Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Личность является не только следствием, но и причиной социально значимых действий, совершаемых в данной экономической, политической или духовной сфере.
Социальная деятельность – это совокупность сознательных действий личности, преследующей определённые цели и использующей для достижения этих целей различные средства – экономические, политические, идеологические. Это специфический способ освоения действительности человеком и в то же время способ становления и развития человека как носителя общественных отношений.
Изучая механизм взаимодействия личности и общества, а именно в этом и заключается суть социальной деятельности личности, мы сталкиваемся с проблемой выделения в структуре личности некой элементарной единицы, в которой синтез индивидуального и социально-типического проявился бы с наибольшей полнотой. Большинство современных социологов склоняется к тому, чтобы использовать в качестве такой единицы понятие “ ценностная ориентация ”.
Понятие “ ценностная ориентация ” позволяет выразить в элементарной форме основную идею личности – взаимосвязь индивида с обществом и культурой, самосознания человека с общественным сознанием. Комплекс ценностных ориентаций, присущих конкретному человеку, выражает личностную значимость культурных ценностей, социальных норм, нравственных идеалов, общепринятых образцов поведения. Ценностные ориентации образуют стержень личности, определяют общую социальную направленность её деятельности. В социологии разработаны разнообразные методики “измерения” и анализа ценностных ориентаций.
Среди ценностных ориентаций можно выделить два основных типа: первый –ориентация на фундаментальные(базисные) ценности, которые усваиваются индивидом в качестве жизненных целей, например, “свобода”, “познание мира”, “материальное благосостояние” и т.п. Они служат опорными критериями принятия личностью жизненно важных решений и называются терминальными;
второй тип связан с непосредственной готовностью личности действовать определённым образом для достижения поставленных целей. Речь идет о выборе тех или иных средств и стиля деятельности. Например, цель “материальное благосостояние” может быть достигнута либо посредством честного труда, либо путем махинаций, с помощью преступных методов и т.д. Такого рода ценности называются инструментальными. Ценностная ориентация способствует регуляции поведения личности, направляя его в те нормативные рамки, которые предписаны обществом. Нормативно регулируемое участие личности в конкретном социальном взаимодействии характеризуется в социологии с помощью понятия “ ролевое поведение ”.
29. Социальная роль личности понимается как образец поведения, вытекающей из её соц. позиции, соц. статуса. Социальная роль выступает в качестве социальной функции личности, которая обусловлена её местом в данной социальной общности. Роли личности различаются по своей значимости. Одни из них являются ведущими, если они отражают требования, обусловленные разделением труда и положением в обществе данной социальной группы.
В любой социальной группе относительно личности существуют ролевые ожидания. Группа надеется, что личность, не вступая в ролевые конфликты, будет выполнять необходимые требования и тем самым способствовать нормальной жизнедеятельности и себя самой, и группы. Какие бы соц. роли личность ни выполняла, все они “заданы”, т. е. предписаны обществом и социальной средой. В тех или иных ситуациях люди играют различные роли и играют их по-разному. Поэтому в социологической теории ролей обращается внимание, с одной стороны, на ролевое ожидание, с другой – на ролевое исполнение. Идеальный вариант – когда второе полностью соответствует первому. Но так бывает далеко не всегда. Чем глубже и полнее это соответствие, тем больше личность ощущает свою близость с социальной общностью, в которую включена, с обществом в целом. Стремление личности откликнуться на ожидания общества зависит от многих условий, главным среди которых является соответствие социальных ролей потребностям личности в самоутверждении, саморазвитии, самореализации. Однако устремления, поступки людей в конкретных жизненных ситуациях далеко не всегда укладываются в ролевые рамки.
Разнообразные действия, не соответствующие сложившимся ролевым ожиданиям, моральным и правовым требованиям, хар-ся в социологии как “ отклоняющееся ” ( девиантное ) поведение.
Отклонение от нормы может быть направлено как в сторону “отрицательную”, когда данное ролевое исполнение невыгодно, неприемлемо для социального окружения личности, так и в сторону “положительную”, когда личность показывает своего рода сверхнормативное поведение – образец, который от неё не требуется.
Социальный контроль – это использование различных средств поощрения и наказания для поддержания норм. поведения людей в данной группе или общности.
Структуру социального контроля можно представить в виде трёх взаимосвязанных процессов:
• наблюдение за деятельностью личности; • оценка этой деятельности с точки зрения её соответствия социальной роли;
• реакция в форме той или иной санкции.
Социальными санкциями называют все многообразные средства социального воздействия на личность со стороны общества с целью привести в соответствие ролевое исполнение ролевому ожиданию. Можно выделить четыре типа социальных санкций: положительные, отрицательные, формальные, неформальные. Слабые и случайные формы отклоняющегося поведения, проявляющиеся в нарушении нормативного порядка взаимодействия между людьми (оплошности, ошибки, срывы, грубость, халатность или, с другой стороны, услуга, помощь, совет, просто “доброе дело” и т.д.) корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия (неформальные положительные или отрицательные санкции). Более серьёзные устойчивые формы социального отклонения (и прежде всего аморальное и противоправное поведение или геройский поступок, высокие показатели в труде и т.д.) (формальные (положительные или отрицательные) санкции).
31. КУЛЬТУРА Если под обществом понимать совокупность людей, то культурой следует назвать всю совокупность результатов их деятельности. Культура включает в себя: • вещи (материализованные результаты человеческой деятельности);
• образцы человеческих отношений;
• символические объекты, в том числе ценности и нормы.
Социологический анализ культуры даёт возможность изучать социальное и территориальное распространение в обществе форм и способов создания, освоения и использования людьми объектов культуры. Он позволяет выявить устойчивые и изменчивые тенденции в культурной динамике, а также обусловливающие их социальные механизмы. Благодаря этому оказывается возможным установить реальный вклад различных соц. групп в культурную жизнь и направления её движения. Рассмотрим некоторые, наиболее характерные для современной социологии подходы к исследованию культуры.
Предметный подход. Культура понимается как искусственно созданное и противостоящее природному, естественному. Культурой является всё то, что создано человеком. Она разделяется на материальную (предметы, с помощью которых реализуется деятельность человека) и духовную (ценности). Недостатки: нет чётких критериев, позволяющих оценить тот или иной предмет в культуре, единство культуры нарушается разделением её на две противостоящие друг другу подсистемы – материальную и духовную, культура предстаёт как некое статическое образование, лишённое стимула к какому-либо изменению.
Деятельностный подход. Культура определяется как качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности, задающая её границы, определяющая её возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных в ней субъектов. Конечная цель социологического анализа культуры– оценка культурного потенциала индивидов и групп как через количество и качество усвоенных содержаний, так и через те личностные творческие “вставки”, которые они делают, самореализуя себя в социокультурной жизни. Недостатки: в частности, акцент делается не на собственно культурных содержаниях, а на условиях их реализации и проявления.
Ценностный подход. Культура представляет собой с-му ценностей, признаваемых тем или иным социумом. Основанием объединения людей для реализации совм. целей и их дифф-ции при несовпадении и конфликте целей служат общность и различие ценностей. Отсюда основа сущ-ия социума – усвоение тех или иных ценностей в ходе соц-ции и их воспроиз-ие в реальной деятельности. Недостатки: даже в рамках одной культурной целостности возможны различные ценностные ориентации и разное понимание того, что является ценностью, а что нет. Это порождает проблему обоснованности принятых ценностных критериев для конкретных ситуаций и разных социальных агентов. При сравнении различных культур нельзя сказать, что одна из них “лучше”, чем другая, не встав на определённые ценностные позиции. Технологический подход. Важно не столько то, что делается, а скорее то, с какой целью делается. Культура предоставляет различным видам активности социальных агентов типологизированные и институциализированные (нормированные, легитимизированные и санкционированные) программы деятельности. Быть в культуре означает уметь оперировать её механизмами и продуцировать новые нормы
СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ С точки зрения социологии в культуре выделяются две основные части – культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в покое, вторая – в движении. К культурной статике относятся базисные элементы культуры и их конфигурации, которые составляют внутреннее строение культуры. К культурной динамике относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают изменение культуры. Культура является важным механизмом человеческого взаимодействия, помогающим людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Поэтому культура прежде всего явление нормативное. Она указывает на стандарты правильного или приличествующего поведения. Социальные нормы – это общие шаблоны, регулирующие поведение людей в определённом направлении. В качестве структурных элементов культуры можно выделить следующие социальные нормы. Привычки – это устоявшаяся схема поведения в определённых ситуациях. Они усваиваются в процессе социализации и соблюдаются людьми автоматически, без осознания. Привычки бывают коллективные и индивидуальные. Манеры – внешние формы поведения человека, которые получают положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных людей от невоспитанных. Принято различать манеры светские и повседневные. Этикет – принятая в особых социальных группах система правил поведения, составляющих единое целое. Он присущ высшим слоям общества и включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. О бычай –традиционно установившийся порядок поведения.Обычаи являются одобренными обществом массовыми образцами действий, которые рекомендуется выполнять. Традиция –всё то, что унаследовано от предшественников. Традиция ми становятся привычки и обычаи, переходя от одного поколения к другому. Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. Он характеризует массовые действия. В обряде могут выражаться как религиозные представления, так и бытовые традиции. Обряды относятся ко всем слоям общества. Церемония –последовательность действий, имеющих символическое значение и посвящённых празднованию каких-либо событий или дат. Задача церемонии – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых особо избранными и подготовленными лицами. Ритуал наделён символическим значением гораздо в большей степени, чем церемония. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей сильные эмоции. Нравы – особо оберегаемые и высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Они отражают моральные ценности общества, и нарушение их наказывается более сурово, чем нарушение традиций. Особой формой нравов является табу – полный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Разновидностью нравов выступают также законы. Законы –нормы или правила поведения, оформленные документально, т.е. подкреплённые политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Нарушение законов приводит в действие формальные санкции, которые в отличие от неформальных более жёстки и чётко регламентированы. Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо. Чаще всего вкусом называют чувство или понимание изящного. Увлечение –эмоциональное кратковременное пристрастие. Увлечение может отражать как индивидуальные особенности человека, так и ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В зависимости от того, кто создаёт культуру и каков её уровень, социология различает три формы культуры и две разновидности. Формы культуры. Элитарная культура. Она создаётся привилегированной частью общества, или по её заказу профессиональными творцами. Она включает в себя изящное искусство, классическую музыку и литературу, а также особые манеры, этикет, церемонии и ритуалы. Как правило, элитарная культура на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг её потребителей составляет высокообразованная часть общества.
Народная культура. Она создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народная культура включает в себя мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни, танцы, народные обряды и традиции. Именно в народной культуре отражаются национальные особенности данного народа, специфические отличия конкретного общества от других.
Массовая культура. Это общедоступная культура, которая не выражает изысканных вкусов и понятна всем группам и слоям общества. Массовая культура появилась в середине ХХ в. Это было связано с бурным развитием средств массовой информации и коммуникации. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, массовая культура (например, эстрадная музыка) обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его, поэтому образцы массовой культуры быстро устаревают и выходят из моды. В массовой культуре чётко проявляется современная тенденция к унификации норм жизнедеятельности и стандартов поведения людей в разных обществах.
Совокупность норм (ценностей, верований, традиций, обычаев), которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Но поскольку общество не однородно и распадается на множество групп – национальных, демографических, профессиональных, постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. своя система ценностей и правил поведения. Они и составляют отдельные субкультуры.
Разновидностями культуры выступают субкультура и контркультура.
Субкультура – часть общей культуры данного общества, система норм и ценностей, присущих большой социальной группе. Можно выделять национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры, субкультуры организаций, социальных групп и т.д. Отличие субкультуры от доминирующей культуры может быть достаточно сильным, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.
Контркультура – это такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующей системой ценностей. Например, такое актуальное в наше время явление, как терроризм, имеет свою субкультуру, которая противостоит человеческой культуре, и поэтому с полным основанием может быть названа контркультурой.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Эта роль культуры реализуется через ряд функций. Образовательно- воспитательная функция. Уровень культуры личности определяется её приобщённостью к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, аккуратностью, вежливостью, высокой нравственностью и т.д. Всё это достигается в процессе воспитания и образования.
Интегративная функция. Освоение культуры создаёт у членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, профессиональной группе и т.д. Культура, таким образом, сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества.
Дезинтегративная функция. Сплачивая одних людей на основе какой-либо субкультуры, культура противопоставляет их другим людям, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты, разделение на “своих” и “чужих”.
Регулирующая функция. В ходе социализации нормы, ценности, идеалы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют её поведение. Культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в школе, на работе, в быту ещё и потому, что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определённые санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения, т.е. системой социального контроля.
Таким образом, социология культуры исследует социальные закономерности развития культуры и формы их проявления в человеческой деятельности. А деятельность эта связана с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения и других нормативных систем, обеспечивающих жизнедеятельность всего общества.
Предпосылки возникновения Классический этап развития. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы