Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальное пространство и социальное время
Социальное пространство и социальное время - формы социального бытия включают в себя физическое пространство и время, базируются на них, но не сводятся к ним. Понятие социального пространства Отличие социального пространства от физического. Два подхода к пониманию социального пространства: субстанциалистский и структуралистский. Субстанциалистская интерпретация социального пространства. Социальное пространство состоит из индивидов, их групп и организаций, соединенных социальными отношениями. Оно обладает материальной субстанцией - людьми. Питирим Сорокин отличал социальное пространство от геометрического пространства, сводил его к народонаселению, к системе социальных отношений индивидов, групп, популяций, составляющих его координаты. Если евклидово пространство трехмерно, то социальное многомерно имеет больше трех измерений. Структуралистская интерпретация социального пространства. Социальное пространство - это надындивидуальная реальность, состоящая из структуированных социальных отношений; это некое силовое поле, создаваемое взаимодействующими индивидами, их практиками, но вместе с тем имеющее свое особое качество, отсутствующее в самих индивидах (например, государство, право, обычаи, мораль). Социальное пространство - это ансамбль невидимых связей, которые формируют пространство отношений, реальное, как и географическое пространство. Социальное пространство многомерно. Пространство территории, пространство идеального, пространство артефактов. Социальное время Социальное время как атрибут социального пространства и населяющих его индивидов. Понятие физического и социального времени. Физическое время объективно, но шкалы, с помощью которых оно измеряется, - субъективные конструкции. Физическое время не знает деления на века, годы, дни, часы и минуты - это категории, с помощью которых делается попытка схватить, понять и измерить физическое время. Физическое время - это движение, измеренное движением. " Измеренное" - значит раздробленное и разделенное в чужеродной среде пространства, ибо только пространство можно измерить. Время как изменяемость есть само бытие (тогда как пространство и протяжение есть внешняя отраженность бытия в сознании). Время относительно. Оно определяется через природу тех объектов, которые используются для его структуирования (например, оборот Земли вокруг своей оси). Время имеет много измерений, поскольку нет и не может быть единой шкалы для его измерения. Астрономическое время используется для описания истории человечества. Социальное время структурируется с использованием уже не космических, а социальных объектов и их состояний (например, с помощью шкалы общественной практики). Социальное время есть порядок чередования (смены или изменения состояний) социальных позиций, последовательность действий людей, их групп и институтов. Социальное время измеряется практикой, которая протекает с разной интенсивностью. Единицей социального времени является интервал, совпадающий с единицей какой-то социальной деятельности. В традиционном землевладельческом обществе ключевой единицей выступал сезон полевых работ и перерывы между ними. Ритм социальной жизни лежит в основе категории времени. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными, а само социальное время носило квазициклический характер. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого - отсюда особая ценность прошлого времени в жизнедеятельности традиционного общества. Структура социального времени - это социальная конструкция, которая определяется социальной практикой, воспринимаемой через определенную систему ценностей. У разных субъектов - разная структура социального времени. Уровни социального времени. Выделяют уровни повседневной, человеческой жизни и жизни социальных институтов. На первом уровне человек измеряет время интервалами, совпадающими с элементами его рутинной деятельности: завтрак, дорога на работу, работа, дорога домой, отдых, сон. На втором уровне интервалы крупнее: рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть. На институциональном уровне единицей выступают исторические периоды в развитии общества и основных его институтов. Понятие поколения. Поколение - это возрастная группа, границы которой очерчены социальным временем (фазой социализации) и социальным пространством (историческим периодом его жизни). Смена поколений. Понятие необратимости социального времени. Идея " золотого века" и идея счастливого будущего. Формы эсхатологических, хилиастических и апокалиптических представлений. Конфликт социального и человеческого времени. В социальном времени прошлое - удержанное настоящее, а будущее - грядущее настоящее. Человеческое время (прошлое, настоящее, будущее) имеет собственное значение. Прошлое вся история человечества, в которой я никогда не присутствовал, - в моем ответственном отношении к Другому становится моим прошлым. Будущее - это время пророчества, важный императив, нравственный закон. Формационный и цивилизационный подходы.
Формационный и цивилизационный подходы базируются в своих следованиях на следующих факторах:
Как видно из последней теории, формационный и цивилизационный подходы довольно часто перекликаются друг с другом, что не представляется странным. Такое положение обусловлено тем фактом, что все они характеризуют историю общества только с одной точки зрения. Таким образом, и формационный, и цивилизационный подходы к изучению общества не могут полностью раскрыть его возникновение и развитие на всех стадиях, базируясь исключительно на одном методе. Так, наиболее полными из них представляются теория формаций Маркса и теория цивилизаций Тойнби. При этом большинство исследователей в последнее время всё больше склоняются к мысли о том, что если соединить ключевые параметры данных концепций, то формационный и цивилизационный подходы способны полностью обосновать, почему развитие науки, экономики, культуры и других сфер общественной жизни пошло по тому пути, который прослеживается сквозь страницы истории. Типология обществ. Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется (особенно в странах Востока) жёсткой сословной иерархией и существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество. Для традиционного общества, как правило, характерны: · традиционная экономика - экономическая система, в которой использование природных ресурсов определяется преимущественно традициями. Преобладают традиционные отрасли - сельское хозяйство, добыча ресурсов, торговля, строительство, нетрадиционные отрасли практически не получают развития; · преобладание аграрного уклада; · стабильность структуры; · сословная организация; · низкая мобильность; · высокая смертность; · высокая рождаемость; · низкая ожидаемая продолжительность жизни. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило — по праву рождения). В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка). В целом для традиционных обществ характерен примат коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек. Индустриальное общество - это общество, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности (как основы и ведущего сектора экономики) и соответствующих ей социальных и политических структур. Вырастает из традиционного общества.Сам термин принадлежит Сен-Симону, использовался Контом О. для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному (патриархальному). Современные теории индустриального общества представляют собой разновидность технологического детерминизма. Отличительные особенности индустриального общества: Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной) Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%) Интенсивная урбанизация Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры Образовательная (культурная) революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (пр.всего избирательного права) Рост уровня потребления (" революция потребления", формирование " государства всеобщего благосостояния" ) Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование " общества потребления" ) Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп). Индустриализация является основой более широкого социального процесса - модернизации. Модель " индустриального общества" часто использовалась в качестве универсальной для описания современного общества, охватывающего капитализм и социализм как два своих варианта. Постиндустриальное общество не заменяет полностью индустриальное общество, так же как и индустриальное общество не отбрасывает аграрные секторы экономики. Новые черты накладываются на старые, стирая некоторые из них, но в целом усложняя структуру общества. Полезно было бы выделить некоторые из новых измерений постиндустриального общества: • централизация теоретического знания; • создание новой интеллектуальной технологии; • формирование класса производителей знания; • переход от производства товаров к производству услуг; • изменение характера труда. В доиндустриальном обществе жизнь была игрой между человеком и природой, в которой люди взаимодействовали с естественной природой — землей, водой, лесами, работая малыми группами и завися от нее. В индустриальном обществе работа — это игра между человеком В основе концепции постиндустриального общества лежит оценка нового общественного целого как резко отличающегося от общества, господствовавшего на протяжении последних столетий. Речь идет о снижении роли материального производства и развитии сектора, создающего услуги и информацию, об изменившемся характере человеческой деятельности, новых типах вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенной модификации социальной структуры. Зарубежные социологи сходятся во мнении о том, что 1970-е гг. являются началом нового этапа в развитии западного общества. Он характеризуется появлением новых средств производства — информационно-электронных систем, использованием микропроцессоров в промышленности, сфере услуг, торговли и обмена. Агробизнес, нефтехимия, генная инженерия, компьютерная техника свидетельствуют о лидирующей роли технологии в обществе
11.Индустриальное и постиндустриальное общество. Индустриальное общество - тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность. Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы. Отличия: 1. Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной) 2. Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%) 3. Интенсивная урбанизация 4. Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры 5. Образовательная (культурная) революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования 6. Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (пр. всего избирательного права) 7. Рост уровня потребления (" революция потребления", формирование " государства всеобщего благосостояния" ) 8. Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование " общества потребления" ) 9. Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп). Постиндустриальное общество - общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты. Это понятие было впервые предложено Д. Беллом в 1962 году. Оно зафиксировало вступление в конце 50-начале 60-х гг. развитых западных стран, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития. Он характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг становится основной сферой экономической деятельности. Так, в США в сфере информации и услуг сейчас трудится около 90% занятого населения. На основе этих изменений происходит переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества, фундаментальная смена теоретических ориентиров. Так, постиндустриальное общество определяется как общество " пост экономическое", " пост трудовое", т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. Человек в постиндустриальном обществе уже не рассматривается как " человек экономический" по преимуществу. 12.Современное общество и основные направления его развития В качестве основных, организующих признаков современного общества можно выделить: (1) индивидуализм (т.е. окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли племени, группы, нации); (2) дифференциация (появление в сфере труда огромного количества специализированных занятий и профессий, а в сфере потребления — разнообразие возможностей выбора желаемого продукта (услуги, информации и т.д.), в целом выбора стиля жизни); (3) рациональность (т.е. уменьшение значимости магических и религиозных верований, мифов и замещение их идеями и правилами, которые обосновываются с помощью аргументов и расчетов; признаваемая всеми ценность научного познания); (4) экономизм (т.е. доминирование экономической активности, экономических целей и экономических критериев над всей социальной жизнью); (5) экспансия (т.е. тенденция охватывать современностью как все более широкие географические районы, так и частные сферы повседневной жизни, например религиозные убеждения, сферу досуга и т.д.). |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы