Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВОПРОС 25 Речевое развитие детей на уроках ИЗО



Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление, воображение и т.д.), без которых не может развиваться изобразительная деятельность, оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка. мышление

школьника, помогает ему устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Кроме того, речь выполняет роль дополнительного побуждения к деятельности. Вместе с тем она служит средством преодоления тенденции к образованию стереотипных, шаблонных, малоподвижных навыков. Речь способствует формированию графических умений и навыков. В свою очередь, хорошо организованные занятия рисованием представляют сильное средство развития речи учащихся. Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях: во-первых, происходит обогащение словаря школьников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на уроках рисования, а затем постепенно входят в активный словарный запас; во-вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства общения; в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию

и развитие целенаправленной деятельности учащихся. На уроках рисования у учащихся формируются понятия, которые

связаны с процессом изображения (≪ узор≫, ≪ линия≫, ≪ полоса ≫, ≪ контур≫, ≪ симметрия≫ и т.д.), происходит активное накопление слов, характеризующих признаки предмета или его частей (≪ большой≫, ≪ длинный≫, ≪ прямоугольный≫, ≪ синий≫ и т.д.), действия (≪ провести≫, ≪ разделить≫, ≪ соединить≫, ≪ раскрасить≫ и т.д.),

пространственные отношения (≪ посередине≫, ≪ вверху≫, ≪ слева≫, ≪ ближе≫ и т.д.). Помимо конкретных слов, обозначающих названия предметов, признаки, действия, пространственные отношения, школьники усваивают и такие понятия, как ≪ форма≫, ≪ величина≫, ≪ цвет≫, ≪ расположение≫ и т.д. Всестороннее обследование объектов изображения, ознакомление с основными геометрическими формами и их характерными особенностями помогают учащимся быстрее и лучше усваивать словесные обозначения этих форм. Работа по обогащению словаря умственно отсталых школьников в ходе занятий рисованием крайне необходима, если учесть, что словарный запас, которым они обладают, слишком беден. У учащихся младших классов специальной школы полностью отсутствуют многие понятия. Дети не знают названий некоторых предметов, несмотря на то что они им хорошо знакомы. Еще меньшим запасом слов учащиеся располагают для характеристики признаков объекта. Совсем ограниченный круг слов они используют для обозначения действия. Овладение речью имеет исключительно важное значение для осмысленного восприятия и понимания окружающего. Включение речи может существенно перестроить течение процесса изображения: ребенок начинает анализировать свой собственный рисунок, начинает понимать, что у него сделано хорошо, над чем еще необходимо продолжить работу. Слово помогает осмысливанию процесса изображения — в процессе создания рисунка ребенок осознает и раскрывает свойства изображаемых предметов. При изучении объекта, необходимо подчеркнуть, что они нуждаются в дополнительных побуждениях. В начальной стадии обследования предмета достаточны побуждения типа: ≪ Рассмотри получше! Что еще можно сказать? Дальше! ≫ и т. п. Однако целесообразность их применения слишком кратковременна. Чтобы вербализовать нужные для рисования признаки предмета, необходимо более определенно организовать восприятия ученика. При этом перед ним надо поставить ясные задачи.

Отмечая, что речь учителя выполняет роль регулятора изобразительной деятельности учащихся, нельзя не сказать о тех случаях, когда она может оказаться своеобразным тормозом на пути преодоления возникающих у детей затруднений. В качестве педагогических средств усиления речевой активности школьников в процессе изобразительной деятельности можно использовать различные приемы. К ним относятся: побуждение ребенка к чтению наизусть стихотворения или загадки с целью создания эмоционального отношения к рисованию; анализ объекта изображения (определение основных признаков, описание структуры); побуждение учащихся к называнию и словесной характеристике свойств объектов, включаемых в тематический рисунок; установление последовательности работы над рисунком (планирование); решение задач композиционного характера; сравнение рисунка с натурой (образцом) и элементов изображения между собой в процессе выполнения задания; анализ результатов изобразительной деятельности в конце каждого урока; обсуждение и Отбор рисунков на классную или школьную выставку и т. п. Рациональное сочетание направляющей речи учителя и самих учеников позволяет использовать занятия рисованием в качестве мощного источника1 развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников.


27. Структура урока рисования

Общая организационная структура урока рисования в специ­ альной школе может быть представлена в следующем виде:
I. Подготовительная часть
1. Организационный этап (общая организация детей, подго­ товка необходимых учебных принадлежностей).
2, Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоцио­ нальной заинтересованности, повышение мотивации изобрази­ тельной деятельности школьников).
II.Основная часть
1. Анализ объекта изображения (натуры или образца) по фор­ ме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании).
2. Определение последовательности выполнения рисунка (пла­ нирование деятельности).
3. Указания к началу'работы (рекомендации по композиции рисунка и технике его исполнения, предупреждение возможных ошибок).
4. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изо­ бразительной деятельности (осуществление фронтального, диф­ ференцированного и индивидуального руководства; повторное при­ влечение внимания детей к объекту изображения; актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности учащих­ ся; дополнительный показ технических приемов рисования и т.п.).
III. Заключительная часть
1. Подведение итогов урока (обобщение деятельности учащих­ ся; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения постав­ ленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и досто­ инствах рисунков; оценка их учениками и учителем).
2. Задание на дом.
3. Организованное окончание урока. Рассмотрим структуру урока более подробно.
I. Подготовительная часть
Организационный этап. Эта подготовительная, наиболее корот­ кая по времени часть урока может быть эффективно использована в воспитательных целях. По заданию учителя дежурные раздают тетради для рисования, простые и цветные карандаши, резинки, кисти, акварельные и гуашевые краски, баночки с водой, листы бумаги Шля пробы красок и т. п.
Учитель контролирует наличие учебных принадлежностей и правильное, наиболее целесообразное размещение их на партах, следит за тем, чтобы на рабочем месте не было ничего посторон­ него, не имеющего отношения к уроку рисования.
На этом же этапе урока вывешиваются необходимые образцы работ, таблицы, схемы построения рисунка, устанавливаются модели для рисования с натуры. Предметы, которые предстоит рисовать, учащиеся располагают на специальных' столиках-под­ ставках или прикрепляют к доске на указанное учителем место. Небольшие по размерам Предметы, служащие объектами изобра­ жения, дежурные раздают непосредственно перед началом их рас­ сматривания и изучения.
Такую подготовительную работу ученики выполняют по оче­ реди под контролем учителя, который стремится ^к тому, чтобы их действия были овознаиными и целенаправленными. В том слу­ чае, если дежурный допускает к*акую-либо ошибку, учитель, об­ ращаясь к другим детям, просит объяснить ее причину и испра­ вить.
Вводная беседа. Цель вводной беседы состоит в том, чтобы мо­ билизовать внимание учащихся, заинтересовать их предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к про­ цессу рисования. При наличии интереса учащиеся работают со­ вершенно иначе, характер изобразительной деятельности резко меняется: становится активным, радостным, более самостоятель- нъш. Интерес к занятиям снимает утомление, оказывает суще­ ственное влияние на формирование графических навыков, поло­ жительно сказывается на качестве рисунков, обеспечивает более эффективное проведение коррекционной работы на последующих этапах работы.
Создание заинтересованности в начале урока достигается раз­ ными средствами. Прежде всего учитель рассказывает о содержа­ нии предстоящей работы, знакомит детей с объектом изображе­ ния и его назначением. Учащиеся с помощью учителя определяют материал, из которого сделан предмет.
Таким образом, воздействуя на чувства детей, учитель вызыва­ ет необходимую активность и адекватное отношение к поставлен­ ным задачам.
II.Основная часть
Анализ объекта изображения (натуры или образца) или выяв­ ление сюжета рисунка (в тематическом рисовании). Этот этап урока предваряет практическую деятельность учащихся. Следует особо отметить, что без помощи учителя большинство умственно отста­ лых детей (особенно в младших классах) не могут самостоятельно всесторонне изучить объект изображения. В связи с этим учитель организует определенным образом их деятельность и проводит совместно с учениками углубленное рассматривание, разбор и
изучение образца или предмета. Такой анализ, как правило, долж­ ны делать сами дети, отвечая на вопросы, поставленные учителем. Если учитель все объясняет и рассказывает сам, то утрачивается смысл, значимость проводимой коррекционной работы.
Обследование предмета обычно проводится по следующей схеме:
а) организация восприятия предмета в целом (его общая ха­ рактеристика: назначение, материал, из которого он сделан, эс­ тетическая оценка);
б) анализ предмета:
выделение основной, наиболее крупной части;
выделение остальных частей;
определение формы основной части;
определение формы остальных частей;
установление конструкции, строения предмета (расположе­
ние частей по отношению к основной части и по отношению друг к другу);
выделение цвета каждой части;
в) повторное привлечение внимания учащихся к предмету в
целом (синтез, объединение отдельных свойств в целостный об­ раз предмета).
В зависимости от возраста учащихся и их графической подго­
товленности рекомендуется придерживаться следующей схемы обучения планированию построения рисунка:
I период
подробные объяснения и показ учителем на доске всего хода построения изображения;
поэтапная проработка построения рисунка (устное повторение, осмысливание, запоминание);
практическое выполнение рисунка учениками;
отчет учащихся о порядке построения рисунка;
II период
совместное с учениками определение последовательности вы­
полнения рисунка; 130
показ учителем отдельных, наиболее сложных моментов схемы построения изображения;
повторение учениками порядка выполнения задания; практическая работа учащихся;
III период
выполнение рисунка на основе самостоятельного анализа схе­мы построения изображения.
Указания к началу работы. Этот этап урока непосредственно
предшествует практической работе учащихся. Учитель напоми­ нает о правилах расположения листа бумаги. С детьми проводит­ся работа, связанная с их пространственной ориентировкой на плоскости листа бумаги; даются конкретные указания по компо зиции: где и как расположить отдельные элементы рисунка, ка­кова их величина, что нарисовать на первом плане, что — на втором. Учитель предупреждает возможные ошибки в передаче размеров предметов на разных планах, напоминая учащимся о том, что далекие предметы изображаются мельче, а близкие — крупнее.
Чтобы размеры рисунка соответствовали размерам листа бума­ ги, учитель использует образец, которому должны следовать уча­щиеся, однако с таким расчетом, чтобы рисование с натуры не заменялось срисовыванием с готового изображения. На этом эта­ пе урока учитель также дает рекомендации по технике работы ка­рандашами и красками.
Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изоб­ разительной деятельности. После объяснения задания и соответ­ ствующих указаний к началу работы учащиеся приступают к ри­ сованию. Однако процессом изобразительной деятельности школь­ ников руководит учитель~он постоянно привлекает внимание детей к объекту изображения; предлагает сравнить свой рисунок с объек­ том или образцом; поощряет, активизирует и стимулирует дея­ тельность учащихся.
Учитывая степень выраженности дефекта, необходимо чаще напоминать детям о самых простых правилах рисования, напри­ мер о том, что во время рисования не надо сильно нажимать на карандаш.
III. З а к л ю ч и т е л ь н а я часть
Подведение итогов урока. Это, как правило, заключительная часть занятия. Во время подведения итогов закрепляется новый матери­ ал и происходит оценка результатов детского творчества.
При подведении итогов урока происходит развернутый анализ рисунков учащихся. Работы анализируются с точки зрения тех за­дач, которые были поставлены учителем в начале урока.
Учитель и ученики просматривают выполненные работы и при этом отмечают не только Допущенные ошибки, но и достигнутые успехи. Такой подход способствует формированию у детей созна­тельного отношения к выполнению заданий и умения преодоле­вать встречающиеся трудности.
Задание на дом. Учащиеся I—IV классов заданий по рисованию на дом не получают. Такую работу рекомендуется давать учащимся V—VI классов. Учитель " подробно знакомит детей с содержанием домашнего задания, например предлагает нарисовать с натуры предмет, аналогичный тому, который рисовали на уроке.
Кроме того, учитель просит детей доработать дома те рисун­ ки, которые начали в классе, например, закончить раскраску орнамента или тематического рисунка (раскраска рисунка с на­ туры дома, без модели, не допускается). В качестве домашнего задания особенно следует рекомендовать рисование на заданную тему.
Рисунки целесообразно выполнять на отдельных листах.

Декоративное рисование.

Орнамент (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, комбинированный)

Стилизация – это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов при помощи ряда условных предметов.

Стилизация происходит по средствам постепенного обобщения формы, превращение объемной формы в плоскостную, замена реального цвета на условный.

Роль декоративного рисования в обучении школьников с интеллектуальными нарушениями.

Декоративное рисование считается самым простым видом в обучении рисованию. Предполагается выполнение узоров и орнаментов.

Достоинства декоративного рисования. Не требует высокого уровня развития графических навыков, не предполагает сложного анализа конструкции предмета. Технически доступно для умственно отсталым школьникам. Линии разной направленности. Умение воспроизводить полученный графический образ, умение регулировать нажим на карандаш.

Декоративное рисование может уточнить о геометрических формах. Геометрические формы рассматриваются как переход к усвоению форм предметов.

Декоративное рисование позволяет уточнить и расширить пространственные представления. Уточнить представления о цвете, учатся соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном, соблюдать ритмичность и симметрию окраски элементов.

Декоративное рисование предполагает последовательность составлении узоров по готовым образцам, из данных элементов, составление узоров по заданной схеме, самостоятельное составление узоров.

Урок рисования с натуры.

Коррекционно-развивающее значение уроков рисования с натуры трудно переоценить. Во

время занятий осуществляется: • формирование перцептивных действий, т.е. умений обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве; • воспитание осмысленного, дифференцированного восприятия предметов и явлений окружающей действительности; • качественное улучшение зрительных представлений; • развитие интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, планирование); • коррекция пространственных представлений; • развитие речи как регулятора деятельности и средства общения; • воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему; • формирование положительных качеств личности: самостоятельности, умения доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности и др.

Неумение в должной степени воспринимать объект изображения не позволяет учащимся корр.школы выполнить рисунок, который был бы достаточно сходен с натурой. В связи с этим одна из первоочередных задач состоит в том, чтобы сформировать у них четкие представления о наиболее простых по форме предметах, их пропорциях и размерах. Иначе говоря, их надо научить выделять части натуры, определять их форму, цвет, а также взаимное расположение. Непременным условием такой деятельности является осмысливание наглядно воспринимаемого объекта, которое не может осуществляться без активного анализирующего восприятия.

Чтобы организовать такое восприятие на уроках рисования, его необходимо направить на определенные свойства объекта. Анализирующее рассматривание предмета проходит несколько этапов. На каждом из них учащиеся знакомятся с одним из свойств

натуры. Последовательность этапов и конкретные цели определяет учитель. Итогом такой работы является -Целостное восприятие объекта.

1 Наблюдение, подробное изучение и анализ предмета всегда должны предшествовать процессу рисования. Развивая у детей умение «видеть», учитель задает ряд вопросов: «Как называется предмет? Из чего сделан предмет? Где, применяется предмет? Сколько частей в предмете? Какую форму имеют части предмета? Какого цвета каждая из частей? Как расположены части предмета? » Учащиеся отвечают на вопросы учителя, называют и показывают части предмета, перечисляют их свойства. Для усвоения понятия о какой-либо форме или закрепления образа знакомой формы рекомендуется использовать таблицы, на которых соответствующая форма изображена в разных пропорциях и положениях.

Целенаправленные наблюдения, развитие аналитико-синтетической деятельности оказывают сильное воздействие на динамику графических образов. Для дальнейшей активизации учащихся, преодоления пассивности восприятия и совершенствования мыслительных операций в процессе рисования с натуры важно подбирать такие объекцы, которые можно было бы анализировать, расчленяя на части. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор.

Наряду с наблюдением и изучением предмета в натуре иногда целесообразно организовать рассматривание изображения этого же предмета.

Выполненный учителем на доске объяснительный рисунок — очень эффективное средство обучения. Его цель состоит в том, чтобы наглядно продемонстрировать как технические приемы работы, так и последовательность построения рисунка. Использование такого рисунка в первоначальный период обучения во многом упрощает задачу планирования.

Каждый этап построения рисунка учащиеся должны понять и запомнить. Для этого они повторяют очередность выполнения действий. Речь помогает им лучше осмыслить порядок выполнения задания. Только после этого дети переходят непосредственно к

рисованию. При установлении очередности этапов работы необходимо соблюдать принцип перехода от общего к частному. Этот принцип имеет особое значение, поскольку учащиеся специальной школы нередко начинают изображение с деталей, забывая об общей форме предмета.

Во время работы над рисунком учитель привлекает внимание детей к объекту изображения, побуждает их к дополнительному рассматриванию натуры, задает контрольные вопросы: «Что же вы нарисовали? Что теперь надо рисовать? Что будем рисовать дальше? » Закончив рисунок, учащиеся рассказывают о том, как они над ним работали. Важно приучить школьников к тому, чтобы в словесном отчете они сообщали не только то, что они делали, но и как решали изобразительные задачи.

Следующий этап обучения детей планированию работы — совместное составление плана построения рисунка в процессе беседы с учителем. На этом этапе объем помощи учащимся может быть различным. Он зависит от общей подготовленности учащихся, от степени сложности натурной постановки, от целей и задач самого урока. Значительная роль в развитии у учащихся умения планировать свою деятельность принадлежит наглядным пособиям, и в первую очередь схематическим рисункам, на которых показаны основные этапы построения изображения. Пользуясь ими, дети под руководством учителя определяют порядок работы, рассказывают о нем и запоминают его. После этого дидактическое пособие убирается; в противном случае школьники будут рисовать, глядя на схему, а натуральный объект останется без внимания. Более того, умс т венно отсталые дети в ходе п р а к т и ч е с к ой де я те л ьности по-прежнему нуждаются в помощи. Однако эта помощь носит совсем иной характер, да и удельный вес ее значительно сокращается.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1402; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь