Психическое состояние как отражение взаимодействия детей с жизненной средой.
Психическое состояние как отражение взаимодействия детей с жизненной средой.
Психическое состояние и его основные характеристики.
Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, особенно в связи с тем, что школьниками стали дети шести лет. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы как во время пребывания в дошкольном учреждении, так и во время учебного процесса в начальной школе.
В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Гармоничность и уравновешенность этого взаимодействия, готовность к нему служат основными критериями оценки психического состояния субъекта.
Трудности, которые встречаются человеку в жизни, всегда конкретны. Они могут быть им преодолены, а иногда становятся сильнее человека. Если человек этот факт осознает, то способен выйти из своего субъективного состояния с наименьшими потерями. В этом контексте гармоничным мы можем назвать такое взаимодействие человека с окружающей его жизненной средой, при котором сохраняются здоровье
человека, его способность к адекватному поведению и деятельности, а также появляются возможности
для полноценного личностного развития.
Поэтому осознанию человеком своих отношений с миром природы, людей и самим собой в оздоровительных психотерапевтических технологиях придается большое значение. А путь к этому лежит через рефлексию и описание человеком своих ощущений и определения на их основе своего физического и психического состояния.
Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо начиная с детского возраста. Для этого и родители, и практический психолог, и воспитатель детского сада, и учитель 1-го класса начальной школы должны научиться четко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка.
Это, прежде всего, связано с тем, что у человека нет видимых переходов от одного психического состояния к другому. Любое актуальное состояние берет свое начало в предыдущем, иногда развивается месяцами, не замечаемое порой ни самим человеком, ни окружающими его людьми.
В медицинской практике этот период называют состоянием дезадаптации. Иногда его характеризуют как предболезненное или как состояние повышенного риска. Внешне психическое состояние может проявляться сильнее или слабее. Некоторые состояния вообще не имеют признаков внешнего проявления.
Принято характеризовать состояния как положительные и отрицательные. Различают также состояния эмоциональные, волевые, когнитивные, тревоги, напряжения. Утомление, эйфория, фрустрация, удовлетворенность и др. характеризуются также как психические состояния. Среди всех этих состояний специалисты выделяют эмоциональные, поскольку в остальных состояниях всегда присутствует эмоциональный компонент.
Известный ученый В Н Мясищев выделял эмоциональные состояния как важную группу эмоциональных явлений " область чувств (эмоций) охватывает три разнородные группы явлений - эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения ".
Раскрывают характеристики состояния такие понятия, как активация, тонус, напряжение, стресс.
Активация проявляется в активном поведении и энергичных действиях, желании изменить ситуацию оптимистическим отношением к проблемам, уверенностью.
Тонус обозначает постоянную активность нервных центров, некоторых тканей, органов, обеспечивающих их готовность к деятельности. Он является одним из структурных компонентов психического состояния. В психологии тонус раскрывается как возможность расходовать энергию, стенически реагировать на возникающие трудности. Повышенный тонус проявляется в готовности человека к работе, в субъективном ощущении внутренней собранности. Плохая работоспособность, несобранность, вялость, астенические реакции на возникающие жизненные трудности говорят о пониженном тонусе.
Напряжение определяется как психическое состояние, обусловленное ожиданием неблагоприятных для субъекта событий, сопровождаемых ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. Различают напряжение физическое, сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное, ожидания и также напряжение, вызванное необходимостью часто переключать внимание. Но представить себе " безэмоциональное" напряжение, указывает Л В Куликов, практически невозможно. По мнению многих исследователей, основной причиной возникновения напряжения является неудовлетворенная потребность.
Стресс определяют как интегральный ответ организма и личности на экстремальные воздействия или повышенную нагрузку.
Понятие " стресс" применяется в разных науках. Психология наполнила это понятие новым содержанием, и в настоящее время стресс рассматривается как механизм регуляции отношений организма со средой. Он, как указывают исследователи, может быть как положительным, так и отрицательным. Но всегда отрицательные эмоции вызываются страхом, завистью, ненавистью, малодушием, грубостью, несправедливостью. Об этом писал еще в XVIII веке X. Гуфеланд, один из основоположников науки геронтологии.
Оздоровительные игры.
Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции.
Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших - все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.
Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Но высокая квалификационная подготовка ведущего обязательна. Кроме того, эти игры проводятся при наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или предупреждения писхоэмоционального напряжения, которое может быть вызвано характером предстоящей учебной деятельности.
Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Целесообразно организовывать эти игры двум педагогам.
Например, практическому психологу и физоргу. Один из них (в зависимости от поставленной задачи) выполняет роль наблюдателя и ассистента. Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию о необходимости и характере индивидуальной работы с ними. Например, при проведении игры " Цапля" отчетливо видно, у кого из детей нарушена функция статического равновесия. По амплитуде круговых движений туловища при проведении игры " Обруч" опытный тренер оценит гибкость позвоночника.
Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый, резкий звуковой сигнал (гонг).
Игры не должны повторяться (может быть изредка), чтобы детям было интересно. Поэтому в арсенале педагогов их должно быть много. Особых возрастных требований к оздоровительным играм нет. Если четырехлетние дети понимают что такое пропеллер, то можно играть с ними в игру " Пропечлер". Ниже приводится описание нескольких игр, по аналогии с которыми педагоги дошкольного учреждения могут разработать свои.
1. " Цапля". Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре " Лягушки и цапли".
Игра " Цапля" тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.
2. " Скачки". Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Ведущий объявляет начало скачек. Кто самый резвый скакун? Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение 15-20 секунд.
Ведущий благодарит детей и отмечает что ходьба шагом у лошадок получается хорошо. Затем объясняет детям, что скакать они будут также на месте. Он определяет задачу бежать как можно более резво, подпрыгивать выше и ритмичнее. По сигналу гонга дети изображают скачки в течение 1 минуты. По окончании скачек ведущий и ассистент называют грациозных " скакунов", быстрых, резвых и т. п., не забывая отметить каждого ребенка. В заключение благодарят всех детей за участие в игре.
Оздоровительный эффект этой игры заключается в массаже внутренних органов и укреплении костно-мышечной системы конечностей.
3. " Парашютисты". Ведущий объявляет детям, что сейчас они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагает согнуть руки в локтях и держать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. Прыжок заключается в том, чтобы, не переставая " сжимать стропы", подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке нужно оттягивать носки ног вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины.
Приземление завершается мягким и глубоким приседанием. Без остановки движения из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по сигналу гонга в течение 45 секунд выполняют прыжки. Ведущий благодарит " парашютистов", отмечает каждого ребенка, а затем предлагает отдохнуть и помассировать мышцы ног.
Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек. Оно является профилактикой возможных падений (например, в гололед).
4. " Уши". Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки?
В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.
5. " Скоморохи". Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя сзади по ягодицам. При этом ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был
ощутим и слышен. Ассистент прислушивается, чьи шлепки будут громче. Задание выполняется по сигналу в течение 30 секунд.
Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.
6. " Тачка". Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и " превращается" в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и везет. Хозяин тачки должен ею умело управлять и по сигналу ведущего поворачивать вправо, влево, везти ее то быстрее, то медленнее. От тачки требуется полное послушание своему " хозяину". Ведущий оценивает, насколько эффективно взаимодействие в парах. Упражнение проводится в течение 30 секунд, затем партнеры меняются местами.
Упражнение укрепляет мышцы рук и очень нравится детям, возбуждает их.
7. " Кошка". Ведущий предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2 секунд.
Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движение на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Упражнение выполняется в течение 2 секунд. Ведущий благодарит детей. Самые грациозные кошки становятся водящими в игре " Кошки - мышки".
Игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство разнеженности и тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.
8. " Пленники". Дети делятся на две равные группы и встают шеренгами друг против друга. По сигналу гонга крайний игрок берет мяч и бросает его игроку напротив. Этот игрок бросает мяч следующему игроку напротив и т. д. Если играющий не поймает мяч, то он переходит " в плен" на противоположную сторону. Когда мяч дойдет до конца шеренги, его кидают обратно в таком же порядке. Побеждает та команда, в чью шеренгу перешло больше игроков. Игра проводится в течение 2 минут.
В этой игре развиваются глазомер, координация движений.
9. " Гуси". Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Можно бежать, если не позволяет пространство, на месте.
Игра укрепляет икроножные мышцы, тренируют сердечно-сосудистую систему.
10. " Раки". Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к финишной черте. По сигналу движутся задом наперед, стараясь как можно скорее добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения.
Игра способствует общему психомоторному развитию.
11. " Великаны". Детям предлагается дойти до финиша гигантскими шагами, при этом ни в коем случае не переходить на бег. Побеждает самый быстрый.
12. " Бег в бумажном колпаке". По сигналу гонга дети встают в две команды. Каждый надевает на голову большой бумажный колпак или шапку. Шапка больше головы и бежать в ней будет непросто. По команде ведущего " Старт" дети бегут до финиша и обратно.
Игра укрепляет мышцы шеи, развивает ловкость, способствует развитию координационных механизмов нервной системы.
13. " Бег со связанными ногами". Дети разбиваются по парам, встают боком друг к другу. В каждой паре один партнер связывает свою правую ногу с левой ногой другого. Затем они кладут по одной руке на плечи друг другу и бегут к финишу на " трех" ногах. Ведущий засекает время.
Игра развивает координационные механизмы нервной системы.
14. " Шарик". Дети рассредоточиваются по площадке. Одному из них дается надувной шарик. Нужно перекидывать шарик друг другу, но при этом не двигаться с места, не отрывать ступни
от пола. Тот, кто сдвинулся с места, выбывает из игры. Кто избегает игры (не ловит шарик) - выбывает из игры. Игра начинается по сигналу гонга.
Игра способствует развитию статического равновесия.
15. " Послушный мячик". Дети встают в две шеренги. По сигналу перекатывают мяч (диаметром 8 см) из своих ладошек, сложенных чашечкой в ладошки стоящему слева. Ни в коем случае нельзя передавать мяч по воздуху. Если кто передал мяч по воздуху или уронил его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.
Игра способствует сплоченности детей.
16. " Бой петухов". Детям предлагается встать на правую ногу. Левую поднять немножко назад и держать ее левой рукой за голень. Правую руку выдвинуть вперед. В такой позе, прыгая на правой ноге, нужно сразиться. Дети прыгают друг к другу и хлопают по правой ладони, затем также передвигаются к следующему. Кто оступился и встал двумя ногами - выходит из игры. Остаются игроки с наиболее выраженными " петушиными" данными.
В игре развивается динамическое равновесие.
17. " Большой мяч". Дети встают в круг, взявшись за руки. Водящий старается выбить большой мяч из центра круга ногами. Дети должны не пропускать мяч, отбивая его только ногами. Пропустивший мяч становится водящим.
Ритмопластика.
Ритмопластику отнести к средствам физического воспитания можно лишь условно. Ее основное назначение - развитие у детей художественного восприятия мира. Но, поскольку это восприятие передается через движения, мимику, жесты, позы, пластику, показывающие ощущения и чувства к рассматриваемому предмету, мы полагаем вполне обоснованным ее включение в оздоровительно-профилактические программы для детей дошкольного возраста.
В плане профилактики психоэмоционального напряжения ребенка ритмопластика решает задачи раскрепощения его личности и поведения, ориентирует на позитивное восприятие окружающего мира.
Ритмопластика может проводиться как самостоятельное занятие или входить составной частью в физкультурное и музыкальное занятия. В первом случае занятие целесообразно проводить практическому психологу дошкольного учреждения. Во втором практический психолог консультирует воспитателя и музыкального руководителя, а в некоторых случаях ассистирует им.
Курс ритмопластики состоит из 30-40 занятий для детей старшей группы и 40-50 занятий для детей подготовительной группы. Длительность занятия от 10 до 15 минут. Заниматься следует небольшими подгруппами не более 12 детей в подгруппе.
На занятиях ритмопластикой дети движениями передают образы сказочных и литературных героев, окружающие предметы, свои ощущения и чувства, отношение к себе, повадки различных животных, свое восприятие растений, а также учатся красивым походке, жесту, позе, поклону.
Составление программы курса - сугубо творческий, индивидуальный процесс практического психолога, музыкального руководителя и воспитателя дошкольного учреждения. Эта программа должна учитывать индивидуальные особенности как детей, так и педагогов. Содержание программы может варьироваться в зависимости от решаемых задач и подбирается педагогами самостоятельно.
Занятие состоит из трех частей.
В первой части используются приемы, создающие благоприятную атмосферу, настраивающие детей на деятельность и концентрирующие их внимание.
Вторая часть занятия (разминка) включает выполнение разнообразных физкультурных и танцевальных упражнений, пробежек, имитацию движений и повадок животных. Задача этой части занятия - учить детей прямо и свободно держаться, легко ходить, бегать, прыгать, а также подготовить их к активному восприятию нового материала.
Третья часть занятия строится таким образом, чтобы дети через восприятие себя, живых существ, предметов смогли подойти к пониманию окружающего мира во всех его проявлениях. Задача педагога - на основе этого понимания формировать у них доброе к нему отношение.
Занятия должны проводиться с обязательным музыкальным сопровождением. Лучше, если это будет " живая" музыка. В этом случае музыканту легче подстроиться под детей, сменить, если нужно, темп или характер музыки. Целесообразно использование разнообразных картин, иллюстраций, поэтических произведений, фольклора.
Форма проведения занятия во многом зависит от поставленной задачи. Это могут быть разучивание песен, инсценировки литературных произведений, танцы, разнообразные игры.
Важно, чтобы пластике, позе, движению, жесту, мимике в них отводилось основное место. Но главное в занятиях ритмопластикой - это свобода самовыражения. Она способствует пробуждению творческих сил, активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов, первого впечатления.
Особая ценность в занятиях ритмопластикой заключается в выработке своего понимания и видения явления и предмета, вслед за которым развивается способность к принятию правильных собственных, личных решений. В психотерапевтической практике это самый эффективный путь. Фактически ребенок учится давать совет самому себе, что очень ценно, но в то же время и чрезвычайно трудно. По мнению многих специалистов, для этого лучше всего подходят сказки. Причем сказки не только известные, но и специально придуманные.
" Проживание" ребенком сказочной ситуации не только мысленно, но и как бы наяву, через движение, позу, пластику, оказывает положительное влияние на его психоэмоциональное состояние. Для этого необходимо, чтобы ребенок идентифицировал себя с главным героем сказки, разделял его судьбу.
По мнению Д. Соколова, целебность сказок заключается в подстройке к состоянию потенциального слушателя. И не следует опасаться передавать состояния лени, страха, жадности и других отвергаемых человеческих чувств. Необходимо учить детей разбираться с самыми грустными сторонами человеческой жизни. Через осознание и ситуативное переживание их в создаваемых сказочных ситуациях ребенок дает им верную оценку.
Примером может служить использование сказки Д. Соколова " Лень-река". Детям рассказывается сказка по частям, каждую они изображают в соответствии со своим видением ситуации.
1. " Синь да тень, ночь да день, то ли снег, то ли дождь, коли век обождешь - там узнаешь...Целый день среди стен, думать лень, кушать лень, лень вставать, лень лежать, лень глаза открывать. Лень-река разлилась..."
2. Ах и раздолье на Лень-реке! Вдаль уплываю на челноке! Ширь така! Глубь така! Хо-ро-ша Лень-река!
3. Я на лодке плыву, весла волочатся. Хочу рыбу поймать большущую, жду, пока сама в лодку заплывет. Ловить-то лень! Но, однако, не плывет рыбина. Я размышляю: чего ж она ждет, в лодку не плывет? Думаю: борт высок. Взял топор, в борту дырку прорубил. Вода потекла. Лодка моя ниже и ниже, ну и на дно приплыла. Рыбы кругом - море. Ну не море, река. Только за хвосты хватай. Ну мне и хватать-то лень. Лежу и думаю, как мне рыбу-то наловить? Придумал. " Эй, - говорю, - рыбы! Как вам не лень плавать, плавниками да хвостами шевелить? "
4. Рыбы забулькали, задумались. " И верно, - говорят - лень! " Перестали они плавниками шевелить, стали на дно опускаться. И в лодку мою их нападало - целая гора. Тут я лежу, ленюсь, а кругом они лежат, ленятся, а иные-некоторые и на мне лениться пристроились: большие на пузе, мелкота на ладошках.
5. " Ого, - думаю, - цельну лодку наловил, пора домой плыть". А как плыть: в лодке дыра, грести неохота. Да и Лень-река не пускает".
6. Придумал Лень-реку обмануть. И говорю ей: " Лень-матушка..."
В этом месте детям было предложено самим найти и изобразить придуманный героем выход из ситуации. Другими словами, найти свое правильное решение. Замечательно было то, что большинство детей предлагало способ выхода из создавшейся ситуации через показ героем своих позитивных качеств, состояний. Они демонстрировали активность, бодрость, желание работать. И, услышав конец сказки очень обрадовались своему собственному правильному решению.
А конец таков.
7. " Лень-матушка, ласкова касатушка! Приголубила ты меня и приютила, а я ведь - стыдно сказать - не твоего поля ягода! Парень я работейного складу! По утрам я зарядку делаю. Потом бывает, что и полчаса читать учусь, и букв знаю немало десятков! А уж рисовать примусь - хоть изба гори, свое домалюю! Ах, и стыдно мне в таком признаваться, но ведь... "
Не успел и договорить, как Лень-река испугалась, возмутилась и меня с лодкой как выплеснула! Не только на берег, а так наподдала, что до родного дома мы в минуту домчались!
Хороша Лень-река, привольна. А и дома хорошо. Рыбы у нас теперь всюду живут, мелкие - вроде канареек, а на крупных мы как на лошадях катаемся.
На первом этапе занятий ритмопластикой детей учат входить в образы героев, передавая их состояния и ощущения.
На втором - необходимо подвести детей к пониманию и передаче своего собственного состояния.
Третий этап - дети учатся входить в состояние покоя, радости, гармонии и " сбрасывать" негативное.
В качестве ориентира мы предлагаем описание нескольких вариантов занятий ритмопластикой для детей подготовительной группы к школе.
Занятие 1.
Знакомство, отработка ритуала приветствия, тренинг " Комплимент".
На этом занятии дети и руководитель знакомятся друг с другом, сообщают о себе какие-либо сведения (что захотят), говорят, как их лучше называть (Танечка, Танюша, Татьяна и т. д.). Далее дети выбирают один из предложенных педагогом ритуалов приветствия и придумывают ритуал прощания.
Тренинг " Комплимент" проводится следующим образом:
1. Дети встают в круг. Ладошка правой руки кладется на ладошку левой руки соседа, стоящего справа. Ладошка левой руки подставляется под правую ладошку соседа, стоящего слева.
2. По сигналу педагога дети по очереди говорят комплимент ребенку, стоящему справа. Комплименты не должны повторяться. Произносится комплимент с улыбкой, надо смотреть в глаза ребенку, которому он предназначается.
Этот тренинг в дальнейшем может включаться в разнообразных модификациях во все занятия.
Занятие 2.
Разучивание поклона и приветствий. Форма проведения - импровизация бала по сказке " Золушка".
В первой части занятия дети мастерят из заранее заготовленных деталей несложные костюмы глашатаев, созывающих на бал гостей. Они придумывают движения, которыми без слов можно сообщить о предстоящем бале. Затем разбегаются по сказочной стране, сообщая радостную весть.
Во второй части занятия дети преображаются в сказочных героев и готовятся к балу (учатся разным способам приветствия и приглашения к танцу). Проводится модифицированный тренинг " Комплимент".
В третьей части занятия инсценируется бал. Герои прибывают на бал, церемониймейстер называет каждого его сказочным именем. Они прохаживаются по залу, приветствуют друг друга, произносят комплименты, рассаживаются. Звучит танцевальная музыка. Кавалеры приглашают дам. Заканчивается занятие ритуалом прощания.
Занятие 3.
Инсценировка сказки " Колобок" (серия " Герои любимых сказок" ).
В первой части занятия проводится ритуал приветствия, рассматриваются иллюстрации сказки, обсуждаются характеры героев, и дети высказывают свое к ним отношение. Задача педагога - помочь детям осознать юмористичность ситуации, найти симпатичные стороны в характере и повадках каждого персонажа, домыслить их образы.
Во второй части занятия дети выбирают себе героя (можно по жребию) и имитируют его движения, повадки, ищут язык жестов, передающих диалог между героями.
В третьей части инсценируется сказка. Дети движениями передают характер и диалоги героев.
В заключение проводится тренинг " Комплимент" в модифицированном варианте. Дети, не выходя из образов героев сказки, говорят друг другу, что им больше всего понравилось в исполнении роли. Например: " Дорогая Алиса Патрикеевна, Вы так аппетитно облизывались, что у меня до сих пор слюнки текут! " Заканчивается занятие ритуалом прощания.
Занятие 4.
Музыкальные инструменты (серия " Окружающий мир" ).
Цель занятия - передать движениями характер и специфику звучания знакомых детям музыкальных инструментов.
В первой части занятия проводятся ритуал приветствия, тренинг " Комплимент", организуется прослушивание отрывка музыкального произведения в оркестровом исполнении.
Во второй части занятия детям загадываются загадки о музыкальных инструментах.
В третьей части занятия дети движениями изображают различные инструменты, проводится игра " Оркестр".
Занятие 5.
" На кого я похож" (серия " Это я" ).
В первой части проводится ритуал приветствия, тренинг " Комплимент", во время которого дети дают друг другу сравнительные характеристики. Например: " Наташа, у тебя глаза как звездочки! "
Во второй части дети самостоятельно создают свой воображаемый портрет (можно обратиться за подсказкой к педагогу, если возникают затруднения).
Третья часть проводится в форме игры-загадки " Кто я? ".
Дети по очереди изображают себя воображаемого, остальные должны угадать, что каждый о себе воображает.
Заканчивается занятие ритуалом прощания.
Занятие 6.
" Тучкины штучки" (на стихи В. Маяковского).
В первой части проводится ритуал приветствия и игра-загадка " На кого это похоже? ". Дети показывают выполнение домашнего задания.
Во второй части проводится музыкально-ритмическая разминка под музыку песни В. Шаинского " Не дразните собак".
В третьей части дети импровизируют под музыку и стихи В. Маяковского " Тучкины штучки".
Плыли по небу тучки.
Тучек - четыре штучки.
От первой до третьей - люди,
Четвертая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
По дороге пристала пятая,
От нее в небосинем лоне
Разбежались за слоником слоник.
И не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все - и растаяли.
И следом за ними, гонясь и сжирав,
Солнце погналось - желтый жираф.
Заканчивается занятие ритуалом прощания.
Занятие 7.
" Забавный дракоша" (на стихи В. Берестова).
Занятие строится по аналогии с шестым. В третьей части дети, объединившись по 7 человек, придумывают позы, движения и жесты на стихи В. Берестова " Дракон".
В дверь диетической столовой
Вошел дракон семиголовый.
Он хором " Здравствуйте" сказал
И, улыбаясь, заказал:
- Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти -
Прочие сласти.
Для этой головки -
Перловки.
Для этой глотки -
Селедки.
Для этой башки -
Пирожки.
Для этой рожи -
То же.
Для этого личика -
Два сдобных куличика.
Что еще? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.
Детям нужно изобразить не только головы и жесты дракона, но и заказываемые им блюда.
Занятия серии " Наш дом - Земля" направлены на расширение знаний ребенка об окружающем мире, осознание себя его значимой частью. На них дети осмысливают и изображают движения Земли, Солнца, Луны, состояние стихий, придумывают характер и движения разных растений. Темами занятий могут быть следующие: " Почему Землю называют живой планетой", " Моря и океаны", " Язык цветов", " О чем шепчутся деревья", " Черной ночью черный кот белу мышку стережет" и т. п.
Виброгимнастика.
Виброгимнастика относится к профилактической физкультуре. Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм.
Виброгимнастика показана детям, которым по ряду причин нельзя заниматься более активными движениями, и они обычно остро переживают это. Виброгимнастика может использоваться также как физкультурная минутка во время или посте напряженной умственной деятельности.
Упражнения виброгимнастики разработаны академиком А. А. Микулиным.
Нужно подняться на носки, чтобы каблуки оторвались от пола всего на 1 сантиметр, и резко опуститься на пол. При этом происходит то же самое, что при беге и ходьбе: благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх.
Рекомендуется это упражнение делать не спеша, не чаще одного раза в секунду. Упражнение повторять 30 раз (30 сек), потом 5-6 секунд отдохнуть. Нужно также следить за тем, чтобы каблуки отрывались от пола не более чем на 1 сантиметр, чтобы не было утомления стоп. Сотрясения не должны быть жесткими и резкими. Они должны быть такими, как при беге. При выполнении виброгимнастики следует покрепче сжать челюсти.
Общая длительность выполнения упражнения - 1 минута. В течение дня можно проводить ее, смотря по обстоятельствам, 2-3 раза.
Никакой опасности, отмечает А. А. Микулин, для позвоночника и его дисков виброгимнастика не представляет.
Рекомендуется обучить детей этой гимнастике, чтобы у них был выбор упражнений для самостоятельной разминки.
И вообще необходимо сделать так, чтобы у ребенка был достаточно богатый арсенал освоенных упражнений для самостоятельных занятий с целью снятия утомления и напряжения.
Аутогенная тренировка.
Аутогенная тренировка является научной психологической дисциплиной. Она имеет свою теорию и практику и дает возможность переносить представления, образы, эмоциональные состояния, поведенческие намерения человека на деятельность его органов, управляемых вегетативной нервной системой.
Аутогенная тренировка позволяет с помощью специальных упражнений приводить себя в гипноидное состояние, в котором человек может управлять органами и системами, не подчиняющимися в обычном состоянии разуму.
Ключевым моментом в аутогенной тренировке является способность достичь аутогенного погружения (полудремы), в котором образные, эмоционально окрашенные положительные представления оказывают влияние на вегетативную нервную систему, не управляемую волей человека. Существует набор приемов, позволяющих саморасслабиться, чтобы, сняв мышечный тонус, прийти к состоянию релаксации.
Значение освоения детьми приемов аутогенной тренировки переоценить трудно. В ряду самых необходимых человеку навыков здорового образа жизни они стоят в числе первых. Человек, владеющий приемами аутогенной тренировки, в состоянии не только " охранять" свою нервную систему, но и научиться впоследствии, освоив формулы цели, регулировать с их помощью некоторые отклонения в своем здоровье, недовольство собой, свой сон, корректировать вредные привычки.
Упражнения аутогенной тренировки должны проводиться хотя бы один раз в день. Именно поэтому целесообразно включить их в режим дня детей.
Программа освоения детьми приемов аутогенной тренировки рассчитана на весь период пребывания ребенка в дошкольном учреждении. В младшей и средней группе осваиваются позы, дыхательные упражнения. В группах старшего дошкольного возраста и начальной школе, когда у детей уже сформированы первые представления о строении тела и его внутренних органах, их внимание фиксируется на своем самочувствии, на функционировании своего организма, своих достижениях в плане развития физических качеств и физической подготовленности.
Полный курс аутогенной тренировки, как показал опыт, дети способны успешно освоить в шесть лет. Когда будет разучен весь комплекс, то по полной программе достаточно тренироваться еще 4-6 недель, а затем можно перейти к сокращенному варианту. Именно с этого момента аутогенная тренировка может стать составляющей режима дня детей.
В режим дня детей такие тренировки включаются после занятий или перед ними, утром, днем или вечером. При этом следует помнить, что ее можно проводить не ранее, чем через час после еды.
Время тренировки зависит также и от характера запланированной воспитателем или учителем деятельности детей. Если предстоит ответственная и волнующая деятельность соревновательного характера, то аутотренинг организуется до ее начала.
Сеанс аутогенной тренировки лучше проводить в затемненной комнате.
Этап обучения.