Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие личности в социологии



В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки.

«Человек» - понятие родовое, означающее принадлежность индивида к биологическому виду «человек разумный». Остальные понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» есть различные ипостаси человека. Индивид рассматривается как единичный представитель человеческого рода и является таковым по факту рождения. Понятие «личность» характеризует человека как члена общества, поэтому новорожденный ребенок личностью не является. «Индивидуальность» - есть совокупность отличительных черт (физических, психологических, социальных) одного человека от другого. В социологическом понимании под «индивидуальностью» понимают проявление личностных качеств, благодаря которым человек способен привнести в культуру нечто новое.

Таким образом, суть социологического подхода состоит в утверждении, что личностью является каждый человек в силу обладания теми или иными социально значимыми чертами. Личность рассматривается, прежде всего, как объект и продукт социальных отношений.

В работах французских социологов Эмиля Дюркгейма, Люсьена Леви-Брюля и других разрабатывался принцип социальной обусловленности психики. Этот подход превалирует в социологии. Личность рассматривается как конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

32. Социализация личности.

Понятие социализации.С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала жизни он включен в социальное взаимодействие. В процессе взаимоотношений с людьми человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Социализация личности - это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, - с другой.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя окружающий ее социальный мир и себя саму.

Социальный опыт слагается из множества составляющих, среди которых выделяются две основные:

а) нормы, правила, ценности, отношения и т.п. социальной среды;

б) культура труда производственной и других видов деятельности.

В таком случае становление и развитие личности как процесс овладения индивидом социальным опытом и его приумножения в своем развитии может быть представлен двумя условными этапами.

Первый состоит в формировании и закреплении основных социальных и психологических ценностей человека: трудовых, нравственных, эстетических, политических, правовых, экологических, семейно-бытовых и др. Это этап общей социализации личности.

Кроме того, осуществляется и процесс овладения человеком той или иной профессией, специальностью. Это этап профессиональной социализации личности. Оба этапа взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Социализация не есть антипод индивидуализации. Процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее, наоборот, в процессе социализации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом.

Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями. А потому они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности разных людей. Следовательно, социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых социальных ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает

Различают два вида адаптации: биофизиологическую и психологическую. Биофизиологическая адаптация личности — приспособление организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и др. внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям и в самом себе. Характерным для биологической адаптации человека является то, что он может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплая одежда, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются способности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

Психологическая адаптация представляет собой процесс приближения внутреннего мира личности к социальным и социально-психологическим требованиям среды, условиям и содержанию общественной жизни людей в интересах исполнения соответствующих социальных ролевых функций. Это гармонизация внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды, активное освоение человеком природной и социальной среды во всем многообразии их проявлений.

33.Социальные статусы и социальные роли личности

Любая личность в обществе характеризуется своим социальным положением.Социальное положение – это место, занимаемое индивидом в социальном пространстве. Для того чтобы определить социальное положение, необходимо знать все его социальные статусы. Слово статус происходит от лат. status – состояние дел, положение. Статус – это относительное положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями.

Социальный статус – это положение личности в социальной пирамиде, в социальной структуре общества.

Социальная роль – поведение личности, диктуемое положением человека в обществе.

Среди множества статусов определяет и самоопределяет место индивида в системе социальных отношенийглавный (основной) статус. Этот статус является определяющим среди других статусов индивида. Различают также следующие статусы личности:

Предписанный статус– это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий. Разновидностью такого статуса является социально-классовый статус, т.е. положение индивида в обществе, обусловленное его социально-классовой принадлежностью [4, с. 49].

Достигнутый (достигаемый) статус –это социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами.

Адекватное осознание личностью собственного статуса является серьёзной проблемой, поскольку, если человек свой социальный статус понимает неверно, то он ориентируется на чуждые его окружению образцы поведения. Считается, что чем более демократично общество, тем меньшее значение в нём приобретают предписанные статусы, определяемые социальным происхождением, национальностью или полом, тем большую роль играют в нём достигаемые статусы, которые являются результатом высокого уровня образования, компетентности, профессионализма, активной целеустремлённой деятельности личности, её успехов и заслуг [2, с. 297].

В реальной жизнедеятельности социальный статус личности проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими индивидами данная личность.

 

 

34.Культура и ее социальная роль

На сегодняшний день существует более 500 определений культуры. Это вызвано тем, что культура является многоплановой и охватывает все сферы жизни личности и общества.

Культура (в пер. с лат. возделывание, уход, развитие, почитание) – это совокупность искусственных объектов (идеальных или материальных), созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающих специфическими закономерностями.

Первоначально под культурой понимали возделывание земли, изменение природы, затем, вплоть до эпохи Возрождения, с культурой связывали городской уклад жизни, и только Ренессанс определил культуру как признак личного совершенства, и культура стала отождествляться с духовной деятельностью человека.

18 век пересмотрел сложившиеся концепции и усложнил данное определение, к культуре были предъявлены иные требования. Культура должна быть интеллектуальной, творческой, новаторской, то есть должна не просто воспроизводить, но и постепенно расширять сферу человеческих возможностей.

В 19 веке в культуре стали видеть, прежде всего, систему ценностей и идей, которые различались по их роли в жизни общества, что, несомненно, расширяло ее рамки.

В настоящее время изучение культуры осуществляется главным образом в рамках этнографии и социальной антропологии, а также получает развитие исследование коммуникативных свойств культуры.

Содержание культуры включает в себя систему материальных и духовных ценностей, способов их создания, формирование человека, способного усвоить опыт предшествующих поколений и использовать его для создания нового.

Необходимо отметить, что культура имеет сложное строение, которое включает в себя множество элементов. Одни из которых являются устойчивыми, то есть универсалиями, к ним относятся: труд, игра, досуг, общение, общественный порядок, образование и воспитание, духовная жизнь и т.д.

Другие – преходящими, которые возникают и исчезают в конкретных исторических условиях.

В содержании культуры в качестве важнейших можно выделить следующие элементы:

1) субъект культуры – это индивид, социальная группа, общество в целом. Культура выражает характеристику социальных качеств человека, меру развития его познавательных способностей, знаний, эмоций, эстетического вкуса, творческих способностей, стремления к совершенству и красоте, в том числе и нравственной. Субъектами культуры, как уже отмечалось выше, могут быть и группы. Под групповой культурой понимают национальную, поселенческую и профессиональную культуры.

Культура элит или элитарная культура характеризуется утонченностью и изысканностью вкуса, она рассчитана на интеллектуальные силы общества, которые способны понять глубину творческого поиска.

Возникновению же массовой культуры способствовало развитие средств массовой коммуникации, что повлекло за собой вульгаризацию всех областей искусства и популяризацию безнравственности, свободы и материального благополучия, формирование идеала человека-потребителя.

Мерой социализации человека считается индивидуальная культура, так как о человеке и обществе в целом можно судить по тому, как реализуется творческий потенциал каждого и каково в этом случае общественное сознание. Любая реализация человека – это, прежде всего, его деятельность, и в данном случае культурная, поэтому следующим элементами будут:

2) культурная деятельность, регуляторами которой выступают мотивы, идеалы, ценности, и под культурой понимается процесс создания ценностей, процесс одухотворения потребностей человека.

3) предмет культуры – это опыт предшествующих поколений в духовной сфере, способы и программы деятельности. Духовная культура неразрывно связана с материальной, что выражается в том, что идея воплощается в материальной форме, в виде произведений искусства, символов, языка.

4) межкультурная коммуникация. К ней относятся вербальные и невербальные средства передачи информации: к вербальным относят язык, а так же языки науки, религии и т.д. К невербальным – жесты, мимику, одежду, благодаря которым человек транслирует, воспринимает предметы культуры. В результате такой коммуникации происходит взаимодействие культур, но нужно помнить, что итоги такого взаимодействия не всегда оптимистичны, так как модернизация традиционных обществ, трансформация обычаев и традиций ведут к росту напряженности в обществе, рассеиванию сложившегося уклада жизни и введению новых стереотипов.

Как общественное явление культура выполняет многочисленные функции:

- информативную – является средством передачи социального опыта и освоения культуры других народов;

- нормативную функцию – создает нормы и ценности, распространяя их влияние на все сферы жизни и деятельности человека;

- человекотворческую, человек становится личностью в процессе овладевания культурой. Культура же создает специфические механизмы, которые обеспечивают регуляцию поведения человека;

35.Глобализация социальных и культурных процессов.

Глобализация это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается постепенно в единую политическую систему. Начиная с середины 20 века и особенно в последние десятилетия тенденция к глобализации качественно повлияла на общество. Национальные и региональные истории больше не имеют смысла.

Доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. Средства массовой информации позволяют миллионам людей становиться свидетелями событий, происходящих в разных местах, приобщаться к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок - концерты), что унифицирует их вкусы. Повсюду одни и те же потребительские товары. Миграция, временная работа за границей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Формируется единый или, по крайней мере, общепринятый разговорный язык английский. Компьютерные технологии разносят одни и те же программы по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются.

В настоящее время исследователи культуры полагают, что каждый культурный элемент или комплекс начинается с открытий или изобретений, сделанных отдельными индивидами. После того созданный образец культуры последовательно распространяется в малых группах. Для дальнейшего распространения культурного образца необходимо чтобы он, во-первых, имел ценность и значимость в пределах большой группы или общества, а во-вторых, был растиражирован и доведён до массовой коммуникации. Но для того, чтобы получить такую возможность, культурный образец должен быть оценен с точки зрения его новизны и полезности. Это достигается путём поиска аналогичных или близких культурных образцов в банки информации, созданном в процессе предыдущей деятельности людей.

Гибкость культуры, её способность изменятся и приспосабливаться к окружающей среде во многом зависит от скорости обращения новых идей, составляющих основу культурных образцов.

36.Социологическое исследование: цели, этапы и виды.

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления. Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов:

– подготовительный этап включает определение темы, целей и задач исследования, проведение пилотажного исследования и подготовку программы исследования; разработку и тиражирование инструментария; формирование исследовательской группы, определение сметы исследования, графика работ, соответствующей организационной и материально-технической базы;

– полевой этап – этап сбора первичной социологической информации с помощью процедур, методов и инструментария, определенных программой исследования;

– этап подготовки и обработки первичной информации. Проверка и подготовка для компьютерной обработки, процесс обработки и получение различных зависимостей;

– заключительный этап – этап обобщения данных, их объяснения и истолкования, формулировка практических выводов и рекомендаций. На этом же этапе оформляются результаты исследования.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи: анкеты, опросного листа, карточек изучения документов и др. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.

Описательное исследование – С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных.

Аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь