Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦ. ИНСТИТУТОВ



Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

1.Экономико-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, различные хозяйственные объединения – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2.Политические институты– государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

3.Социокультурные и воспитательные институтыставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.

4. Нормативно-ориентирующие – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу.

5. Нормативно-санкционирующие – осуществляют социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты внутригруппового и межгруппового поведения.

 

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которого выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Особенно остро эта проблема возникает во времена революций или быстрых социальных изменений, когда многие традиционные общественные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых социальных задач. Но формирование общественных институтов требует времени. В итоге люди сталкиваются с серьёзными трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отношений и поддержания общественного порядка в традиционных областях жизни. Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных институтов, Э.Дюркгейм назвал аномией.

 

Социологи всегда придавали большое значение изучению этой проблемы. Польский социолог Ян Щепаньский указывает на следующие основные условия эффективного функционирования социальных институтов:

 

1. Чёткое определение цели и круга выполняемых действий или же объёма ф-ций. Если ф-ции института определены нечётко, он не может без конфликтов включиться в глобальную с-му институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия.

 

2. Рациональное разделение труда и рациональная его организация.

 


19. СОЦ. СТАТУС И СОЦ. СТРАТИФИКАЦИЯ

 

Понятие социальной стратификации тесно связано с делением общества на социальные слои, а стратификационная модель общества строится на основе такого явления, как социальный статус.

Социальный статус – это положение, занимаемое человеком или группой в обществе и связанное с определёнными правами и обязанностями. Это положение всегда соотносительно, т.е. рассматривается в сравнении со статусами других индивидов или групп. Статус определяется профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением, расовой и национальной принадлежностью. Социальный статус характеризует место человека или социальной группы в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий и обязательно содержит оценку этой деятельности со стороны общества (других людей и социальных групп). Последняя может выражаться в различных качественных и количественных показателях – авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, награда, звание, слава и т.п.

 

Существуют различные виды статусов.

Личный статус – положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Социальный статус – положение человека, которое он занимает автоматически как представитель большой социальной группы или общности (профессиональный, классовой, национальной).

Ещё говорят о главном статусе – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. В этой связи выделяют предписанный статус (независящий от желаний, стремлений и усилий данного человека) и достигаемый статус (положение, которое человек достигает благодаря своим собственным усилиям).

 

 

Отсюда социальная стратификация – это расположение людей в статусной иерархии сверху вниз. Термин “стратификация” позаимствован из геологии, где он обозначает вертикально расположенные слои земли, обнаруживаемые при разрезе. Стратификация – определённый срез социальной структуры общества, или теоретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество. В реальной жизни люди, конечно, не стоят над или под другими.


 

20-22. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ + СРЕДНИЙ КЛАСС

В западной социологии выделяют несколько концепций (теорий) стратификации.

 

Так, немецкий социолог Ральф Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие авторитет ”, которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого подхода Р.Дарендорф представляет структуру общества состоящей из управляющих и управляемых. Первых он в свою очередь делит на управляющих-собственников и управляющих-несобственников, или бюрократов-менеджеров. Вторых он также подразделяет на две подгруппы: высшую или рабочую аристократию и низшую – низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя основными группами он помещает так называемый “новый средний класс”.

 

Американский социолог Л .Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков страты он выделил 4 параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. Другой же американский социолог Б.Барбер провёл стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.

 

Французский социолог Ален Турен считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять страты по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

 

Кроме названных концепций выделяют ещё и функционалистскую теорию стратификации. Например, К.Дэвис и У.Мур утверждают, что нормальное функционирование общества осуществляется как реализация различных ролей и их адекватное исполнение. Роли же различаются по степени своей социальной важности.

С точки зрения эволюционизма, по мере усложнения и развития культуры происходят разделение труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же – менее важные и поэтому более массовые, легко заменяемые.

 

Российский социолог А.И.Кравченко предлагает своего рода обобщающую модель социальной стратификации. Статусную иерархию сверху вниз он располагает по четырём критериям неравенства: 1) неодинаковые доходы, 2) уровень образования, 3) доступ к власти, 4) престиж профессии. Индивиды, обладающие приблизительно одинаковыми или сходными признаками, относятся к одному слою, или страте.

 

 

Указанные критерии принимаются за основу типологизации социальной стратификации. Выделяют стратификации:

 

• экономическую (доходы),

 

• политическую (власть),

 

• образовательную (уровень образования),

 

• профессиональную.

 

Каждую из них можно представить в виде вертикально расположенной шкалы (линейки) с нанесёнными делениями.

 

В экономической стратификации делениями измерительной шкалы выступает

23. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

Исходным пунктом в исследовании этой проблемы является разграничение понятий “ человек ”, “ индивид ”, “ личность ”. Эти термины не тождественны.

Человек - употребляемое понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Индивид - человек как единичное природное существо, как обособленный представитель человеческого рода или какой-либо социальной группы.

Однако, имея общую с животными подсистему – организм, человек (как биосоциальное существо) обладает и качественно новой подсистемой – личностной. Этим человеческий индивид принципиально отличается от животных “особей”. Понятие “ личность ” фиксирует социальное качество человека. Личность может быть понята и описана только в системе отношений, которые складываются между людьми.

Личность – система социально значимых черт, присущих данному человеку.

Таким образом, с социологической точки зрения личность есть воплощение социально-типических характеристик, т.е. отражает черты, общие для социальной группы, класса, нации, всего общества. Но это не значит, что личность полностью сводится к этим чертам и является точным “слепком” конкретных общественных отношений. Несводимость человека к его социально-групповому статусу, относительная независимость поведения от первоначально обусловивших его факторов – все это фиксируется понятием“ индивидуальность ”.

Таким образом, личность есть диалектическое единство социально-типического и индивидуального.

 

Итак, если рассматривать личность в зеркале социологической теории, то необходимо отметить прежде всего что она выступает как система социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития. Признавая уникальность, незаменимость, неповторимость каждой личности, социология, тем не менее, делает акцент на изучении социально-типического в её поведении и деятельности.

 

В отличие от психологического анализа, когда на первое место выдвигается индивидуальное в личности, социологию интересует социально- типическое, характеризующее её включённость в общество, социальные группы, организации и институты.

Социолог исследует личность под углом зрения её участия в экономической жизни, т.е. его внимание обращено на трудовую деятельность человека (интерес к труду, его содержанию, характер, результат, установка на труд и т.д.). С точки зрения политической жизни, социолога интересует прежде всего человек-гражданин. Включённость личности в духовную жизнь социолог рассматривает сквозь призму культуры.

 

Следовательно, исходным пунктом социологического анализа личности являются не индивидуальные особенности человека, а социальные функции, выполняемые им в рамках той системы, в которую он включён.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь