Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теории, построенные в рамках когнитивной парадигмы.



 

Переход к исследованиям СМК в рамках когнитивной психологии обусловлено следующими причинами:

1. переходом от изучения независимых переменных, влияющих на эффективность МК (доверие к источнику), к концепциям переработки информации (дискурсивной модели, изучающей природу языка, и фреймингу, схеме представления событий),

2. переходом от изучения установок (отношения к объекту) к изучению познания (знаний и мнений об объекте),

3. интересом к изучению самого сообщения, влияния его переструктурирования на эффект воздействия.

Обработка информации – сложный процесс, есть множество способов его описания.

Важно общее количество информации в единицу времени (внимание), ее сохранение в памяти, возможность воспроизведения.

Внимание к СМК проявляется как интерес к содержанию сообщения, а также как выбор программы.

Для понимания сложного сообщения СМИ важен переход от контролируемого внимания (произвольного) к автоматизированному (непроизвольному). Восприятие сообщений – это сложная активность, которая требует обоих видов внимания.

Количественные показатели внимания и усилие зависят от соответствия новой информации прошлому опыту.

Если новая информация соответствует ожиданиям, прошлому опыту, то она привлечет меньше внимания, чем информация, не согласующаяся с прошлым опытом. Непроизвольное внимание позволит извлекать смысл из потока звуков и образов, следя за сюжетом, персонажами, значениями сообщения.

Проявляются закономерности памяти.

Например, при восприятии теленовостей порядок предъявления сюжетов влияет на запоминание.

Так, запоминание заметно уменьшается от первого сюжета к четвертому, если все четыре сюжета относятся к одной категории теленовостей (международные новости, политика, спорт). При смене категорий между третьим и четвертым сюжетом наблюдается резкий скачок запоминания четвертого сюжета.

Проявляется проактивное торможение (интерференция) – сообщение затрудняет воспроизведение последующих, относящихся к данной категории.

Меняются и способы изучения когнитивных процессов.

Если ранее внимание к сообщению изучалось на основе самоотчета после просмотра телепередачи (после остановки своей познавательной активности), что существенно затрудняло исследование особенно восприятия коротких сообщений, в последние годы появились альтернативные методики исследования типа «on-line», проводимые без отрыва от просмотра. Параллельно с просмотром вводят простую перцептивную задачу и по характеру ее решения судят о динамике внимания в процессе просмотра. Одновременно фиксируются психофизиологические показатели (частота сердечных сокращений, кожно-гальванические реакции).

Степень запоминания измеряется с помощью времени реакции в задаче на распознание (чем лучше запомнятся сюжеты, тем быстрее распознание).

По мнению Бауэра, люди выбирают и запоминают из сообщения, что связано с использованием информации.

В 60-е годы группа под руководством американского исследователя Гербнера исследует последствия показа сцен насилия по телевидению.

Влияние реальности, опосредованной СМК, может влиять на убеждения людей и определять их поведение. Этот процесс авторы назвали «основным потоком». Содержание сообщений « культивирует » (формирует) мнения людей, вырабатывает стереотипные, искаженные представления о социальной реальности. Так, наблюдавшие сцены насилия на телеэкране, склонны ожидать их повторения в реальной жизни, даже если на их памяти ничего подобного не происходило.

Телевидение открывает зрителю мир реальных и придуманных историй. Зритель же воспринимает их как целое, недиффренцированно. Культивируется не только взгляд на мир, но и социальные роли и ценности.

Хоукинс и Пингри (1983, 1990) доказывают, что не только телевидение определяет картину социальной реальности, но и реальность определяет поведение зрителя перед телеэкраном. Согласно авторам, в модели культивирования 2 стадии:

1. получение знаний о реальности по телевидению,

2. конструирование ее образа.

На каждый из процессов влияет набор личностных и социальных переменных.

Эксперименты на материалах роликов, посвященных гигиене полости рта и профилактике табакокурения (Джанис), показали, как сложно изменяются установки под влиянием СМИ.

В первом исследовании самыми «убедительными» оказались пугающие кадры, во втором – наоборот. Джанис предложил описывать зависимость между эмоциональной нагруженностью сообщения (чувство страха) при помощи U-образной кривой. Низкий и высокий уровни страха, вызываемого сообщениями, не ведут к существенным изменениям установки, наиболее эффективны его средние значения.

М. Маккомбс и Д. Шоу (1972, 1976) предположили, что СМК не могут навязать аудиторию конкретную точку зрения, но могут заставить аудиторию считать одни проблемы более важными, другие – менее.

Ввели термины «построение повестки дня» и «воспламенение» – подогревание интереса аудитории к какому-либо событию, переключая на него все внимание.

СМИ осуществляют передачу информации аудитории с помощью установления повестки дня. Они специально раздувают какую-либо проблему, посвящая ей все свое время, искусственно возвышая ее над другими событиями, конструируя, таким образом, особую реальность.

Порядок распределения сюжетов в СМК по степени значимости определяет их иерархию в представлении аудитории, т.е. ранжирует события в сознании индивида.

Дальнейшие исследования показали, что реакция на подачу темы взаимодействует с первичным рейтингом темы в общественном сознании.

Если тема уже заинтересовала население, интерес сохраняется высокий, или тема не находит отклика, но обладает потенциальной привлекательностью, то СМК окажут максимальное влияние на рейтинг темы.

Социальное взаимодействие оказывает существенное влияние, если мнения публики разделены на две равные части.

Если рейтинг темы равен 0 или 100%, социальное взаимодействие невелико, то подача темы в СМК окажет решающее влияние для становления ее рейтинга (для привлечения или сохранения внимания).

В последние десятилетия ключевое значение придается особенностям «языка» СМК.

«Язык» СМК полисемантичен.

Выделяются:

1) переменные, задействованные в нескольких средствах. Так, телевидение и кино используют переменные фотографии и радио и т.п.

2) уникальные переменные, свойственные конкретному носителю (электронные спецэффекты в кино).

В телевидении используются общие, средние и крупные планы, отражающие межличностную и социальную дистанцию.

Крупный план симулирует интимную дистанцию (главный персонаж), на более отдаленной дистанции персонажи воспринимаются в терминах социальных ролей.

Углы наклона камеры:

- низкие (камера ниже субъекта) – создают впечатление власти и авторитета,

- чрезмерно низкие – высмеивают чью-то чрезмерную значимость,

- параллельное размещение камеры – создает ощущение равенства,

- расположение камеры над субъектом – внушает слабость героя.

Широкоугольные линзы подчеркивают дистанцию между передним и задним планами – репортаж о несчастном случае на дороге, показываются внутренности автомобиля, вид открытой дороги.

Длиннофокусный объектив – передает толчею, взгляд с высоты птичьего полета, а не отдельные субъекты.

Для передачи стабильного и авторитетного источника информации – фиксированные средние планы.

Для передачи нестабильных, угрожающих, недостоверных источников информации – перемещение камеры, крупные планы, при которых естественные движения воспринимаются как попытки избежать камеру.

Звуковые факторы: звуковой эквивалент различных зрительных планов, различные характеристики микрофонов, фильтров и т.д.

Ряд теорий анализируют прием сообщений. Одна из первых - Критическая теория С. Холла (модель кодирования /декодирования).

Сообщение на пути от отправителя до получателя (интерпретатора) проходит ряд трансформаций.

Любое смысловое сообщение конструируется из 2 видов знаков:

1. с явными смыслами (denotative)

2. с подразумеваемыми смыслами (connotativ).

С позиций семиотики, разнообразие смыслов зависит:

1. от природы языка

2. от значимости, которая ассоциируется с комбинациями знаков и символов в рамках культуры отправителя (кодировщика) и получателя (декодировщика).

Семиотика подчеркивает силу закодированного текста, рассматривает смысл как прочно внедренный в текст.

Холл оспаривает эти основные положения:

1. коммуникаторы предпочитают кодировать сообщения с идеологическими целями, манипулируя языком и медиа (сообщениям придается «предпочтительный смысл).

2. получатели не обязаны принимать и декодировать сообщения такими, какими они отправлены. Они могут сопротивляться и сопротивляются идеологическому влиянию, применяя альтернативные оценки, вкладывая свой смысл исходя из своего опыта и взглядов.

Получатель может читать «между строк», «переворачивать» изначальный смысл сообщения.

Эта теория содержит в себе принципы многообразия смыслов, существования «интерпретативных» сообществ, первичности получателя в определении смысла. Большинство аудитории постоянно отклоняет или изменяет любую доминирующую идеологию, отраженную в содержании сообщения СМК.

Одни из последних разработок (Фиске) показывают, что СМК-тексты – это продукты своих читателей. ТВ-программа становится текстом в момент прочтения, активизируются какие-нибудь смыслы/удовольствия, которые она способна вызвать.

Фиске вводит понятие «дискурс» как язык или система репрезентации, которая развивалась в ходе социальных процессов, создает и поддерживает набор смыслов относительно какого-то важного предмета.

Полисемия СМК-текстов – существенная характеристика СМК, которая делает их популярными среди разных слоев, в разных ситуациях, среди людей с разным пониманием.

Текст находится на пересечении дискурсивного мира аудитории и дискурса, воплощенного в СМК-тексте. Реципиента вносит свой вклад в конструирование текста на основе своего опыта.

Чем реалистичнее текст, тем больше ограничений для конструирования текста реципиентом.

Чем текст более полисемичен, открыт, чем меньше содержит предпочтительных смыслов, тем больше разных смыслов может быть сконструировано получателями.

 

Теория «фрейминга».

Эта теория выделяется отдельно в ряду теорий СМК. Рассмотрим основные ее положения.

На процесс обработки и интерпретации информации оказывает влияние предшествующий опыт. Рядом авторов выделено 3 стратегии обработки новостей:

1. «Активная обработка» - индивид ищет дополнительные источники информации, считая, что информация СМК всегда является неполной, тенденциозной или окрашенной намерениями автора.

2. «Рефлексивное интегрирование» - индивид обдумывает или обсуждает информацию с другими с целью более полного понимания.

3. «Селективное сканирование» - из всего содержания индивид воспринимает только то, что согласуется с существующими у него представлениями, игнорируя нерелевантное, неинтересное.

Иными словами, аудитория конструирует свою реальность на основе личного опыта, взаимодействия с соседями, селективной интерпретации.

Фреймы – схемы предъявления и восприятия новостей.

Выделяют:

1. фреймы СМК,

2. индивидуальные фреймы.

Исследователи взаимосвязей между этими двумя видами фреймов (эффектов фрейминга) дают следующие их характеристики:

Фреймы СМК – свойства самих новостей, это идея или сюжет, сущность сообщения, привносят значение в последовательность событий, организуют повседневную реальность и являются ее частью, позволяют журналистам выбрать информацию, быстро идентифицировать и классифицировать ее, сделать какие-либо аспекты еще более существенными, включают намерения отправителя, его специфическое определение проблемы, моральную оценку, возможно рекомендации к действию.

На фреймы журналистов могут влиять социальные, организационные, идеологические, индивидуальные переменные.

Индивидуальные фреймы: схемы обработки информации, кластеры идей, которые хранятся в мозгу, направляют процесс обработки информации, помогают извлекать смыслы из новостей.

Фреймы аудитории часто рассматриваются как следствия того, как подается информация СМК. Фреймы влияют на то, как и кому приписывается ответственность за события, определяют установки, поведение индивида.

Фреймы сложно поддаются познанию, нередко их трудно или невозможно выразить словами, могут быть в виде неосознаваемых мотивов.

Они являются мостом между социокультурной реальностью и ее обыденным пониманием.

Так, согласно мнению исследователей, для обработки политической информации могут использоваться два вида фреймов:

1. глобальные (долговременные) политические взгляды,

2. кратковременные (зависящие от события).

Общие политические взгляды – это по сути характеристика индивида, они имеют ограниченное влияние на восприятие и интерпретацию частных проблем.

Краткосрочные фреймы – зависят от конкретного события, могут оказать значительное влияние на восприятие и интерпретацию информации.

Таким образом, фрейминг - это непрерывный процесс, в котором происходит построение схемы (фрейма), усвоение фрейма, эффекты фрейма на уровне индивида, связь между индивидуальными схемами и схемами СМК.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь