Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Духовная культура Средневековья
Гибель античной цивилизации и культуры одновременно означала победу христианства над язычеством (хотя победа была далеко не полной, и конфликт между христианством и языческим наследием прошел через все Средневековье) " и превращала его в духовную силу, которая влияла на все стороны жизни человека, на его духовные ориентиры. В условиях всеобщего упадка культуры в период раннего Средневековья только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. В тяжелых и опасных обстоятельствах повседневной жизни христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, его устройстве и действующих в нем силах и законах. Кроме того, дополнительными, притягательными чертами христианства были проповедь общечеловеческой любви, понятные всем нормы и правила жизни, равенство всех людей без исключения, идея об искупительной жертве. Вместе с тем христианство утвердило свою систему ценностей, которая отрицала вечность мира и признавала роль Бога в качестве вечного и неизменного начала мира. Бог мыслился в христианстве создателем всех вещей и самого человека. В иконографии Бог изображался то в качестве владыки на троне, то Пантократором — главой Вселенной, то Иисусом — богочеловеком, добровольно принявшим смерть во искупление грехов и страданий человеческих. В соответствии с христианской картиной мира средневековый европеец представлял его себе в виде иерархической системы, напоминающей пирамиду. На вершине ее Бог, ниже идут уровни священных персонажей: сначала апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем архангелы, ангелы и тому подобные существа, постепенно удаляющиеся от Бога и приближающиеся к земному уровню. Еще ниже в этой иерархии находятся люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней и, наконец, простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле размещаются животные, потом растения. В основании пирамиды — полностью неодушевленная земля. А уже дальше, в мире подземном, расположились силы зла во главе с Сатаной — здесь также существует своя иерархия. придворный досуг и рыцарские турниры, пиры, сцены охоты, путешествия в дальние страны и другие стороны пышной придворной жизни. Битвы и поединки героев также представлены во всех деталях. Необычайно красочно описаны богатое оружие героев, щедрые подарки правителей, драгоценное одеяние, сочетающее красочные, золотые, белые цвета и живо напоминающие средневековую книжную миниатюру. Художественные стили Средневековья Начиная с X в. в западноевропейской культуре все более реализуются символические формы творчества, а вместе с ними утверждаются и новые эстетические нормы и взгляды. Первой формой собственно средневековой эстетики становится романский тип художественного мировосприятия, который отражал время феодальной раздробленности, замкнутости постоянно враждующих феодалов, принимающих участие в набегах, сражениях, войнах. Феодальная анархия, беззаконие, право сильного — все это грозило каждому человеку, постоянно рискующему оказаться объектом насилия. Помимо угроз «зримых», человека Средневековья постоянно подстерегали враги «незримые», которых олицетворял дьявол и многочисленная армия злых духов. Тогда господствовало убеждение, что именно они выступают в роли сеятелей дурных внушений, душевных расстройств, всякой порчи. Беспрепятственно перемещаясь в пространстве, злые духи могли вторгаться в ход мыслей человека, настраивать его ум и сердце на совершение порочных поступков. Этот невидимый мир злых духов колдовал, строил козни, провоцировал, соблазнял. В противовес земному хаосу, раздорам, невзгодам начинают целенаправленно создаваться островки стабильности, устойчивости, умиротворенности в виде неприступных соборов, замков, монастырей. Романский стиль. Романский стиль. В X в. в художественной культуре Средневековья впервые сложился единый общеевропейский стиль, который получил название романский. Термин «романский стиль» был введен в оборот в начале XIX в. французскими археологами, которые, изучая останки зданий в европейских городах, пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский», т.е. римский. Первоначально это понятие применялось только к памятникам архитектуры VI—XII вв., позднее им стала определяться вся культура этого времени. Стиль «в манере римлян» подразумевал использование в средневековой архитектуре некоторых черт архитектуры и строительных приемов римлян. Нестабильная историческая ситуация, постоянные распри рыцарей при почти непрекращающихся войнах обусловили превращение архи- чала. Торжественно-театральный ход богослужения, сопровождаемый духовной музыкой, нашел эффективное выражение в архитектурном облике храма, и все вместе они достигали своей основной цели — привести верующего в состояние религиозного экстаза. Таким образом, средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично сочетались религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и любовь к земной жизни. Средневековая Европа оставила великие памятники художественной культуры. Многие европейские города украшают памятники архитектуры (соборы, монастырские ансамбли, замки, ратуши) романского и готического стилей; замечательные произведения фресковой и станковой живописи составляют славу многих музеев. В мировой культурный фонд вошли великолепные образцы средневековой иконописи, витражного искусства, скульптуры, книжной миниатюры. Величайшую ценность представляют произведения средневековой литературы — рыцарские романы, поэзия трубадуров, лирика вагантов и непревзойденная «Божественная комедия» Данте Алигьери. Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха Поэтому ее нельзя оценить однозначно. Она несла в себе «темные» и «светлые» стороны, прогресс и реакцию, но, безусловно, она стала важной ступенью развития мировой культуры. ЛИТЕРАТУРА 1. Гофф Ж. Ле. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. 2. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1990. 3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства М., 1990. 4. Добиаш-Рождественская О.А, Культура западноевропейского средневековья. М., 1987. 5. Дюби Ж. Европа в средние века / Пер. с франц Смоленск, 1994. 6. Карсавин А.П. Монашество в средние века М., 1992. 7. Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981. 8. Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения: В 5 ч. М., 1994. 9. Тяжелов В.И. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981. 10. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М., 1989. 11. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. ГЛАВА 20. АНТРОПОЦЕНТРИСТСКАЯ ПАРАДИГМА КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ Общий очерк В культуре каждой исторической эпохи рано или поздно возникают идеализированные образы предыдущих эпох, которые чаще всего называются «золотым веком». Такого рода обращение к прошлому и его высокая оценка представляют собой попытку воссоздать и переосмыслить прошлые достижения культуры в новых исторических условиях. Этот распространенный подход в культуре означает ее возрождение, т.е. обновление культурного наследия прошлых эпох в современных социально-исторических условиях. В европейской культуре такого рода процесс возрождения начался в первой половине XIV в., когда стал развиваться процесс возрождения элементов античной культуры как обновление содержания культуры европейской. Обновление это продолжалось до конца XVI в. и получило название эпохи Возрождения. Формирование новой культуры, светской по своей направленности, стало делом людей умственного труда — гуманистической интеллигенции, пестрой и разнородной по своему происхождению и социальному положению. Это — учителя, университетские профессора, политические деятели, библиотекари, живописцы, скульпторы, архитекторы и др. Их всех объединяла гуманистическая образованность, глубокий интерес к гуманитарным знаниям, стремление к самостоятельным поискам в науке, литературе и художественном творчестве. Основной формой их творческой деятельности стали гуманистические кружки и сообщества, литературные, художественные, музыкальные академии, мастерские художников, скульпторов, архитекторов. Новые творческие содружества отличались открытостью, атмосферой свободных дискуссий, разнообразием позиций и мнений.
сание «видений», то в ренессансной литературе — изображение «видения», т.е. увиденного. Заняв ведущее место в художественной культуре, живопись тем самым изменила ее структуру. Наряду с творениями монументальной живописи и скульптуры, украшавшими архитектурные сооружения, все большее признание получают образцы станкового искусства, имеющие самостоятельную ценность. Начинает складываться система жанров: рядом с религиозно-мифологическим жанром, занимавшим пока главное место, возникают поначалу немногочисленные произведения исторического, бытового и пейзажного жанров; большое значение приобретает возрожденный жанр портрета. Появляется и получает широкое распространение новый вид искусства — гравюра. Что же касается жанровой структуры ренессансного искусства, то в нем различают, кроме архитектуры, литературу, живопись и др. Но их различие — чисто формально, лишено проблемного смысла. Наиболее характерной чертой ренессансной культуры следует признать как раз жанровую аморфность, синкретизм, отсутствие четких жанровых границ. Возрождение не стремилось к этому. Наоборот, оно тяготело к интеграции, а не к дифференциации, к слиянию, а не разделению. Поэтому мифологическая и бытовая живопись, портрет, пейзаж, картина и натюрморт не существуют в качестве самостоятельных произведений. Напротив, они проникают и соединяются друг в друге. Подобное взаимопроникновение жанровых структур было характерно и для других искусств. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы