Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особое место в духовной жизни Первопрестольного града и столичного региона в целом занимают монастыри.



Являясь негасимым светочем духовности и надежным якорем грядущего спасения, обители испокон веков привлекали к себе христиан, ищущих утешения, очищения, укрепления и вразумления.

Именно поэтому монастыри призваны хранить древние традиции иноческого делания, заботясь прежде всего о непреткновенном восхождении насельников по лестнице духовного совершенствования, ибо, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, «исполнение евангельских заповедей всегда составляло и ныне составляет сущность иноческого делания и жительства».

Важно понимать, что путь к сердцу новоначального христианина лежит не только лишь через красоту церковной архитектуры и нашего богослужения, но через пример благочестивой монашеской жизни.

Одна из главных задач, которая стоит ныне перед руководством монастырей, заключается в том, чтобы, не откладывая в сторону планов по реставрации монастырских комплексов, обратить свое внимание на духовную жизнь и нравственное состояние насельников, а также мирян, спасающихся под сенью обителей.

Огромное значение имеет литургическая жизнь монастыря, ее исправность и регулярность. Это тем более легко достижимо, что монахам некуда спешить, ведь в монастыре они уже дома.

Важный показатель состояния духовной жизни обители – отношение её насельников к паломникам и богомольцам. В наших делах должна с особой отчётливостью и теплотой проявляться христианская любовь, изливающаяся на каждого человека, с которым мы вступаем в контакт.

Особое внимание следует обратить на специфику духовного окормления мирян монашествующими. Здесь надлежит соблюдать сугубые такт и осмотрительность, запрещая себе возлагать на пасомых «бремена неудобоносимые», остерегаясь псевдостарчески руководить каждым их шагом.

При духовном окормлении монахом мирянина необходимо сосредоточиться на руководстве внутренней жизнью души, не покушаясь отнять у ближнего Богом данную ему свободу. Нездоровое стремление проникнуть во все мелочи и частности семейной жизни прихожан и паломников говорит отнюдь не о требовательной любви к ближнему, но об очевидном духовном помрачении.

На сегодня в непосредственном подчинении Патриарху находятся 27 монастырей: 14 мужских и 13 женских.

В мужских монастырях по данным на 2011 год несут послушание 905 насельников, из них мантийных монахов – 683, иноков – 109, послушников, принятых в братию обители, – 113.

За 2011 год в число насельников монастырей было принято 58 человек, выбыло (в том числе преставилось ко Господу) – 20 человек.

 

В женских монастырях несет послушание 771 насельница, из них постриженных в мантию – 364, постриженных в рясофор – 254, послушниц, принятых в число сестер обители, – 153.

За 2011 год в число сестер монастырей было принято 35 человек, выбыло (в том числе преставилось ко Господу) – 27 человек.

Итого монашествующих во всех монастырях – 1676, из них постриженных в мантию – 1047, постриженных в рясофор – 363, находящихся на послушании – 266. Всего в монастыри поступило 93 человека, выбыло 47 человек.

 

В нынешнем году, в отличие от предыдущего, следует отметить увеличение монашествующих ставропигиальных монастырей. В большинстве обителей количество насельников и насельниц увеличилось. И лишь в некоторых (в частности, находящихся в активном процессе ремонтно-восстановительных работ) не изменилось по сравнению с прошлым годом.

Важнейшая задача, поставленная Архиерейским Собором 2011 года перед православным монашеством, состоит в получении насельниками и насельницами наших обителей качественного духовного образования.

Основные подходы к практическому решению этого актуального вопроса были намечены на заседании Синодальной комиссии по делам монастырей. Получение монашествующими полноценного духовного образования имеет свою специфику, которую необходимо учитывать. Она состоит в том, что, по мнению всех заинтересованных сторон, не монастыри должны приходить в Духовные школы, ибо это создаст трудноразрешимые проблемы для наших обителей, но сами Духовные школы призваны прийти в монастыри.

Действительно, сегодня у нас есть широкие технические возможности, позволяющие пользоваться современными дистанционными технологиями обучения, что позволит большинству монашествующих получать духовное образование, не покидая стен своей обители. В настоящее время Синодальная комиссия по делам монастырей и Учебный комитет объединяют свои усилия, чтобы успешно решить эту широкомасштабную и чрезвычайно важную задачу. Отцы наместники и игумены, матушки игумении призваны с полным пониманием важности этой задачи сотрудничать с соответствующими церковными учреждениями, дабы создать максимально благоприятные условия для духовного образования монашествующих.

Нельзя забывать, что истинная любовь к Богу, к которой призваны все христиане, а в особенности монашествующие, неразрывно связана с любовью к ближним.

Сегодня монастыри прилагают значительные усилия для развития социальной и миссионерской деятельности, молодёжного и тюремного служения, работы в сфере катехизации и начального духовного образования.

Следуя своему монашескому призванию, иноки непременно будут становиться ближе и к страдающим людям, людям обездоленным и скорбящим. Эта любовь взрастит потребность и горячее стремление прийти на помощь заключенным и сиротам, нищим и немощным – ко всем тем, кто нуждается в нашем внимании и заботе.

Нами прилагаются значительные усилия, дабы побудить всех людей Церкви и особенно монашество к активной социальной деятельности. Должен с удовлетворением отметить, что ставропигиальные обители достойно совершают важнейшее дело служения ближним.

Конечно, прежде чем приступить к тому или иному социальному проекту, необходимо взвесить, насколько он будет по силам братии или сестрам обители, смогут ли они подъять данный труд, не разрушая при этом монастырского уклада и не оправдывая попечением о ближних небрежение в иных обязательных послушаниях.

Малые обители не могут браться сразу за все виды и формы социального служения. Следует выбрать именно своё дело, посильное для самого делателя, необходимое для улучшения жизни других людей и полезное для нашего спасения. Ибо нельзя заниматься такой работой формально, «для галочки». Будем помнить, что мы имеем дело с живыми людьми, которые обязательно заметят любую фальшь, любую неискренность, любую принуждённость.

Для начала полезно познакомиться с уже существующими в наших обителях и храмах социальными проектами. Если мы собрались создавать детский приют, следует посетить Стефано-Махрищский монастырь, Покровский Хотьков монастырь, Покровский монастырь в Москве, Саввино-Сторожевскую обитель.

Если хотим научиться работе с заключенными, с детьми-инвалидами, было бы полезно побывать в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Пример работы с молодежью являет нам Данилов монастырь.

Устроению богаделен можно учиться в Зачатьевском монастыре и в Казанской Амвросиевской женской пустыни в Шамордине.

По милости Божией у нас есть такие замечательные примеры для подражания. Призываю вас оказывать всяческую помощь тем, кто захочет изучить ваш опыт. Рассказывайте и о возможных трудностях, и о том, как их следует преодолевать.

Хочется остановиться еще на одном значимом вопросе. Когда мы обращаемся к наместникам, игуменам и игумениям за предоставлением в отчетах сведений о социальной, молодёжной, катехизической работе, особое внимание необходимо уделять анализу информации о проблемах, с которыми сталкиваются монастыри в этой сфере. Только соборно обсуждая эти проблемы, мы сможем найти верные и адекватные решения. Возможно, они уже кем-то найдены в других обителях и лишь ждут своего часа, чтобы быть обнародованными для общего блага.

Поэтому давайте стараться уходить от статистического формализма отчётов и переходить к совместному обсуждению реальных проблем, которые стоят перед всеми нами, перед всею Церковной полнотой.

Подводя итоги деятельности наших ставропигий в нынешнем году, не могу не отметить их активное участие в разработке «Положения о монастырях и монашествующих», которое подготовлено соответствующей Комиссией Межсоборного присутствия. Этот важный документ призван в общих чертах обозначить порядок и строй всей монашеской жизни нашей Церкви. Убежден, его принятие станет важной вехой в возрождении монашества на Руси.

В будущем году прошу не менее активно участвовать и в разработке типовых внутренних уставов мужского и женского монастырей.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь