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-11
3. Общественная мысль в культуре человечества: прагматизм, провиденционализм, рационализм - ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-11
4. Культура раннего и классического средневековья - ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-11
5. Европейская культура эпохи Возрождения - ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-11
6. Европейская и северо­аме­ри­канская культура эпохи Просвещения - ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-11
7. «Золотой» век русской культуры - ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-11
8. Модерн: новые явления в культуре ХХ столетия - ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-11
9. Культура эпохи глобализации - ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-11
ИТОГО:  
               

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Аудиторные занятия (всего) -
Лекции -
Семинары -
Самостоятельная работа (всего) работа с литературой, выполнение тренировочных тестов, подготовка презентации выбранной темы, домашняя работа (эссе) -
Вид промежуточной аттестации зачет зачет -
Общая трудоемкость, час -
Общая трудоемкость, зач. ед. -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Темы и их аннотации

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела - аннотация
1. Тема 1. Культура и культурология. Становление европейской культурологической мысли. Культурологическое знание в новейшее время. Понятие и многообразие подходов к определению культуры. Обыденное и теоретическое представления о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологические подходы). Культура и цивилизация. Эпоха Возрождения: социально-исторические предпосылки становления культурологической мысли. Принципы гуманизма, антропоцентризма и историзма. «Классическая модель» культуры в европейской философии. Просветительская концепция культуры. Культура как проблема европейской философии XIX в. Природа и культура в философии И. Канта. Философия культуры немецкого романтизма. «Эстетическая утопия» Ф. Шиллера. Гегелевская концепция культуры как «образования» (die Bildung). Философия культуры. Критика классического образа культуры. Кризис рационализма (К. Маркс, А. Шопенгауэр, Р. Вагнер, Ф. Ницше). Экзистенциалистская концепция культуры. С. Кьеркегор. Н.А. Бердяев и Л. Шестов о человеке, истории и культуре. Ж.-П. Сартр о повседневности как основе культурной жизни индивида. А. Камю – «абсурд» как метафизическая характеристика бытия человека в культуре. Культурная антропология. «Теория модернизации». Социология культуры. Специфика социологического подхода к культуре. Соотношение культуры и социальной системы (П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон). Два направления в социологии: «натуралистически-объективистское» (О. Конт, Э. Дюркгейм) и «культурно-аналитическое» (М. Вебер). Психоаналитическая концепция культуры. (З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер, Ж. Лакан). Историческая наука в поисках культурного синтеза. Школа «Анналов» и ее отечественные предтечи (Л.П. Карсавин, П.М. Бицилли). Цивилизационный поход к человеческой культуре (М. Блок, Л. Февр). «Менталитет». Семиотический подход к культуре. Культура как знаково-символическая система. Отечественная семиотическая школа (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский и др.). Проблема типологии культур. Кризис историзма и европоцентризма. Плюрализация историко-культурного процесса («культурно-исторические типы» Н.Я. Данилевского, «морфология культуры» О. Шпенглера, этнология Л.Н. Гумилева). В поисках нового синтеза: цивилизационная теория А.Д. Тойнби.
2. Тема 2. Мировые религии: прошлое и настоящее   Религия древних египтян: от фетишизма и тотемизма до политеизма и монотеистического мышления. Космогония, культ, египетская мифология, представления о загробной жизни. Положения жрецов в обществе. Обожествление фараона. Первая в истории концепция единобожия, попытка религиозной реформа фараона Эхнатона. Ведическая религия и брахманизм. Буддизм: возникновение, судьба и мировое значение. Буддистские культовые сооружения (ступы, пещерные храмы). Человек и мир в буддизме. Индуизм. Джайнизм. Индо-мусульманский синтез. Религиозные верования Китая. Конфуцианство и даосизм. Буддизм в Китае. Синтоизм и буддизм в Японии. Японское храмовое зодчество. Буддийская и синтоистская скульптура. Дзен-буддизм и его влияние на культуру: отношение к «книжной мудрости», дзенские храмы, скульптура, сады; икебана; чайная церемония. Античная мифология и религия; доолимпийский и олимпийский периоды; культ героев; полисные культы. Культура и религия в Средние века. Христианство - стержень культуры. Патристика. Социокультурная специфика католицизма. Ереси. Церковь и светская власть: коллизии противостояния и союза. Великая и малая эсхатологии. Роль христианства в современном мире. Ислам: вероучение и культ. Суннизм и шиизм в истории ислама. Человек в контексте исламской культуры. Политические идеалы. Правовая система. Соотношение веры и разума. Философия и наука. Роль знания и ученых в мусульманской культуре. Мечеть как общественный и культурный центр. Мечеть и школа; библиотеки и «Дома знаний» (медресе). Теология и философия. Географические исследования и описания Теократические мусульманские государства. Мусульманское право (шариат). Особенности художественной культуры ислама. Суфизм. Ислам и современный мир.
3. Тема 3. Античность как тип культуры: Древняя Греция и Древний Рим Крито-микенский период и культура ахейской Греции. Полис в жизни античного человека: Афины и Спарта - два типа полисной организации. Классика как динамическое единство «гармонизированных противоположностей». Культура и искусство античности – основа европейской цивилизации. Античный космологизм. Единство музыки, пения и танца (хора) в сакральных и бытовых ритуалах. Возникновение письменности. Поэмы Гомера и Гесиода и их роль в культуре античного мира. Литература классического и эллинистического периодов. Религиозные мистерии и театр, драматургия. Эволюция архитектурных стилей и изобразительного искусства. Возникновение науки и философии, основные философские школы и направления. Особенности художественной культуры. Эллинизм. Человек и общество, проблема личности. Греция и Рим: проблема преемственности культур. Возникновение и основные этапы развития древнеримского государства; легенда об основании Рима. Понятие о «римском духе», богоизбранности римлян и мировом предназначении Рима. Основные черты римского права и роль права в культуре. Религия и мифология; культ императоров и его государственное значение; зарождение христианства. Монументальная архитектура (храмы, дворцы, стадионы, триумфальные арки и т.п.). Изобразительное искусство; римский скульптурный портрет. Театр и драматургия.
4. Тема 4. Средневековая Европа и Византия. Эпоха Возрождения в мировой культуре От Античности к Средневековью. Средневековые «ренессансы»: амбивалентное отношение к античности. Проблема личности. Особенности средневековой картины мира. Символизм средневекового мировоззрения. Особенности художественной культуры. Романское искусство. Готика. Социальная структура и ее восприятие современниками. Корпоративизм. Трансформация городов и становление нового образа жизни. Центры образования в Западной Европе и христианство. Знание и вера в культуре Средних веков. Особенности развития Восточноримской империи. Специфика этнического состава, социальной структуры и форм собственности. Православная церковь и идея императорской власти. Христологические споры. Имперский мессианизм. Иконоборчество: идейно-политические и философские аспекты противостояния. Византия и Русь. Паламизм. Византия и Рим. Флорентийская уния. Историософское значение турецкого завоевания для средневекового сознания. Новое отношение к античности и ее оправдание; культура эпохи Возрождения как сплав античной и христианской культур. Идеалы Возрождения; гуманизм и индивидуализм; титанизм и универсализм. Литература. Гуманизм и гуманисты. Собирание библиотек; изобретение книгопечатания. Возникновение театра и драматургии. Возрождение традиции повествовательной монументальной живописи, светотеневой моделировки, системы античной перспективы. Становление светской живописи, техника масляной живописи. Становление светской музыки; виртуозы и дилетанты; музыкальные инструменты; оркестровка. Новые представления о человеке и его месте в мире. Магия и эзотерика в культуре Ренессанса. Отражение нового мировоззрения в художественной культуре. Кризис гуманизма. Эпоха великих географических открытий и расширение картины мира образованного европейца. Начало интенсивных контактов между народами разных частей света. Древние цивилизации Америки: майя, инки, ацтеки. Испанская колонизация и гибель древних культур Латинской Америки. «Северный Ренессанс» и Реформация. Новый взгляд на Бога и отношения Бога с человеком. Лютеранство. Оправдание верой. Идея «призвания». Кальвинизм и идея предопределения. Проблема «свободы воли». Реформация и гуманизм. Контрреформация. Формирование новой картины мира. Новый тип трудовой этики.
5. Тема 5. Эпоха Просвещения: теоретические образы истории и культуры. Развитие естественных наук и техники, первая промышленная революция. Экспансия европейской культуры и христианства. Идеалы Просвещения. Вольнодумство, скептицизм и антиклерикализм. Философия и ее роль в секуляризации духовной культуры. «Энциклопедия наук и ремесел» и ее роль в развитии культуры. Культ разума. Идеи прогресса цивилизации и культуры, развитие историзма. Значение принципа воспитания «нового человека». Литература, роман как ведущий жанр; романы Ж.-Ж. Руссо и их роль в появлении новой системы воспитания. Драматургия и театр, творчество Мольера, Корнеля, Расина. Европейская архитектура. Изобразительное искусство; французская и испанская живопись. Музыка, жизнь и творчество И.С. Баха и Г.Ф. Генделя, музыка венских классиков. Возникновение балета. Быт и нравы «галантного века».
6. Тема 6. Культурные стили Нового и Новейшего времени. Стиль маньеризм как переходный этап от Возрождения к искусству Нового времени. Эпоха барокко – культ развлечений. Век Просвещения: идея облагораживания естественного на основах разума. Деизм эпохи барокко – Бог не как Спаситель, а как Великий Архитектор мира. Механицизм барочного мировосприятия. Расцвет точных наук. Стремление к расширению знаний и стиранию белых пятен на карте. Гулливер и Мюнхгаузен – путешественник и искатель приключений как символы барочного времени. Стиль рококо как вариант барокко. Классицизм как иное порождение эпохи рационализма: каноны в искусстве как отражение стройности мироздания. Ренессансные корни классицизма: ориентация на правила античного искусства. Представление о человеке как о высшей ценности бытия. Иерархия жанров в классицизме. Поздний классицизм в XIX в. Академизм и неоклассицизм. Романтизм как реакция на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей и характеров. Противопоставление романтизма классицизму. Культ природы, чувств и естественного в человеке. Литературный романтизм. Романтизм в русской литературе: Жуковский, ранний Пушкин, Лермонтов, Тютчев. Романтизм в музыке XIX в. Варианты реалистических стилей в искусстве и литературе XIX в. Реализм как продолжение традиций античности, Ренессанса и Нового времени.
7. Тема 7. «Золотой век» русской культуры Отечественная война 1812 года и ее влияние на культуру. Двуязычность русской культуры и попытка отказа от французского языка. Реальные судьбы и культурно детерминированные модели поведения. Карамзин и культурное открытие русской истории. Читатели карамзинской «Истории» Национальная самоидентификация и национальная история. Концепция самовластья у Карамзина. «История» Карамзина в русской культуре. Движение декабристов как явление культуры. Декабристы в повседневной жизни. Утопический элемент в декабризме. Националистические концепты декабристского движения. Декабристы в Сибири. Декабристы как культурные герои. Мыслители и власть в XIX веке. Министр просвещения Уваров и его триада Православие-Самодержавие-Народность. Официальные рецепции триады и ее историческая судьба. Утопические аспекты славянофильского движения. Славянофилы и панславизм. Идеалы семьи. «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева и отклики на него. Шестидесятничество. Социокультурный аспект явления. Социальное содержание термина «разночинец». Обновление и разрыв с прошлым как способ описания действительности. Утопизм периода перемен. Роман Чернышевского «Что делать? » и подражания действиям героев. Требования общественного служения и его формы. Риторичность нигилизма. Материальная культура XIX века. Промышленность. Железные дороги. Путешествие в начале века и в конце. Деревенский быт и его изменения. Система образования и ее развитие. Наука. Общественное мнение и средства его выражения. Специфика литературной критики в русской культуре. Политическая борьба и ее мифологическая составляющая. Поэтика террора.
8. Тема 8. Культура советской эпохи: феномен социалистического реализма Влияние революционных событий 1917 г. на судьбу России и культурную жизнь страны. Идейно-эстетические споры в литературе и искусстве в 20-е гг. Идеологический контроль и интеллигенция. Культура как средство и объект государственной политики в 30-е годы. Система образования в советском государстве. Наука на службе идеологии. Интеллигенция советского общества как объект государственной политики. Человек в системе тоталитарной культуры: трансформация идеала и системы ценностей. Особенности развития художественной культуры в 30-е годы. Возникновения метода социалистического реализма. «Идеальные герои» литературы социалистического реализма. Кино: «важнейшее из искусств» в социалистической культуре. От модернизма к социалистическому реализму в изобразительном искусстве. Великая Отечественная война – ключевое событие мировой культурной истории; осмысление войны в культурологии. Влияние войны на мировосприятие военного и послевоенного поколений. Вынужденные компромиссы сталинского режима: частичная реабилитация православия, относительная лояльность по отношению к политическим союзникам, явление ленд-лиза. Идеология и искусство в период войны. Система политической пропаганды на фронте и в тылу. Послевоенное мировое сообщество и быт: демобилизованные, эвакуированные, репатриированные. Культурные ожидания. Мифологизация войны в литературе, изобразительном искусстве. «Оттепель»: своеобразие процессов разрушения тоталитаризма. ХХ съезд партии и его культурные последствия. Конец «Большого стиля» в литературе и искусстве. Культура позднего советского общества (середина 60-х — середина 80-х гг.). Наука и техника в условиях НТР. Литература и искусство: в пределах и за пределами социалистического реализма. Цензура и ее роль в формировании стиля. Эпоха застоя. Диссидентство и правозащитное движение. Феномен А. Солженицына. Советская культура в период перестройки. Культурные процессы в условиях трансформации российского общества (середина 80-х – 90-е годы). Феномен «гласности» и его последствия для культуры. Социокультурный кризис и «варваризация» культуры постсоветского времени. Культурные тенденции и феномены постсоветского общества.
9. Тема 9. Культура постиндустриального общества. Постмодернизм в современной культуре. Перелом в мировой культуре в ХХ веке. Социальные потрясения, войны и их воздействие на культуру. Ускорение технического прогресса. Научные открытия и изменение картины мира человека ХХ столетия: теория относительности и релятивизм понятий и критериев ценностей в других областях знания и жизни. Новые направления в философии: экзистенциализм, персонализм, философская антропология и др. Всемирная литература между двумя мировыми войнами. Появление литературы абсурда. Искусство авангарда: экспериментальный подход к художественному творчеству с использованием новаторских средств выражения. Направления в искусстве авангарда. Футуризм, фовизм, кубизм, экспрессионизм, символизм, примитивизм, сюрреализм. Зарождение и развитие абстрактной живописи. Появление архитектуры модернизма: советский, немецкий конструктивизм, европейский функционализм, рационализм, стиль ар деко, органическая архитектура. Творчество Ле Корбюзье, Ф.Л. Райта, О. Нимейера. Появление интернационального стиля в архитектуре. Технические достижения и искусство (фотография, кино, телевидение, видеотехника; радио, магнитофоны и т.п.). Научно-техническая социокультурная модернизация. Секуляризация духовной культуры в высокоразвитых странах в ХХ в. Направления и стили в современной литературе, искусстве. Архитектура постмодернизма. Средства массовой информации и их влияние на развитие и распространение культуры. Переход на информационные технологии производства и регуляции социальной практики. Молодежные субкультуры. Культура андерграунда. Плюрализация жизненных стилей. Децентрализация мировоззрений. Формирование глобальных проблем современности. Поиски новой идентичности в культурах постиндустриального общества. Проблема взаимодействия культур и цивилизаций в условиях усиления миграционных процессов в современном мире

5.2. Программа самостоятельной работы студентов

Наименование раздела программы Вид самостоятельной работы Трудоемкость (в часах)
1. Культура и культурология. Становление европейской культурологической мысли. Культурологическое знание в новейшее время. Работа с литературой
2. Мировые религии: прошлое и настоящее Работа с литературой
3. Античность как тип культуры: Древняя Греция и Древний Рим Участие в дискуссиях, работа с литературой
4. Средневековая Европа и Византия. Эпоха Возрождения в мировой культуре Подготовка и проведение презентации в программе Power Point на тему, выполнение тестов
5. Эпоха Просвещения: теоретические образы истории и культуры. Подготовка и проведение презентации в программе Power Point на тему, выполнение тестов
6. Культурные стили Нового и Новейшего времени. Подготовка и проведение презентации в программе Power Point на тему, выполнение тестов
7. «Золотой век» русской культуры Подготовка и проведение презентации в программе Power Point на тему, подготовка домашней работы (по выбору)
8. Культура советской эпохи: феномен социалистического реализма Подготовка и проведение презентации в программе Power Point на тему
9. Культура постиндустриального общества. Постмодернизм в современной культуре. Выполнение тестов, участие в дискуссиях, работа с литературой, подготовка домашней работы (по выбору)
ИТОГО

Планы семинарских занятий

Темы Вопросы для обсуждения
1. Первобытность как тип цивилизации. Языческая мифология 1. Периодизация первобытной истории (палеолит, мезолит, неолит). Сущность неолитической революции и ее роль в зарождении и развитии цивилизации. 2. Ранние формы верований. Мораль и религия в первобытном обществе. Семейно-брачные отношения и тотемизм. 3. Первобытное искусство и магия. Пиктограммы и их роль в дальнейшем развитии письменности. Погребения и их типы. Культовые сооружения.
2. Культура цивилизаций Древнего Востока 1. Появление городов, письменности и раннегосударственных институтов в Древнем Египте, Месопотамии, Ассирии. 2. Проблема восточной деспотии и «азиатского способа производства». Сакрализация культуры. Принцип «единства в многообразии». 3. Основные философские школы в индийской и китайской культуре. 4. Архитектура и ее основные особенности, архитектура и ландшафт в древневосточной культуре.
3. Общественная и историческая мысль в культуре человечества: прагматизм, провиденционализм, рационализм 1. Древнейшие памятники исторической мысли человечества. Книги Ветхого завета. Сочинения историков античности. Прагматический подход к истории. 2.Победа христианского мировоззрения. Раннесредневековые историки. Провиденционалистский подход к описанию событий. Анналы и хроники средневековых авторов. 3. Победа рационализма в исторической мысли нового времени. XVII столетие – «Век Разума». Христианская традиция и рационалистическая трактовка истории.
4. Культура раннего и классического средневековья 1. Особенности средневековой картины мира. Символизм средневекового мировоззрения. 2. Трансформация городов и становление нового образа жизни. Центры образования в Западной Европе и христианство. Знание и вера в культуре Средних веков. 3. Особенности развития Восточноримской империи. Специфика этнического состава, социальной структуры и форм собственности. Византия и Русь.
5. Европейская культура эпохи Возрождения 1. Новое отношение к античности и ее оправдание; культура эпохи Возрождения как сплав античной и христианской культур. 2. Становление светской живописи, техника масляной живописи. Становление светской музыки; виртуозы и дилетанты; музыкальные инструменты; оркестровка. 3. Новые представления о человеке и его месте в мире. Отражение нового мировоззрения в художественной культуре. 4. Эпоха великих географических открытий и расширение картины мира образованного европейца.
6. Европейская и северо-американская культура эпохи Просвещения 1. Идеалы Просвещения. Вольнодумство, скептицизм и антиклерикализм. Философия и ее роль в секуляризации духовной культуры. Культ разума. 2. Литература, роман как ведущий жанр; романы Ж.-Ж. Руссо и их роль в появлении новой системы воспитания. Драматургия и театр. 3. Изобразительное искусство; французская и испанская живопись. Быт и нравы «галантного века».
7. «Золотой» век русской культуры 1. Карамзин и культурное открытие русской истории. Читатели карамзинской «Истории». Национальная самоидентификация и национальная история. 2. Движение декабристов как явление культуры. Декабристы в повседневной жизни. Декабристы как культурные герои. 3. Мыслители и власть в XIX веке. 4. Система образования и ее развитие в XIX в.
8. Модерн: новые явления в культуре ХХ столетия 1. Проблема «отчуждения» в философских исканиях ХХ в. Либерализм. 2. Стиль модерн. Элитарная и массовая культура. Кризис самосознания Запада и его отражение в социально-философской мысли. Иррационализм. Декаданс в искусстве. 3.Русская культура начала ХХ века. Образование, просвещение, наука. Модерн в русской культуре. Символизм и декаданс. Серебряный век русской поэзии.
9. Культура эпохи глобализации 1. Технические достижения и искусство (фотография, кино, телевидение, видеотехника; радио, магнитофоны, информационные технологии и т.п.). 2. Секуляризация духовной культуры в высокоразвитых странах в ХХ в. Направления и стили в современной литературе, искусстве. 3. Средства массовой информации и их влияние на развитие и распространение культуры. 4. Проблема взаимодействия культур и цивилизаций в условиях усиления миграционных процессов в современном мире.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

При изучении дисциплины «Культурология» используются как традиционные, так и современные методы организации учебного процесса:

1. Проведение лекционных занятий:

-информационные лекции;

- проблемные лекции;

- лекции-дискуссии;

- лекции-провокации;

- лекции-визуализации с презентацией в системе Power Point.

2. Активные формы занятий:

- деловые игры;

- дискуссии по домашним работам.

3. Интерактивные формы занятий:

- дискуссии;

- защита выполненных заданий с презентацией в системе Power Point.

Вопросы к зачету

 

1. Понятие «культуры» и многообразие подходов к её пониманию.

2. Основные этапы развития культурологии.

3. Формы первобытных верований.

4. Первобытное искусство.

5. Ведическая религия, брахманизм и буддизм.

6. Литература Древней Индии; «Махабхарата» и «Рамаяна».

7. Буддийские культовые сооружения и изобразительное искусство в Древней Индии.

8. Конфуцианство в культуре Древнего Китая.

9. Даосизм в культуре Древнего Китая.

10. Архитектура и изобразительное искусство в Древнем Китае.

11. Религия и мифология Древней Греции.

12. Литература Древней Греции.

13. Архитектура и изобразительное искусство в Древней Греции.

14. Спартанская и афинская системы воспитания.

15. Религия и мифология Древнего Рима.

16. Архитектура и изобразительное искусство в Древнем Риме.

17. Литература Древнего Рима.

18. Быт и нравы древних римлян.

19. Происхождение христианства и его роль в римской культуре.

20. Происхождение и сущность ислама.

21. «Мусульманский ренессанс» и его характерные черты.

22. Католическая церковь в средневековой культуре Европы.

23. Архитектура и изобразительное искусство в средневековой Европе.

24. Культура Италии в эпоху Возрождения.

25. Северный Ренессанс и Реформация.

26. Гуманизм и литература эпохи Возрождения.

27. Музыка в эпоху Возрождения.

28. Театр в эпоху Возрождение.

29. Литература, драматургия и театр Просвещения.

30. Архитектура и изобразительное искусство в эпоху Просвещения.

31. Музыка в эпоху Просвещения.

32. Основные направления в художественной культуре XIX в. (классицизм, романтизм, реализм, натурализм и т.д.).

33. Новые направления в художественной культуре XX в. (сюрреализм, абстракционизм, модернизм и др.).

34. Становление массовой культуры в ХХ в. и молодежные субкультуры.

35. Язычество и христианство в Древней Руси.

36. Древнерусская литература и иконопись.

37. Архитектура Древней Руси.

38. Быт и нравы допетровской Руси.

39. Золотой век русской поэзии.

40. Светское изобразительное искусство XIX в.

41. Русская классическая музыка XIX в.

42. Русский классический балет.

43. Русская классическая литература и ее влияние на мировую культуру.

44. Русские меценаты и их роль в культуре.

45. Серебряный век русской поэзии.

46. Модерн, символизм и декаданс в русской культуре начала ХХ в.

47. Культурные преобразования в Советской России.

48. Культура русского зарубежья.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

Внеаудиторная (домашняя) письменная работа — это исследование на определенную тему, включающее критический обзор источников.

Рекомендуемый объем работы — 20–25 страниц машинописного текста, или 40 тысяч знаков (символов, включая пробелы) компьютерного набора.

Академическая структура исследования такова:

Оглавление.

Введение.

Основная часть


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.097 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь