Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Рекомендуемые темы домашних работ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Первобытная культура аборигенов Австралии. 2. Культура народов Океании. 3. Первобытная культура народов Африки. 4. Магия и колдовство в первобытной культуре. 5. «Путь воина» в учении дон Хуана (по книгам К. Кастанеды). 6. Пирамиды древнего мира (Египет, майя). 7. Веды и их место в культуре Индии. 8. Индуистская архитектура и изобразительное искусство. 9. Буддийская архитектура и скульптура Индии. 10. «Тибетская книга мертвых» и ее место в культуре Тибета. 11. Семья и брак в древней и средневековой Индии. 12. Драматургия и театр в древней Индии. 13. «Махабхарата» и «Рамаяна» и их место в культуре Индии. 14. Конфуцианство в культуре Китая. 15. Поиски бессмертия в культуре Китая. 16. Архитектура древнего и средневекового Китая. 17. Быт и нравы средневековых китайцев по роману «Цветы сливы в золотой вазе, или Цзинь, Пин, Мэй». 18. Самураи в культуре Японии. 19. Дзен-буддизм и чайная церемония в Японии. 20. Крито-микенская культура и ее специфика. 21. Архитектура и скульптура древней Греции. 22. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» в культуре древней Греции. 23. Поэмы Гесиода «Теогония» и «Труды и дни» в культуре древней Греции. 24. Театр и драматургия древней Греции. 25. Спартанский образ жизни (по Плутарху). 26. Мода в древнегреческой культуре. 27. Монументальные архитектурные сооружения древнего Рима. 28. Древнеримская скульптура. 29. Жизнь и творчество Овидия. 30. Гладиаторские игры в культуре древнего Рима. 31. Быт и нравы императорского Рима. 32. Христианство в культуре древнего Рима. 33. Рыцари и рыцарство в средневековой европейской культуре. 34. Школяры (студенты) и университеты средневековой Европы. 35. Готические соборы и их место в средневековой европейской культуре. 36. Св. Франциск Ассизский и орден францисканцев. 37. История ордена тамплиеров. 38. Быт и нравы средневековой Европы. 39. Картина ада и чистилища в «Божественной комедии» Данте. 40. Жизнь и творчество Ф. Петрарки. 41. Гуманизм эпохи Возрождения. 42. Жизнь и творчество Ф. Вийона. 43. Жизнь и творчество Ф. Рабле. 44. Барокко, рококо, классицизм (сравнительный анализ). 45. Французский театр эпохи Просвещения. 46. Быт и нравы «галантного века». 47. Романтизм в культуре XIX в. 48. История классического балета. 49. Импрессионизм и постимпрессионизм. 50. История кино. 51. Модерн и постмодерн в культуре ХХ века. 52. Сюрреализм и его основные черты. 53. Молодежные субкультуры ХХ века. 54. Крещение Руси и основные этапы истории русской православной церкви. 55. Древнерусская литература и её основные особенности. 56. Золотой век русской иконописи. 57. Церковная и светская музыка в России. 58. Первый российский университет. 59. Русская живопись XIX-XX вв. 60. История русского балета. 61. История кино в России. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Внеаудиторная (домашняя) письменная работа — это исследование на определенную тему, включающее критический обзор источников. Рекомендуемый объем работы — 20–25 страниц машинописного текста, или 40 тысяч знаков (символов, включая пробелы) компьютерного набора. Академическая структура исследования такова: Оглавление. Введение. Основная часть Заключение. Список использованной литературы. Этапы подготовки работы: Выбор темы.- Отбор литературы.- Составление плана работы.- Написание. Изложение должно быть цельным и логичным. Рассмотрение каждого пункта плана целесообразно завершать обобщением. В заключении работы делаются общие выводы. Пишется заключение без ссылок. Непривычные термины и символы при первом упоминании в тексте следует разъяснять и единообразно использовать. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять аббревиатурами и принятыми текстовыми сокращениями только в тех случаях, если их смысл ясен из контекста или после предварительной расшифровки. Иллюстрации и таблицы используются в работе только в тех случаях, если они помогают раскрыть содержание источника и сокращают объем. При написании работы следует избегать длинных, запутанных предложений, общих фраз, повторений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста. Нежелательно использование штампов и канцеляризмов вроде «заострить вопрос», «вследствие наличия», «в свете», «имеет место», «фактически», «практически» и т.п., а также архаизмы («во главу угла», «тем паче», «дабы», «нежели», «коль скоро», «на предмет» и т.д.). Надо избегать частого повторения слов, употребления одинаковых словосочетаний и оборотов или двойного упоминания понятий в одной фразе. 5) Оформление работы. а) Работа должна иметь титульный лист следующего содержания:
б) Все приводимые факты или цитаты должны иметь ссылку на источник. В конце работы приводится «Список использованной литературы». Списки использованной литературы и библиографические ссылки оформляются согласно ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления». Для библиографического оформления студенческих работ достаточно краткого описания, включающего следующие обязательные элементы: — заголовок; — выходные данные; — сведения об издании; — сведения о количественной характеристике. Библиографическая ссылка — это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его части), необходимых для его общей характеристики и поиска. В России разрешено цитировать чужой текст (обязательно со ссылкой) объемом до 300 знаков (выделено ниже курсивом). Библиографическая ссылка может быть приведена полностью или частично в тексте или в примечаниях. Внутритекстовый способ оформления ссылки (в скобках внутри предложения) довольно неудобен. Чаще используется постраничное размещение ссылок. Если ссылки на один и тот же источник следуют непрерывно, используется форма «Там же» или «Ibid. (Ibidem)» (для иноязычных источников). При ссылке на документ в целом указывают общее количество его страниц. При цитировании части документа или фрагмента указывают соответствующую страницу в соответствии с правилами библиографического описания после точки с прописной буквы. Например: Монтескье Ш. О духе законов / О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. ‑ М.: Наука, 1995. ‑ С.74. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ и ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Рекомендуемая литература: Основная: 1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. - М., 2005. 2. Викторов В.В. Культурология. Учебник для бакалавров. - М., 2010. 3. Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. - М.–СПб, 2010. 4. Костина А.В. Культурология. Учебник. - М., 2009. 5. Силичев Д.А. Культурология: Учебное пособие для вузов - М., 2004. 6. Трофимова Р.П. Загадки цивилизаций. - М., 1999. Иностранные источники: 1. Bova, R., ed. Russia and Western Civilization: Cultural and Historical Encounters. – N.Y., 2003. 2. Burke, P. Popular Culture in Early Modern Europe. – N.Y., 1978/ 3. Buxton, R. The Complete World of Greek Mythology. – L., 2004/ 4. Sassoon, D. The Culture of the Europeans: From 1800 to the present. – L., 2006/ 5. Singman, J.L. Daily Life in Medieval Europe. - Westport, 1999/ Избранная библиография: Работы по теории культуры 1. Барт Р. Смерть автора; Эффект реальности; Мифологии // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1989. 2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1962 и последующие издания. 3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М., 1996. 4. Бодрийар Ж. Система вещей. - М., 1995. 5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. 6. Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. - СПб., 1997. С. 171 - 203. 7. Кун Т. Структура научных революций. - Благовещенск, 1998. 8. Леви-Строс К. Введение: история и этнология; Структурный анализ в лингвистике и антропологии; Понятие структуры в этнологии // Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1983. 9. Лиотар Ж. Состояние постмодерна. - М.; СПб., 1997. 10. Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре 18 века; Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х тт. Т.1. - Таллинн, 1992. 11. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970. 12. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни; Ессе Homo // Ницше Ф. Сочинения: В 2-х тт. - М., 1990 или другое издание. 13. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс; Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия. Культура. - М., 1991 или другое издание. 14. Рикер П. Повествовательная идентичность. Что меня занимает последние 30 лет // Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. - М., 1995. С. 19 - 37, 59 - 91. 15. Рорти Р. Релятивизм: найденное и сделанное; Еще один возможный мир; «Философия без оснований» // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. - М., 1996. 16. Фрейд З. Введение в психоанализ. - М., 1989 или позднейшие издания. 17. Фромм Э. Иметь или Быть? - М., 1991. 18. Фуко М. Что такое автор? Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине. - М., 1996. 19. Хёйзинга И. Homo Ludens. - М., 1992 или позднейшие издания. 20. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. - М.: Искусство, 1993. 21. Элиаде М. Священное и мирское. - М., 1994. 22. Юнг К.-Г. Архетип и символ. - М., 1991. 23. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. - М., 1991 или другие издания.
Общие и справочные издания 1. Ажеж К. Человек говорящий. - М., 2003. 2. Ахиезер А.С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема // Общественные науки и современность, 2001, № 2. 3. Гуревич П.С. Культурология: Учебник для вузов. - М., 2003. 4. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. - М., 2001. 5. Каверин Б.И. Культурология: Учебное пособие. - М., 2003. 6. Культурология. Энциклопедия. В 2-х тт. - М., 2007. 7. Минюшев Ф.И. Социальная культурология: Учебное пособие для вузов. - М., 2004. 8. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. - М., 2000. 9. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. - М., 2001. 10. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. - М., 1997. 11. Современная западная философия. Словарь. - М., 1991. 12. Современная западная социология Словарь. - М., 1990. 13. Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 2003. 14. Трофимова Р.П. История русской культурологии. - М., 2003. 15. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада ХХ века. - М., 1994. Литература по отдельным темам Культура первобытного общества Берндт Р.М., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. - М., 1981. Оля Б. Боги тропической Африки. - М., 1976. Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1991. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1990. Фрезер Дж. Золотая ветвь. - М., 1980. Элиаде М. Аспекты мифа. - М., 1995.
Культура цивилизаций Древнего Востока. Религии Востока Джатаки, или сказания о подвигах Бодхисаттвы. - СПб., 1993. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М., 1989. Древняя Индия: Страна чудес. - М., 1997 Махабхарата. Рамаяна. - М., 1973 Моде Х. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. - М., 1978. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. - М., 1982. Юань Ку. Мифы древнего Китая. - М., 1987.
Античная культура: Древняя Греция и Древний Рим Библия. - Любое издание Геродот. История. - Л., 1972. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. - СПб., 1995 Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. - СПб., 1995 Гомер. Илиада. Одиссея. - М., 1973 Грейвс Р. Мифы древней Греции. - М., 1992 Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. - М., 1995 Корнелий Тацит. Сочинения: В 2-х тт. - Л., 1969 Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов: В 2-х тт. - М., 1993. Ривкин Б.И. Античное искусство. - М., 1972 Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. - М., 1988. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М., 1987. Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний. Сатирикон. Апулей. Золотой осел. - М., 1969.
Культура мусульманского мира Ислам. Энциклопедический словарь. - М., 1989. Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. - М., 1989. Классические памятники литератур Востока. - М., 1985. Коран. Пер. и комм. И.Ю. Крачковского. - М., 1989. Мец А. Мусульманский Ренессанс. - М., 1996. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. - М., 1991. Тысяча и одна ночь. - М., 1987. Хайям Омар. Рубаи. - Ташкент, 1982. Хрестоматия по исламу. - М., 1994.
Средневековая культура Европы и Византии Абеляр П. История моих бедствий // Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. - М., 1992. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991. Григулевич И.Р. История инквизиции. - М., 1970. Грин Р.Л. Приключения короля Артура и рыцарей круглого стола. - М., 1981. Данте А. Божественная комедия. - М., 1982. Каждан А.П. Византийская культура (X-XII вв.). - М., 1997. Ле Гофф Ж. Цивилизации средневекового Запада. - М., 1992. Лозинский С.Г. История папства. - М., 1986. Поэзия трубадуров, вагантов и миннезингеров // Библиотека всемирной литературы (БВЛ), Т.23, - М., 1971. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. - М., 1981. Хёйзинга Й. Осень средневековья. - М., 1988. Европейская культура эпохи Возрождения Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. - М., 1975. Боккаччо Дж. Декамерон. - М., 1987. Брант С. Корабль дураков. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Разговоры запросто. «Письма темных людей». Гуттен (фон) У. Диалоги // БВЛ, Т.33. - М., 1971. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М., 1996. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5-и тт. - М., 1992. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. - М., 1958-1959. Лозинский С.Г. История папства. - М., 1986. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. - М., 1985. Соловьев Э. Непобежденный еретик. - М., 1990. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха Ренессанса. - М., 1994. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. - М., 1990.
Европейская и североамериканская культура эпохи Просвещения Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. - М., 1963. Вольтер. Философские произведения. - М., 1987. История музыки. - М., 1992. Каптерова Т.П., Быков В. Искусство Франции XVII в. - М., 1969. Мастера искусства об искусстве: В 5-и тт. - М., 1967, Т. 3. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVIII в. - М., 1974. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. - М., 1994.
Культура России Нового времени Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX в. - М., 1994. Гусаров А. Мир искусства. - М., 1972. Декабристы и русская культура. - М., 1975. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М., 1994. История русской архитектуры. - М., 1966. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII-начала XIX века. - М., 1983. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. - М., 1992. Мир русской усадьбы: очерки. - М., 1995. Паршин С.М. Мир искусств. - М., 1993. Познанский В.В. Очерки русской культуры первой половины XIX в. - М., 1993. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX-начала XX века. - М., 1993. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX-начала XX в. - М., 1984. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910 годов. - М., 1988.
Мировая культура XX вв. Амаду Ж. Лавка чудес. // Соч. В 2-х тт., Т. 2, - М., 1987. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990. Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры 1917-1927, - М., 1985. Вехи. Из глубины. - М., 1991. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? - М., 1984. Западные молодежные субкультуры 80-х годов. - М., 1990. Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-политические поиски на Западе. - М., 1988. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М., 1993. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М., 1994. Козловски П. Культура постмодернизма. - М., 1997. Культурология. ХХ век: Антология. - М., 1996. Литература русского зарубежья. Антология: В 6-и тт. - М., 1990. Максимова Л.М. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. - М., 1977. Полевой В.М. Искусство ХХ века (1901-1945). - М., 1991. Самосознание европейской культуры ХХ в. - М., 1991. Сумерки богов. - М., 1989. Советская культура в реконструктивный период 1928-1941. - М., 1988. Интернет-ресурсы 1. http: //www.lib.ru/ - библиотека Максима Мошкова (раздел «Культура») 2. http: //www.krotov.info/- библиотека Якова Кротова 3. http: //bibliotekar.ru/index.htm - универсальная электронная библиотека 4.http: //www.auditorium.ru/p/index.php? a=presdir& c=getForm& r=discDesc& discipline_id=3 – библиотека портала auditorium.ru 5. http: //www.hist. Msu.ru/ER – электронная библиотека исторического факультета МГУ – лучшая подборка текстов исторических источников по разным периодам 6. http: //edurt.ru/cat/index.php? id=1188& lang=1 – ресурсы по истории культуры 7. http: //old-rus.narod.ru/index.html - древнерусская литература – источники и публикации 12. ГЛОССАРИЙ (словарь терминов) Авангардизм – условное название для всех новейших, экспериментальных взглядов и течений в искусстве, которые выше всего ставят поиск нового. Авангард – термин, закрепившийся за новаторским течением 1910-1920-х гг. (футуризм, кубофутуризм, примитивизм, супрематизм, конструктивизм, абстракционизм). Выступает против концепции «чистого искусства». Аккультурация (от лат.ad. – k и cultura- образование, развитие) – описывает как процесс, так и результат контактов между различными культурами. Акмеизм (адамизм) – одно из направлений русского модернизма, сформировавшегося на «преодолении символизма» в творчестве поэтического поколения 1910-х гг. Аксиология (греч.) – философское учение о природе ценностей, о связях различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Анимизм (от лат. anima - душа, дух) - одна из форм первобытной религиозности. Предполагает одухотворенность сил и явлений природы и веру в загробную жизнь души. Андеграунд – культурный процесс и продукты культуры, находящиеся вне официальной культуры, иногда оппозиционные к ней. Антропогенез (от греч.genesis- человек и возникновение) процесс происхождения человека. Артефакт ( от лат.- artefaktum- искусственно сделанное) – воплощение какой-либо культурной формы в конкретном материальном продукте (напр., вещи, предметы, орудия труда, техника, и т.п.) Веховство – вариант либеральной идеологии, который выдвигал на первый план приоритет личности и признание первенства духовной жизни, а не политической практики либерализма. Наиболее цельное выражение мировоззрения – сборник «Вехи» (1909). Герменевтика (от греч.- hermeneuticos - разъясняющий, истолковывающий)- учение о понимании и толковании текста, искусство объяснения и перевода. Гомеостаз (от греч. - homoios-подобный и stasis –состояние) – тип динамического равновесия, характерный для сложных саморегулирующихся систем. Денотат - (от лат. denotare-отмечать, обозначать)- предметное значение знака(имени). Диаспора – значительная часть нации, которая компактно и постоянно проживает в другом государстве. Диахрония (от греч. dia - через, chronos - время) – историческое развитие процессов и явление во времени. Диссидентство (лат. dissidens - несогласный, противоречащий) – инакомыслие, основанное на несогласии с господствующим строем, идеологией. Обычно сочетается культурное и политическое содержание понятия. Диффузия культурная - распространение свойств и особенностей какой-либо культуры на другие. Евразийство – общественное движение и философская концепция, возникшая в русском зарубежье в 20-3-е гг. XX в. Выдвигала в качестве основного тезиса признание особого пути развития России, сочетающего черты как европейской, так и азиатской цивилизации. Знак – материальный предмет, выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Идентичность (от лат. – identicus- тождественный, одинаковый) - равнозначный, тождественный, одинаковый, точно соответствующий другому. В частности, субъективное переживание человеком своей индивидуальности. Идеологизация культуры – подчинение процесса культурного творчества реализации целей господствующей идеологии. Инкультурация (enculturation) – процесс приобщения человека к культуре, усвоение им норм и правил поведения. Инновация (от лат. innovation, innovare – обновлять) - появление и распространение черт, ранее не присущих данной культуре, реформа, модернизация. Кич (англ. for the kitchen – для кухни) – термин, используемый для обозначения продукции массовой культуры, отличительным признаком которой было произвольное смешение стилей, смешного и серьезного, высокого и низкого. Кич (англ. for the kitchen – для кухни) – термин, используемый для обозначения продукции массовой культуры, отличительным признаком которой было произвольное смешение стилей, смешного и серьезного, высокого и низкого. Код культурный (от франц. code) - совокупность знаков (символов) и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в любом предмете культурной деятельности человека. Коллоквиум – беседа преподавателя со студентами с целью выяснения их знаний. Коннотация (от connotare –означать) – индивидуальная окрашенность исходных, словарных значения слов. Поскольку каждый говорящий имеет собственный опыт контакта с вещами, он придает слову собственную окрашенность. Конструктивизм (лат. constructio – построение) – в общем виде стремление выявить связь стилистической идеи и форм ее построения в искусстве. Конструктивизм воспринимался как самостоятельный стиль в рамках авангардизма. Конструктивисты-футуристы считали, что вещи, создаваемые художниками для культуры будущего, должны быть чистыми конструкциями, строго функциональными, без балласта «изобразительности» и живописности. Контркультура (от греч.-contra - против) - направление развития современной культуры, противостоящее традиционной, «официальной» культуре, форма протеста против культуры предшествующего поколения. Концептуализм – направление в искусстве, прозе и поэзии, возникшее как реакция на «зрелый» социалистический реализм, своего рода «отзеркаленный» текст, предполагающий ироничное толкование штампов и стереотипов в восприятии реальности. Кубизм – одна из школ авангарда. Творчество форм, выступающих как эквиваленты реальных объектов, но и обладающих собственным физическим бытием и символическим значением. Для него характерно стремление геометризировать форму любого предмета (куб, конус, шар). Культурный шок – результат погружения неподготовленного субъекта в незнакомую культуру, результат конфликта ценностей, присущих индивиду как носителю определенной культуры и ценностей культуры, с которой он встретился. Локальная цивилизация – самостоятельно развивающийся регион мира, опирающийся на собственное мировоззрение, собственные культурные нормы и ценности. Локальные культуры - самодостаточные, замкнутые, не поддерживающие диалог с другими культуры. Маргинальность культурная (от лат.margo - край, граница) – результат изменения нормативно-ценностных систем под воздействием межкультурных контактов, социальных сдвигов и технологических факторов, результат необходимости усваивать чуждые ценности. Массовая культура – культурная среда современного индустриального города, которая формируется на основе развития средств массовой коммуникации и информации, создания индустрии развлечений. В основном имеет подражательный характер. Массовая культура – культурная среда современного индустриального города, которая формируется на основе развития средств массовой коммуникации и информации, создания индустрии развлечений. В основном имеет подражательный характер. Мем (от греч. mimeme – память) - единица культурно наследуемой информации, аналогична гену. Меценатство – высокая степень благотворительности в области культуры, которая предполагает не только материальную помощь искусству, но и непосредственное участие мецената в организации творческого процесса, формирование областей творчества. Мимезис (от греч. mimos – подражание, воспроизведение) – принцип творческой деятельности художника, подражающего природе в точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов. Модерн – художественный стиль в Европе и России на рубеже XIX - XX вв. Искусство модерна состоит из нескольких стилевых направлений, в основе которых лежит стремление обобщить и переосмыслить эстетический опыт человечества. Миф (от греч. mythos - предание, сказание) - чувственно-образное объяснение действительности, архаическое повествование об управляющих миром богах и героях. Массовая культура (от лат. massa – кусок, ком) – обобщенная характеристика господствующего в ХХ веке типа культуры, порожденного научно-технической революцией, превращенного в индустриально-урбанизированную, коммерческую форму производства и распространения с помощью современных массовых технологий, формирует социокультурные стереотипы восприятия и поведения. Мультикультурализм – результат миграционных процессов, следствием которого является формирование культурного разнообразия Ноосфера (от греч. noos/nous – дух, sphaira – шар, небо) - все, созданное разумом человека, сфера взаимодействия природы и человека, сфера деятельности человеческого разума и техники. «Оттепель» - исторический период с середины 1950-х до середины 1960-х гг., который связан с процессом десталинизации и демократизации общественной жизни. Характеризуется взлетом культурного творчества, формированием нетоталитарного общественного сознания. Пролетарская культура – культура рабочего класса, за которым признавалось исключительное право на творчество. Сакральный (от лат. sacer - священный)- относящийся к вере, религиозному культу. Семиотика (от греч. semeiotike – учение о знаках) – наука о знаках и знаковых системах, изучающая различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми. Символизм – первое литературно-художественное направление европейского модернизма, возникшее в конце XIX в. во Франции. В России появилось в 90-х гг. XIX столетия. В основе символизма лежит представление о двух реальностях (мирах) – кажущемся мире повседневности и идеальном мире абсолютных ценностей, который зашифрован в символах. Цель творчества – совместные усилия автора и зрителя (читателя) в раскрытии внутреннего смысла символов. Социалистический реализм – художественный метод в советском искусстве, который определился как монопольное направление творчества в 30-е гг. XX в. Самоопределялся как «правдивое и исторически конкретное изображение действительности в сочетании с задачей идейной переделки трудящихся в духе социализма». В реальности представлял собой идеологизированное искусство социалистического мифа. Сциентизм (от лат. scientia – наука, знание) – мировоззрение, абсолютизирующее роль науки как способа познания и ориентации человека в мире. Субкультура (от лат. sub- под) – особая сфера, « культура в культуре», подчиненная, неглавная, отличающаяся собственными ценностями и нормами. Тоталитарная культура (лат.totalis – весь, полный) – официальная культура тоталитарного общества. Термин «тоталитарный» по отношению к культуре означает усиление репрессивных функций культуры, которые начинают вторгаться в том числе и в частную жизнь человека, диктуя вкусы, стиль жизни, модель поведения. Транскультурация (от лат. trans – через, сквозь) - процесс и результат приспособления культуры вследствие ее добровольного или насильственного географического перемещения в отдаленные районы. Урбанизация (лат.urbanus, городской) – процесс сосредоточения населения, промышленности, культуры, в крупных городах. Сопровождается появлением урбанистической массовой культуры. Утилитаризм – узкий практицизм, стремление из всего извлекать конкретную пользу. Футуризм (лат. futurum, будущее) – вариант авангардизма начала XX в., характерный для Италии, Германии и России. Характеризуется повышенным динамизмом восприятия мира, выраженной устремленностью в будущее. Эмиграция – переселение части населения одной страны в другую в силу каких-либо причин (экономических, политических, религиозных). Эссе – прозаический этюд, представляющий соображения о каком-либо предмете. Язык – знаковая система, посредством которых в рамках культур кодируется, сохраняется и передается информация.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы