Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГЛАВА 23. РУССКАЯ КУЛЬТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Предыстория Истоки культуры Древней Руси теряются в глубине веков, в тех этнических процессах трехтысячелетней давности, которые протекали среди племен восточных славян. И хотя мы сегодня располагаем чрезвычайно незначительными и отрывистыми данными об этом периоде русской культуры, тем не менее можно говорить, что основные черты культуры Руси начинали формироваться именно в то время. Тогда зарождался менталитет русской культуры, ее глубинные структуры, определившие ее своеобразие на протяжении жизни многих поколений людей. Древний мир не оставил нам точных сведений о том, когда сложилась славянская общность народов. Однако ученые смогли установить, что становление русского этноса и появление его на исторической арене восходит к I в. н. э., когда славяне стали участниками так называемого великого переселения народов. Примерно 4 тыс. лет назад северо-восточную часть Балканского полуострова и Малую Азию заселяли многочисленные кочевые племена. Одним из семейств этого этнического массива были праславяне, которые в ходе своей миграции первоначально заняли территорию между Вислой и Тисой, а позднее распространились на огромных территориях от Балтики до Адриатики и от Эльбы до Днепра. Первые упоминания о славянах как особой этнической группе относятся к VI в. С этого времени славяне стали играть самостоятельную роль на исторической арене раннесредневековой Европы. Древнерусская народность формировалась в IX—X вв. в процессе ассимиляции славян с балтийскими, угрофинскими, тюркскими и иными племенами. К этому же времени относится и появление названий «Русь», «Русская земля», которые обозначали все земли восточных славян, подвластные Киеву. земледелия. Отсюда и нелюбовь русского человека к лесу. Столь же двойственные чувства испытывал русский человек и к степи. Простор и ширь, с одной стороны, но и вечная угроза кочевников — с другой. Эта двусмысленность, двусторонность оказала решающее влияние на формирование русской культуры и русского национального характера В силу сочетания всех этих факторов русская культура оказалась более контрастна, чем какая-либо другая. Она во всем отмечена крайностями, которые не опосредованы детерминантами цивилизованной жизни. Так, до сих пор для русской культуры вопрос о власти над людьми, о соотношении насилия и ненасилия весьма труден. Западная культура решила для себя этот вопрос через разумную меру использования того и другого. В русской культуре сложился другой принцип: казнить — так казнить, миловать — так миловать. А если уж кротость и смирение — то до рабства и любви к своим деспотам. Если грозность и суровость — то до исступления. Для русской культуры характерна удивительная терпимость и поразительное снисхождение ко злу, хотя порой это долготерпение заканчивается всесокрушающим бунтом и взрывом Во многом эти черты, эта бинарность и составляют своеобразие русской культуры, русского менталитета, загадку «русской души». Культура языческой Руси В своей эволюции культура Древней Руси прошла несколько этапов. Исторически первый из них — языческий, или дохристианский — начался в период образования древнерусского этноса и закончился в X в. с крещением Киевской Руси. Однако еще до образования Киевского государства славяне уже имели свою историю и заметные достижения как в материальной, так и в духовной культуре. У них довольно рано сложились языческие представления о земном и загробном мирах, сформировались строго соблюдаемые ритуалы. В VI—IX вв. шел процесс формирования государства древних славян на основе распространения пашенного земледелия, создания ремесла и развития торговли с Византией, Западной Европой и хазарами. В этих условиях уже в VII—VIII вв. начали быстро развиваться города — Киев, Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, ставшие центрами политической и культурной жизни. В IX в. скандинавские саги называли Древнюю Русь Гардарикой — страной городов. К сожалению, до нас не дошло памятников древнеславянского зодчества, хотя все говорит за то, что расцвет каменного строительства в Киевской Руси был продолжением традиций деревянного зодчества языческой Руси. Сохранилось только описание славянского жилища, которое наполови- Особое место в фольклоре занимали былины, создававшиеся всем народом. Передаваясь из уст в уста, они подвергались перетолкованиям. Особенно известны былины киевского цикла, связанные с Киевом, с князем Владимиром Красно Солнышко, тремя богатырями. Они начали складываться в X—XI вв., и в них ярко отразился феномен двоеверия, сочетания старых языческих представлений с новыми христианскими формами. Образы и сюжеты былин продолжали питать русскую словесность на протяжении многих последующих веков. К концу языческого периода уровень развития древнерусской культуры был настолько высок, что она уже не могла существовать без письменности. До сих пор считалось, что славяне не знали письменности до появления кириллицы. Однако сегодня некоторые историки и лингвисты считают, что, помимо греческой, славяне имели свою оригинальную систему письма: так называемую узелковую письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память об этом узелковом письме сохранилась в нашем языке и фольклоре. Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим о «нити повествования», «хитросплетении сюжета». В древних культурах других народов узелковая письменность была распространена достаточно широко. Узелковым письмом пользовались древние инки и ирокезы, оно также было известно в Древнем Китае. Финны, угры, карелы, издревле совместно проживавшие со славянами на северных территориях Руси, имели узелковую письменность, упоминание о которой сохранилось в карело-финском эпосе «Калевала». В древнеславянской культуре следы узелковой письменности можно найти на стенах храмов эпохи «двоеверия», когда христианские святилища украшались не только ликами святых, но и орнаментальными узорами. Если у древних славян существовала узелковая языческая письменность, то она была очень сложна. Доступная лишь избранным — жрецам и высшей знати, она являлась священным письмом. По мере распространения христианства и угасания древней культуры славян вместе с жрецами-волхвами погибло и узелковое письмо. Очевидно, что узелковая письменность не могла соперничать с более простой и логически совершенной системой письма, основанной на кириллице. Культура Киевской Руси Второй этап в истории древнерусской культуры продолжался примерно два с половиной столетия — с конца X и до середины XIII в. Его можно назвать домонгольским, поскольку он предшествует татаромон- гольскому нашествию и приходится на время существования Киевской Руси, которая в течение полутора веков была единым процветающим государством, а затем распалась на отдельные княжества. Важнейшим событием этого периода стало крещение Руси в 988 г. Само по себе принятие византийского православия не было случайным или неожиданным актом. Напротив, оно стало ответом на требование исторической необходимости, определившим важнейшие приоритеты русской культуры на последующее тысячелетие. Выбор Руси в лице ее князя — Владимира Святого был очень непростым и болезненным Ведь он нес необходимость смены духовных и нравственных приоритетов, место жизнелюбивого оптимизма язычества должна была занять новая вера, ставившая во главу угла спасение души и основывающаяся на строгом исполнении нравственных норм и жестком самоограничении. Случилась настоящая духовная революция, разрушившая языческий фатализм и абсолютное спокойствие духа — следствие отсутствия в языческом мировоззрении свободы воли. Жители Киевской Руси постепенно начинают усваивать христианское мировоззрение, согласно которому чувственно воспринимаемый мир не обладает истинной реальностью. Он есть лишь отражение вечно существующего мира высших истин, приблизиться к смыслу которых можно через божественное откровение, веру, посредством созерцания и мистического прозрения. Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира, способствовало становлению городской культуры. Церковь, занявшая центральное место в обществе, способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, распространению просвещения. Самое большое влияние на русскую культуру, безусловно, оказали культурные контакты с Византией. Эти влияния удачно соединились с культурой языческой Руси, уже подготовленной к этому времени к восприятию новых сложных идей, в том числе и в области художественной культуры, что и дало в совокупности удивительный синтез, создавший великолепную и величественную культуру домонгольской Руси. Зримым следствием принятия христианства стало появление в русской культуре каменного строительства. Начинается сооружение культовых зданий, церквей, монастырей. Особенно бурно каменное строительство ведется в Киеве, который вскоре начинает соперничать с Константинополем. Вместе с Киевом быстро поднимаются и другие крупные города — Новгород, Чернигов, Галич, Смоленск, Полоцк, Владимир, Суздаль. Согласно летописям в IX—X вв. в Древней Руси насчитывалось 25 городов, тогда как в XI—XII вв. их уже было более 200. ших мелодических моделей, их тонкой вариационной разработки. Но если народные мелодии открыто эмоциональны, куплетны, танцевальны, мелодика церковных напевов отвергает любой намек на танец, в нем преобладает слитность мелодического движения, создается ощущение непрерывного потока, плавности, парения. Этому помогает и церковно-славянский язык. Для правильного понимания древнерусского певческого искусства следует иметь в виду, что все жанры здесь связаны единым смыслом, общей идеей, динамикой. Важнейшими принципами организации певческого искусства были цикличность и ансамблевость. Отдельные песнопения входили в целый цикл, из малых циклов складывались крупные части, создававшие целое последование. Циклизм свойствен не только музыке, но и древнерусской литературе, изобразительному искусству. Циклично располагались фрески на стенах храма, иконы в иконостасе, цикличным было последование песнопений в богослужении. На основе сочетания народных традиций и византийского влияния уже в XI в. появились первые опыты собственного русского творчества, которое двигалось в русле византийского канона. Творчество русских распевщиков (композиторов) отразило важнейшие события истории того времени. Особенно это заметно в службах, написанных в честь русских святых. Первой была создана служба первым русским мученикам Борису и Глебу. Позже в службах отразились самые яркие страницы русской жизни. Народная традиция продолжала развиваться и после крещения Руси в виде светской музыки — княжеской и народной, хотя и в ней сказалось влияние Византии. Так, скоморошество на Руси возникло не без влияния византийского придворного искусства актеров-мимов. Первоначально поэтому скоморошество входит только в княжеский быт и ассоциируется с византийской придворной культурой. Только это и позволило изобразить скоморохов на фресках Софии Киевской. Но постепенно в культурном сознании скоморошество сливается с языческими игрищами и с ним начинается борьба, которая, впрочем, не привела к особому успеху. Несмотря на все запреты, которые в XVII в. даже приняли форму закона, скоморохи пользовались популярностью во всех слоях русского общества. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы