Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Первоначальные формы религии



Первоначальные формы религии можно считать и первыми формами духовной культуры. Перечислим их:

• Тотемизм — (totem — «его род») — поклонение рода, племени животному, растению или предмету, который считается предком рода. В эпоху палеолита еще отсутствует поклонение тотемному объекту. Его просят о помощи, его ублажают подарками; охота на него, употребление в пищу, называние его «настоящего» имени табуированы (запрещены). Однако если тотем «не справлялся» со своими обязанностями, его наказывали. Тотемизм, таким образом, выступает одним из культурных средств организации среды обитания человека.

• Анимизм — (anima — «душа») — вера в существование духов, в наличие души у людей, животных, растений. Все окружающее люди воспринимали, как подобное себе — то есть как способное к движению, активности, ответному действию. Любой предмет, таким образом, мог быть дружественным или враждебным по отношению к человеку. В анимизме отражалась наблюдательность людей, интуитивное ощущение могущества законов природы. В борьбе за выживание рода эти свойства были крайне необходимы.

• Фетишизм (от португальского слова, обозначавшего талисман, амулен) — приписывание сверхъестественных свойств неодушевленным предметам, будь то камень необычной формы, клык зверя или «священное» копье. Фетиши — это культурные, знаковые объекты, главным предназначением которых является компенсация слабости первобытного человека перед силами природы.

• Магия — вера в действительность особых обрядов (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.). Магия (в греческом языке — колдовство) являлась максимальным выражением силы и, одновременно, слабости первобытной духовности. В ней мы находим сложный сплав позитивных знаний, умений, многие из которых утеряны современным человеком, и иллюзорных средств воздействия на действительность. В соответствии с целями воздействия различают магию промысловую, военную, лечебную, любовную, вредоносную. В своих истоках магия была достоянием всех членов родового коллектива, но позже она специализируется, ее носителями становятся старейшины или знатоки-профессионалы (шаманы). В магии очевиден творческий, преобразующий характер культуры.

Первобытные верования нуждались в коллективных действенных выражениях — культах. Наиболее древними являлись культы солнца, огня, промыслового зверя, погребальный культ. В эпоху расцвета родовой общины особое значение принимает материнско-родовой культ (культ предков, культ плодородия). Неолитическая революция порождает земледельческие культы, а также трансформирует все первобытные верования, постепенно вытесняя из них зооморфные, «звериные» элементы.

Таким образом, в первобытном обществе складываются предпосылки для формирования всех форм духовности. Их возникновение оправдано социальной необходимостью. Вместе с тем, существует большое количество фактов, культурный смысл которых до сих пор не разгадан. Это, например, предназначение и технология мегалитических сооружений, типа Стоунхэнджа в Англии, смысл некоторых наскальных рисунков, происхождение астрономических знаний у дагонов в Африке и аборигенов Австралии. Возможно, тайны первобытной культуры еще пригодятся человечеству.

18. Основные черты сознания первобытного человека

Сознание человека первобытной эпохи, в первую очередь, характеризуется высокой степенью слитности с природой: силы природы еще не противопоставляются человеку, а находятся с ней в таинственном связи. Чувство бессилия перед грозными и непонятными для первобытного человека природными явлениями особенно усиливалось во время стихийного бедствия: извержение вулканов, землетрясений, наводнений, лесных пожаров, засух и других подобных явлений. Беспомощность вызвала к жизни поклонения грозным силам природы, привела в конечном итоге к ее обожания. Это обусловливает появление таких ранних форм религии как анимизм, магия, тотемизм, фетишизм и т. д.

Во-вторых, важной характеристикой первобытного сознания была также слитность индивида с коллективом, соплеменниками, с " Мы". Человечество сумело выжить, сохраниться как вид и обеспечить свое существование в начале своей истории благодаря постоянно растущей его способности к объединению усилий на основе максимального ограничения потребностей и интересов отдельного индивида и строгого соблюдения приоритета рода, коллектива, благодаря растворению отдельной человеческого существа в коллективе, ее абсолютной социализации.

Давление первобытного коллектива на индивида был огромный, индивидуальное " я" здесь не имеет самостоятельного значения и ценности, так как индивид интегрирован в общине не как автономная единица, а как часть органического целого, не мыслима без него. В начале своей истории человек, подвергаясь жесткий тотальный влияние общественных норм, способных заблокировать любые проявления индивидуализации, была полностью социальным существом.

На место инстинкта самосохранения, который был главной мотивационной сферы поведения члена первобытного стада, приходят система табу, которая основывалась исключительно на запрете. Табу блокировали асоциальные проявления животных инстинктов и охраняли жизненно важные для существования рода основы коллективной жизни: недопущение кровнородственных половых связей, порядок распределения пищи, неприкосновенность личности вождя... Табуитивные запреты никогда не сопровождались соответствующими объяснениями их необходимости. Объяснить это можно только очень низким уровнем развития сознания и языка первобытного человека, уровня его способности к рефлексии, не превышал уровня трехлетней ребенка. Для того чтобы следовать запретам табу, индивиду достаточно было чувство страха перед нарушением запретов. Страх - что со мной сделают? - является первым элементарным проявлением социальной регуляции в первобытном обществе.

Кроме того, в рамках этого общества, действовал и другой важный механизм социальной регуляции - стыд. Стыд - это чувство общинно-групповое, что предполагает постоянное оглядки индивида на окружающих: что обо мне скажут или сказали бы " свои" ?. Весь мир представлялся первобытному человеку в виде категориальной оппозиции " они" - " мы". Стыд более сложное по сравнению со страхом культурное явление, которое побуждает индивида придерживаться групповых норм, обязанностей по отношению к своим.

Культура, таким образом, с самого начала существования общественной организации и в течение всей первобытной эпохи по отношению к отдельному индивиду носит прежде всего репрессивный и ограничительный характер.

Усвоение и передача необходимых образцов поведения осуществлялись путем показа и копирования, передавались от поколения к поколению, превращаясь в утвержденный ритуал. Всю жизнь первобытного человека проходило в выполнении множества ритуальных обрядов и процедур, которые, не имея рационального объяснения, приобретали магического характера. Ритуалы представляют собой особые символические действия, обеспечивающие эмоционально-смысловое отождествление индивида со своим родом, передачу опыта, сплочение рода и религиозно-магическое влияние на различные явления и обстоятельства (например, ритуал инициации). Ритуалы требовали от каждого индивида слепо, неосознанно подражать устоявшиеся образцы поведения и полностью исключали творческую самостоятельность. Первоначальный коллектив отрицает индивидуальность и новаторскую поведение, а потому только традиционная поведение находила моральное одобрение. Таким образом, табу и ритуалы выступали важнейшими регуляторами общественных отношений в первобытную эпоху.

Главным информационным каналом первобытной культуры, в связи с отсутствием письменности, была трудовая деятельность. Усвоение и передача смысла трудовых операций происходили в невербальной форме, то есть без слов. Показ и подражание были основными средствами обучения и общения в общине. Действия, после которых наблюдался какой-то полезный результат, становились образцами, которые копировались и передавались от поколения к поколению.

Третьей важной характеристикой сознания первобытного человека было доминирование образно-эмоциональных, интуитивных моментов в мышлении, веры, наиболее ярко проявляется в мифологической картине мира..

Важной характеристикой первобытной культуры был ее синкретизм (от греч. - Сочетание) - отсутствие дифференциации ее форм на науку, религию, искусство. Все сферы тесно связаны с разнообразием форм практической жизни первоначальной человеческого сообщества.

Особенности первобытного искусства

Искусство на ранних этапах развития человечества можно рассматривать как своеобразную магическую форму инобытия реальности является основанием для распространения теории магического происхождения искусства, которая считается наиболее распространенной и признанной. Согласно этой теории, первыми художниками были шаманы, а произведения искусства - изображения животных, на которых они поражены копьями или стрелами - символизировали успех в охоте и т.

Первобытное искусство выступало универсальным языком духовной жизни первобытного общества, выражало коллективный взгляд на мир, а не на личные взгляды авторов художественных произведений. Искусство как средство выражения духовной жизни первобытного человека было непосредственно вплетено в практическую жизнь. Поэтому ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные рисунки никогда не выступали за присущими им функциями для своих создателей как произведения искусства. Для первобытного человека художественная функция в них пока бы " спит", и поэтому сегодня, воспринимая их как искусство и относя их в арсенал художественной культуры человечества, сам термин " первобытное искусство" нам следует употреблять со значительной степенью условности.

Вершиной первоначального синтеза человеческой деятельности было изобразительное искусство, которое начинается с знаково-символических изображений. Они закрепляли необходимый опыт и важные формы поведения. Примерно такое же идеологическую нагрузку имел танец, который мог быть ритуальным и бытовым, охотничьим и военным, мужским или женским, имитировал сцены хозяйственной деятельности, половых отношений и тому подобное.

Большинство произведений первобытного искусства связана с образами животных - мамонты, бизоны, олени. Что касается изображений человека, то по количеству памятников, дошедших до наших дней, они занимают второе место. Причем абсолютное большинство из них - это изображение женщины, что обусловлено прежде всего длительным доминированием матриархата в истории первобытного общества. Женщина была продолжателем рода и традиций, а затем - хранительницей ритуальных секретов и племенной морали.

Наскальные рисунки и ритуальные танцы выступали способом расширения, удвоение реальности, попыткой построить желаемую для человека реальность и контролировать ее. Первобытное искусство в его мифологической оболочке ориентировано не на сверхъестественное, а на природные возможности человека, стоящих в ее воображении.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2239; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь