Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура барокко. Стиль барокко в искусстве и архитектуре.



Впервые термин " барокко" применил в XIX в. швейцарский историк Якоб Буркхардт.

 

Он использовал данное понятие в негативном плане, вкладывая в его содержание такие эпитеты, как " вычурный", " причудливый". Вместе с тем, термин прочно вошел в обиход. В переводе с португальского “барокко” обозначает " жемчужину неправильной формы".

Искусство барокко развивалось в феодально-абсолютистских государствах, находящихся под сильным воздействием католицизма (Италия, Испания, Фландрия).

Отражая сложную атмосферу времени, барокко соединил в себе, казалось бы, несоединимые элементы. Черты мистики, фантастичности, иррациональности, повышенной экспрессии удивительно уживаются в нем с трезвостью и рассудком. При всей своей противоречивости барокко вместе с тем имеет вполне выраженную систему изобразительных средств и определенные специфические черты.

На смену ренессансному чувству меры и ясности приходит искусство, построенное на контрастах и асимметрии, искусство, тяготеющее к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами.

Проявления стиля барокко легко узнать по криволинейным очертаниях, преобладающим в планах архитектурных сооружений; в изысканной вычурности линий в скульптуре и живописи; в пышности, декоративности, парадности фасадов и интерьеров зданий. Многие «внешние» черты барокко родились в придворной среде, в придворно-праздничной обстановке: пышная декоративность, напыщенность и аффектация в выражении чувств, аллегории, стремление поразить и ошеломить. Блестящее, поражающее и импозантное – вот пафос и стихия барокко.

В барочных культовых постройках все богатейшие возможности синтеза архитектуры, скульптуры, декоративного искусства и живописи призваны поразить воображение зрителя, проникнутые религиозным чувством. В той же Италии воздвигаются светские сооружения, представляющие важный этап в развитии мировой архитектуры. Разрабатываются приемы городской планировки, целостного городского ансамбля, строятся дворцово-парковые комплексы, в которых открываются новые принципы связи архитектуры с природным окружением.

Культовые, дворцовые сооружения, скульптура, фонтаны (Рим) объединяются в целостный художественный образ. То же можно сказать о дворцово-парковых комплексах остальных областей Италии эпохи барокко, отличающихся исключительно мастерским использованием сложного рельефа местности, богатой южной растительности, водных каскадов в сочетании с малыми формами — павильонами, оградами, фонтанами, статуями и скульптурными группами.

В работе " Основные понятия истории искусств" (1915), анализируются классицизм и барокко. Г. Вельфлин, рассматривая этапы эволюции барочного стиля, выделяет пять особенностей, они заключаются в следующем:

Классический стиль является линейным. Границы предмета подчеркнуты, он изолирован в пространстве. Барочный стиль живописен, изображенные предметы связаны со своим окружением;

для классического стиля характерна плоскостность, тогда как барокко - искусство пространственное;

классицизм - замкнутая система, барокко - открытая;

единство классического стиля достигается композицией четко выделенных элементов, в произведениях барокко, композиция представляет собой нерасторжимое целое;

классицизм всегда стремится к ясности, в то время как для барокко отдельные элементы представляют меньший интерес и на первый план выдвигается их соотношение.

Внутреннее напряжение стиля барокко выражено в противоречии: с одной стороны, стремление художника сделать " тайну и откровения осязаемыми", чтобы можно было руками потрогать, отсюда часто отталкивающий натурализм, а с другой - общая иррациональная, мистическая атмосфера.

ИМЕНА и РАБОТЫ.

Первым образцом стиля барокко можно считать церковь Иль-Джезу (1573-1584) в Риме, возведенную арх. Джакомо Бароцци да Виньола (1507-1573) и Джакомо Делла Порта (около 1537-1602).

Большой вклад в создание архитектуры барокко внесли Франческо Борромини, Карло Мадерна и Лоренцо Бернини.

Церковь Сан-Карло алле Куатре Фонтане Франческо Борромини (1599-1667) - замечательный пример образца стиля в смелом индивидуальном истолковании.

Яркий образец палаццо - дворец Барберини (1625-1663), архитекторы К.Мадерна, Ф.Борромини и Л.Бернини. Со стороны входа здесь впервые появился парадный двор. Архитекторы связали дворец с городом и образовали в нем некий, особый мир, сочетающий архитектуру и живую природу.

Собор св. Петра в Риме (Браманте, Микеланджело, Мадерна) с колоннадой Бернини - точка отсчета. По замыслу архитектора Микеланджело, развитому в аллегорической форме Бернини, создателем колоннады, окаймляющей площадь собора, он должен был олицетворять церковь и христианство и воплощать небесный свод, распростершийся над миром. Крылья колоннады словно руки собора, а купол - его глава.

В ХVIII в. в Германии, Баварии и Саксонии, благодаря тесным художественным контактам с Италией развивался стиль барокко. С Саксонией связано творчество архитектора Маттеуса Даниеля Пёппельмана (1662-1736). Основное дело его жизни - строительство в Дрездене парадной резиденции курфюрстов Саксонии под названием Цвингер (1711-1728).

Для короля Пруссии Фридриха II (1740-1786) архитектор Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (1699-1753) построил в Потсдаме, пригороде Берлина, королевскую резиденцию Сан-Суси (1745-1747 гг.), что в переводе с французского означает " без забот".

 

Особое претворение стиль барокко нашел в истории русского искусства. По мнению Д. Лихачева " русское барокко" XVII века " приняло на себя многие из функций Ренессанса", поскольку " настоящий Ренессанс ранее так и не сумел достаточно полно проявиться на Руси".

Отсюда достаточно условные названия стилей " нарышкинского барокко" по отношению к архитектуре Москвы ХVII в., а также крайне отдаленного от Европы " петровского барокко" начала ХVIII в. Совершенно особый вариант " русского барокко" в середине XVIII в. создал выдающийся зодчий Ф.Б. Растрелли.

Самым ярким представителем высокого барокко был итальянский скульптор и архитектор Лоренцо Бернини (1598–1680). Как он сам признавался, он «соединил в своем творчестве живопись и скульптуру». Наиболее значительной заслугой Бернини стало возрождение итальянской скульптурной традиции, прерванной со смертью великого Микеланджело

Бернини - подлинный гений барокко, непревзойденный мастер, архитектор и скульптор, мастер надгробий и алтарей, монументальных городских ансамблей с фонтанами и обелисками. Ему принадлежит самый крупный архитектурный ансамбль Италии - площадь св. Петра в Риме.

Живопись

Итальянская живопись XVII столетия была представлена рядом ярких имен, среди которых первенствуют Микеланджело Меризи известный как Караваджо (1573–1610) и Аннибале Карраччи (1560–1609). Как художник барокко, он следовал принципу экспрессионизма, который достигался им через особый контраст света и тени. Характерна в этом отношении серия полотен на библейские темы: «Распятие апостола Петра», «Обращение Павла», «Успение Марии», «Усекновение головы Иоанна Крестителя».

Третьим крупным итальянским художником, обладавшим также и талантом архитектора, был работавший в Риме флорентиец Пьетро да Кортона (1596–1669). Ему принадлежит великолепная роспись плафона Палаццо Барберини в Риме, представляющая зрелое барокко.

Испания: Хусепе де Рибера (1591–1652), Фран-сиско де Сурбаран (1598–1664) и Диего Веласкес (1599–1660). Веласкес, как известно, был придворным художни-ком, и это предопределило тематику его произведений. Среди них кар-тины на мифологические темы («Вакх»), исторические сюжеты («Сда-ча Бреды»), острохарактерные портреты («Иннокентий Х»), и, конечно же, портреты королевской семьи («Меннины») и придворных (знаменитая галерея карликов). Своей вершины испанская живопись барок-ко достигла в творчестве Бартоломео Мурильо (1617–1682).

Также, символом художественной эпохи является имя Рубенса Питера Пауля (1577 - 1640) - Искусство Рубенса - типичное выражение стиля барокко. Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью характерны для самых драматических произведений Рубенса. У него было много учеников: Ван Дейк, Снейдерс, Ян Брейгель Бархатный. Наиболее знаменитый его ученик - Антонис ван Дейк (1599-1641), но истинным последователем и главой фламандской школы стал Якоб Иорданс (1593-1678).

Но самую значительную роль в живописи всего XVII в. предстояло сыграть художнику голландской школы Рембранту. Харменс ван рейн Рембрант (1606-1669) –«Даная», «Возвращение блудного сына», «Портрет Яна Сикса», «Ночной дозор». Творчество Рембранта проникнуто стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой один из " пиков" мировой художественной культуры. Художественное наследие Рубенса велико: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, он был непревзойденным мастером рисунка и офорта.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь