Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие культуры. Сущность и значения культурологического подхода к исследованию социальных процессов.



Понятие культуры. Сущность и значения культурологического подхода к исследованию социальных процессов.

Культура

1) в широком смысле слова – исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

2) в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Слагаемые человеческой культуры: экологическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная, политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения

Философский подход

Предполагает рассмотрение культуры как основного способа деятельности человека. Культура – все, что создано человеком в отличии от природного, благодаря его индивидуальности.

Культура в творчестве человека, результат развития культуры является человек.

Данный подход обладает наиболее широкой панорамой видения культуры. Как известно, философ рассматривает любое явление с точки зрения целостности и сущего, всеобщего и ценностно-рационального (или субъективно-осмысленного). Философский анализ в отличие от научного познания включает в себя мыслительные процедуры, позволяющие выразить изучаемый предмет в предельно широких категориях.

Антропологический подход

Наиболее распространенное понимание культуры в антропологии можно свести к следующему: это — система знаний и верований, унаследованных членами данного общества (сообщества) и проявляющихся на поведенческом уровне. Отсюда вытекает главный антропологический вывод: чтобы понять культуру того или иного сообщества, необходимо изучить его поведение в повседневных жизненных ситуациях.

Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте определенной культуры.

Социологический подход

Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций.

Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное. Это — общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. Именно с их помощью формируется коллективная солидарность — основа социальности.

Проблемное поле социологического изучения культуры достаточно широко и разнообразно. Центральные темы социологического анализа: культура и социальная структура; культура и образ или стиль жизни; специализированная и обыденная культура; культура повседневной жизни и пр.

В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных аспекта изучения культуры — предметный, функциональный и институциональный. Предметный подход делает акцент соответственно на изучении содержания культуры (системы ценностей, норм и значений или смыслов), функциональный — на выявлении способов удовлетворения человеческих потребностей или способов развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности, собственно институциональный — на исследовании “типических единиц” или устойчивых форм организации совместной деятельности людей.

4)Комплексный, или “интегралистский ” подход (общая теория культуры).

Отдельные недостатки и ограничения анализируемых подходов частично или полностью снимаются в рамках “интегралистского”, или комплексного подхода

2.Духовная и материальная культуры

Первым структурным элементом культуры является материальная культура, которая представляет собой объективные, материальные формы выражения духовных смыслов.

Материальная культура - совокупность способов производства материальных благ и ценностей, создаваемых человеческим трудом на каждом этапе развития общества.

Ценность – это положительная значимость предметов, явлений и идей. Предметы и явления становятся благом, если они удовлетворяют положительные человеческие потребности и способствуют социальному прогрессу. Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичные потребности человека.

Хозяйственная культура — это деятельность, направленная на создание материальных условий для жизни человека как творца «второй природы». В нее входят, прежде всего, экономическая деятельность — средства производства, способы практической деятельности по их созданию (производственные отношения), а также и творческие моменты хозяйственной повседневной деятельности человека.

Хозяйственную культуру не следует сводить к материальному производству, она характеризует его с точки зрения влияния на человека, создания условий для его жизни и развития способностей, их реализации в экономической жизни общества. Эта культура воплощается не просто в производстве, технике, а в реализации творческого начала материальной деятельности человека.

Традиционно культурологи выделяют в качестве объектов (форм) материальной культуры культуру труда - технику, сооружения и орудия труда, средства производства, системы коммуникаций - пути и средства сообщения (транспорт, связь); культуру повседневности - предметы одежды, быта, пищи.

Все эти предметы культуры – носители культурной информации, которые создают искусственную среду обитания человечества и являются процессом и результатом материальной деятельности человека. Все эти явления связаны с содержанием производительных сил или производственных отношений. Однако материальная культура, являясь стороной материального производства, не тождественна ему. Она характеризует производство с точки зрения создания условий для жизни человека, его развития, а также реализации способностей человека в процессе материальной деятельности.

в Духовная кул.

Духовная культура – совокупность духовных ценностей человечества (идей, представлений, убеждений, верований, знаний); интеллектуальная духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности на каждом этапе развития общества.

Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

К духовной культуре относятся формы, ориентированные на выработку знаний и ценностей в духовной сфере - это комплекс идей, знаний, представлений, переживаний, побуждений, влечений, верований, норм, традиций человеческого существования. Духовная деятельность имеет сложную структуру и включает в себя такие формы культуры:

- религиозная культура (религиозные учения, традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения);

- нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);

- эстетическая культура (искусство, его виды, направления и стили);

- правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система);

- политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);

- интеллектуальная культура (наука, философия).

По видам деятельности все они входят в познавательную деятельность (наука, философия), ценностно-ориентированную деятельность (мораль, искусство, религия), регулирующую деятельность (политика, право).

Познавательная деятельность основана на познании человеком природы, общества, самого себя и своего внутреннего мира. Наиболее адекватно эта деятельность представлена научной деятельностью. Наука - специализированная область культуры, ориентированная на познание. Основные функции науки состоят в формировании системы логически упорядоченных знаний, основанных на специально организованном теоретическом и эмпирическом изучении реальности; построении рациональных прогнозов; управлении исследуемыми процессами на основе эксперимента.

Передаваемые от поколения к поколению традиционные знания, принимаемые как «догматическая банальность», не подвергаемая сомнению, с появлением новой интеллектуальной среды – научной - перестают довлеть над умами людей, приводят к резким скачкам в развитии всей культуры. Таким образом, в любом обществе складывается независимая от отдельного индивида система добывания, хранения, передачи информации и знаний.

К ценностно-ориентированной деятельности человека относятся мораль (моральная культура), искусство (художественная культура) и религия (религиозная культура). Осмысленный характер познания, понимания мира предполагает не просто знания о нем, а понимание ценности самого человека как субъекта деятельности, ценности его знаний, творений, ценностей самого мира культуры, в котором живет человек. Мир человека – это всегда мир ценностей. Он наполнен для него смыслами и значениями.

Первой наиболее социально значимой сферой культуры является моральная культура, дающая нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам деятельности общества и друг к другу.

Моральная культура – это достигнутый обществом и индивидом уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, отношение к человеку как к высшей цели и самоценности.Моральная культура личности проявляется как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости и достоинстве человека. В основе моральной культуры личности лежит нравственность и совесть.

Вторая форма духовной культуры, связанная с ценностной деятельностью - это художественно-эстетическая культура. Художественная культура - это специфическая чувственно-эмоциональная сфера познания, оценка и художественное преобразование мира по законам красоты. Художественная культура основана на иррациональном, творческом типе деятельности, выражается как в объективно-предметной, так и в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека (см. искусство в системе духовной культуры).

Третья форма духовной культуры, связанная с ценностной деятельностью, - это религиозная культура, основанная на религиозной деятельности как восхождении человека к Богу.Воплощается религиозная культура культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог как духовно-нравственный Абсолют.

В духовной культуре можно выделить еще две формы, ориентированные на регулятивную форму деятельности, - это политика (политическая культура) и право (правовая культура), связанные с государством и его институтами и правовой системой общества.

Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Однако при определенных условиях закрепленная в механизмах социальной памяти духовная культура выступаеткак устойчивая матрица духовной жизни, стереотип восприятия и мышления, менталитет общества. Она может играть на разных этапах развития общества ведущую роль.

К особенностям духовной культуры, которая ориентирована на выработку знаний и ценностей, необходимо отнести следующие:

1. Духовная культура - это особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли, который богаче реального, материального мира (например, искусство живописи – направление сюрреализм – художник С. Дали).

2. Духовная культура дает человеку наибольшую свободу творчества (осознанное творчество человека – это то, что отличает мир культуры от мира природы).

3. Духовная культура нужна сама по себе, а не ради достижения каких-либо целей.

4. Духовная культура - самая «хрупкая» область культуры, она более чувствительна к изменениям в социокультурном пространстве, более всех других областей страдает при социальных катаклизмах и нуждается в поддержке общества.

Следует отметить, что к понятию «духовная культура» относятся и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и т.д. Любой предмет материальной культуры является воплощением определенных замыслов человека, и в реальной жизни материальное и идеальное в культуре всегда переплетается.

3. Функции культуры

Из всего вышеизложенного становится очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функциясвязана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Социальные функции культуры

Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

• социальная интеграция — обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

• организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

• обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

• регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура — непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

4.Формы существования культуры

Существует ряд классификаций форм существования культуры. Во-первых, их принято классифицировать по носителю. Так, выделяет два основных социальных группы – носителей культуры: субкультуру и контркультуру. Дело в том, что всегда существует – господствующая (доминирующая) культура – совокупность ценностей и правил, принятых большинством общества (социума). Но общество распадается на множество групп (этнических, демографических, социальных, профессиональных и т. д.), и в каждой из них формируются свои культурные особенности. Субкультура – это суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами поведения. Субкультура не претендует на то, чтобы сменить предыдущий культурный стандарт, превратиться в официальную доктрину. Этим она принципиально отличается от контркультуры, которая противопоставляет себя доминирующей культуре и притязает на лидирующее положение.

Сопоставляет типы и социумов – носителей доминирующей культуры (то есть этнических групп). Основными среди них являются племя, народ и нация. Племя – это социальная группа, членов которой, в первую очередь объединяет сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы. Специфика культуры племени во многом обусловлена природной средой, что обуславливает традиционность данного типа культуры. Народ – этносоциальная общность, которая может складываться из одного или нескольких этносов и включать в себя людей различного этнического происхождения. Факторы, обеспечивающие его единство, не сводятся к представлению о генетическом родстве. Это и социальные связи, объединяющие людей не по этническим признакам – государственно-политические, хозяйственно-экономические, религиозные и т. д. С преодолением политической раздробленности, развитием индустриальной экономики и торгово-промышленных отношений, ростом просвещения связано появление наций. Нация – этносоциальная общность, для которой характерно наличие единого семиотического поля – системы известных всем её представителям знаковых средств, которые обеспечивают их взаимопонимание и взаимодействие.

Формы существования культуры классифицируют по ведущему типу передачи информации. С одной стороны, выделяют устную, письменную и аудиовизуальную (экранную) культуры. Последняя из них тесно связана с развитием киноматографа, аудио- и видеоиндустрии, затем компьютерных технологий (в том числе появлением Интернет). Данная классификация во многом совпадает с концепцией американского социолога Д. Белла, согласно которому сначала появилось аграрное общество (письменность мало распространена), затем – индустриальное общество, а со второй половины XX века постиндустриальное общество (во многом основанное на работе с электронной информацией). С другой стороны, выделяют массовую культуру и противостоящие ей немассовые типы культур типы культур. Относительно соотнесения определений «народная» и «массовая», а также о содержании понятия «элита» продолжается полемика. Поэтому можно ограничиться перечислением основных черт данных типов культур. Народной культуре присуще: локальность, традиционность, безымянность творческих личностей. Массовая культура творцы массовой культуры профессионалы, это культура авторская и предопределяется любым спросом широких слоев населения. Элитарная культура авторская, её творцы высоко образованны, она утонченна и сложна для понимания большинством общества.

5.
Существуют различные классификации данного понятия. Например, культурологи выделяют несколько типов культуры. Вот некоторые из них:

массовая и индивидуальная;
западная и восточная;
индустриальная и постиндустриальная;
городская и сельская;
высокая (элитарная) и массовая (народная культура) и т. д.
Как видите, они представлены в виде пар, каждая из которых является противопоставлением. Согласно другой классификации, существуют следующие основные виды культуры:

материальная;
духовная;
информационная;
физическая.
Каждая из них может иметь свои разновидности.

6.

Практически невозможно дать однозначное определение слову «культура». Этот

термин может касаться любого аспекта жизни. В обыденном понимании культура

может существовать исключительно в цивилизованном обществе, однако, в

реальности дело обстоит несколько сложнее. Стоит помнить, что любая страна имеет

свои отличительные особенности касательно традиций, правил поведения. Даже

примитивное общество обладает своей культурой. Этот термин может использоваться

как определение различиям между городским и деревенским течением жизни.

Культура и личность неразрывно связаны друг с другом. Это две части одного целого.

Именно люди создают культуру, которая, в свою очередь, оказывает на них влияние.

Это процесс постоянного совершенствования и обновления. Личность является

движущей силой культуры. Человек постоянно совершенствует ее в соответствии с

требованиями общества и эпохи. В свою очередь, культура формирует характер

человека, делает его более социализированным. Она предполагает определенные

правила, без которых невозможно существование ни одного сообщества. Культура и

личность – это достаточно сложное направление в науке, которое можно представить

в виде структуры. Человек по отношению к культуре может выступить в несколько

ролях. Рассмотрим их все. Личность является продуктом культуры. То есть только

человек, усвоивший все традиции, правила, ценности своего социума может быть

адекватен обществу и своему времени. Личность также выступает и в роли

потребителя культуры. То есть человек в готовом виде, чаще всего в форме

стереотипов, усваивает язык, традиции, нормы, знания и так далее. Личность является

производителем культуры. Именно человек создает, переосмысляет, дополняет,

совершенствует и интерпретирует культурные нормы. Личность – это своеобразный

транслятор культуры. Человек передает свои ценности, приоритеты, традиции и

правила своим детям, ближайшему окружению. Культура личности – это необходимый

элемент для успешной социализации индивидуума. Ребенок начинает овладевать

знаниями, правилами, в чем ему помогают родители. Таким образом, человек

становится адекватным культуре, принятой в его обществе. Индивид усваивает

определенный набор социальных ролей, формируется как личность. Только после

этого он сможет успешно функционировать в обществе. Как уже упоминалось,

культура и личность – это две вещи, которые необходимы для социализации.

Рассмотрим, на какие именно сферы жизни оказывает влияние культурное развитие. В

первую очередь – это деятельность человека. Личность осваивает навыки именно

через усвоение определенных правил и норм. Одновременно, культура человека

оказывает влияние на умение оценивать свою деятельность и ставить перед собой

цели. Во вторую очередь – сфера общения. Человек не может взаимодействовать с

членами конкретного общества, не зная их традиций, правил и норм. Культура и

личность, а также их взаимодействие важно и для сферы самосознания. В этом случае

происходит формирование собственного «Я», понимание своей социальной роли. В

подведение итогов можно сказать, что у каждого человека имеется своя особая

культура, сформированная под влиянием его окружения. Индивид с младенчества

начинает осваивать социальные нормы, правила и традиции. Культура – это не просто

признак цивилизованного общества, но термин для обозначения устойчивых отличий

между определенными группами. Он может относиться к традициям городской или

деревенской жизни, к нормам и правилам, существующим в каждой отдельной стране.

Кроме того, существует производственная, физическая, интеллектуальная культура, а

также множество других ее видов.

7.

Природа является одним из тех основных факторов, которые обуславливают

появление культуры. Именно по этой причине их взаимодействие уже несколько

десятилетий остается важной для многих ученых темой, требующей дальнейшего

изучения. Те исследования, которые уже были проведены, показали, что культура

представляет собой природное начало, преобразованное деятельностью человека. И

в то же время она стоит вне биологии. Тогда возникает вполне ожидаемый вопрос о

том, противоположны ли друг другу культура и природа или все же они находятся в

гармоничных отношениях. С одной стороны, человек действует абсолютно

целенаправленно, чтобы переделывать окружающий мир, создавая иной,

искусственный. Его он и называет культурой. В таком случае природа ему полностью

противопоставляется, так как в новый мир входят только те ее элементы, которые

были человеком полностью переработаны. Социобиологи менее категоричны в этом

плане. Отвечая на вопрос о том, как соотносятся культура и природа, они утверждают,

что общественное поведение как животных, так и людей очень похоже. Отличие

заключается лишь в том, насколько сложен уровень их жизнедеятельности. Вот в этом

случае культура – это отдельный этап биологической эволюции в целом: - растения,

чтобы адаптироваться к новой среде, меняют свою видовую морфологию; - животные,

приспосабливаясь, приобретают еще и дополнительные образцы поведения; - человек

же, чтобы адаптироваться к новым условиям, усложняет или меняет только формы

собственной жизнедеятельности, в результате чего искусственная среда обитания

собственно и сформировалась. Таким образом, видно, что культура и природа

разграничиваются очень нечетко. Основное различие заключается в том, как работает

механизм накопления опыта и его передачи. Так, животные используют в этих целях

инстинкт, а люди - те навыки, которые выработаны вне биологии. Природа и культура

тесно переплетены и в том плане, что первая рождает вторую. То есть она появляется

после взаимодействия человека с натурой. Все предметы культуры произведены из

вещества, имеющего природное происхождение. Таким образом, если рассматривать

проблему с данной позиции, то эти системы одновременно и противостоят друг другу,

и взаимодействуют. Их единство выражается в том, что в основе культуры лежат

компоненты природы. А она, в свою очередь, служит предпосылкой появления

искусственного мира. Еще П.П. Флоренский когда-то отметил, что культура и природа

не могут существовать по отдельности, а только друг с другом. Так как человек вышел

из натуральной, естественной среды обитания, то она по-прежнему влияет на

большинство сторон его жизнедеятельности. Например, культура труда – это та

сфера, которая напрямую ощущает на себе воздействие природы. Это касается

специфики рода занятий и деятельности в той или иной местности. Строгое

разделение трудовых обязанностей между полами, порожденное особенностями

климата, наблюдается, например, на Севере. Так, женщины там, кроме традиционной

домашней работы, занимаются выделкой кожи, изготовлением одежды из нее.
8.Восточные и западные типы культур

Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур. " Запад" подразумевает европейскую и американскую культуру, " Восток" - страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки.

Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур.

На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники и технологий, опосредующих отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Однако сегодня можно говорить о том, что восточные культуры, не потеряв своего самобытного начала, восприняли многие черты, характерные для западного мира.

Восточные цивилизации более древние: они возникли в IV-II тысячелетии до н.э. Западный тип впервые появляется в Древней Греции около 3000 лет назад.

Западная культура, сформировавшаяся в странах Западной Европы, включает в себя этапы:

- классическая античная эллинская культура Древней Греции;

- эллинистическо-римская культура;

- романо-германская культура христианского Средневековья;

- новоевропейская культура. Основные черты западной культуры:

- приоритет рационального разумного подхода к анализу мира;

- использование универсальных научных понятий, интенсивное развитие философии и наук;

- активное технико-технологическое преобразование мира;

- динамизм и погоня за новизной;

- индивидуализм, господство частной собственности. Восточная культура сформировалась в странах Азии и Дальнего Востока и включает в себя субкультуры:

- культура Дальнего Востока - Китай, Япония, Корея;

- культура Индии. Черты восточной культуры:

- ориентация на духовность, мистицизм;

- иррационализм;

- общинное начало, коллективизм, отсутствие господствующей роли частной собственности;

- сохранение традиций, стабильности.

Для восточного типа культур характерно преобладающее влияние мистики и религии, для западного - философии и науки.

Большинству жителей восточной культуры свойственны черты характера, обусловленные религиозным миропониманием:

- ощущение времени как медленно текущей реки;

- изменения в жизни и в характере накапливаются медленно, постепенно;

- отсутствие суетливости, приверженности материальным благам; в то же время носители этой культуры ценят все живое, особенно природу, и создали культ любования - как всей природой, так и самым малым ее творением (китайская миниатюра, праздник любования цветущей вишней сакурой в Японии);

- большая приверженность к национальным традициям, умение сочетать современное и традиционное.

Культура и цивилизация.

Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия.

По времени термин " цивилизация" возник гораздо позднее термина " культура" - лишь в XVIII веке. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития.

Согласно другой версии, термин " цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах -широком и узком. Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Ферпоссон, и означал высокоразвитое обществo, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятом " культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века.

Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно сести к трем основным. В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, спорый рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Наконец, сторонники третьего похода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге " Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1509; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.108 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь