Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД 2011 ГОДА



ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД 2011 ГОДА

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,

всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

 

Рад приветствовать вас в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя на очередном Епархиальном собрании города Москвы, которое объявляю открытым.

 

***

 

После избрания Заместителя председателя и секретаря собрания, членов собрания, подписывающих протокол, а также лиц, входящих в состав редакционной группы, был оглашен состав Миссионерской комиссии при Епархиальном совете.

Состав её следующий:

И.о. председателя – иером. ДИМИТРИЙ (Першин),

игумен ДАЛМАТ (Филатов),

прот. Артемий ВЛАДИМИРОВ,

прот. Сергий ТКАЧЕНКО,

свящ. Геннадий ЛАПШИН,

свящ. Александр ШУМСКИЙ,

свящ. Иоанн КОВАЛЬ,

свящ. Алексий ЛЫМАРЕВ,

свящ. Глеб ЦВИРКУНОВ,

свящ. Алексий ФАТЮХИН,

свящ. Феодор ЯНОВСКИЙ,

свящ. Максим РОМАНОВ.

диак. Николай САВУШКИН,

диак. Пётр ТКАЧУК,

диак. Максим КРИЖЕВСКИЙ.

Кроме того, состоялось избрание членов комиссии (именуемой «Попечительская»), созданной для заботы о семьях церковно- и священнослужителей, а также о работниках церковных организаций и их семьях.

Епархиальная Попечительская комиссия [1]:

Председатель – прот. Алексий ГОМОНОВ.

прот. Александр ЛИНДЕ,

прот. Александр ТРЕПЫХАЛИН,

прот. Александр СЫЧЕВ,

прот. Арсений ТОТЕВ,

прот. Николай КОНОВАЛОВ,

прот. Андрей СМИРНОВ,

иером. ДАНИИЛ (Бушуев),

свящ. Павел ГУМЕРОВ,

свящ. Александр ПЕТРАКОВ,

свящ. Феодор РОМАНЕНКО,

свящ. Игорь ШАРОВ,

свящ. Дмитрий ДМИТРИЕВ,

свящ. Евгений ГУЩИН,

свящ. Алексий ТИМАКОВ,

прот. Александр АБРАМОВ (представитель Ревизионной Комиссии),

свящ. Михаил ВОЛОДИН (представитель Комиссии по церковной благотворительности и социальному служению),

ТРАЙНИН О.М. (представитель Юридической службы Московской Патриархии).

Кроме того, по семейным обстоятельствам из состава Канонической комиссии выведен прот. Федор Бородин. На освободившееся место назначен игумен АЛЕКСИЙ (Вылажанин), клирик Троицкого храма на Новоблагословенной, у Салтыкова моста.

После этого Предстоятель Церкви рассказал собравшимся о своей деятельности в качестве епископа града Москвы и ознакомил их со статистическими данными.

Обзор деятельности Патриарха как епископа

Города Москвы в 2011 году

Прошедший год был насыщен многими значимыми церковными и общественными событиями.

Со 2 по 4 февраля 2011 года в Москве проходил Освященный Архиерейский Собор. Собор поддержал предложение о преобразовании совещания руководителей Синодальных учреждений в Высший Церковный Совет с подчинением этого органа Патриарху и Священному Синоду. Это сделано в целях координации деятельности Синодальных учреждений. 17 февраля прошло последнее совещание руководителей Синодальных учреждений в старом формате. Воссозданный Высший Церковный Совет заседал четыре раза: 14 апреля, 23 июня, 23 августа и 1 декабря.

На Архиерейском Соборе был принят целый ряд документов, большая часть которых является плодом деятельности Межсоборного присутствия. Решения Собора коснулись отношений Церкви и общества, внешнецерковных связей, однако особый акцент был сделан на внутрицерковной жизни. По итогам Собора были сформулированы поручения и задания конкретным исполнителям. Такие поручения были даны, в том числе и по городу Москве, и многие результаты деятельности наших приходов и епархиальных комиссий в этом году связаны с решениями Собора; о них я расскажу в соответствующих разделах своего доклада.

Сейчас хотел бы обратить ваше внимание на принятый Собором документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», поскольку он напрямую касается деятельности приходов, подворий и монастырей.

Как Председатель Священного Синода я созывал пять заседаний этого соборного органа управления Церковью.[2] В ближайшие дни состоится шестое заседание, последнее в этом году. Заседание пройдет в обновленном духовно-административном центре нашей Церкви – Даниловом монастыре города Москвы, куда переедет аппарат Московской Патриархии. Управление Московской Патриархии по г. Москве остается по адресу: Чистый переулок, дом 5.

Хотел бы обратить ваше внимание на то, что в продолжение инициатив Собора Синод принял несколько документов, которые имеют непосредственное отношение к приходской жизни. Так, в октябре был утвержден документ «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви», и вот уже на днях Синод будет рассматривать аналогичные документы по катехизации и миссионерскому служению. Эти проекты были опубликованы полтора месяца назад, дабы все желающие могли принять участие в их обсуждении. Указанные документы – не просто абстрактные суждения Священноначалия, а конкретные предложения, описывающие то, как и в каких формах может вестись та или иная деятельность на уровне прихода, благочиния, епархии, всей Церкви. Каждый священник и профильный приходской работник должен знать эти инструкции и ими пользоваться.

Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода. С 2010 года в нашей Церкви постоянно действует Межсоборное присутствие, которое было образовано решением Архиерейского Совещания, утвержденным Архиерейским Собором 2011 года.

28-29 января в Храме Христа Спасителя состоялся первый пленум этого органа. До настоящего дня прошли три заседания президиума Межсоборного присутствия[3], четвертое заседание намечено на конец декабря сего года.

Представляя Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти, за истекший год я неоднократно встречался с Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым, Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, с членами Правительства России, Мэром г. Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным, полномочными представителями Президента в Федеральных округах, с главами зарубежных государств и правительств, чрезвычайными и полномочными послами. На встречах обсуждались насущные вопросы взаимоотношений Церкви, общества и государства.

В 2011 году на данный момент было образовано 29 новых епархий[4] Русской Православной Церкви, из них 23 епархии – в России. Несколько епархий, по всей вероятности, будут образованы на предстоящем заседании Священного Синода 27-28 декабря сего года. Сокращение размера епархии позволяет архиерею с бó льшим вниманием относиться к нуждам приходов, к развитию приходской работы по важнейшим направлениям — миссии, катехизации и религиозному образованию, работе с молодежью, социальному и благотворительному служению. Для координации деятельности епархий, находящихся в одном субъекте Российской Федерации, были образованы митрополии.

12-15 ноября я совершил дружественный визит в братскую Антиохийскую Православную Церковь и имел радость молитвенного общения с её Предстоятелем – Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Игнатием IV, с архиереями, клиром и паствой, проживающими в Сирии и Ливане.

Визит состоялся в соответствии с принятой традицией, согласно которой избранный Предстоятель той или иной Церкви посещает других глав Поместных Православных Церквей, как правило, в порядке их расположения в диптихе.

В ходе визита состоялось сослужение с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским Игнатием, встречи с государственными руководителями Сирии и Ливана, с лидерами крупнейших религиозных общин двух стран и с нашими соотечественниками.

Как показал опыт Ирака и Египта, в результате смены политических режимов страдают в первую очередь христиане. Поэтому христианское население Сирии и Ливана испытывает вполне объяснимое беспокойство за свое будущее. Важно было поддержать наших братьев в трудную минуту, выразив, в том числе на встречах с государственными руководителями, обеспокоенность Русской Церкви судьбой христиан на Ближнем Востоке.

В текущем году я совершил 21 архипастырский визит в 19 епархий России, Украины и Молдовы[5]. Традиционно в течение года я посещал ставропигиальные монастыри, как в Москве, так и за пределами столицы.

За истекший год мною было совершено 201 богослужение. В 2011 году я возглавил 30 епископских[6] и совершил 9 иерейских хиротоний[7], освятил 12 храмов[8].

Среди богослужений в Москве хотел бы особо выделить те, которые совершались в связи с начавшейся в этом году программой возведения новых храмов. Это крупнейший совместный строительный проект Церкви и Правительства города Москвы со времени воссоздания Храма Христа Спасителя. В столице должны появиться 200 новых церковно-приходских комплексов, включающих в себя не только храмы, но и необходимые здания для миссионерской и социальной работы. И этот проект, в соответствии с полученными мною данными, уже преодолел сложный этап согласований и перешел на стройплощадки Первопрестольной.

Начало осуществления программы было положено 29 апреля, когда мною был освящен закладной камень в основание храма в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в память о жертвах теракта на Дубровке. В этот же день я совместно с Мэром столицы С.С. Собяниным возглавил первое заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов города Москвы.

28 сентября мною было совершено освящение закладного камня в основание храма в честь святителя Стефана Пермского в московском районе Южное Бутово, а 4 октября – освящение закладного камня в основание храма в московском районе Вешняки.

Кроме того, я совершил великие освящения московских храмов: 27 февраля – храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине, 12 марта – Успения Божией Матери в Печатниках, а 30 октября – в Успенском храме в Троице-Лыкове.

 

Перечислю самые крупные события церковной жизни столицы за этот год.

Таковым традиционно является празднование Дня славянской письменности и культуры. С 18 мая по 1 июня в Москве прошло около 200 мероприятий, включая Божественную литургию, совершенную мною в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, крестный ход к Васильевскому спуску, хоровой фестиваль, замечательный концерт в Кремле и многое другое.

Растет масштаб празднования Дня Крещения Руси: в этом году было направлено специальное Патриаршее послание всем верным чадам Русской Православной Церкви, с 2011 года установлен также особый молебный чин в этот день. Хотелось бы напомнить, что в Храме Христа Спасителя покоится часть мощей святого Владимира, доступная верующим для поклонения, однако мало кто знает об этом, и потому надо рассказывать прихожанам о возможности помолиться святому в день его памяти перед его честными мощами.

Во время празднования Дня народного единства прошла выставка-форум «Православная Русь», посвященная подведению итогов деятельности нашей Церкви за последние 20 лет.[9] На выставку была привезена Тихвинская икона Божией Матери, которой за четыре дня поклонились более 50 тысяч верующих. Думаю, если бы это событие анонсировалось в СМИ так же хорошо, как и принесение в Россию Пояса Пресвятой Богородицы, то и Тихвинской святыне пришло бы поклониться гораздо больше людей.

О недавнем же принесении в Россию всехристианской святыни с Афона я скажу сегодня еще не раз. За все время пребывания Пояса Пресвятой Богородицы в нашей стране ей поклонилось около трех миллионов паломников, из которых около одного миллиона – в столице.

Также хотел бы упомянуть некоторые значимые события, в которых я принимал участие в 2011 году. Среди них: торжественное заседание по случаю 50-летия Международного общественного фонда «Российский фонд мира», лития на Преображенском кладбище Москвы в памятный и скорбный день 70-летия начала Великой Отечественной войны, торжественный акт по случаю 65-летия Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и торжества, посвященные 20-летию возрождения Новоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы.

Особо хотел бы отметить освящение места закладки здания нового общежития Московской духовной академии, которое было совершено мною 18 июля, в день обретения честных мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского.

За прошедший год я также возглавил и участвовал в заседаниях ряда попечительских советов.[10]

 

Статистика

Традиционно в своем докладе я оглашаю ключевые статистические данные о столичной епархии.

Общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы и Патриарших подворий в Московской области — 849. Сложившиеся приходские общины существуют в 316 местах (приходах, подворьях, монастырях).

Как правящий епископ города Москвы, не могу не осознавать, что я весьма ограничен во времени для общения с клириками столицы и для архипастырской работы с приходами. Это обусловлено как многочисленностью православного населения и храмов в нашей городской епархии, так и большим объемом моих обязанностей как Предстоятеля Русской Православной Церкви. В связи с этим те принципы, которые лежат в основе инициативы Священного Синода по разукрупнению епархий, должны быть использованы и в отношении города Москвы. Очевидно, что образование на территории единого города нескольких епархий противоречит канонической норме «да не будет двух епископов во граде» (I Всел. 8). Поэтому были разработаны предложения по созданию в столице территориальных викариатств. В прошлом году на Епархиальном собрании я сообщил о том, что ряду моих викариев поручается окормление приходов по благочинническим округам Москвы. Этот опыт оказался положительным. На ближайшем заседании Священного Синода будет рассмотрен документ, в котором устанавливаются права и обязанности викарных епископов, управляющих территориальными викариатствами, и предписывается формирование совещательных органов при викариях. В истекшем году возникали недоумения относительно того, как взаимодействуют викарии и благочиния. Ответ простой: благочинные и благочиния, входящие в состав территориального викариатства, подчиняются епархиальному архиерею через викарного епископа, возглавляющего это викариатство. Другими словами, в делах, которые выходят за пределы компетенции викария и относятся непосредственно к власти епархиального архиерея, благочинный обращается к последнему через викария. В тех случаях, когда благочинный считает, что решение вопроса неоправданно затягивается или принятое решение вызывает у него недоумение, он может обратиться непосредственно ко мне с рапортом, в котором должен подробно описать суть и хронологию вопроса с приложением соответствующей переписки.

В настоящее время округа, за которые несут ответственность викарии, в большинстве случаев совпадают с одним благочинием. Полагаю, что в связи со строительством новых храмов и созданием территориальных викариатств возможно увеличение числа благочиний с тем, чтобы в каждом викариатстве, подобно центральному, действовало по 2-3 благочиния. Прошу Преосвященных викариев внести соответствующие предложения к марту 2012 года.

Напомню, что в связи с предстоящим изменением административных границ столицы часть приходов областной епархии окажется на территории Большой Москвы. Соответственно в ближайшем будущем в границы Московской городской епархии войдет значительная часть храмов, расположенных в Нарофоминском, Подольском и Ленинском (Видновском) районах Московской области.

 

Отдельно хотелось бы сказать о ситуации с духовным образованием. Важнейшим учебным заведением нашей Церкви, готовящим первоклассных квалифицированных специалистов, является Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В настоящее время в Общецерковной аспирантуре и докторантуре обучаются 24 студента магистратуры, 85 аспирантов, 41 докторант, в том числе 5 архиереев.

В июне сего года мною было утверждено «Положение о порядке присуждения ученых степеней в Общецерковной аспирантуре и докторантуре», регламентирующее порядок подготовки и защиты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора богословия, а также ученой степени PhD, присуждаемой совместно с зарубежными научно-образовательными учреждениями.[11] А 9 ноября 2011 г. Патриаршим решением был утвержден Общецерковный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора богословия. Данный Совет является совместным для Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапп. Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московской и Санкт-Петербургской духовных академий.

В настоящее время Русская Православная Церковь имеет 5 духовных академий, 2 православных университета, 2 богословских института, 48 духовных семинарий (из которых три находятся в дальнем зарубежье: в Джорданвилле, Париже и Токио), 36 духовных училищ и в одной епархии – пастырские курсы. При нескольких духовных академиях и семинариях открыты регентские и иконописные школы.

Подготовку кандидатов в священство и других церковных работников для Москвы по-прежнему осуществляют Московская духовная академия и семинария, Сретенская, Перервинская и Николо-Угрешская семинарии, а также Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет.[12]

 

Всего под омофором Патриарха (включая ставропигии) несут свое служение 2560 священнослужителей, из них в пределах Москвы — 1180.

На сегодня в число священнослужителей Москвы входят:

- 14 архиереев (в прошлом году – 19),

- 879 пресвитеров (в прошлом году – 860),

- 287 диаконов (в прошлом году – 271).

В столичную епархию было принято 11 клириков из иных епархий, 5 перешли в другие епархии. Клир Москвы пополнялся за счет выпускников духовных школ и Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета. Итого число священнослужителей г. Москвы за минувший год увеличилось на 30 человек.

В ставропигиальных монастырях и подворьях служат 803 священника и 336 диаконов монашествующего духовенства, а также 149 священников и 75 диаконов «белого» духовенства.

Кроме того:

- в загранкомандировках ныне находятся 17 клириков,

- за штатом — 79,

- под запретом — 42,

- с одного клирика снято запрещение в священнослужении.

 

Преставились ко Господу 10 священнослужителей г. Москвы:

протоиерей Иоанн Мазов †18.01.2011;

священник Петр Липатов †08.03.2011;

протоиерей Николай Колосов †24.03.2011;

протоиерей Василий Свиденюк †22.05.2011;

священник Георгий Алексеев †18.06.2011;

протодиакон Георгий Постников †19.06.2011;

протоиерей Александр Ляхов †29.06.2011;

протоиерей Николай Матвиенко †30.06.2011;

священник Константин Прокопчук †07.08.2011;

протоиерей Борис Присяжнюк †01.09.2011.

Кроме того, скончались клирики и насельники ставропигиальных монастырей:

схиигумен Дамаскин (Красных);

инок Елисей (Рашковский);

схиигумения Варвара (Трофимова);

схимонахиня Гавриила (Волошина);

схимонахиня Алексия (Кузина);

монахиня Филарета (Коваленко);

монахиня Елена (Мушка);

монахиня Мефодия (Сергейчук);

монахиня Арсения (Блохтина);

монахиня Елевферия (Антоненко).

 

Прошу соборно пропеть почившим «Вечную память».

 

Церковь и мир

Международная повестка дня

Мир продолжает переживать глубокий кризис в экономике, политике, социальной сфере. О том, что причины этого глобального процесса надо искать в духовно-нравственных ошибках современной цивилизации, говорилось уже не раз.

В 2011 году внимание мирового сообщества и нашей Церкви было обращено в сторону тех стран, которые переживали кровопролитные гражданские войны и революции (и здесь я имею в виду прежде всего Ближний Восток), а также тех, на чью долю выпали испытания крупными стихийными бедствиями.

Русская Православная Церковь не осталась безучастной к трагедии в Японии. Вы знаете, что в марте здесь произошло сильнейшее за последнее столетие землетрясение, которое вызвало цунами и техногенные катастрофы. Стихийное бедствие затронуло северо-восток страны, где начиналось более ста лет назад японское Православие.

Были жертвы среди прихожан; разрушена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в поселке Ямада (префектура Ивате); ряд храмов Сендайской епархии нуждается в восстановлении.

По моему благословению был организован сбор средств для помощи пострадавшим. Отдел по церковной благотворительности при поддержке Отдела внешних церковных связей в координации с советом Токийской митрополии уже направил в Японию 1 млн. 400 тыс. долларов США. По оценкам Японской Церкви, для восстановления церковных зданий и выплаты помощи пострадавшим прихожанам требуется 2 млн. 307 тыс. 720 долларов США. Сбор средств продолжается.

Я предполагаю совершить визит в Японию в следующем году и намерен посетить пострадавшие районы Сендайской епархии, чтобы поддержать верующих, потерявших родных и близких в катастрофе.

Говоря о международных связях нашей Церкви, я хотел бы кратко коснуться темы Всеправославного Собора.

В этом году исполнилось уже 50 лет, с тех пор как Поместные Православные Церкви начали к нему планомерную подготовку. Для обсуждения предложены темы, которые в той или иной степени затрагивают все Поместные Церкви.

В последние годы предсоборный процесс заметно активизировался. К настоящему времени из 10 тем, вошедших в повестку дня грядущего Собора, восемь были согласованы всеми Поместными Православными Церквами, участвующими в подготовке. Без этого предварительного согласования, которое происходит на всеправославных предсоборных совещаниях, немыслимо дальнейшее движение к Собору. В регламенте работы этого предсоборного органа закреплен принцип принятия решений единогласно, консенсусом.

Однако в феврале этого года не удалось согласовать детали по одной из двух оставшихся тем, а именно – по теме автокефалии. Это подвигло представителей нескольких Поместных Церквей подвергнуть сомнению целесообразность принципа консенсуса в предсоборном процессе и поставить вопрос о его замене принципом большинства голосов.

Такая постановка вопроса очень опасна для судеб Православия. Нам говорят, что в эпоху Вселенских Соборов принцип консенсуса не всегда использовался. Но в те времена инструментом сохранения церковного единства служила императорская власть. Сейчас такого механизма нет. Поместные Церкви существуют в разных странах и в разных условиях, и если не считаться с мнением каждой из них, то будет трудно обеспечить рецепцию решений будущего Собора Православной полнотой, что может стать причиной нестроений.

Мы провели консультации с другими Поместными Церквами, в результате чего стало очевидным, что и у них есть такая же озабоченность.

Весьма важной была встреча Предстоятелей и представителей семи Поместных Православных Церквей, состоявшаяся 21 ноября 2011 года в Московском Кремле. Все без исключения участники Собрания высказались за сохранение принципа консенсуса как в предсоборном процессе, так и на самом Соборе, а также имели возможность обменяться опытом возрождения церковной жизни в странах, которые в XX веке испытали небывалые гонения на веру. Мы вместе выразили нашу солидарность с переживающими трудное время христианами Ближнего Востока.

 

Московского Патриархата

Напряженность и тревожность, наблюдаемые во всем мире и связанные с последствиями духовно-нравственного кризиса человечества, зримо проявляются и в жизни стран, входящих в каноническое пространство Московского Патриархата.

Прежде всего, это выражается в социальном расслоении и массовом разочаровании в тех ценностях, с которыми на протяжении 20 лет было сопряжено упование на счастливое будущее, когда страны исторической Руси пытались найти новый вектор своего общественного развития.

К сожалению, смена политического вектора не может в корне изменить и осчастливить общество, если нет установки на преображение человеческой личности. В результате возможности новой эпохи привели не только к положительным, но и к значительным отрицательным последствиям.

Из-за кризиса системы ценностей человека и общества в кризисе оказались и многие стороны социальной жизни. Даже духовное возрождение в нашей стране парадоксальным образом совершается в условиях нарастающей моральной деградации некоторых слоев общества, а народная жизнь распадается на множество непересекающихся миров.

Одним из ярких проявлений этой тенденции стали массовый уход молодежи в компьютерные миры, отказ от живого общения с близкими и друзьями, существование под виртуальной маской. Наивное доверие нынешнего человека к информации, выложенной в социальных сетях, вкупе с нравственной дезориентированностью и утратой базисных ценностей делают наших современников особенно уязвимыми для манипулирования их сознанием.

Межэтнические проблемы также являются проявлением атомизации общества.

Этот процесс затрагивает не только большие социальные группы, но и даже семью, члены которой утрачивают способность быть единым целым. В итоге мы наблюдаем печальную картину: дети спешат уйти от родителей, родители живут работой, старшее поколение не только не пользуется заслуженным авторитетом, но и вовсе как бы «забыто» современной молодежью. Россия, Белоруссия, Украина и Молдова – одни из лидеров в мировом рейтинге стран по количеству разводов.

Усилия Русской Православной Церкви в значительной степени направлены на то, чтобы консолидировать наших современников, объединить разные народы, поколения, социальные группы вокруг общих дел ради ближних, страны, Церкви. Сегодня мой доклад и будет посвящен всем тем многочисленным начинаниям, которые, Господу содействующу, призваны принести благие плоды.

Добрым знаменьем того, что усилия наши не тщетны и богоугодны, стало явленное совсем недавно чудо великого народного единения в православной вере, чуда, осенённого и благословлённого древней афонской святыней. Самым впечатляющим событием в уходящем году неожиданно для многих, но не для православных, стало принесение в Москву и в ряд других городов России Пояса Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря.

И в самом деле, на различные митинги приходят сотни или тысячи, а к Матери Божией притекли миллионы наших православных сограждан, которым удалось приникнуть к святыне после многочасового стояния в круглосуточных очередях.

Бесконечная вереница таких разных людей показала нашему обществу, что соль русской земли, которую так долго и высокомерно не замечали некоторые СМИ, никогда не переставала существовать и что народные упования связаны с верой в Бога.

Неожиданно даже последовательные и непримиримые критики Церкви выразили искреннее удивление происходящим. Позволю себе краткую, но красноречивую цитату из репортажа корреспондента московской радиостанции, известной своей жёсткой критической позицией по отношению к Церкви:

«Находясь в городе Сендае, рядом со взорвавшейся Фукусимой, я получал меньше тревожных звонков от родных и близких, чем когда провёл 14 часов, стоя в очереди к Храму Христа Спасителя… Лучше этой очереди я в своей жизни не встречал. Люди разные, но большинство – молодые женщины лет 25 и немного больше. Много мужчин с фотографиями любимых женщин… Очень много молодёжи, которой это важно и интересно. Это очень дружелюбные, приветливые, интересные, приятные в большинстве своём люди… 20 лет назад мы по 5-6 часов стояли в «Макдоналдс» за гамбургерами, а теперь стоим в храм… Это совсем другая очередь. Я не очень дружу с Господом, - продолжает молодой репортер, - я некрещёный. Оказавшись в храме, я испытал не религиозный восторг и не религиозное счастье, а мне было искренне радостно за тех людей, которым было радостно. Потому что такой честной радости в глазах верующих людей я ещё не видел».

Это свидетельство, тем более ценное, что оно поступило из круга, надеюсь, уже бывших недоброжелателей нашей Церкви.

Итак, эти параллельные России, Россия либерального фундаментализма и Россия исторической православной традиции, неожиданно для себя встретились в Храме Христа Спасителя у ковчега с афонской святыней, благословляющей на новую, выстраданную и зрелую, соборность. Дай Бог, чтобы, пройдя через храм, эти две России вышли обратно в мир вместе.

Это мощное проявление народного благочестия может свидетельствовать о том, что Отечество наше действительно переживает ныне трудные и вместе с тем судьбоносные времена. Оно также может быть доказательством того, что многие люди духовно опамятовались, что общество постепенно приходит в себя.

Оно может говорить и о том, что немало наших современников охвачено смятением и тревогой перед лицом будущего, и потому они ищут защиты и поддержки в отеческой вере.

Как бы то ни было, нынешнее посещение России афонской святыней зримо и убедительно продемонстрировало тем, кто этого не знал или тщился не замечать: жива в народе нашем вера православная, а вместе с ней способность идти на самоограничение и жертву. Не эта ли способность на протяжении веков была движущей силой всех великих народных свершений?

Рассматривая православные общины, приходские и монастырские, как здоровые клетки общественного организма, как точки роста национально-духовного самосознания и единства, как школу любви к ближнему, мы Богом призваны осознать сегодня свою сугубую ответственность за благоуспешное существование, развитие и умножение приходов Русской Православной Церкви.

 

Монастыри

Полагаю, что на уровне межприходского и межблагочиннического взаимодействия легче всего установить прочные горизонтальные связи между общинами, а также эффективно решать многие проблемы социального и молодежного служения.

Наконец, важны простые человеческие контакты между клириками, прихожанами, молодыми людьми из разных приходов. Убеждён, что установление подобных горизонтальных связей между приходами будет полезно и интересно для всех, кто участвует в этих процессах. Поэтому призываю отцов настоятелей и владык викариев обратить самое серьёзное внимание на данный аспект нашего сегодняшнего разговора. Ибо от их творческой инициативы и открытости к общению с собратьями зависит успех всего дела.

 

Наконец, в заключение протоиерей Владимир Головков предлагает: «Необходимы курсы (1-3 месяца) для сотрудников церковных лавок и помогающих в храме. Знание богослужения, основ веры и нравственности для церковнослужителей необходимы. Во многих храмах священники проводят такие беседы на уровне приходов. Хорошо бы разработать основные рекомендации по данному вопросу».

Что касается разработки методических рекомендаций по такому обучению труждающихся в храме, рекомендовал бы обратиться кВладыке Марку, который информирует наше собрание о нижеследующем:

«На приходе Живоначальной Троицы в Хорошёве с целью повышения ответственности, церковной грамотности и культуры общения работников храмов Успенского благочиния с прихожанами состоялись практические занятия для работников свечных ящиков, дежурных и продавцов церковных лавок.

На обучение было направлено 25 человек из 6 храмов Успенского благочиния. В частности, психологом были проведены групповые практические занятия по отработке различных моделей поведения сотрудников храмов в типичных и неординарных ситуациях, возникающих в процессе общения с прихожанами. В завершение тренинга все участники занятий в ходе собеседования успешно ответили на вопросы священника».

Полагаю, что этот опыт в обязательном порядке следует распространить на все благочиния, на все храмы нашей Епархии. Ибо список дежурных упрёков, которые предъявляют Церкви наши критики, начинается именно с историй о том, кто, как и когда неприязненно встретил их в православном храме.

 

Протоиерей Владимир Диваков делится мыслями, с которыми нельзя не согласиться и которые полезно услышать всем:

«При совершении Таинства Исповеди священнику следует проводить ее так, чтобы она не превращалась в допрос, чтобы священник сам был соучастником покаяния, поскольку многие исповедуемые грехи свойственны и ему самому».

Протоиерей Леонид Ролдугин пишет: «Необходимо непременно сочетать образовательную деятельность прихода с воспитательской работой и участием воспитанников в храмовой церковной службе. Преподаватели должны быть в тесном контакте с родителями воспитанников и родительским комитетом.

Задача не в том, чтобы дать учащимся минимальный образовательный набор академически сухих богословских истин, но в том, чтобы зажечь в их умах и сердцах живой огонь благочестивой веры, который бы они проявляли в своей повседневной жизни и который им был бы желателен, дорог, который они бы не променяли ни на какие мнимые жизненные блага и удовольствия».

 

Ещё одно разумное соображение, вытекающее из пастырской приходской практики и касающееся катехизации восприемников крещаемого, поступило от священника Александра Зорина, заведующего канцелярией Синодального отдела по тюремному служению:

«В условиях мегаполиса многие прихожане являются жителями других округов и благочиний Москвы, а также и других епархий, как например жители ближайшего Подмосковья. Современная жизнь такова, что родители находят восприемников среди своих родственников и друзей, живущих, как правило, вдали от храма, в котором они намерены совершить Таинство Крещения своего младенца. К проблеме территориального нахождения восприемников следует добавить и проблему необходимого свободного времени, для организации встречи и проведения предварительных бесед.

Можно допустить, что в случае Крещения младенцев, огласительная беседа с восприемниками может быть проведена не штатным катехизатором, а священником, совершающим Таинство Крещения, в назначенный день совершения Таинства».

Заслуживает внимания замечание, поступившее из Патриаршего подворья храма Воскресения Христова в Шереметьеве: «Для более полного осуществления планов работы с молодежью приход остро нуждается в наличии соответствующих помещений, которые могли бы быть использованы для различных кружков, секций, воскресной школы, размещения библиотеки и т.д.».

Вообще анализ поступивших в мой адрес предложений говорит о том, что нехватка помещений, кадров и средств – ключевые и наиболее частые проблемы приходского социального, молодёжного, катехизаторского служения.

К этому следует прибавить острую нехватку средств на восстановительно-реставрационные работы, на оплату коммунальных услуг, на элементарную хозяйственную деятельность, ибо слишком много приходов находится в тяжелом материальном положении. Полагаю совершенно необходимым Управлению по городу Москве и Юридической службе Патриархии изучить положение бедствующих приходов и представить свои рекомендации. При этом в каких-то случаях, наверняка, можно вести речь не только об изыскании необходимых площадей, но и о восстановлении юридических прав Церкви на ранее принадлежавшее ей имущество.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь