Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эстетические основы мировой художественной культуры



ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ
ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 050403.65 КУЛЬТУРОЛОГИЯ; 050301.65 Русский язык и литература с доп. спец. 050403.65 Культурология; 050401.65 История с доп. спец. 050403.65 Культурология;

 

 

Составители:

Океанский В.П.,

доктор филологических наук,

профессор,

Крохина Н.П.,

кандидат филологических наук, доцент,

Пахров А.А.

кандидат исторических наук,

доцент,

Самсонова И.В.,

кандидат культурологии,

доцент

 

Шуя 2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Назначение программы . Данная программа предназначена для студентов по специальности 050403.65 Культурология (основная и дополнительная специальность) и разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом ВПО специальности от 2005г.

Программа междисциплинарного госэкзамена по культурологии с теорией и методикой обучения включает в себя три составные части дисциплин предметной подготовки: теоретико-культурологические курсы, культурно-исторические и историко-искусствоведческие курсы, а также методику обучения культурологии. Предлагаемые задания обеспечивают проверку профессиональных способностей выпускников.

Цель госэкзамена – выявление теоретической, историко-культурной и методической подготовки будущих учителей культурологии.

Задачи госэкзамена:

– закрепление студентами базовых культурологических концепций и умения объяснить феномен культуры;

– обобщение знаний студентов об исторических формах и типах культур и цивилизаций;

– углубление навыков сравнительного анализа культурных традиций и художественных систем Востока, Запада и России;

– выявление конкретных знаний о высших достижениях человечества в сфере мировой художественной культуры и эстетических представлений студентов;

– обобщение полученных теоретических и исторических знаний;

– проверка уровня методических знаний и умений студентов.

Структура госэкзамена. Билет госэкзамена включает два вопроса.

Первый вопрос требует показать теоретические знания по культурологии (вопросы №1-10), или раскрыть эстетическую специфику вида искусства (вопросы №11-19), или дать характеристику типа культуры (вопросы №20-30).

Второй вопрос охватывает историю развития основных западноевропейских художественных стилей и направлений (вопросы №31-42), или основные этапы развития отечественной культуры и искусства (вопросы №43-54), или это вопрос по теории и методике обучения культурологии (вопросы №55-60). Отвечая на конкретный вопрос по истории культуры и искусства, студент должен показать в ответе методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК, а также знание различных культурологических методик.

В программу имеется список литературы к госэкзамену, который содержит основную и дополнительную литературу; перечень основных теоретических работ, необходимых к госэкзамену; список основных иллюстраций по истории искусства.

В целях подготовки к госэкзамену предполагается чтение обзорных лекций (6-8 часов) для закрепления основных знаний по культурологическим курсам, а также проведение консультации.

Требования госэкзамена по циклу предметных дисциплин.

Студенты должны иметь представление:

– об основных научных направлениях и школах в культурологии, работах ведущих учёных, участвовавших в разработке теоретических проблем культуры;

– об основных подходах к определению и пониманию культуры и культурологии, вытекающих из этих направлений;

– об основных проблемах современного культурологического знания в области философии и социологии культуры, культурной антропологии, семиотики, прикладной культурологи;

– о многообразии феномена культуры и сложных связях культуры с природой, обществом, историей, цивилизацией, религией;

– об основных эпохах и типах мировой культуры;

– об основных подходах к определению и пониманию специфики искусства и различных его видов;

– об основных этапах истории искусств, дифференциации древнейшего художественного синкретизма и становления современной системы искусства;

– о видовом разнообразии искусства;

– об основных стилях и художественных направлениях в истории искусства;

– о значении культурологических дисциплин в системе школьного образования.

Знать:

– важнейшие теории культуры XVIII-ХХ веков;

– имена, идеи и основные работы ведущих культурологов XVIII-ХХ веков;

– методы работы с культурологическими источниками;

– исторические типы и формы культуры;

– важнейшие культурные достижения стран Европы, Азии, Америки и России;

– религиозные основы важнейших культурно-исторических типов;

– историческую морфологию искусства;

– эстетические и семантические особенности различных видов искусства;

– имена крупнейших мастеров мирового и отечественного искусства и их произведения, шедевры мирового искусства на всех основных этапах его развития;

– своеобразие различных методик преподавания культурологических дисциплин в школе.

Уметь:

– применять навыки структурного, функционального и типологического анализа для оценки современной социокультурной ситуации, с учётом национальных, социальных и иных особенностей конкретного культурно-исторического региона (особенно России);

– анализировать научно-исследовательскую литературу и работы ведущих теоретиков культуры и искусства XVIII-ХХ веков;

– объяснить важнейшие культурологические и эстетические понятия (культура, цивилизация, миф, символ, архетип, позитивизм, культурантропология, функционализм, структурализм, постструктурализм, семиотика, герменевтика, экзистенция, субкультура, массовая культура, знак, текст, стиль и др.);

– анализировать художественный текст в широком культурно-историческом контексте;

– ориентироваться в специфике искусства, различных видах его;

– применять знания по истории культуры и искусства в школьном курсе мировой художественной культуры.

Владеть:

– системой умений и навыков целостного анализа конкретного культурно-исторического типа или эпохи, раскрыв картину мира и концепцию человека в данной культуре;

– методологией ментально-исторического, герменевтического, структурно-семиотического, социокультурного, типологического анализа истории культуры;

– методологией структурного анализа художественного произведения;

– основами методики преподавания мировой художественной культуры.

Критерии оценки ответа на госэкзамене теоретических знаний и практических умений студентов. При ответе оцениваются: полнота ответа; степень освоения фактического и теоретического материала, глубина его осмысления; логичность, последовательность изложения; умение правильно ответить на дополнительные вопросы; качество исполнения практических заданий (по истории искусства); знакомство с обязательной литературой; точность и правильность речевого оформления ответа.

«Отлично» ставится за полное и точное, свободное знание фактического и теоретического материала в заданном программой объёме, умение применить эти знания к школьным методикам преподавания и вести диалог по теме, а также логичность и правильность речевого оформления ответа.

– « Хорошо» ставится за прочное знание предмета, при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более 1-2- х на каждый вопрос билета).

«Удовлетворительно » – за ответ с заметными пробелами и неточностями.

«Неудовлетворительно » – за незнание основ вопроса.

Содержание ПРОГРАММЫ

Теория культуры

Культурология как наука. Место культурологии в системе гуманитарных наук. Основные научные методы культурологии: эволюционизм, функционализм, психоанализ, герменевтика, структурализм.

Многозначность понятия культура. Культура как символическое раскрытие бытия. История понятия культура. Культура в переводе с латинского.

Важнейшие подходы к определению и пониманию культуры в XIX-ХХ вв.: просветительский, этнологический и антропологический, аксиологический, символический, деятельностный и социокультурный, структурно-семиотический и информационно-семиотический.

Сущность культуры, типология культуры: мировая, этническая и национальная, традиционная и современная, народная и профессиональная.

Культура как система, морфология культуры: материальная и духовная культура и их формы. Субкультуры.

Функции культуры, их характеристика: инициатическая, онтологическая, космологическая, адаптационная, креативная, трансляционная, гуманистическая, духовно-мировоззренческая, познавательная, регулятивно-нормативная, аксиологическая, экзистенциальная, семиотическая.

История культурологической мысли. Философия культуры. Первоначальные представления о культуре в античности, в средние века и ренессансном гуманизме. Просветительские теории культуры. Ж.-Ж.Руссо и Г.Гердер о культуре.

Эволюционная теория культуры О.Конта, Г.Спенсера, Э.Тайлора. Позитивизм о культуре. Сильные и слабые стороны позитивизма.

Культурантропология в системе культурологического знания ХХ века. Американская культурантропология Ф.Боаса. Функциональный анализ культуры Б.Малиновского. Сильные и слабые стороны функционализма. Структурно-функциональный метод в социологии Т.Парсонса. Л.Уайт о культуре как символической реальности.

Культурно-типологическое учение А.С.Хомякова. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева, В.В.Розанова, Л.Шестова, М.М.Бахтина. Культура и цивилизация в концепции О.Шпенглера. Прасимволы и типы культур. Цивилизационная теория А.Тойнби. Три поколения цивилизаций, стадии их развития. Движущие силы цивилизаций. Теория вызова-ответа. Концепция осевого времени К.Ясперса.

Многоуровневые модели человеческой психики З.Фрейда и К.Г.Юнга. Репрессивная теория культуры З.Фрейда. «Тотем и табу». Эдипов комплекс. Культура как сублимация. Сильные и слабые стороны фрейдизма. Понятия коллективного бессознательного и архетипа в теории К.Г.Юнга. Полемика с фрейдизмом и юнгианством М.Адлера и В.Франкла. Понятие логотерапии. Э.Фромм об экзистенциальных потребностях личности. Проблема «иметь или быть».

Принципы структурных исследований, разработанные Ф.де Соссюром. Направления структурных исследований: Э.Сэпир, Р.Якобсон, Н.Хомский. Структурная антропология К.Леви-Стросса. Семиотика как наука. Культура как язык, дискурс, текст, деконструкция, ризома, симулякр. Идеи Р.Барта («смерть автора»), М.Фуко (три европейские эпистемы), Ж.Деррида (критика логоцентризма), Ж.Делёза (ризомная модель), Ж.Бодрийяра (три стадии симуляции).

Идея «переоценки ценностей» Ф.Ницше. Проблема культурного кризиса в русской религиозной философии (В.С.Соловьёв, Н.А.Бердяев, о.П.Флоренский, о.С.Булгаков, И.А.Ильин, П.А.Сорокин). Западные мыслители о глобальном кризисе: О.Шпенглер, Р.Генон, Х.Ортега-и-Гассет, М.Шелер, Й.Хейзинга, М.Хайдеггер). Критическая теория Франкфуртской школы (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромм). Проблема соотношения культуры и цивилизации. Проблема кризиса классических духовных ценностей. Культура и религия. Критика массового (потребительского и инфантильного) сознания.

Феномен техники: возможности и опасности (работы Н.А.Бердяева, М.Хайдеггера). Важнейшие открытия ХХ века в физике, биологии, медицине, гуманитарных науках. Неклассическая картина мира. Современные технологии.

Отечественная культурология ХХ века. Идеи А.Ф.Лосева: исследования античной культуры, эстетики, мифологии. Античность как тип культуры (по Лосеву). «Эстетика Возрождения», своеобразие понимания ренессансной культуры.

Идеи М.М.Бахтина: принцип диалогизма-монологизма в культуре, роман как тип мышления, полифонический роман. «Творчество Фр.Рабле и народная культура средних веков и Ренессанса». Бахтинская концепция Возрождения.

Идеи Д.С.Лихачёва: концепция древнерусской культуры, социокультурные идеи Лихачёва («Культура как целостная среда», «Русская интеллигенция»).

Семиотические идеи Ю.М.Лотмана: семиосфера, пространственный язык культуры, семиотическое изучение бытовой культуры.

А.В.Михайлов как исследователь новоевропейской культуры.

Сравнительная характеристика восточной и западной культур. Социальная и духовная культуры Востока и Запада. Художественные традиции Востока и Запада. Концепция взаимоотношений Востока и Запада в работах Вл.Соловьёва, Н.Рериха. С.Хантингтон «Столкновение цивилизаций? ». Модернизация как западный вызов и современный восточный вызов.

Типология восточных культур.

Основные эпохи западной культуры. Н.А.Бердяев о «смысле истории» и «новом средневековье». Р.Гвардини об эпохах, «картинах мира» и «конце Нового времени». Э.Тоффлер о ситуации постмодерна.

«Гиперборейская теория»: Р.Генон, А.Дугин, В.Дёмин. Нордическая символика древних мифологий. Тема «Севера-Юга» в современной социокультурной мысли.

Споры об историческом своеобразии русской культуры. Спор западников и славянофилов в 40-50-е гг. XIX века. Н.Я.Данилевский «Россия и Европа». Русская религиозная философия о русской культуре: Вл.Соловьёв, Н.А.Бердяев, Д.С.Мережковский и др. Современные споры: западническая позиция, позиция «русского европеизма» (Д.С.Лихачёв, В.К.Кантор, И.В.Кондаков), евразийская позиция (А.Дугин), А.С.Панарин «Православная цивилизация в глобальном мире».

Трагические закономерности русской истории и культуры. Пограничность – влияние Запада («Скандовизантия», по Д.С.Лихачёву) и Востока – Востока Великой Степи (Л.Н.Гумилёв, В.К.Кантор). Географический фактор: искание границ, экстенсивный путь развития. «Державный тупик». Россия – форпост между Европой и степной Азией. Деспотизм власти, подавление личности, отсутствие прав личности, протестные формы поведения. Личность и государство – антагонисты. Катастрофичность и прерывность развития (Н.А.Бердяев), вечная переходность, трагедия невзросления (П.Чаадаев) – «лишённые наследства» (В.К.Кантор). Скомканность развития, варваризация всех цивилизационных проектов в России – тонкость интеллектуального слоя (Г.Померанц).

Православие и русская культура. Амбивалентная роль православия в истории русской культуры. Православие и самодержавие – консервативность православия, сервилизм и догматизм церкви. Проблема поверхностной христианизации страны: двоеверие, обрядоверие. Святая Русь – почитание святых, прирождённое христианство русской натуры. Существо русского православного сознания: соборность, созерцательность, смиренность. Пасхальный и рождественский тип культуры.

Раскол между культурным и социальным развитием: высочайшие достижения русской культуры (икона, русский стиль, литература, музыка, религиозно-философский ренессанс Серебряного века) и проблематичность русской цивилизации. Социальные достижения советского периода и культурный догматизм. Бинарное строение русской культуры (Д.С.Мережковский, Ю.М.Лотман, М.Эпштейн).

Русская идея. Синтез Востока и Запада: «всемирная отзывчивость» (Ф.М.Достоевский), философия всеединства Вл.Соловьёва. Русский космизм – новое космическое, планетарное сознание. Русская софиология – христианство как религия преображения, идея Богочеловечества, поиски нового религиозного сознания, религиозный модернизм. Православие, самодержавие, духовность – Святая Русь. Современная ариософия – поиск ведических и гиперборейских праоснов культуры (А.Дугин, В.Дёмин). Русская литература как русская идея. Литературоцентричность русской культуры. Своеобразие русской литературы: сакральность, синтетичность, литература как нравственно-общественное служение, религиозное искание, писатель как пророк, учитель нации.

Русская ментальность. Н.А.Бердяев об антиномичности русской души.

Споры о советской цивилизации.

Современная социокультурная ситуация. Кризис национальной идентичности.

 

 

Диалогика познающего разума. Логика культуры и культура логики. Диалог культур и диалог в культуре на уроках мировой художественной культуры. Методические основы изучения литературы в контексте культуры. Педагогическая технология изучения литературного произведения как текста культуры. Интеграция как путь совершенствования школьных курсов и урока литературы. Интегративные процессы в современной школе и урок литературы. Внутритекстовые связи словесности и других видов искусств. Литература и музыка. Литература и архитектура. Словесность и изобразительные искусства. Система работы по изучению литературы в контексте культуры.

Особенности методики Л.М. Предтеченской и Ю.А. Солодовников а: метод художественно-педагогической драматургии как ведущий в преподавании мировой художественной культуры. Искусство театра как основа разработки метода художественно-педагогической драматургии. Реализация метода художественно-педагогической драматургии в создании сценария урока. Отбор и монтаж материала в соответствии с конкретными задачами урока: экспозиция, завязка, формулировка проблемы, разработка, кульминация, развязка, последействие.Принципы интеграции, историзма, творческий метод. Классные, внеклассные и внешкольные занятия, свободные дискуссии.

Человек в Мировой художественной культуре. История познания и самопознания. Принцип территориально-мировоззренческого единства (Средние века); принцип рационально-эстетического единства метода и стиля (Новое время); принцип субъектно-объектного единства творца и его произведения (Новейшее время). Артефакт, объект познания, предмет познания, форма познания, или «доминанта эпохи», субъект познания.

Особенности методики Л.В. Пешиковой («Общение с искусством и искусство общения»). Цели и задачи преподавания мировой художественной культуры. Принципы организации художественно - педагогического общения.C: \Н.П. КРОХИНА\Программы\Новая папка\ТиМОК\Программы авторов ТИМОК\glava4.htm Организация сопереживания на уроках художественной культуры. Высказывания учеников на уроках мировой художественной культуры. Адаптивные и развивающие (эстетические, художественные, нравственные, креативные) функции культурологического образования. Новизна предмета: полипредметная основа, интеграция.

Особенности методикиГ.И. Даниловой От истоков до XVII века» и «От XVII века до современности»). Художественная культура как часть духовной культуры. Историческая логика развития художественного мышления. Исторический и тематический подходы. Историко-культурный контекст, синтез искусств. Структура урока, принцип контраста, разноуровневое ознакомление с произведением искусства, межпредметные связи.

Методические особенности преподавания западноевропейской художественной культуры в школьном курсе МХК по методике Г.И. Даниловой.

Система уроков изучения любой темы по методике Г.И. Даниловой.

Особенности методики Н. И. Киященко («Эстетика жизни») и Л.А. Рапацкой («Пути развития мировой художественной культуры XIX-XX вв.: основные проблемы и течения в отечественной, европейской и американской культуре»). Сопоставительный анализ двух программ. Эстетика жизни как органичная часть философской эстетики, ее предмет и основные проблем. Эстетика быта и повседневных человеческих отношений. Эстетика природы и среды обитания человека. Эстетика способов жизнедеятельности человека. Эстетика деятельности человека как творчества. Эстетическая культура общества и личности.

Пути развития мировой художественной культуры XIX-XX вв., основные проблемы и течения в отечественной, европейской и американской культуре.

Методические особенности преподавания отечественной художественной культуры в школьном курсе МХК по методике Л.А. Рапацкой. Авторская концепция курса. Раскрыть историческую логику формирования и развития русских национальных художественных ценностей, выделить проблематику, связанную с выявлением духовно-нравственного значения произведений русского искусства разных видов и жанров; символическая точка отсчета — триада «Восток — Запад — Русь»; метод сопоставления русской и европейской художественных культур.

 

Вопросы госэкзамена

1. Многозначность понятия культура и его история. Основные подходы к определению и пониманию культуры и культурологии.

2. Сущность и функции культуры и искусства: основные понятия.

3. Проблема «Восток-Запад» в истории культуры. Типология восточных культур. Основные эпохи европейской культуры. Проблематика «Север-Юг» в культурологической мысли.

4. Эволюционная теория культуры. Культурантропологический подход к культуре (Ф.Боас, Б.Малиновский, Л.Уайт).

5. Цивилизационные и культурно-типологические концепции культуры.

6. Психоаналитические и экзистенциальные модели культуры.

7. Структурализм и постструктурализм о культуре.

8. Проблема кризиса культуры в культурологии ХХ века. Культура и цивилизация. Феномен техники. Важнейшие научно-технические открытия ХХ века.

9. Отечественная культурология ХХ века. Вклад отечественной мысли в развитие культурологических исследований.

10. Русский мир в мировой истории. Споры об историческом своеобразии русской культуры.

11. Архитектура как вид искусства. Своеобразие, виды, значение в истории стилей.

12. Декоративное и декоративно-прикладное искусство. Своеобразие, виды, техника, значение в истории национальных культур.

13. Скульптура: своеобразие, виды, техника, значение в истории культуры и стилей.

14. Живопись: своеобразие, техника, виды и жанры, значение в истории стилей.

15. Графика: своеобразие, виды, техника, значение в истории культуры и стилей.

16. Литература как вид искусства, роды, жанры, вехи истории.

17. Зрелищные искусства, древние и современные. Кино и телевидение в современной культуре.

18. Театр как вид искусства. Специфика, виды, вехи истории.

19. Музыка как вид искусства. Специфика, виды и жанры, вехи истории.

20. Первобытная культура и искусство. Миф в системе культуры. Эволюция мифа. Методические особенности преподавания данной темы в школьном курсе МХК.

21. Культура и искусство Древнего Египта и Месопотамии. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

22. Культура и искусство Индии. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

23. Культура и искусство Китая. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

24. Культура и искусство Японии. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

25. Исламская культура и искусство. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

26. Культура и искусство Древней Греции. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

27. Культура и искусство Древнего Рима. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

28. Культура и искусство Византии. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

29. Культура и искусство западноевропейского средневековья. Романский стиль и готика. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

30. Культура Нового времени.

31. Культура и искусство Итальянского Возрождения. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

32. Культура и искусство Северного Возрождения. Нидерландское, Немецкое Возрождение. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

33. Барокко и реализм в западноевропейском искусстве XVII века. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

34. Классицизм в искусстве XVII - XIX веков. Ампир. Французское искусство. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

35. Культура и искусство эпохи Просвещения. Французское, английское, немецкое, испанское искусство XVIII века. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

36. Романтизм как эпоха в истории культуры. Романтизм в западноевропейском искусстве XIX века. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

37. Реализм в западноевропейском искусстве XVII-XIX вв. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

38. Импрессионизм и постимпрессионизм в западноевропейском искусстве. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

39. Модернистское искусство. Символизм и стиль модерн в западноевропейском искусстве рубежа XIX –XX веков. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

40. Западное искусство первой половины ХХ века. Основные направления авангардного искусства. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

41. Феномен массовой культуры.

42. Западное искусство второй половины ХХ-начала XXI вв. Основные направления постмодернистского искусства.

43. Языческая культура Древней Руси. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

44. Культура и искусство Древней Руси XI – XIII вв. Киевская, Новгородская, Владимиро-Суздальская художественные школы. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

45. Культура и искусство Московской Руси XIV-XV веков. Московская художественная школа. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

46. Культура и искусство Московской Руси XVI-XVII вв. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

47. Русская культура и искусство первой половины XVIII века. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

48. Русская культура и искусство второй половины XVIII века. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

49. Русская культура и искусство первой половины XIX века. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

50. Русская культура и искусство второй половины XIX века. Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

51. Русская культура и искусство рубежа XIX –XX веков (Серебряный век русской культуры). Методические особенности преподавания этой темы в школьном курсе МХК.

52. Отечественная культура и искусство первой половины ХХ века: русский авангард, классика советского искусства, культура русского зарубежья.

53. Отечественная культура и искусство второй половины ХХ-начала XXI вв.: классика советского и постсоветского искусства, отечественный андеграунд и постмодернистские арт-практики.

54. Предмет «Мировая художественная культура» в средней школе и особенности его преподавания.

55. Анализ учебных программ по мировой художественной культуре. Особенности методики В.С. Библера («Диалог культур. Школа диалога культур»).

56. Анализ учебных программ по мировой художественной культуре. Особенности методики Л.М. Предтеченской и Ю.А. Солодовников а: метод художественно-педагогической драматургии как ведущий в преподавании мировой художественной культуры.

57. Анализ учебных программ по мировой художественной культуре. Особенности методики Л.В. Пешиковой («Общение с искусством и искусство общения»).

58. Анализ учебных программ по мировой художественной культуре. Особенности методики Г.И. Даниловой От истоков до XVII века» и «От XVII века до современности»).

59. Анализ учебных программ по мировой художественной культуре. Особенности методики Н. И. Киященко («Эстетика жизни») и Л.А. Рапацкой (« Пути развития мировой художественной культуры XIX-XX вв.: основные проблемы и течения в отечественной, европейской и американской культуре»).

60. Методические особенности преподавания отечественной художественной культуры в школьном курсе МХК по методике Л.А. Рапацкой.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

ЛИТЕРАТУРА

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Основная

1. Астафьева, О.Н. Культурология. Теория культуры: уч.пос.- 3-е изд. / О.Н.Астафьева. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 487 с.

2. Кравченко, А.И. Культурология: уч.пос. для вузов. – 10-е изд. – М.: Академический проект, 2010. – 496 с.

3. Океанский, В.П., Океанская, Ж.Л. Основания культурологии: История культурфилософской мысли: уч.пос./ В.П. Океанский, Ж.Л. Океанская. - Шуя: изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008.- 152 с.

4. Садохин, А.П. Культурология: теория и история культуры: Уч.пос. / А.П.Садохин. – М.: ЭКСМО, 2005.- 624 с.

5. Теория культуры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. – СПб.: Питер, 2008.- 592 с.

 

Дополнительная

6. Арнольдов, А.Н. Введение в культурологию. - М., 1993.

7. Багдасарьян, Н.Г. Культурология: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование, 2008. – 495 с.

8. Белик, А.А. Культурология: Антропологические теории культуры. - М., 2000.

9. Гуревич, П.П. Культурология: учебник.–М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-327 с.

10. Дианова, В.М. Культурология: Основные концепции: Уч.пос.- СПб.: СПБГУ, 2005.

11. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий. – СПб., 2005.

12. История культурологии / Под ред. А.П.Огурцова. – М.: Гардарики, 2006.

13. Каган, М.С. Философия культуры. – СПб., 1998.

14. Кармин, А.С. Культурология. – М., 2006.

15. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культуре. – М.: Вече; АСТ, 2003. – 512 с.

16. Кононенко, Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. М., 2001.

17. Культурология: учебное пособие для вузов / Под ред. Г. В. Драча. - 11-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 576 с.

18. Культурология. ХХ век: Энциклопедия. Т.1-2. СПб., 1998.

19. Левяш, И.Я. Культурология. – М., 2004.

20. Океанский, В.П. Наука о культуре: теория и история: уч.пос. - Шуя: изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011.- 152 с.

21. Рождение культурологии в России: сборник научных трудов / Науч.ред В.П.Океанский. – Шуя: ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. -592 с.

22. Розин, В. М. Теория культуры / В. М. Розин. - Москва: NOTA BENE, 2005.

23. Сапронов, П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. - СПб., 1998.- 560 с.

24. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов: уч.пос. – М.: Академический проект, 2002. -492 с.

25. Хрестоматия по культурологии. Т.1-2. СПб., 2000.

Первоисточники

1. Барт, Р. Империя знаков. - М., 2004.

2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1999.

3. Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1991.

4. Бердяев, Н.А. О культуре, Воля к жизни и воля к культуре, Новое средневековье, Кризис искусства // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. - М., 1994.

5. Бердяев, Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

6. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

7. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. - М., 1998.

8. Генон, Р. Кризис современного мира. – М., 1991.

9. Гвардини, Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4.

10. Гумилев, Л.Н. От Руси к России. - М, 2002.

11. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа.- М., 1991.

12. Лихачёв, Д.С. Русская культура. - М., 2000.

13. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1998.

14. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.

15. Лотман, Ю.М. Семиосфера. – СПб., 2000.

16. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга. – М. 2000.

17. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс, Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

18. Панарин, А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М., 2004.

19. Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США / Сост. Р.А.Гальцева. – М.; СПб., 2000.

20. Сорокин, П. Социальная и культурная динамика.- СПб., 2000.

21. Тойнби, А. Постижение истории. - М., 1991.

22. Тоффлер, Э. Шок будущего. - М., 2001.

23. Фрейд, З. Психоанализ, религия, культура. - М., 1992.

24. Фромм, Э. Иметь или быть? - М., 1991.

25. Хейзинга, Й. Homo Ludens. – М., 1992.

26. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.

27. Шпенглер, О. Закат Европы. Т. 1-2. - М., 2003.

28. Элиаде, М. Священное и мирское. – М., 1994.

29. Юнг, К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

30. Юнг, К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. – М., 1992.

31. Ясперс, К. Смысл и назначение истории.- М., 1991.

 

Основная

1. Викторов, В. В. Российская цивилизация: тенденции развития от истоков к современности: уч. пос. / В. В. Викторов; Финансовая академия при правительстве Российской Федерации. – М.: Вузовский учебник, 2009.

2. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учебное пособие / Под ред. Г. В. Драча. - 6-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 544 с.

3. Кондаков, И.В. Культура России: краткий очерк истории и теории: уч.пос. – 4-е изд. / И. В. Кондаков. –М.: Книжный дом Университет, 2008. –360 с.

4. Мельникова, Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект) / Е. В. Мельникова. – М.: Диалог культур, 2006.

5. Пушнова, Ю. Б. История культуры: краткий курс лекций для вузов / Ю. Б. Пушнова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

6. Торосян, В. Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: учебное пособие для вузов / В. Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС, 2005.- 735 с.

 

Дополнительная

7. Буркхардт, Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М., 1996.

8. Вейс, Г. История культуры народов мира. Древний мир. Возвышение и упадок империи / Г. Вейс. – М.: Эксмо, 2005.

9. Георгиева, Т.С. Русская культура: история и современность: уч.пос. для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – Р/Д: Феникс, 2006. – 608 с.

10. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учебное пособие / Под ред. Г. В. Драча. - 3-е изд.; доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

11. Кардини, Ф. Истоки средневекового рыцарства. - М., 1987.

12. Карташов, А.В. Очерки по истории русской церкви. в 3-х т. - М., 2001.

13. Кондаков, И.В. Культурология. История культуры России: курс лекций. – М.: Омега-Л: Высшая школа, 2003. – 616 с.

26. Костина, А.В. Культурология: учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: КНОРУС, 2009. – 336 с. (Современная культура).

14. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / Под ред. А. Н. Марковой. - 4-е изд.; перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 400 с.

15. Кун, А.С. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1991.

16. Мигранян, З.А. История западноевропейской культуры: Античность, средние века, Возрождение: уч.пос. – М.: МГИМО, 2008. – 248 с.

17. Нарочницкая, Н.А. Россия и русские в мировой истории.- М., 2006.

18. Рожков, В. Очерки по истории Римско-католической церкви.- М., 1998.

19. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, 2004. – 992 с.

20. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3-х т. - М., 1998.

 

 

Основная

1. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: учебное пособие / Л. Г. Емохонова. - 5-е изд.; перераб. и доп. - М.: Академия, 2007.- 544 с.

2. Ильина, Т.В. Западноевропейское искусство: учебник для вузов. – 4-е изд. / Т.В.Ильина. – М.: Высшая школа, 2009. – 368 с.

3. Ильина, Т.В. История отечественного искусства: учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. / Т.В.Ильина. – М.: Юрайт, 2011. – 473 с.

4. Крохина, Н. П. Эстетические основы мировой художественной культуры: учебное пособие / Н. П. Крохина. - Шуя: ГОУ ВПО " ШГПУ", 2010.-

5. Садохин, А.П. Мировая художественная культура: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. / А.П.Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 495 с.

Дополнительная

6. Аллёнов, М.М. Русское искусство XVIII-начала ХХ веков. – М.: Трилистник, 2000. – 320 с.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.156 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь