Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Изобразительная деятельность и ее виды



Изобразительное искусство и его виды.

Изобразительное искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах на плоскости и в пространстве, для которого обязательными условиями являются:

-высокое мастерство

-влияние на культуру

-возможность считать данное произведение духовным достоянием человечества.

Виды:

-живопись

-графика

-скульптура

-архитектура

Периоды развития изобразительной деятельности детей

Доизобразительный период. Ребенок оставляет следы пишущим предметом, не имея замысла. У детей раннего возраста, которые растут в благоприятной соц.среде в процессе манипулирования возникают предпосылки рисования. Вначале-черкания. Условно делят на 2 стадии: 10мес-1, 5лет-аморфно, хаотично расположены штрихи, которые выполняются без фиксации взгляда на листе бумаги. Характерно то, что ребенку всеравно чем рисует. 1, 5-2 года- ребенок осознает связь между движущимся предметом и оставленными следами. Ребенок стремится писать пишущей стороной. Для продуктивной д-ти этой стадии характерна меньшая амплитуда движений, штрихи компактные в несокльких местах на листе бумаги. Достижение периода-ребенок начинает ориентироваться на форму следа, оставленного на поверх-ти. Происходит одно из важнейших достижений псих.развития ребенка в раннем возрасте - связь между объектами.

Период перехода к изо состоих из 2х стадий: узнавание изображений в случайном сочетании линий и намеренное изображение предметов окр.мира, когда имеется первоначальный замысел. Особенность-ребенок не способен узнавать то, что нарисовал. Достижения-возникновение изобр-й задачи, т е деятельность определяется замыслом. Появление намеренного изобр.приводик к скачку мышления. И формированию графич.умений. Период Изо. 3, 5 лет и дальше.-см 6 вопрос.

Вопрос. Период изобразительной деятельности и его стадии (от 3-х лет)

Стадии:

1)Схематичный рисунок - первые собственные постройки являются схематичными. Они характеризуются первичной обобщенностью графической формы, элементарные изображение признака, что позволяет узнать только класс изображенного предмета, не отражая соотношений части и целого. Упрощенность, непропорциональность, неправильное пространственное изображение.

2)Правдоподобный рисунок- с 5-10 лет

Характеризуется тем, что дети пытаются изобразить действительный вид предмета. В рисунке приобретает цвет, появляется стойкое соотношение предметов по величине, заполняется весь объемный листа, рисунок становится сюжетным, появляются сезонные эмблемы, у человека появляются волосы, шея, пальцы, изображение движений появляется к 6 годам.

3)Реалистичное изображение или стадия использования изо деятельности для сознательного выражения отношений к окружающему миру.

Использование цвета в рисунках детей

Цвет рассматривается с 2-х позиций:

Как признак предмета

Как средство выражения отношения к действительности

Выделяют 4 стадии

1) Цвет не имеет значения

2) Цвет соотносится с цветом изображаемого предмета но наносится локально, ребенок как бы отмечает его

3) Сплошное закрашивание контура в нужный цвет

4) Использование цветов и оттенков адекватных замыслу и приближено к реальному

Основные направления использования изо деятельно в психолого-педагогической работе с детьми и подростками

Методики исследования основанные на иследдование графических навыков называются рисуночными методиками.

Рисуночные методики:

- проективные методики

- графические методики позволяющие оценивать психофизическое развитие

Проективные методики основываются на представлениях о том, что во всех проявлениях индивида, таких как творчество, высказывание, предпочтение, воплощается личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления и конфликты.

Популярность методик определяется:

  1. Изо деятельность является типичным видом деятельность, как правило интересной ребенку.
  2. В силу особенностей самосознания недостаточно дифференцирован стимул цифр, ребенок в большинстве случаев не может словами выразить свое отношение к действительности, т.к. слова анализируют внутренний мир. Поэтому рисунок создает условия для выражения не только сознательного, но и бессознательного. С помощью проектирования методик изучается внутреннее состояние ребенка, его отношение к окружающему миру При выполнении методики графически передается отражение социальных связей, позиция ребенка в семье, отношение ребенка к другим членам семьи. Отмечается последовательность рисования семьи, записыв. спонтанные комментарии.

Методика действия позволяет выявить особенные взаимодействия с окружающим и особенности мотивационной потребностной сферы, совмещает рисование и рассказ.

Методика «два дома» позволяет оценить взаимоотношение ребенка к сверстникам. Ребенку предлагаются на рисунке 2 дома, один красивый с игрушками, а другой не очень. И специалист просит ребенка определить в какой дом он послеит своего одногруппника и т.д.

Методика «Красивые рисунок». Оценка уровня эмоциональго развития позволяет получить представление. Попросить ребенка нарисовать что-то красивое и в конце подарить этот рисунок.

Недостатки рисуночных методик: позволяют выявить недостатки моторного развития и восприятия, что не позволяет делать вывод о когнитивном развитии в целом.

При проведении проективной методики интерпретация во многом зависит от экспериментатора. Далеко не все дети могут обсудить результаты.

Рисуночные методики не могут выступать как основные при оценке соц. ситуации или познавательных возможностей, но в большинстве случаев позволяет выявить детей нуждающихся в более пристальном изучении

Использование изо деятельности в диагностике познавательного развития

 

ВОПРОС 24

Эстетическое воспитание на уроках рисования осуществляется по нескольким направлениям и предполагает формировании развитие у учащихся целенаправленной изобразительной деятельности, эстетического восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства и

самостоятельно выполненным рисункам. Особое значение для развития эстетического восприятия и эстетических

чувств имеет систематическая демонстрация доступных для понимания умственно отсталых детей произведений искусства: картин, скульптур, изделий народных мастеров, игрушек и т.п. На первоначальном этапе обучения учащиеся знакомятся с иллюстрациями в детских книгах. Эстетическое воздействие красочных, нарядных картинок исключительно велико. В известной мере этому способствует знание детьми содержания иллюстрируемых литературных произведений. Работа с иллюстрациями Ю. Васнецова, В.Конашевича, Е.Рачева, В.Сутеева, А.Каневского, А. Пахомова и других художников помогает учителю осуществлять задачи эстетического воспитания. Учебная программа предусматривает проведение бесед с учащимися IV—VI классов по произведениям лучших мастеров отечественного изобразительного искусства. Учитель направляет усилия прежде всего на то, чтобы вызвать у учащихся заинтересованное отношение к картине и обеспечить ее достаточно полное восприятие. Эстетическое восприятие предполагает наличие интереса не только к содержанию художественного произведения, но и к средствам изображения. Через образы искусства удается показать детям богатство и разнообразие форм и красок окружающего мира. Большое значение для понимания замысла художника имеет композиция. Определенным образом расположенные персонажи могут подчеркивать основную идею, что облегчает восприятие и понимание изображенного. Чем полнее будут раскрыты изобразительные средства, которыми пользуется художник, тем понятнее для учащихся станет главная мысль произведения, тем сильнее окажутся их переживания и чувства.

На уроках рисования часто используются игрушки (цветные кубики, шары, пирамидки, башенки, матрешки и пр.), которые служат учебными* пособиями при обучении детей различению и называнию величин, цветов, форм. Нередко игрушка применяется и как образец для рисования с натуры. Некоторые игрушки, по существу, представляют миниатюрную скульптуру. К ним относятся игрушки из дерева (например, работы богородских мастеров ≪ Мужик и медведь≫, ≪ Клюющие курочки≫, ≪ Козлята≫ и др.), фарфора, камня, пластмассы и пр. Младшим умственно отсталым школьникам наиболее доступны для восприятия такие игрушки, в которых отчетливо показано какое- либо действие или передан знакомый им сюжет (например, •.Вершки и корешки≫ ). Используя на уроках игрушки и скульптуру

малых форм, важно научить детей понимать увиденное, рассказывать не только о том, что изображено, но и как изображено. Значительное место в эстетическом воспитании школьников занимают демонстрации образцов узоров, орнаментов (художественная резьба по дереву, вышивка, вязание, кружева, обои, гобелены и т.п.), которые используются в декоративном рисовании. Это помогает учащимся понимать особенности построения узоров, подбирать нужные элементы, наиболее удачные сочетания цветов. Знакомство учащихся вспомогательной школы с искусством расширяет их кругозор, учит видеть и переживать прекрасное. Восприятие произведений искусства оказывает влияние на эмоции, повышает восприимчивость и активность, оставляет заметный след

Осознании детей. Для эстетического воспитания большое значение имеет непосредственная практическая деятельность школьников. Их активные действия при освоении графических движений, во время формирования

умений передавать цвет, ритм, симметрию, композицию усиливают процесс восприятия прекрасного, способствуют накоплению эстетических впечатлений. По мере общего развития и в связи с занятиями рисованием многие формы и свойства изображаемого становятся для учащихся образцом красивого и привлекательного. Включение детей в управляемую учителем деятельность, осознание ребенком того, что он может сам нарисовать интересный предмет, выполнить ритмические построения, передать красивые цветовые сочетания, аккуратно заполнить декоративными

элементами лист бумаги, оказать посильную помощь в оформлении класса & зсе, это имеет больше преимуществ, нежели простое созерцание объектов" или образцов. Особое коррекционно-развивающее значение приобретает целенаправленная организация наблюдений учащихся (на улице, в парке, в лесу, в поле, на стройке и т.д.). В процессе специальных наблюдений происходит узнавание*предметов, дети анализируют их форму, цвет, пространственные отношения, определяют специфические черты, сходство и различие. Выявление этих свойств и последующее отражение их в рисунках развивают учащихся в интеллектуальном и эстетическом отношениях. На основе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования элементарных эстетических суждений. Через

эмоциональное восприятие красивого у учащихся воспитывается готовность к эстетической оценке своих рисунков, рисунков товарищей, произведений искусства. Систематическая демонстрация и изучение разнообразных, со

вкусом подобранных объектов (как натуральных, так и различного рода муляжей, чучел, игрушек, а также художественно выполненных образцов) способствуют тому, что даже младшие умственно отсталые школьники спустя некоторое время оказываются в состоянии делать первые обобщения. И хотя детям не хватает нужных слов, а оценки наблюдаемого весьма элементарны и отрывочны, встреча с прекрасным на уроках изобразительного искусства

пробуждает в них эстетические чувства. Эстетическое чувство и оценочное отношение наблюдаются у учащихся и при восприятии произведений изобразительного искусства. Однако характер даваемых детьми оценок очень неоднороден и зависит прежде всего от индивидуальных возможностей школьников и эффективности проводимой с ними работы. Высказывания учащихся младших классов при рассматривании художественной картины обычно носят констатирующий характер. Чаще всего дети схватывают отдельные знакомые им предметы и называют их, не связывая с содержанием картины в целом. Недостаточное узнавание изображенных предметов (персонажей) препятствует установлению правильных связей и отношений между ними, порождает различного рода ошибки при определении темы художественного произведения, обусловливает неадекватность эмоционального отклика. Вместе с тем младшие школьники радуются понравившейся им картине, снова просят ее показать, а при соответствующих побуждениях могут не только перечислить изображенные объекты, но и определить их цвет, величину, форму. Уроки изобразительного искусства благотворно сказываются на развитии эмоционально-эстетического восприятия и учащихся старших классов. Благодаря систематическим занятиям школьники способны, в частности, определить основную идею художественного произведения, разобраться во взаимоотношениях между персонажами, описать изображаемое действие. Под руководством педагога они могут сопоставить одну картину с другой, провести их сравнительный анализ. Учащиеся оказываются в состоянии выделить и некоторые изобразительные средства, использованные художником. У старшеклассников появляются любимые картины, которым они отдают предпочтение при рассматривании и разборе. Использование системы учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих мероприятий на протяжении школьного обучения помогает в известной мере преодолеть недостатки эмоционально- эстетического развития учащихся.

 

Декоративное рисование.

Орнамент (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, комбинированный)

Стилизация – это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов при помощи ряда условных предметов.

Стилизация происходит по средствам постепенного обобщения формы, превращение объемной формы в плоскостную, замена реального цвета на условный.

Роль декоративного рисования в обучении школьников с интеллектуальными нарушениями.

Декоративное рисование считается самым простым видом в обучении рисованию. Предполагается выполнение узоров и орнаментов.

Достоинства декоративного рисования. Не требует высокого уровня развития графических навыков, не предполагает сложного анализа конструкции предмета. Технически доступно для умственно отсталым школьникам. Линии разной направленности. Умение воспроизводить полученный графический образ, умение регулировать нажим на карандаш.

Декоративное рисование может уточнить о геометрических формах. Геометрические формы рассматриваются как переход к усвоению форм предметов.

Декоративное рисование позволяет уточнить и расширить пространственные представления. Уточнить представления о цвете, учатся соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном, соблюдать ритмичность и симметрию окраски элементов.

Декоративное рисование предполагает последовательность составлении узоров по готовым образцам, из данных элементов, составление узоров по заданной схеме, самостоятельное составление узоров.

Урок рисования с натуры.

Коррекционно-развивающее значение уроков рисования с натуры трудно переоценить. Во

время занятий осуществляется: • формирование перцептивных действий, т.е. умений обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве; • воспитание осмысленного, дифференцированного восприятия предметов и явлений окружающей действительности; • качественное улучшение зрительных представлений; • развитие интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, планирование); • коррекция пространственных представлений; • развитие речи как регулятора деятельности и средства общения; • воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему; • формирование положительных качеств личности: самостоятельности, умения доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности и др.

Неумение в должной степени воспринимать объект изображения не позволяет учащимся корр.школы выполнить рисунок, который был бы достаточно сходен с натурой. В связи с этим одна из первоочередных задач состоит в том, чтобы сформировать у них четкие представления о наиболее простых по форме предметах, их пропорциях и размерах. Иначе говоря, их надо научить выделять части натуры, определять их форму, цвет, а также взаимное расположение. Непременным условием такой деятельности является осмысливание наглядно воспринимаемого объекта, которое не может осуществляться без активного анализирующего восприятия.

Чтобы организовать такое восприятие на уроках рисования, его необходимо направить на определенные свойства объекта. Анализирующее рассматривание предмета проходит несколько этапов. На каждом из них учащиеся знакомятся с одним из свойств

натуры. Последовательность этапов и конкретные цели определяет учитель. Итогом такой работы является -Целостное восприятие объекта.

1 Наблюдение, подробное изучение и анализ предмета всегда должны предшествовать процессу рисования. Развивая у детей умение «видеть», учитель задает ряд вопросов: «Как называется предмет? Из чего сделан предмет? Где, применяется предмет? Сколько частей в предмете? Какую форму имеют части предмета? Какого цвета каждая из частей? Как расположены части предмета? » Учащиеся отвечают на вопросы учителя, называют и показывают части предмета, перечисляют их свойства. Для усвоения понятия о какой-либо форме или закрепления образа знакомой формы рекомендуется использовать таблицы, на которых соответствующая форма изображена в разных пропорциях и положениях.

Целенаправленные наблюдения, развитие аналитико-синтетической деятельности оказывают сильное воздействие на динамику графических образов. Для дальнейшей активизации учащихся, преодоления пассивности восприятия и совершенствования мыслительных операций в процессе рисования с натуры важно подбирать такие объекцы, которые можно было бы анализировать, расчленяя на части. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор.

Наряду с наблюдением и изучением предмета в натуре иногда целесообразно организовать рассматривание изображения этого же предмета.

Выполненный учителем на доске объяснительный рисунок — очень эффективное средство обучения. Его цель состоит в том, чтобы наглядно продемонстрировать как технические приемы работы, так и последовательность построения рисунка. Использование такого рисунка в первоначальный период обучения во многом упрощает задачу планирования.

Каждый этап построения рисунка учащиеся должны понять и запомнить. Для этого они повторяют очередность выполнения действий. Речь помогает им лучше осмыслить порядок выполнения задания. Только после этого дети переходят непосредственно к

рисованию. При установлении очередности этапов работы необходимо соблюдать принцип перехода от общего к частному. Этот принцип имеет особое значение, поскольку учащиеся специальной школы нередко начинают изображение с деталей, забывая об общей форме предмета.

Во время работы над рисунком учитель привлекает внимание детей к объекту изображения, побуждает их к дополнительному рассматриванию натуры, задает контрольные вопросы: «Что же вы нарисовали? Что теперь надо рисовать? Что будем рисовать дальше? » Закончив рисунок, учащиеся рассказывают о том, как они над ним работали. Важно приучить школьников к тому, чтобы в словесном отчете они сообщали не только то, что они делали, но и как решали изобразительные задачи.

Следующий этап обучения детей планированию работы — совместное составление плана построения рисунка в процессе беседы с учителем. На этом этапе объем помощи учащимся может быть различным. Он зависит от общей подготовленности учащихся, от степени сложности натурной постановки, от целей и задач самого урока. Значительная роль в развитии у учащихся умения планировать свою деятельность принадлежит наглядным пособиям, и в первую очередь схематическим рисункам, на которых показаны основные этапы построения изображения. Пользуясь ими, дети под руководством учителя определяют порядок работы, рассказывают о нем и запоминают его. После этого дидактическое пособие убирается; в противном случае школьники будут рисовать, глядя на схему, а натуральный объект останется без внимания. Более того, умс т венно отсталые дети в ходе п р а к т и ч е с к ой де я те л ьности по-прежнему нуждаются в помощи. Однако эта помощь носит совсем иной характер, да и удельный вес ее значительно сокращается.

Изобразительная деятельность и ее виды

Изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность ребенка, в ходе которой передаются впечатления и знания об окружающем мире при помощи разнообразия изобразительных средств.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.

Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, — глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки даже 2—3-летнего ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах — сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется — применять раскраску). Сложный процесс формирования конструктивного мышления требует внимательного и четкого руководства со стороны воспитателя. Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется прежде всего через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов — изображение домов, транспорта, животных и т. д. Так, если дошкольники старшей или подготовительной групп во время лепки или аппликации изображали зайца, то полученные на этих занятиях знания о его форме, размерах, соотношении частей они могут использовать в сюжетном рисовании без специального учебного занятия. При этом важно учитывать, владеют ли дошкольники необходимыми для этой работы изобразительными и техническими приемами — умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 4046; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь